Главные вкладки

    Педагогический совет: "Формирование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи"
    материал (подготовительная группа) на тему

    Цель педагогического совета: создание информациооного пространства для обмена опытом и повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию речи детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedagogicheskiy_sovetno3.docx17.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогический совет по теме: «Формирование связной речи у дошкольников с ОНР»

    Цель педсовета:

    • Создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.

    Задачи:

    -Обновить научно - методический уровень компетенции педагогов о процессе развития речи и речевого общения на основе современных требований;

    -расширить опыт педагогов по созданию условий в ДОУ для речевого развития дошкольников в целостном образовательном пространстве;

    -углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования;

    -побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педпроцесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педпроцесса обучения детей родному языку;

    -преодолевать пассивность педагогов через применение новых эффективных методов обучения.

    Объясните понятие РЕЧЬ (исторически сложившиеся форма общения людей посредством языка, которая представляет собой систему фонематических и семантических средств и правил общения.)

    Речь –это сложная функциональная система, опирающаяся на совместную деятельность особых зон коры головного мозга.

    "Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей

    Вопросы 1 команде:

    1. Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)

    2. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

    3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

    4. Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)

    5. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

    6. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

    Вопросы второй команде.

    1. Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)

    2. Как называется текс, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

    3. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

    4. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)

    5. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя)

    6. Ведущий прием для активизации речи и мышления. (вопросы педагога)

    Актуальность проблемы речевого развития

    Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

    Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

    Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

    Речь педагога должна быть четкой, ясной, полной, грамматически правильной;

    В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

    Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

    В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию.

    Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только логопед, но и воспитатель. Если логопед совершенствует и речевое общение детей, то воспитатель закрепляет их, то есть те навыки и умения, которые были получены на логопедических занятиях.

    Успех формирования правильной речи у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых умений и навыков. Перед воспиталем группы детей с ОНР стоят коррекционные и общеобразовательные задачи.

    Овладение воспитателем методами и приёма обучения рассказыванию – одно из важнейших условий успешной работы по развитию и формированию речи дошкольников.

    На занятиях рекомендуется использовать следующие приёмы и методы: объяснение, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала (который должен быть реалистичным, целесообразным, соответствовать возрастным особенностям, речевые упражнения, самостоятельная оценка собственной и сверстников речевой деятельности.

    Выделяют следующие виды НОД по обучению детей рассказыванию по картине:

    - составление описательного рассказа по предметной картине;

    - составление описательного рассказа по сюжетной картине;

    - составление рассказа по серии сюжетных картинок;

    - составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту;

    - составление рассказа с элементами творчества;

    - завершение рассказа по готовому началу;

    - прослушивание текста и нахождение в нём смысловых ошибок;

    - составление рассказа – описания о любимой игрушке, или той игрушки, о которой мечтаешь или которую хочешь получить в подарок.

    У детей формируются умения и навыки по описанию события, указывая место и время действия, придумывание того что было и того что ещё будет. Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах.

    Для коллективных рассказов необходимо подбирать картины с достаточным по содержанию материалом, в данном виде детской деятельности формируется и развивается чувства коллективизма.

    в логической последовательности, находить в текстах опорные слова.

    Формирование связной речи, изменение её функций является следствием усложняющейся деятельности ребёнка и зависит от содержания, условий и форм общения ребёнка с окружающими.

    Связная речь - это особая форма коммуникативной деятельности. У детей с ОНР это форма сама не формируется, это проявляется в характерных особенностях построения ими связного высказывания.

    Игра «Расскажи сказку по-другому»

    Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды.

    Образец:

    сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик … и т. п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

    Итог

    Одним из показателей умственного развития ребёнка является речь, её богатство и правильность. Поэтому, очень важно взрослым поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

    Наше семинарское занятие мне бы хотелось закончить народной мудростью. Я начну фразу, а вы её продолжите:

    • Красно поле пшеном, а беседа (умом) .

    • Каков разум, таковы и (речи) .

    • Коротка речь и ясна – оттого и … .(прекрасна) .

    • Осла узнают по ушам, медведя по когтям, а дурака (по речам) .

    • Короткую речь хорошо слушать, а под долгую речь хорошо (думать) .

    • Краткость – сестра (таланта) .

    • Кто ясно мыслит, тот ясно (излагает) .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование нетрадиционных педагогических технологий в комплексном подходе преодаления общего недоразвития речи

    Хорошо развитая речь ребенка является важным условием успешного обучения в школе. Дошкольники с ТНР нуждаются в том, чтобы систематическое, комплексное воздействие было начато как можно раньше. В данн...

    «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»

    «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»...

    Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.

    Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...

    Психолого-педагогические аспекты оказания помощи детям с общим недоразвитием речи

    Цель исследования – рассмотреть психолого-педагогические аспекты оказания помощи детям с ОНР.Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:1) на основе изучения и анализа ...

    Педагогический совет «Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

    Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.Задачи: 1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связ...

    Педагогический совет Формирование связной речи у дошкольников в процессе освоения образовательных областей посредством внедрения инновационных методов

    Сценарий педагогического совета в ДОУ "Формирование связной речи дошкольников в процессе освоения образовательных областей посредством внедрения инновационных методов...