Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Чиркина Екатерина Николаевна

консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                       Консультация для родителей

Тема: «Театрализованные игры как средство формирования связной речи

у дошкольников с общим недоразвитием речи»

     

   

Связная речь − это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. При нормальном речевом развитии ребёнка 5-6 лет существенными характеристиками речи являются значительная протяженность речевых высказываний, связность, последовательность, логико-смысловая организация. У детей с общим недоразвитием речи отмечается своеобразие связной речи.

         Недостаточность сформированности связной речи проявляется как в диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связной и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линий, фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой самостоятельной речевой активностью ребёнка, неумением выделить главные и второстепенные элементы замысла и связей между ними, невозможностью чёткого построения целостной композиций текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. При рассказывании дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений опускают или переставляют отдельные члены предложения, неправильно оформляют связи слов внутри фразы.

         Кроме того, как указывают исследователи (Ю.Ф.Гаркуша, В.П.Глухов, О.Н.Усанова и др.), для дошкольников с ОНР характерны:

        - Затруднения в пространственной ориентировке, особенно дифференциаций понятий «справа» и «слева»;

        - Неустойчивое внимание, низкий уровень показателей произвольного внимания;

        - Снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания;

        - Недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения;

        - Снижение работоспособности, быстрая утомляемость и раздражительность.

         Дети с ОНР часто необщительны, скованны, плохо адаптируются к окружающей среде. Недостатки речевого развития влияют и на их игровую деятельность. Нередко они теряют возможность играть со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль и боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Такие дети в игре проявляют либо робость, вялость, скованность движений, либо неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведений.

          В «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» большое внимание уделяется формированию у дошкольников с ОНР  навыков самостоятельной развёрнутой речи. С этой целью их обучают умению составлять рассказы по картинам и их серий, рассказы-описания, пересказы. Кроме того, ставятся задачи по развитию навыка передачи в речи последовательности событий в процессе наблюдения за серией выполняемых действий; составление рассказов элементами усложнения (добавление эпизодов, изменение начала или конца рассказа и т.п.); составление рассказов по заданной теме.

С целью развития связной речи дошкольников ОНР мною используется театрализованная игра, которая позволяет заинтересовать детей на занятиях, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. Театрализованная игра представляет собой инсценировку, проигрывание сказок. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом коррекционной работы. Сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищённость. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают строить диалоги, а следовательно, влияют на развитие связной речи.

Театр для ребёнка - это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка же своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражения своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправданно.

            Театрализация сказок способствует активному эмоциональному, интеллектуальному развитию, прививает социально-нравственные качества. Театр и сказка учат быть добрыми, чуткими, честными, справедливыми. Принимая на себя определённую роль, ребёнок пытается мимикой, речью и движениями передать настроение своего героя, его характер, особенности поведения. Движения становятся более уверенными, эмоционально яркими, речь - интонационно выразительнее. Инсценировка сказок помогает обучиться творческому рассказыванию, которое играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребёнком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем мире.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Театрализованные игры помогают в развитии связанной речи у дошкольников с ОНР....

Педагогический совет: "Формирование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи"

Цель педагогического совета: создание информациооного пространства для обмена опытом и повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию речи детей....

Обучение пересказу в работе по формированию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития

Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений. Пересказ - осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в у...

Консультация для родителей на тему «Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

В консультации рассказывается о связной речи в современном мире,также  представлены рекомендации для родителей по проведению театролизованных игр дома. Как с минимальными затратами совместно с ре...

Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...

Проект "Игра в кроссенс, как средство развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи".

Проект реализуется в старшей группе компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи. Рабочая программа, составленная с учетом рекомендаций Н.В Нищевой, имеет раздел коррекционно-развивающей ...