Педагогический совет «Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»
методическая разработка по развитию речи на тему

Кусова Нина Богдановна

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

 1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связной речи у детей;

2) развивать умения проектировать, конструировать процессы  речевого развития  дошкольников;

3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

4) контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx102.71 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет

«Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

Форма проведения - деловая игра

Тема:  «Формирование связной речи у дошкольников»

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

 1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связной речи у детей;

2) развивать умения проектировать, конструировать процессы  речевого развития  дошкольников;

3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

4) контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.

Повестка дня

Теоретическая часть:

1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста (заведующий)

2. Рекомендации к проведению НОД по развитию речи

3. Аналитическая справка  по вопросам речевого развития детей. (учитель-логопед)

Практическая часть: 

1. Деловая игра «Мозговой штурм»

Рефлексия.

 Ход педсовета.

  1. Выступление заведующего.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

Речевое развитие  – главный показатель умственного развития ребёнка.  Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду  осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так  и в  партнёрской и самостоятельной деятельности.

  1. Рекомендации к проведению НОД по речевому  развитию.

Прежде всего, важно определить его задачи, содержание, методы и приемы обучения.

 Следует также продумать структуру и ход НОД, подготовить соответствующий наглядный и литературный материал.

     Соответствие материала возрастным возможностям умственного и речевого развития детей.

     Обучение должно иметь развивающий характер.

Большое значение имеет интерес детей к НОД, который поддерживают и развивают путем занимательности, игр и игровых приемов, образности и красочности материала

Эмоциональный настрой обеспечивается также доверительными отношениями между воспитателем и детьми, психологическим комфортом детей в детском саду.

Структура НОД  должна быть четкой. В ней обычно выделяют три части – вводную, основную и заключительную.

В вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста.

 В основной части решаются главные задачи, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей.

Заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель- закрепить и обобщить знания, полученные при проведении НОД. Здесь используются художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и др.

Решаются задачи по индивидуальной работе с детьми. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.

2. Правильная организация НОД.

    Организация НОД должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала; эстетичность помещения, пособий). Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.

   При планировании НОД  определяются приемы работы с детьми.

Они могут быть разными по степени сложности:

- восприятие и описание натуральных объектов и их моделей (игрушки);

 - использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстрации, диафильмы и кинофильмы);

- словесные приемы - образцы речи воспитателя, художественные тексты, вопросы-задания, указания, пояснения, магнитофонные записи, словесные дидактические игры, игра-драматизация.

   Выбор приемов работы обусловлен содержанием речевой задачи, которую предстоит решать с детьми.

НОД в разных возрастных группах имеют свои особенности.

В группе младшего (раннего возраста 2-3 года) дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога. Очень важно помнить о развитии речи на других занятиях и следить за тем, чтобы дети постоянно слышали образец правильной русской речи.

В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается – будем учиться, а воспитатель предлагает поиграть, посмотреть на картину, послушать сказку). НОД носит подгрупповой и индивидуальный характер. Структура проста. Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе.

В группе младшего дошкольного возраста (3-4 года) группе продолжается работа по обогащению словаря, совершенствованию грамматической правильности речи, воспитанию звуковой культуры речи,  проводится подготовительная работа по обучению рассказыванию.

1. Развитие словаря. В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка в окружающем мире. Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову.

2. Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится 5-10 минут, они составляют лишь часть занятия по развитию речи. ОД должна проходить непринужденно, живо. Для того чтобы заинтересовать детей, можно в предлагаемые связи включать имена присутствующих, давать задания придумать предложения о самих себе.

    3. Особое внимание уделяется на всех речевых занятиях воспитанию звуковой  культуры речи.

Прежде всего ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Планируя ОД по развитию речи, воспитатель должен строить их с опорой на основные принципы методики, помнить, что методы и приемы работы обусловлены как закономерностями осваиваемого языка, так и возрастными психическими закономерностями восприятия, памяти, воображения, мышления детей.

Так в работе с детьми младших групп применим метод имитации, или отраженной речи. Другие методы (метод разговора-беседы, метод пересказа, метод рассказывания - сочинения) хотя и имеют место в работе с малышами, но используются в качестве сопутствующих.

