Формирование связной речи у дошкольников с ограниченными умственными возможностями средствами сюжетно-ролевых игр
статья по логопедии по теме

Кирина Любовь Валериевна

статья, в которой представлен опыт работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья40 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование связной речи у дошкольников с ограниченными

умственными возможностями средствами сюжетно-ролевых игр

Общение для человека является важной частью его жизни. Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. А для этого необходим достаточно высокий уровень сформированноcти связной речи и коммуникативных способностей.

Овладение связной монологической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания. Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Этой проблемой занимались Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.А. Ястребова и другие.

Значительное ухудшение социально-экономической и экологической ситуации на современном этапе развития общества неизбежно привело к отрицательным воздействиям на психическое и физическое здоровье ребенка: резко возросло число детей с различными патологиями, нарушениями и отклонениями. Особую категорию среди них составляют дети с интеллектуальными нарушениями. Причины уязвимости таких детей лежат в дисгармоничном развитии ряда психических функций, в том числе и речевой деятельности. Актуальным в связи с этим является наиболее ранняя и своевременная работа по развитию речи, коммуникативных умений и навыков у детей с различными нарушениями в развитии.

С точки зрения развития речи умственно отсталые дошкольники представляют собой весьма неоднородную категорию. Среди них имеются дети, совсем не владеющие речью, и дети с формально достаточно хорошо развитой речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к данной ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности – с другой. Речь не отражает истинных интеллектуальных возможностей ребенка, не может служить полноценным источником передачи ребенку знаний. Фразовая речь, формирующаяся у некоторых детей, отличается большим количеством фонетических и грамматических искажений. Овладение грамматическим строем речи на протяжении дошкольного возраста, как правило, не происходит. Особенно страдает связность речи.

Е.А. Юзбекова отмечает, что игровая деятельность, в тех формах, в каких она существует в раннем детстве, в старшем дошкольном возрасте не перестает утрачивать свое развивающее значение. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом.

С.А. Игнатьева подчеркивает, что наиболее эффективным инструментом формирования коммуникативных способностей в дошкольном возрасте является игра, в частности сюжетно-ролевая. Сюжетно-ролевая игра формируется в процессе жизни ребенка, в ходе его общения с окружающими людьми. Эти игры способствуют самоутверждению, развивают настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. А главное, такие игры способствуют их психическому и интеллектуальному развитию.

Проведенная работа по диагностике детей с нарушениями интеллекта дошкольного возраста показала, что дети имеют низкий уровень сформированности связной речи. Страдает как монологическая, так и диалогическая форма речи. При диагностике использовался метод рассказа  описания предмета или графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов. Рассказы детей отличались краткостью, логической непоследовательностью и сжатостью изложения, очень часто они состояли из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, а вместо предложения в них наблюдалось обычное перечисление отдельных элементов. Следовательно, дети нуждаются в создании специальных условий, обеспечивающих успешное развитие речевой деятельности и формирования коммуникативных способностей.

Логопедическую работу по развитию связной речи я начала с развития диалогической речи, как более легкой и являющейся основной формой речевого общения и поэтому основным средством я выбрала сюжетно-ролевую игру. Далее, с целью повышения уровня сформированности связной речи у детей с интеллектуальными нарушениями была разработана программа.  Программа делится на 3 этапа: подготовительный, основной и этап закрепления. Вся программа состоит из игр, которые проводятся  в течение 5-ти недель. Занятия   будут  проходить 2 раза в неделю в вечерние часы. Продолжительность групповых занятий   будет  составлять 35 – 40 минут. Так же необходимо отметить, что учитывая сложную структура дефекта детей и неоднородность группы,  при реализации этой программы предполагается активное сотрудничество учителя – логопеда и воспитателей группы по организации самого процесса.

Распределение сюжетно-ролевых игр по занятиям указано  в   программе.        


ЛИТЕРАТУРА

  1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. М., 1999.
  2. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Логопедия. Екатеринбург, 1998.
  3. Катаева, А А., Стребелева, Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии : пособие для учителя. М., 2001.
  4. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2006.  
  5. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал,...

Программа по формированию связной речи у дошкольников с ограниченными умственными возможностями средствами сюжетно-ролевых игр

Программа состоит из сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие свыязной речи у дошкольников с ограниченными умственными возможностями...

«Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Театрализованные игры помогают в развитии связанной речи у дошкольников с ОНР....

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников

Консультация для педагогов по вопросам организации игровой деятельности старших дошкольников в целях речевого развития...

«Формирование связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Связная речь это самая сложная единица речи. Основная роль в развитии связной речи отводится мотивации. Но традиционные методы не не ведут к развитию самостоятельности детей при составлении рассказов....

Методическая разработка по теме: Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлен...