Тематический педагогический совет На тему: «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»
методическая разработка по развитию речи ( группа) на тему

Лапкина Юлия Владимировна

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

 

Задачи:

1)актуализация знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года;
2) развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников;
3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми
4)развивать умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы;
5) осуществлять контроль за соблюдением педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_2_rr.docx29.47 КБ
Файл pedsovet_rr.pptx1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 50»

Тематический педагогический совет

На тему: «Речевое развитие дошкольников   в соответствии с требованиями ФГОС»

Подготовила:

Старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 50»

Лапкина Юлия Владимировна

г.Дзержинск

Нижегородской области

2015-2016 учебный год

Тематический педсовет

«Речевое развитие дошкольников   в соответствии с требованиями ФГОС»

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

1)актуализация знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года;
2) развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников;
3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми
4)развивать умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы;
5) осуществлять контроль за соблюдением педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.

 

Подготовка:

1. Аналитическая справка  по результатам тематической  проверки  по выявлению форм  и методических приёмов, направленных на речевое развитие ребёнка.

2. Анализ анкетирования родителей.

3. Просмотр открытых занятий по речевому развитию

4. Разработка проекта решения педагогического совета.

5. Деловая игра

Форма проведения: интерактивное общение

План проведения педагогического совета

  1. Выполнение решений  предыдущего педагогического совета

Выступление заведующего Альминович И.Н.

  1. Итоги тематического контроля

Старший воспитатель Лапкина Ю.В.

  1. «Педагог глазами родителей».   (результаты анкетирования родителей)

Старший воспитатель Лапкина Ю.В.

  1. Деловая игра

Старший воспитатель Лапкина Ю.В.

  1. Проект решения педагогического совета

Старший воспитатель Лапкина Ю.В.


Ход педсовета.

1.  Заведующий Альминович И.Н. дает анализ выполнения решений предыдущего педсовета

2. Актуальность проблемы:

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Основные задачи развития речи  - это воспитание звуковой  культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания  - решаются на  каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения.  удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе.  Воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе  и комплексный характер решения каждой задачи.

Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду  осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так  и в  партнёрской и самостоятельной деятельности.

В нашем ДОУ был проведён тематический контроль «Организация воспитательно–образовательного процесса в ДОУ по развитию речи». (Зачитывается справка по результатам контроля). Таким образом, мы видим, что и для нашего детского сада эта проблема является актуальной.

3. Старший воспитатель подводит итоги анкетирования родителей

Анкета для родителей "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”

1. Фамилия, имя ребенка

2.  Как в целом Вы оцениваете речь Вашего ребенка?

Удовлетворительно, неудовлетворительно, хорошо

3. Что беспокоит Вас в речевом развитии ребенка?

4. Допускаете ли Вы в речи ребенка грамматические ошибки (много сапогОВ, длинные уХи, моЙ машина и др.)

5. Рассказывает ли Ваш ребенок истории, которые легко понять, т.е соблюдена структура рассказа (начало, середина, конец)
6. Может ли Ваш ребенок интересно рассказать о своих впечатлениях?
7.  Компетентны ли Вы в вопросах формирования правильной речи у детей или Вам необходима помощь наших педагогов?

8. Какая форма помощи Вас устроила бы? (консультация, открытое занятия, индивидуальные беседы, наглядная агитация)

9. Ваши замечания, предложения, пожелания

Предлагаю обсудить данную проблему и найти пути ее решения.

4. Деловая игра состоит из шести  частей. Педагоги делятся на 2 команды . В конце подводится общий итог. Отмечаются победители.  

I часть.

Разминка. «Быстрый ответ»

  • Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)
  • Какие умения развиваются в диалоге. (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
  • Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
  • Ведущий прием обучения правильному произношению (образец воспитателя)
  • Как организовать работу по развитию речи во 2-й половине дня (логоритмика, мнемотаблицы, дидактические игры, театрализованная деятельность, чтение худ.литературы и т.д.)
  • Какую литературу порекомендуете родителям по данной теме?
  • С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
  • С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? (младшая  группа)

II часть.

 «Что, когда и почему?»

  •  Назовите задачи речевого развития соответствующие ФГОС ДО

(Задачи образовательной области «Речевое развитие»:
— владение речью как средством общения и культуры;
— обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
— развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.)

  •  Назовите основные средства развития речи детей в детском саду

(Общение взрослых и детей

Культурная языковая среда

Обучение родной речи на занятиях

Художественная литература

Различные виды искусства )

  • Назовите основные направления работы  по  развитию речи детей в детском саду в соответствии с  ФГОС  ДО

(Основные направления работы по развитию речи детей

1.Развите словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование

4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание)

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.)

III часть.

 «Давайте обсудим»

      Ребенку не интересна НОД по речевому развитию. Что нужно сделать, чтобы повысить интерес к занятиям по развитию речи?

  • Организовывать занятия так, чтобы ребёнок вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Меньше контроля, больше самостоятельности и доверия.
  • Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.
  • Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.
  • Содержание занятий должно быть трудным, но посильным.
  • Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.
  • Учёт индивидуальных, возрастных, медицинских, психических особенностей ребенка.
  • Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия.
  • Использование ИТ технологии на занятиях

IV часть.

