Педагогический совет «Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
учебно-методический материал
Речевое развитие ребенка начинается с первых дней его жизни. В этом развитии речь взрослого является главным катализатором детской любознательности. Связная речь подразумевает умение ребенка выстраивать развернутые предложения, рассуждать логично и четко формулировать свои мысли. Развитие связной речи начинается с трех лет, а наиболее активная фаза её формирования протекает в пять-шесть лет. В это время чаще надо предлагать малышу пересказывать сказки, озвучивать свои мысли по поводу прочитанного материала или объяснять значение пословиц своими словами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_svyaznaya_rech.docx | 61.14 КБ |
pedsovet_rech.pptx | 1.65 МБ |
t1.docx | 18.09 КБ |
t2.docx | 20.83 КБ |
testy_po_rr.docx | 30.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет «Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Форма проведения - деловая игра
Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связной речи у детей;
2) развивать умения проектировать, конструировать процессы речевого развития дошкольников;
3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;
4) контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.
Повестка дня:
Теоретическая часть:
1.Вступление (Олейникова В.Б.)
2.Развитие связной речи как основной фактор готовности к обучению в школе. (Олейникова В.Б.)
3.Рекомендации к проведению НОД по развитию связной речи (Олейникова В.Б.)
4. Отчет воспитателей: «Организация и эффективность работы по развитию связной речи дошкольников»
5.Разное
Практическая часть:
1. Деловая игра «Развиваем речь»
Рефлексия.
Ход педсовета:
1.Вступление
Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи у детей дошкольного возраста.
Речевое развитие ребенка начинается с первых дней его жизни. В этом развитии речь взрослого является главным катализатором детской любознательности.
Связная речь подразумевает умение ребенка выстраивать развернутые предложения, рассуждать логично и четко формулировать свои мысли. Развитие связной речи начинается с трех лет, а наиболее активная фаза её формирования протекает в пять-шесть лет. В это время чаще надо предлагать малышу пересказывать сказки, озвучивать свои мысли по поводу прочитанного материала или объяснять значение пословиц своими словами. Это поможет ребенку научиться мыслить, формулировать собственные мысли и выстраивать причинно-следственные связи.
К окончанию дошкольного возраста развитие речи ребенка должно достигнуть того уровня, который необходим для успешной учебы в школе. Это звуковая культура речи, овладение грамматическим и лексическим строем родного языка, а также уверенное осознание речи и её произвольности, которое дает малышу возможность выбирать адекватные языковые средства в процессе общения с окружающими его людьми.
2.Развитие связной речи как основной фактор готовности к обучению в школе.
3.Рекомендации к проведению НОД по развитию связной речи
4. Отчет воспитателей, учителя - логопеда: "Организация и эффективность работы по развитию связной речи дошкольников»
5.Итоги анкетирования родителей
6.Разное
Практическая часть:
Деловая игра «Развиваем речь»
К. Д.Ушинский - основоположник научной педагогики:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»
Прежде, чем перейти к игре, я хочу вас настроить на успешную работу - «Квик – настройка»:
1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.
3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем
дороже ценятся.
4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и
стареть не дает.
5. Трудности закаляют на пути к счастью.
Теперь переходим к игре.
Все играющие делятся на 2 команды, выбирают капитанов. Объясняются правила игры, обращается внимание на время выполнения каждого задания.
Ведущий напоминает правила игры:
— уметь слушать других;
— вырабатывать общее решение вопроса;
— принимать активное участие в игре;
— соблюдать культуру речи и тактичность.
Задание 1 «Приветствие»
Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой «Развитие речи», девиз команды. (1мин)
Задание 2 «Разминка»
На дереве висят воздушные шары с вопросами. Каждая команда по очереди подходят к дереву берут шары с вопросами и отвечают на них. Жюри оценивает правильность ответа и время. (за правильный ответ 1 балл)
1.Разыгрывание сюжета без предварительной подготовки (импровизация)
2.Связное развернутое изложение какого-либо факта (рассказ)
3.Изложение прослушанного произведения (пересказ)
4.Простейшая кукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы (бибабо)
5.Правильное, разборчивое и четкое произношение звуков. слогов, слов, фраз(дикция)
6.То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)
7.Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин,игрушек (образец)
8.Жанр литературного произведения, используемый в доу для пересказа детьми (сказка)
9.Обязательный прием на занятиях по обучению рассказыванию (указание).
10.Сообщение, в котором факты следуют один за другим (повествование).
11.Приём, используемый ребенком после рассказа для уточнения (вопрос).
12.Приём, который позволяет оценить детский рассказ (анализ).
Разминка: разложить серию картинок по порядку и составить рассказ, чётко соблюдая требования по составлению рассказа по серии сюжетных картинок.
Задание 3 Игра: «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком - вагон.
Есть кислое слово – лимон!
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
1 команда:
Яркие слова– (солнце, лето, картинка, звезда)
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка)
2 команда:–
Быстрые слова- (ракета, самолет, тигр, орел).
Кислые слова – (яблоко, сок, лимон, борщ, кефир)
Легкие слова – (шар, пух, снег, вата)
Задание 4 «Составь мнемотаблицу для разучивания стихотворения»
1 команда:
1 Я рубашку сшила Мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.
2 команда:
2.Я купила кошке к празднику сапожки
Причесала ей усы, сшила новые трусы
Только как их одевать?
Хвостик некуда девать.
Задание 5 «Посади божью коровку на нужный цветок»
Мы с вами знаем, что существуют 3 метода ознакомления детей с литературой (словесный, практический и наглядный) и вам необходимо подобрать к каждому из них приемы. Предлагаю вам для каждого метода подобрать соответствующие приемы. На цветках прописаны методы, вам необходимо соотнести приемы с методами т.е. посадить божью коровку на нужный цветок. Каждая команда получает по три цветка.
Словесный:
-Чтение произведение.
-Вопросы к детям по содержанию произведений.
-Пересказ произведения.
-Заучивание наизусть.
-Выразительное чтение.
-Беседа по произведению.
-Прослушивание грамзаписи.
Практический:
-Элементы инсценировки.
-Игры-драматизации.
-Дидактические игры.
-Использование разных видов театра.
-Игровая деятельность.
Наглядный:
-Показ иллюстраций, картинок, игрушек.
-Показ движений пальцами, руками.
-Схемы.
-Алгоритмы.
-Просмотр видеофильмов, диафильмов.
Задание 6 «Работа с пословицами»
Найдите лишнюю пословицу:
«Хвастать – не косить, спина не болит»
«Не спеши языком – торопись делом»
«Язык до Киева доведет»
«От слова до дела – сто перегонов»
(ответ: третья пословица)
«Найдите пары пословиц»
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»
«Руби дерево по себе»
«Знания никому не в тягость»
«Без корня и полынь растет»
«Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»
«По Сеньке и шапка»
(Ответ: 1- 3, 2-6, 4 –5)
Музыкальная пауза
Музыкальный руководитель исполняет 4 мелодии русских народных песен или плясок, игроки должны отгадать их название. За правильный ответ – 1 балл.
Не секрет, что речь педагогов не всегда бывает правильной. Мы допускаем ошибки, часто используем слова-паразиты, неправильное словообразование, ударение.
Воспитатель – не просто человек, а человек, который находится в ответе за своих воспитанников. Поэтому ему следует помнить о том, что речь – это не только показатель ума, но и мощное средство воздействия на чужие умы.
Задание 7 «Зарядка для ума»
Уважаемые коллеги, вам необходимо провести фронтальную работу в своих командах, где:
- одни должны будут выполнить задание, в котором необходимо найти примеры с ошибками в образовании формы слова;
- другие – разгадать кроссворд, который называется «Развиваем речь» и показать свои знания в области теории.
1.1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) около пятиста фотографий 2) поезжайте в город 3) пара носков 4) наиболее уместный | 1.1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) несколько ножниц 2) умелые повара 3) двое подружек 4) в полутора часах |
1.2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) любимые профессора 2) наиболее решительнее 3) в двухстах метрах 4) на их территории | 1.2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) несколько яблок 2) лежит на шкафе 3) до тысяча восемьсот двенадцатого года 4) богатейший выбор |
1.3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) пара сапог 2) килограмм помидоров 3) ехай вперёд 4) в две тысячи пятом году | 1.3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) пара туфлей 2) выправь текст 3) несколько полотенец 4) старых профессора |
Кроссворд "Развиваем речь"
2п | ||||||||||||||||||
о | ||||||||||||||||||
1в | в | |||||||||||||||||
о | т | |||||||||||||||||
п | 1о | б | р | а | з | е | ц | |||||||||||
р | р | |||||||||||||||||
2о | б | ъ | я | с | н | е | н | и | е | |||||||||
с | н | |||||||||||||||||
и | 3п | |||||||||||||||||
4с | 3б | е | с | е | д | а | ||||||||||||
л | р | |||||||||||||||||
4о | п | и | 5с | а | н | и | е | е | ||||||||||
в | к | с | ||||||||||||||||
о | 5п | о | г | о | в | о | р | к | а | |||||||||
р | а | |||||||||||||||||
о | з | |||||||||||||||||
г | ||||||||||||||||||
6п | о | с | л | о | в | 6и | ц | а | ||||||||||
в | н | |||||||||||||||||
7м | о | н | о | л | о | г | т | |||||||||||
р | о | |||||||||||||||||
к | н | |||||||||||||||||
а | 8д | и | а | л | о | г | ||||||||||||
ц | ||||||||||||||||||
9т | и | х | е | е | в | а | ||||||||||||
я |
по вертикали:
1.Словесное обращение, требующее ответа (вопрос)
2.Неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания (повторение)
3. Изложение содержания прочитанного или услышанного текста. (пересказ)
4.Основная единица языка (слово)
5.Трудно-произносимая фраза с часто встречающимися одинаковыми звуками (скороговорка)
6.Смысловая, эмоциональная окраска речи (интонация) по горизонтали:
1.Правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя, доступная для повторения, подражания – это речевой…(образец)
2.Раскрытие сущности какого-либо явления или образа действий (объяснение)
3.Словесный метод активизации словаря (беседа)
4.Изложение характерных признаков предмета или явления (описание)
5.Образное краткое изречение (фраза), содержащая в себе прямой совет и подсказывает как поступить в данной ситуации (поговорка)
6.Краткое, выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)
7. Связная речь одного лица (монолог)
8.Беседа нескольких людей Тип связной речи (диалог)
9.Ученый-методист занимавшийся изучением речи детей раннего возраста (Тихеева)
Задание 8 «Шуточная викторина!»
Вопрос:- Кто из героев сказок мог дать такое объявление?
1. «Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину»
(Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина)
2. «Несу золотые яйца. Дорого!»
(«Курочка Ряба» из р. н. сказки)
3. «Отмою всё!»
(«Мойдодыр» - из сказки К. И. Чуковского)
4. «Нашедшему ключ из драгоценного золотого металла гарантирую вознаграждение!».
(Буратино из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино»- А. Толстого.)
5. «Отнесу пирожок вашей бабушке!»
(«Красная шапочка»- из сказки Ш. Перро.)
6. «Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света!»
(«Доктор Айболит»- из сказки К. И. Чуковского)
7. Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами.
(“Гуси-лебеди”).
8. «Я из сибирских лесов прислан к вам воеводой.»
(«Кот и лиса», Котофей Иванович)
Задание 9 «Отгадай-ка»
Отгадать загадки:
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу).
Фальшивят, путают слова,
Поют – кто в лес, кто … (по дрова) !
Ребята слушать их не станут:
От этих песен уши … (вянут) !
Глеб у доски повесил нос,
Краснеет … (до корней волос).
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь … (землю провалиться).
О чем же думал он вчера,
Когда баклуши … (бил) с утра!
Медвежья услуга, кто в лес, кто по дрова, уши вянут, краснеть до корней волос, готов сквозь землю провалиться, бить баклуши – что это за выражения? (Это фразеологизмы).
Сейчас мы проверим не только ваше знание фразеологизмов, но и умение их изображать. Конкурс называется «Нарисуй и отгадай фразеологизм».
На карточке у каждой команды написано по два фразеологизма. Вам за три минуты необходимо нарисовать заданные фразеологизмы. А команда соперников должна их разгадать.
За каждый разгаданный фразеологизм команда получает один балл. Готовы? Время пошло.
Фразеологизмы для 1 команды:
капля в море;
обвести вокруг пальца.
Фразеологизмы для 2 команды:
кот наплакал;
как ветром сдуло.
Игровая разминка:
Участники на месте.
- Если вы на что- то сердиты то, закройте глаза.
- Если вы недовольны тем, что кто-то вас постоянно достаёт и что-то требует от вас, покачайте головой;
- Если вы полагаете, что ваше настроение не зависим от настроения окружающих, подмигните друг другу;
- Если вы считаете, что у вас сейчас хорошее настроение - покружитесь
-Если вы рады встрече с нами, улыбнитесь соседу.
- Если вам здесь нравится, то похлопайте в ладоши.
Задание 10: Составьте правильно пословицу
Лень человека кормит, а труд портит.
Труд человека кормит, а лень портит.
Выловишь из пруда рыбку и не без труда.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Душа вместе, так и на месте вся семья.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Один раз отмерь, семь - отрежь.
Семь раз отмерь, один - отрежь.
Не имей сто друзей, а имей сто рублей.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить.
Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
Конь дрожит – земля бежит.
Конь бежит – земля дрожит.
Кто много, много знает тот читает.
Кто много читает, тот много знает.
Рефлексия
А сейчас мы обобщим все знания, полученные на деловой игре. Мы будем создавать картину. (На мольберт крепится лист ватмана. Педагог читает стихотворение и по ходу прикрепляет к листу заготовки, выполненные на самоклеющейся бумаге).
Культура речи
Солнце – это воспитатель! (прикрепляется изображение солнца)
Он образец красивой речи.
Освещая путь детишкам, (прикрепляются фото детей).
Лучики бегут навстречу.
Облака для нас – общение. (Прикрепляются 2 облака с надписью «вербальное общение» и «невербальное общение».)
В них своё хитросплетение.
Это поза, жесты, взгляд,
Слова, мимика, контакт. (Прикрепляются капельки с надписями.)
Солнце капелек коснулось.
Что за чудо-красота?
Засияла речь игриво,
Появилась радуга.(Прикрепляется изображение радуги.)
Семь компонентов нашей речи
Запомнить просто и легко.
Лишь вспомни радугу на небе,
И станет на душе светло.
В ней правильность, логичность, точность,
Богатство красок, чистота,
А выразительность какая!
Ведь от неё поёт душа!
Сей стих приобретет известность.
И в этом есть свой толк, уместность. (Записываются выделенные слова на каждой дуге радуги.)
Туча темная – ошибки. (Прикрепляется изображение тучи.)
Будем исправлять все дружно. (Прикрепляется изображение зонтика над фотографиями детей.)
Вот задача педагога –
И светла будет дорога!
Чтоб гордились русской речью,
Её величеством и силой.
Ну, а знания о речи
Только радость приносили!
Итак, согласны ли вы со словами французского философа и писателя Вольтера: «Выучить несколько языков – дело одного - двух лет, а чтобы научиться говорить на своем родном языке как следует, надо полжизни!»?
Говорите, пожалуйста, правильно, ведь слово – это одежда мыслей.
Запомнить компоненты речи помогут радуги цвета. Ведь радуга, как речь, замечу, Игрива, звучна и проста. Логичность, правильность и точность линий, Богатство красок, чистота, Как выразительны, красивы, Уместны все ее цвета!
Уважаемые игроки и жюри попрошу вас на небольших листочках написать пожелания рекомендации, ваше настроение после игры. Приклеить их на этот «Чемоданчик» «Наполнить его багажом» и этот багаж я возьму с собой, который пригодиться мне в дальнейшей работе.
Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили методы и приемы способствующие речевому развитию детей.
Решение педагогического совета.
1. Педагогам ДОУ усилить самоконтроль за собственной речью и контроль за речью детей.
Срок: постоянно.
Ответственные: педагоги ДОУ.
2.Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:
- пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп, срок апрель- май)
- оформить стенды для родителей "Развитие связной речи дошкольника" (ответственные педагоги групп срок – апрель месяц).
- Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.
Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей. (ответственный зам. заведующего, анализ календарных планов ежемесячно)
3. Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы. (ответственные зам. заведующего посещение НОД в группах)
4. Вовлекать родителей в образовательный процесс, проводить мастер-классы, родительские гостиные по развитию речи детей.
5. Провести в группах родительские собрания по теме "Развитие связной речи дошкольника"
ПРИЛОЖЕНИЕ
Содержание речевых уголок в группах ДОУ
1-я младшая группа
1 Картинки по лексическим темам
2 Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
3 Художественные произведения по программе и др.
4 Словесные дидактические игры.
5 Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6 Предметные картинки.
7 Различные виды театров.
8 Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) предметами домашнего обихода;
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный,
сладкий-горький, большой-маленький т.д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит и т.д.)
2-я младшая группа
1 Картинки по лексическим темам (альбомы).
2 Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
3 Художественные произведения по программе и др.
4 Словесные дидактические игры.
5 Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6 Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
7 Различные виды театров.
8 Картинки:
а) с изображением характерных особенностей времен года;
б) предметами домашнего обихода;
в) деталями предметов;
г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов;
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет,
гладит т.д.).
Средняя группа
1 Картинки по лексическим темам.
2 Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
3 Художественные произведения по программе и др.
4 Словесные дидактические игры.
5 Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6 Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
7 Различные виды театров.
8 Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) предметами домашнего обихода;
в) основными частями предметов;
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный,
сладкий-горький, большой-маленький т.д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет,
гладит т.д.).
ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна
кукла – много кукол);
ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш)
9 Зеркало или индивидуальные зеркала.
Старшая группа
1 Картинки по лексическим темам.
2 Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике;
д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).
3 Художественные произведения по программе и др.
4 Словесные дидактические игры.
5 Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6 Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.
7 Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз
работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор,
трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка,
электрическая мясорубка, миксер);
д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый,
горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет,
гладит т.д.);
ж) с изображением синонимов;
з) с изображением животных во множественном числе;
и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш);
к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао)
8 Зеркало или индивидуальные зеркала.
Подготовительная группа
1 Картинки по лексическим темам.
2 Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике;
д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).
3 Художественные произведения по программе и др.
4 Словесные дидактические игры.
5 Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6 Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.
7 Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз
работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор,
трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка,
электрическая мясорубка, миксер);
д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый,
горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);
ж) с изображением синонимов;
8 Зеркало или индивидуальные зеркала.
Памятка для родителей
1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.
3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь, пока малыш не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно и речь.
8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
13. Играйте с ребёнком в разные игры.
14. Проблемы отцов и детей не бывает там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
Правила для смелых и упорных педагогов
- Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
- Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только еще одним вопросом, или двумя, или десятью… но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
- Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.
- После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
- Если рассказ не получился или получился с трудом- улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!
Основные правила культуры речи:
1) Избегать многословия в любой ситуации общения. Если хотите донести до слушателя какую-то мысль, не нужно лишних слов, отвлекающих внимание от главного предмета речи.
2) Перед тем как вступить в разговор, чётко сформулировать для себя цель предстоящего общения.
3) Стараться всегда говорить кратко, понятно и точно.
4) Стремиться к речевому разнообразию. Для каждой конкретной ситуации общения нужно находить подходящие слова, отличные от тех, которые применимы в других ситуациях. Чем больше комплексов разнообразных слов для отдельных ситуаций подготовлено, тем выше станет речевая культура. Если человек не умеет подбирать слова, отвечающие требованиям той или иной ситуации общения, значит, он не владеет культурой речи.
5) Научиться находить общий язык с любым собеседником. Независимо от манеры общения визави, соблюдать принципы культуры речи, быть вежливым и дружелюбным.
6) Никогда не отвечайте грубостью на грубость. Не опускаться до уровня своего плохо воспитанного собеседника. Следуя принципу «око за око» в подобной ситуации, человек продемонстрирует только отсутствие собственной культуры речи.
7) Научится быть внимательным к собеседнику, слушать его мнение и следовать ходу его мыслей. Стараться всегда проявлять правильный отклик на слова своего визави. Непременно отвечать собеседнику, если видишь, что он нуждается в совете или внимании. Помнить, когда не отвечаешь на слова собеседника, то грубейшим образом нарушаешь речевой этикет.
8) Следить за тем, чтобы во время разговора или публичного выступления эмоции не пересиливали разум. Сохранять самоконтроль и самообладание.
9) Нарушение правил речевого этикета возможно в тех случаях, когда необходимо добиться выразительности речи. Однако ни в коем случае нельзя опускаться до употребления нецензурных слов. В противном случае, ни о какой культуре речи не может быть и разговора.
10) Общаясь с собеседником, не перенимать его стиль общения: придерживаться своих положительных речевых привычек. Конечно, необходимо искать общий язык с любым собеседником, но подражая его манере общения, теряешь свою индивидуальность.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План педсовета 1.Вступление 2.Развитие связной речи как основной фактор готовности к обучению в школе. 3.Рекомендации к проведению НОД по развитию связной речи 4. Отчет воспитателей: "Организация и эффективность работы по развитию связной речи дошкольников» 5.Итоги анкетирования родителей Практическая часть: 1. Деловая игра «Развиваем речь» Рефлексия. 6.Разное
Овладение языком, являющееся одним из самых значимых приобретений ребёнка до школы, рассматривается как одна из важнейших задач дошкольного образования. Дошкольное образование особенно сензитивно к усвоению речи, и если определённый уровень овладения родным языком не будет достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, к сожалению не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Вместе с тем в дальнейшем культура разговорной и письменной речи, умение пользоваться выразительными средствами языка, стилистическим многообразием языковых средств станут самой надёжной рекомендацией личности.
Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребёнка. Поэтому задача обучения родному языку, развития речи выступает как одна из главных задач всестороннего развития дошкольников, а следовательно, её решение во многом способствует подготовке детей к обучению в школе.
Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников . В развитии связной речи понятия «диалогическая» и «монологическая» речь являются центральными . Необходимо развивать у детей умение строить диалог – спросить, ответить, объяснить, попросить, поддержать, пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией .
Речевое развитие – главный показатель умственного развития ребёнка . Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Причины низкого уровня развития речи : • У детей связные высказывания короткие или вообще одно слово; • уровень информативности высказывания очень низкий. • Недостаточная подготовка к занятию. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы. • Очень важную роль в развитии речи играет , и культура речи педагога . Речь педагога четкая, ясная, отчетливая, то есть хорошая дикция. • Некомпетентность некоторых педагогов по проблемам становления речи . Воспитатель не знает методику , не применяет современные технологии на занятии. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит и не слышит ребёнка. • При обучении воспитатели ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы. • Работа по развитию речи кропотливая , ежеминутная, результата сразу не видно, и воспитатель не хочет ею заниматься.
Рекомендации к проведению НОД по речевому развитию . Прежде всего, важно определить его задачи, содержание, методы и приемы обучения. Следует также продумать структуру и ход НОД, подготовить соответствующий наглядный и литературный материал. Соответствие материала возрастным возможностям умственного и речевого развития детей . Обучение должно иметь развивающий характер . Большое значение имеет интерес детей к НОД, который поддерживают и развивают путем занимательности, игр и игровых приемов, образности и красочности материала Эмоциональный настрой обеспечивается также доверительными отношениями между воспитателем и детьми , психологическим комфортом детей в детском саду. Структура НОД должна быть четкой ( выделяют три части – вводную, основную и заключительную) Правильная организация НОД ( Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга ) НОД в разных возрастных группах имеют свои особенности.
Последовательность работы над связной речью: 1 . воспитание понимания связной речи; 2. воспитание диалогической связной речи. Воспитание монологической связной речи, приемы работы : - работа над составлением рассказа - описания; - работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок; - работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке; - работа над пересказом; - работа над самостоятельным рассказом.
Методические приемы работы по формированию связной речи . Беседы Чтение рассказов или сказок, после чего следует рассмотреть картинки Необходимо учить ребенка участвовать в беседе ( диалог) Приведем пример «усложненной» беседы. - Каких животных ты видишь на этой картинке? - Волка, медведя и лису. - Что ты знаешь о волке? - Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет. - А что ты можешь сказать о медведе? - Он большой, коричневый, зимует в берлоге. - А что ты знаешь о лисе? - Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост. - Где ты видел этих зверей? - В зоопарке, там они живут в клетках. - Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п.
ДЕЛОВАЯ ИГРА «Развиваем речь»
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету » К.Д. Ушинский
Настройка на успешную игру 1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей . 2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют. 3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся. 4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не дает. 5. Трудности закаляют на пути к счастью.
Задание №1 . «Представление команд» Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой «Развитие речи», девиз команды. (1мин)
Задание №2. «Разминка» Каждый участник команды по очереди отвечает на вопросы.
Разминка Р азложить серию картинок по порядку и составить рассказ, чётко соблюдая требования по составлению рассказа по серии сюжетных картинок.
Задание 3 Игра : «Похожие слова » П одобрать существительные к прилагательному по ассоциации. 1 команда: Яркие слова Сладкие слова Веселые слова 2 команда : Быстрые слова Кислые слова Легкие слова
Задание 4 « Составь мнемотаблицу для разучивания стихотворения»
Задание 5 « Посади божью коровку на нужный цветок» Предлагаю вам для каждого метода подобрать соответствующие приемы (они прописаны на божьих коровках). На цветках прописаны методы, вам необходимо соотнести приемы с методами т.е. посадить божью коровку на нужный цветок.
Игровая разминка - Если вы на что- то сердиты то, закройте глаза. - Если вы недовольны тем, что кто-то вас постоянно достаёт и что-то требует от вас, покачайте головой; - Если вы полагаете, что ваше настроение не зависим от настроения окружающих, подмигните друг другу; - Если вы считаете, что у вас сейчас хорошее настроение - покружитесь -Если вы рады встрече с нами, улыбнитесь соседу. - Если вам здесь нравится, то похлопайте в ладоши.
Задание 6 Найдите лишнюю пословицу: «Хвастать – не косить, спина не болит» «Не спеши языком – торопись делом» «Язык до Киева доведет» «От слова до дела – сто перегонов» «Найдите пары пословиц» «Кто грамоте горазд, тому не пропасть» «Руби дерево по себе» «Знания никому не в тягость» «Без корня и полынь растет» «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха» «По Сеньке и шапка»
Задание 7 Н айти примеры с ошибками в образовании формы слова
Задание 8 Разгадать кроссворд « Развиваем речь»
Задание №9 «Нарисуй и отгадай фразеологизм » На карточке у каждой команды написано по два фразеологизма. Вам за три минуты необходимо нарисовать заданные фразеологизмы. А команда соперников должна их разгадать. .
Задание10 «Составьте правильно пословицу» 1 команда: Лень человека кормит, а труд портит. Выловишь из пруда рыбку и не без труда. Душа вместе, так и на месте вся семья. Один раз отмерь, семь - отрежь .
Задание10 «Составьте правильно пословицу» 2 команда: Не имей сто друзей, а имей сто рублей. Порознь , а, вместе, хорошо, петь, говорить. Конь дрожит – земля бежит. Кто много, много знает тот читает .
Проверь себя Труд человека кормит, а лень портит. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Вся семья вместе, так и душа на месте. Семь раз отмерь, один - отрежь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Петь хорошо вместе, а говорить порознь . Конь бежит – земля дрожит. Кто много читает, тот много знает.
Рефлексия « Культура речи»
Правила для смелых и упорных педагогов Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только еще одним вопросом, или двумя, или десятью… но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла. После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным. Если рассказ не получился или получился с трудом- улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ
Предварительный просмотр:
Экспресс-тестирование педагогических работников по речевому развитию дошкольников
1. Назовите основные направления работы по развитию речи детей в детском саду (по ФГОС ДО)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Каковы задачи словарной работы?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Ребенку не интересна НОД по речевому развитию. Что нужно сделать, чтобы повысить интерес к занятиям по развитию речи?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Назовите формы речи.
____________________________________________________________
6.Какие умения развиваются в диалоге.
________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Какие формы работы используют при обучении детей связной речи.
________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Ведущий прием обучения правильному произношению
__________________________________________________________________
9.С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи?
__________________________________________________________________
10.С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи?
__________________________________________________________________
11.Система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - __________________________________________________________________
12. Что является предметом изучения методики развития речи?
Варианты ответа:
а) процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия;
б) процесс самостоятельного овладения детьми родной речью без вмешательства со стороны взрослых;
в) формирование навыков общения в условиях нерегламентированных видов деятельности;
г) развитие речи детей в игровой деятельности;
д) процесс формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
13. В основе методического принципа обеспечения активной речевой практики лежит положение о том, что развитие речи происходит только...
Варианты ответа:
а) на основе врожденных способностей к языку;
б) в процессе игры;
в) в процессе общения;
г) в процессе развития интеллекта;
д) в процессе предметной деятельности ребенка.
14. Словообразование — это компонент ...
Варианты ответа:
а) грамматической стороны речи;
б) звуковой стороны речи;
в) связной речи;
г) лексической стороны речи;
д) образной речи.
15. Что не считается формой словесного творчества детей
Варианты ответа:
а) создание слов-неологизмов;
б) сочинение стихотворений;
в) чтение стихотворений наизусть;
г) сочинение рассказов и сказок;
16.Какие формы диалогической речи Вы знаете?
__________________________________________________________________
17.Какой прием считается ведущим при организации беседы?
__________________________________________________________________
18.В какой последовательности должны располагаться различные виды вопросов в каждой законченной части беседы (микротеме)?
1. Поисковые вопросы
2. Обобщающие вопросы
3. Репродуктивные вопросы
19. Какие виды монологической речи существуют?
1.
2.
3.
4.
5.
20.Назовите словесные методы и приемы развития речи.
Методы:
1
2.
3.
4.
5.
6.
Приемы:
1.
2.
3.
4.
21.Назовите наглядные методы развития речи
Методы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Приемы:
1.
2.
22.Основные направления содержания работы по подготовке к обучению грамоте:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Предварительный просмотр:
Экспресс-тестирование педагогических работников по речевому развитию дошкольников
1.Что включает в себя образовательная область «Речевое развитие» по ФГОС ДО?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Перечислите функции речи старшего дошкольника.
1.
2.
3.
4.
4.Назовите ученых, которые занимались проблемой становления и развития детской речи.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как построить партнерские отношения с родителями воспитанников по речевому развитию детей, какие мероприятия вы можете предложить?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Что является предметом изучения методики развития речи? Выберите правильный ответ.
1. Процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия
2. Процесс самостоятельного овладения детьми родной речью без вмешательства со стороны взрослого
3. Формирование навыков общения в условиях нерегламентированных видов деятельности
4. Процесс формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста
7. С какой возраста начинается работа по обучению детей диалогической речи?
1. младший дошкольный возраст
2. средний дошкольный возраст
3. старший дошкольный возраст
8. Что не считается формой словесного творчества детей.
1. создание слов-неологизмов
2. сочинение стихотворений
3. чтение стихотворений наизусть
4. сочинение рассказов и сказок
9. Словообразование — это компонент. Выберите правильный ответ.
1. грамматической стороны речи
2. звуковой стороны речи
3. связной речи
4. лексической стороны речи
5. образной речи
10. В основе методического принципа обеспечения активной речевой практики лежит положение о том, что развитие речи происходит только.
1. на основе врожденных способностей к языку
2. в процессе игры
3. в процессе общения
4. в процессе развития интеллекта
5. в процессе предметной деятельности ребенка
11. Особенностью какого метода ознакомления с художественной литературой является дословная передача текста?
1. Беседа
2. Рассказывание
3. Инсценирование
4. Чтение воспитателя по книге или наизусть
5. Заучивание с детьми на память
12. Какие виды игры специально используются для развития грамматического строя речи?
1. Пальчиковые игры
2. Игры-драматизации
3. Игры со строительным материалом
4. Подвижные игры
5. Дидактические игры
13. Какой из приемов развития речи не относится к словесным приемам?
1. Вопросы
2. Показ
3. Повторение
4. Пояснение
14. Предметом изучения методики развития речи является ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Какими профессиональными умениями развития речи детей должен овладеть воспитатель детского сада?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
16.Определить, верно ли данное утверждение
1.Методика развития речи является отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики.
2.К фундаментальным задачам относится: чему учить, как учить.
3.Психологическую основу методики развития речи составляет учение о языке как знаковой системе.
4.Развитие речи тесным образом связано с развитием сознания.
5.Речь занимает центральное место в процессе психического развития.
17. Установить соответствие: Задачи развития речи
1. Развитие словаря. | А. Основная форма общения. |
2. Звуковая культура речи | Б. Воспитывать поэтический слух. |
3. Грамматический строй речи. | В. Формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать. |
4. Диалогическая речь. | Г.Осознание устной речи как языковой действительности. |
5.Монологическая речь. | Д. Формирование морфологической стороны речи. |
6.Художественная литература. | Е. Развитие речевого слуха, выработка четкой дикции. |
7. Обучение грамоте. | Ж. Освоение значений слов и их уместное употребление. |
18. Приемы обучения рассказыванию: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19. Задачи и содержание словарной работы в детском саду
1
2
3
4
20. Задачи воспитания звуковой культуры речи
1
2
3
4
5
21. Система работы по звуковой культуре речи:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
22. Основные направления содержания работы по подготовке к обучению грамоте:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Предварительный просмотр:
Тесты для воспитателей по развитию речи.
1. Назовите основные направления работы по развитию речи детей в детском саду (по ФГОС ДО)
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
2.Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи? Работу над морфологией: изменение по родам, числам, падежам; словообразованием: образование одного слова на базе другого; синтаксисом: построение простых и сложных предложений.
3. Каковы задачи словарной работы?
Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.
4. Ребенку не интересна НОД по речевому развитию. Что нужно сделать, чтобы повысить интерес к занятиям по развитию речи?
Организовывать занятия так, чтобы ребёнок вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Меньше контроля, больше самостоятельности и доверия.
Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.
Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.
Содержание занятий должно быть трудным, но посильным.
Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.
Учёт индивидуальных, возрастных, медицинских, психических особенностей ребенка.
Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия. Использование ИТ технологии на занятиях
5. Назовите формы речи.
Диалогическая и монологическая
6.Какие умения развиваются в диалоге.
Выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.
7.Какие формы работы используют при обучении детей связной речи.
Пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание.
8.Ведущий прием обучения правильному произношению
Образец воспитателя
9.С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи?
Средняя группа
10.С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи?
Младшая группа
11.Система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - это_мнемотехника
12. Что является предметом изучения методики развития речи?
Варианты ответа:
а) процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия;
б) процесс самостоятельного овладения детьми родной речью без вмешательства со стороны взрослых;
в) формирование навыков общения в условиях нерегламентированных видов деятельности;
г) развитие речи детей в игровой деятельности;
д) процесс формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
13. В основе методического принципа обеспечения активной речевой практики лежит положение о том, что развитие речи происходит только...
Варианты ответа:
а) на основе врожденных способностей к языку;
б) в процессе игры;
в) в процессе общения;
г) в процессе развития интеллекта;
д) в процессе предметной деятельности ребенка.
14. Словообразование — это компонент ...
Варианты ответа:
а) грамматической стороны речи;
б) звуковой стороны речи;
в) связной речи;
г) лексической стороны речи;
д) образной речи.
15. Что не считается формой словесного творчества детей
Варианты ответа:
а) создание слов-неологизмов;
б) сочинение стихотворений;
в) чтение стихотворений наизусть;
г) сочинение рассказов и сказок;
16.Какие формы диалогической речи Вы знаете?
Разговор, беседа
17.Какой прием считается ведущим при организации беседы?
Вопрос
18.В какой последовательности должны располагаться различные виды вопросов в каждой законченной части беседы (микротеме)?
1.Репродуктивные вопросы
2.Поисковые вопросы
3.Обобщающие вопросы
19. Какие виды монологической речи существуют?
1. Пересказ
2. Рассказывание по картине
3. Рассказывание об игрушке
4. Рассказывание детей из опыта
5.Творческие рассказы
20.Назовите словесные методы и приемы развития речи.
Методы:
1.Чтение и рассказывание художественных произведений
2.Заучивание наизусть
3. Пересказ
4. Беседа
5.Рассказывание по картинке, об игрушке, из опыта
6. Творческое рассказывание
Приемы:
1.Вопрос
2. Повторение
3. Объяснение
4.Речевой образец
21.Назовите наглядные методы развития речи
Методы:
1.Наблюдения
2.Экскурсии
3.Осмотры помещения
4. Рассматривание натуральных предметов.
5.Рассматривание игрушек, картин, фотографий,
6.Моделирование
Приемы:
1. Показ картинки, игрушки, движения или действия
2.Показ положения органов артикуляции при произнесении звуков
22.Определить, верно ли данное утверждение
1.Методика развития речи является отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики.
2.К фундаментальным задачам относится: чему учить, как учить.
3.Психологическую основу методики развития речи составляет учение о языке как знаковой системе.
4.Развитие речи тесным образом связано с развитием сознания.
5.Речь занимает центральное место в процессе психического развития.
1-да, 2-нет, 3-нет, 4-да, 5-да
23.Установить соответствие: Задачи развития речи
1. Развитие словаря. | А. Основная форма общения. |
2. Звуковая культура речи | Б. Воспитывать поэтический слух. |
3. Грамматический строй речи. | В. Формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать. |
4. Диалогическая речь. | Г.Осознание устной речи как языковой действительности. |
5.Монологическая речь. | Д. Формирование морфологической стороны речи. |
6.Художественная литература. | Е. Развитие речевого слуха, выработка четкой дикции. |
7. Обучение грамоте. | Ж. Освоение значений слов и их уместное употребление. |
1 – Ж 2 – Е 3 – Д 4 – А 5 – В 6 – Б 7 - Г
24.Приемы обучения рассказыванию: совместное рассказывание, образец рассказа, анализ образца рассказа, план рассказа, коллективное составление рассказа, составление рассказа по частям, моделирование.
25. Задачи и содержание словарной работы в детском саду
1.Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.
2.Закрепление и уточнение словаря.
3.Активизация словаря.
4.Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).
26.Задачи воспитания звуковой культуры речи
1.Формирование правильного звукопроизношения
2.Развитие голосового аппарата
3.Выработка умеренного темпа речи
4.Выработка правильного речевого дыхания
5.Развитие навыков умелого использования интонационных средств выразительности.
27.Система работы по звуковой культуре речи:
1.Занятия по ЗКР
2.Упражнения как часть занятия по развитию речи
3.Упражнения, входящие в содержание других занятий
4.Утренняя речевая гимнастика
5.Прогулка и другие режимные моменты
6.Игры – дидактические, хороводные, подвижные, сюжетно-ролевые, словесные (с произнесением слов).
28. Основные направления содержания работы по подготовке к обучению грамоте:
1.Ознакомление детей со словом
2.Ознакомление с предложением
3.Ознакомление со словесным составом предложения
4.Ознакомление со слоговым строением слова
5.Ознакомление со звуковым строением слова
6.Подготовка к обучению письму.
1.Что включает в себя образовательная область «Речевое развитие»?
(Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.)
2.Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника?
(На первый план выдвигается общение со сверстниками. Диалог с товарищем приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий, дети уже умеют привлекать к себе внимание соседа, интересуются его делами и высказываниями и т.д.)
3.Перечислите функции речи старшего дошкольника.
(Речь служит для установления контактов с окружающими; привлечения внимания к себе, своим делам, переживаниям. Речь служит важным источником знаний об окружающем мире. Речь – область объективных отношений, которые познает ребенок. Речь как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка и т.д.)
4.Назовите ученых, которые занимались проблемой становления и развития детской речи.
(К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Е.М. Струнина, Ф.А. Сохин и др.)
5. Как построить партнерские отношения с родителями воспитанников по речевому развитию детей, какие мероприятия вы можете предложить?
6. Что является предметом изучения методики развития речи? Выберите правильный ответ.
1. Процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия
2. Процесс самостоятельного овладения детьми родной речью без вмешательства со стороны взрослого
3. Формирование навыков общения в условиях нерегламентированных видов деятельности
4. Процесс формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста
правильный ответ-1
7. С какой возраста начинается работа по обучению детей диалогической речи?
1. младший дошкольный возраст
2. средний дошкольный возраст
3. старший дошкольный возраст
правильный ответ-1
8. Что не считается формой словесного творчества детей.
1. создание слов-неологизмов
2. сочинение стихотворений
3. чтение стихотворений наизусть
4. сочинение рассказов и сказок
правильный ответ-3
9. Словообразование — это компонент. Выберите правильный ответ.
1. грамматической стороны речи
2. звуковой стороны речи
3. связной речи
4. лексической стороны речи
5. образной речи
правильный ответ-1
10. В основе методического принципа обеспечения активной речевой практики лежит положение о том, что развитие речи происходит только.
1. на основе врожденных способностей к языку
2. в процессе игры
3. в процессе общения
4. в процессе развития интеллекта
5. в процессе предметной деятельности ребенка
правильный ответ-3
11. Особенностью какого метода ознакомления с художественной литературой является дословная передача текста?
1. Беседа
2. Рассказывание
3. Инсценирование
4. Чтение воспитателя по книге или наизусть
5. Заучивание с детьми на память
правильный ответ-4
12. Какие виды игры специально используются для развития грамматического строя речи?
1. Пальчиковые игры
2. Игры-драматизации
3. Игры со строительным материалом
4. Подвижные игры
5. Дидактические игры
правильный ответ-5
13. Какой из приемов развития речи не относится к словесным приемам?
1. Вопросы
2. Показ
3. Повторение
4. Пояснение
5. Речевой образец
правильный ответ-2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический педагогический совет На тему: «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»
Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста. Задачи:1)актуализация знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года;2) развива...
Педагогический совет «Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»
Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.Задачи: 1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связ...
«Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»
Материал предназначен для педагогов ДОУ...
Педагогический совет на тему: "Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Проблема развития речи является одной из актуальных, поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. С целью совершенствования работы ...
Педагогический совет «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
laquo;Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольниковв соответствии с требованиями ФГОС ДО»....
Педагогический совет «Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»
Речевое развитие ребенка начинается с первых дней его жизни. В этом развитии речь взрослого является главным катализатором детской любознательности.Связная речь подразумевает умение ребенка выстраиват...
Педагогический совет «Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Речевое развитие ребенка начинается с первых дней его жизни. В этом развитии речь взрослого является главным катализатором детской любознательности.Связная речь подразумевает умение ребенка выстраиват...