Методом имитации воспитатель пользуется и в старших возрастных группах- на первоначальном этапе выработки у детей новых, более сложных речевых умений и навыков. Так, знакомя с понятием предложение, воспитатель произносит вслух несколько предложений, говорит, что предложением можно сказать о каждом предмете, находящемся рядом или далеко от нас, и предлагает  детям придумать предложения. Подражая примерам, они придумывают предложения об игрушках, предметах мебели, растениях и картинах, украшающих группу, или о предметах и явлениях, находящихся за пределами детского сада.

Обучая придумыванию рассказов, воспитатель вначале демонстрирует свой рассказ-образец. Затем, напомнив детям его структуру, план (где было, когда, с чего начиналось, что было потом, чем закончился рассказ?), он предлагает придумать свои рассказы. Дети, составляя рассказ по образцу, с трудом преодолевают тягу к прямому копированию содержания. Воспитатель должен это учитывать, подводить их мысль к «своему» содержанию.

Метод разговора- беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей, побуждает их уместно пользоваться словами, конструкциями предложений. При этом в младших группах воспитатель использует прием опоры на натуральные объекты и их модели (игрушки), на картинки, а в старших группах – на словесные дидактические игры.

Метод пересказа широко используется в работе с детьми начиная с пятого года жизни. Если у младших дошкольников требование взрослого запомнить не приводит к выделению ими соответствующей цели, то «старшие» дети ухе владеют умением принимать задачу запомнить и припомнить. С помощью этого метода обогащаются все компоненты языка (лексика, грамматика, интонации). Дети практически осваивают связную диалогическую и монологическую речи на лучших образцах художественной литературы. Задача воспитателя при планировании занятий по пересказу художественных произведений- отобрать тексты, доступные по содержанию и стилю изложения детям данной возрастной группы.

Выбор приемов работы обусловлен как содержанием речевой задачи, которую предстоит решать с детьми (фонетика, лексика, грамматика) , так и уровнем развития речевых навыков к моменту проведения данного занятия.

Особое место в плане ОД занимает текстовый дидактический материал- сказки, песенки, стихотворения, рассказы, загадки, пословицы, чистоговорки. Этот материал по тематике должен соответствовать содержанию занятия, его образовательной цели, дидактической задаче, должен обеспечивать возможность упражнять детей в звуковом анализе или произнесении звуков либо в морфологическом анализе слова с целью определения средств выразительности, и т.д. Этот материал должен быть художественным, образным и доступным для понимания детьми данной возрастной группы (объем, сложность содержания, количество новых слов-понятий, их сложность).

Основой учета должно быть не общее впечатление от занятия, а объем и уровень выполнения детьми речевых задач.

Рекомендации для воспитателей по речевому  развития детей 2 – 4 лет.

  1. Если в группе много детей с плохо развитой речью, надо чаще использовать вопросы и задания, требующие от ребенка ответа – действия (что-то показать, найти, принести, сделать и т.п.).
  2. Разговаривая с ребенком, следует проявлять выдержку и терпение. Если на ваш вопрос не последовало ответа, повторите его и подскажите ответ, поощряя попытки малыша воспроизвести вслед за вами слово, фразу.
  3. У вас «не получилось» занятие. Если вы считаете, что этот материал важен для детей, повторите занятие, но вначале проанализируйте причины – неудачи (завышены требования; неудачно разместили детей и т.п.).
  4. Не забывайте повторять с детьми пройденный материал.
  5. Ведите себя естественно, не читайте детям нравоучений.
  6. Чаще хвалите детей. Вместе с ними радуйтесь их успехам.
  7. Старайтесь вносить в жизнь детей что – то новое, неожиданное, радовать их сюрпризами, которые создают условия для развивающего общения.

Рекомендации для воспитателей по развития речи детей 4 – 7 лет.

  1. Развивать произносительную сторону речи:
  • подготавливать артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков;
  • вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
  1. Развивать и совершенствовать словарь:
  • знакомить со словами, обозначающими качества, свойства предметов;
  • учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи.
  1. Развивать грамматические навыки устной речи:
  • упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (на, в, за, из, с, над, между, перед и т.п.);
  • упражнять в употреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один – много») и образовании род. Падежа множественного числа существительных (при ответе на вопрос «Чего нет?»;
  • учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучать спряжению глагола «хотеть»;
  • обучать составлению и распространению простых предложений за счёт однородных членов; подлежащих, определений, сказуемых.
  1. Способствовать развитию связной речи. Развивать диалогическую речь:
  • создавать условия, способствующие активному использованию диалогической речи (игровые и проблемные ситуации, экскурсии, театрально – игровую деятельность);
  • учить осмысленно, пользоваться языковыми материалами в зависимости от ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощение);
  • демонстрировать детям культуру ведения диалога;
  • готовить к обучению связной монологической речи;
  • посредством игровых упражнений и разных форм пересказа учить составлять характеристики предметов и объектов (для описания); восстанавливать последовательность событий в повествовании.
  1. Не забывать развивать мелкую моторику рук.
  2. Создавать условия, способствующие активизации речи:
  • рассматривая с детьми их работы по изобразительной деятельности, побуждать к рассказу о созданных образах, предметах окружающего мира;
  • создавать для ребенка культурную богатую речевую среду.

3. Аналитическая справка  по вопросам речевого развития детей. (учитель-логопед)

Практическая часть

-Теперь, давайте поделимся своими знаниями и умениями в области развития речи дошкольного возраста.

Я приглашаю Вас на деловую игру, которая называется «Мозговой штурм».

1. Конкурс «Ромашка» (1 минута)

Педагоги делятся на две команды.

-Вашему вниманию  предложен цветок – ромашка, на её лепестках находятся слова, вам необходимо найти определение каждому слову (термину) и поместить на соответствующий лепесток.

Предлагаем вспомнить:

I команда:

  1. Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.
  2. Словарная работа – обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.
  3. Диалог – разговор двух или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией.

II команда:

  1. Речь –процесс общения людей между собой посредством языка.
  2. Что относится к словесным методам и приёмам обучения? (пояснение, рассказ, чтение, беседа).
  3. Пересказ – выразительное связное воспроизведение прослушанного художественного произведения.

2 конкурс

Замените предложения пословицей или поговоркой подходящей по смыслу (1 минута)

I команда:

- Учись всю жизнь (век живи, век учись).

- Нужно беречь время (делу время, потехе – час).

- Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье – смолоду).

-Тот не заблудится, кто спрашивает (Язык до Киева доведет)

II команда:

- Не болтай (держи язык за зубами).

- Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю на смех).

— Сын леопарда – тоже леопард( Яблоко от яблони недалеко падает)

— Бойся тихой реки, а не шумной  (В тихом омуте черти водятся)

3.  Творческий конкурс «Отгадай пословицу».

Выходят по одному участнику от каждой команды. Нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать». Дается 1 минута.

Для первой команды «Не плюй в колодец: случится воды напиться»

Для второй команды: «Без труда не вытянешь рыбку из пруда»

4Брей-ринг «Литературная страница»

Отвечает тот, кто быстрее других ударит в бубен.

(У одного из участников каждой группы в руках – бубен):

1. Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)

2. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной
сказке «Теремок». 
(«Рукавичка».)

3. Автор сказки «Гадкий утенок». (Ганс Христиан Андерсен.)

4. Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский.)

5. Назовите наиболее известные сказки А.С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)

6. Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая!»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк».)

7. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)

8. Назовите имя прообраза нашего Буратино? (Пиноккио.)

9. В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко?(«Крошечка-хаврошечка».)

10. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин.)

11. Сказка, в которой один герой говорит другому: «Как выпрыгну, как выскочу — полетят клочки по закоулочкам!»? («Заюшкина избушка».)

12. Из какого произведения эти строки: Вдруг откуда-то шакал на кобыле прискакал: «Вот вам телеграмма от гиппопотама!» («Айболит» К. И. Чуковского.)

13. Про какую царевну говорили, что она «едет в коробчонке»? («Царевна-лягушка».)

5 задание «Угадай сказку»

Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу (1 минута)

1.Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)
2.Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)
1 .В тесноте, да не в обиде. (Теремок, Рукавичка)
2.Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)

6 задание: Кроссворды на тему «Речевое развитие дошкольников»

Кроссворд № 1

1.Речь, рассказ одного человека.

2.По горизонтали. Создание нового слова на базе другого однокоренного слова при помощи приставки, суффикса.

2.По вертикали. Часть речи, обозначающая предмет, объект, явление.

3.Вид рассказа, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта, затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, завершается итоговой фразой, дающей оценку предмету или высказывающей отношение к нему.

4.Небольшое литературное произведение в прозе, описание, повествование,

история.

5.Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при

котором используются вопросы, объяснение, беседа, рассказ воспитателя.

6.Слова, различные по своему звучанию, но близкие по значению.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12745_bbe06c84b911f8dc7c783595a6b791a6.jpg.jpg

Ответы: 1.Монолог. 2 по горизонтали. Словообразование. 2 по вертикали.

Существительное. 3.Описание. 4.Рассказ. 5.Словесный. 6.Синонимы.

Кроссворд № 2

1.Слова, противоположные по смыслу.

2.Вид рассказа, в котором дети должны развить сюжет, развертывающийся во времени и логической последовательности.

3.Человек, который пишет книги, создает какие-нибудь произведения.

4.Часть речи, которая обозначает действие предмета.

5.Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при

котором детям демонстрируются игрушки, предметы, картинки, фотографии, рисунки, слайды и др.

6.Разговор между двумя людьми.

7.Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют

решения.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12745_d51612f9568659da730f43cdb01068b9.jpg.jpg

Ответы: 1.Антонимы. 2.Повествование. 3.Автор. 4.Глагол. 5.Наглядный.

6.Диалог. 7.Загадка.

7 задание

Команды получают карточки с заданием  и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.

1 команда

кашечрохав    («Хаврошечка»)

боклоко            («Колобок»)

зоркомо            («Морозко»)

комерет           («Теремок»)

 2 команда

очвокамйюд     («Дюймовочка»)

дыродйом         («Мойдодыр»)                            

гукароснеч      («Снегурочка»)

щеинакатар     («Тараканище»)

пожелания по поводу того, чтобы вам хотелось узнать в следующий раз.  

4. Подведение итогов деловой игры.

Спасибо всем участникам за игру. Надеюсь, что она не прошла для вас даром. Будьте добрее друг к другу. Берегите друзей. Пусть сбудутся все добрые предсказания! Пусть в ваших семьях будет лад и согласие! Спасибо членам жюри за строгие оценки. Желаю всем здоровья, удачи, успехов, необъятной жизненной энергии на ниве педагогического труда.

 

Решение педагогического совета

1.Продолжать работу по развитию речи во всех видах детской деятельности.

(Всем воспитателям постоянно)

2. Использовать педагогические технологии, создавать проблемные ситуации на занятиях и в свободное время, побуждающих к активизации речевой  деятельности  детей. (Всем воспитателям постоянно)

3. Для развития  речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарной поисковой деятельности и т.п. (всем воспитателям постоянно)

4.В работе с родителями использовать индивидуальный подход, учитывая личностные  особенности каждой семьи. (всем воспитателям постоянно)

 5. Материалы педагогического совета разместить на сайте ДОУ.

6. Материалы педагогов, представленные на педагогическом совете и педагогических часах разместить на личных страницах педагогов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический педагогический совет На тему: «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста. Задачи:1)актуализация знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года;2) развива...

Педагогический совет «Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Речевое развитие ребенка начинается с первых дней его жизни. В этом развитии речь взрослого является главным катализатором детской любознательности. Связная речь подразумевает умение ребенка выстраива...

Педагогический совет на тему: "Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО"

Проблема развития речи является одной из актуальных, поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. С целью совершенствования работы ...

Педагогический совет «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

laquo;Формирование социально-коммуникативной  компетентности  дошкольниковв соответствии с требованиями  ФГОС ДО»....

Педагогический совет «Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

Речевое развитие ребенка начинается с первых дней его жизни. В этом развитии речь взрослого является главным катализатором детской любознательности.Связная речь подразумевает умение ребенка выстраиват...

Педагогический совет «Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Речевое развитие ребенка начинается с первых дней его жизни. В этом развитии речь взрослого является главным катализатором детской любознательности.Связная речь подразумевает умение ребенка выстраиват...