«Решение проблемы»

     Тематический анализ показал, что у детей не достаточно  хорошо развита связная речь. Составьте план работы с детьми через интеграцию всех образовательных областей  на примере средней группе на 1 месяц в рамках одной темы: «Дикие и домашние животные»

Образовательные области

Вид детской деятельности

Познавательное развитие

Беседы на тему «Дикие и домашние животные»

Просмотр иллюстраций, фильмов, слайдов по данной теме

Использование мнемотаблиц

Экскурсия с воспитателем в детскую библиотеку им.Бианки

Экскурсия с родителями в зоопарк

Просмотр мультфильмов по сказкам

Ребусы, пазлы, кубики по заданной тематике

Дидактические игры «Угадай, чей хвост», «Четвертый лишний», «Помоги животному найти свой дом», «У кого какая мама»

Речевое развитие

НОД:

- Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»

- Пересказ сказки «Лиса Патрикеевна»

- Составление рассказа по набору игрушек «Как лиса в гости ходила»

Чтение художественной литературы:

-Чтение рассказов, стихов, сказок

- Загадывание загадок

- Заучивание наизусть

Рассматривание иллюстраций к книгам, оформленным художниками Е.Рачевым, Е.Чарушиным, В.Васнецовым

Художественно-эстетическое развитие

НОД:

-Лепка  «Животные нашего леса»

-Аппликация «Зайчик с морковкой»

-Рисование по замыслу «Мой любимый сказочный персонаж»

-Конструирование «Зоопарк»

Театрализованная постановка «Лисичка сестричка и серый волк»

Социально-коммуникативное развитие

Беседа о правилах поведения в природе

Труд в уголке природы

Подкормка птиц на участке

Сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Айболит», «Ферма»

Физическое развитие

Пальчиковая гимнастика с текстом «Сорока - белобока», «Зайка», разыгрывание небольших сценок с построением фигур из пальцев

Физкультминутки с текстом

Подвижные игры с текстом «У медведя во бору», «Собачка и воробьи», «Лохматый пес» и др.

Логоритмика

V часть

«Аукцион методических находок»

Домашнее задание. Воспитатели проводят презентацию дидактических игр по развитию речи детей. Выступление Астафьевой И.В., Бердниковой Н.А., Чесновой М.Л.

VI часть

«Составим портрет выпускника»

Воспитателям предлагается определить  целевые ориентиры   на этапе завершения дошкольного образования по развитию речи детей и сравнить с ФГОС.

Подводятся итоги игры, награждение победителей

5. Обсуждается и утверждается решение педагогического совета:

                               Решение педагогического совета.

 1. Использовать создание проблемных ситуаций на занятиях и в свободное время, побуждающих к активизации речевой  деятельности  детей.

                      Ответственный:  воспитатели (постоянно)

   2. Для развития  речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарной поисковой деятельности и т.п.

                      Ответственный:  воспитатели (постоянно)

 3. Провести открытое  интегрированное занятие для родителей средней группы

                    Ответственный: ст.воспитатель, воспитатели (в течении месяца)

4.  Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития через приемлемые для них формы взаимодействия

                  Ответственный: ст. воспитатель(по согласованию с родителями)

                 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический совет Тема « « Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО » Подготовила: Старший воспитатель Лапкина Юлия Владимировна Дзержинск 2015-2016 учебный год

Слайд 2

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста. Задачи: 1) актуализация знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года; 2) развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников; 3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми 4)развивать умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы; 5) осуществлять контроль за соблюдением педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.

Слайд 3

Подготовка к педсовету: Консультация «Роль речи воспитателя в развитии речи детей» Консультация « Оечевые игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников» Консультация «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей» Тематический контроль «Организация воспитательно –образовательного процесса в ДОУ по развитию речи» Анализ документации, планов работы педагогов Просмотр открытых занятий Анализ наглядной информации для родителей Анализ развивающей предметно-пространственной среды

Слайд 4

План проведения педагогического совета: 1. Выполнение решений предыдущего педагогического совета Выступление заведующего Альминович И.Н. 2. Итоги тематического контроля Старший воспитатель Лапкина Ю.В. 3. «Педагог глазами родителей». (результаты анкетирования родителей) Старший воспитатель Лапкина Ю.В. 4. Деловая игра Старший воспитатель Лапкина Ю.В. 5. «Аукцион методических находок» Выступление из опыта работы Астафьевой И.В., Бердниковой Н.А., Чесновой М.Л. 6. Проект решения педагогического совета Старший воспитатель Лапкина Ю.В.

Слайд 5

Актуальность проблемы: Стабильно высокий процент детей с речевыми нарушениями Овладение родным языком является одним из важных приобретений в дошкольном возрасте В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ в воспитании и обучении Речь – это инструмент развития высших отделов психики С развитием речи связано как формирование личности в целом, так и всех основных психических процессов Обучение детей родному языку должно стать одной из основных задач в подготовке детей к школе Главной задачей развития связной речи в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности.

Слайд 6

Итоги тематического контроля

Слайд 7

Деловая игра Разминка«Быстрый ответ» Назовите формы речи Какие умения развиваются в диалоге Какие формы работы используют при обучении детей связной речи Ведущий прием обучения правильному произношению Как организовать работу по развитию речи во 2-й половине дня Какую литературу порекомендуете родителям по данной теме С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи Диалогическая и монологическая выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание образец воспитателя логоритмика , мнемотаблицы , дидактические игры, театрализованная деятельность, чтение худ.литературы и т.д.) средняя группа младшая группа «Учите, играя» МаксаковА.И ., Тумакова Г.А. О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь», О.С.Ушакова и др.

Слайд 8

Деловая игра «Что, когда и почему?» Назовите задачи речевого развития соответствующие ФГОС ДО Назовите основные средства развития речи детей в детском саду Назовите основные направления работы по развитию речи детей в детском саду в соответствии с ФГОС ДО

Слайд 9

Деловая игра «Давайте обсудим»

Слайд 10

Деловая игра «Решение проблемы»

Слайд 11

Деловая игра «Аукцион методических находок»

Слайд 12

Деловая игра «Составим портрет выпускника»

Слайд 13

Проект решения педагогического совета 1. Использовать создание проблемных ситуаций на занятиях и в свободное время, побуждающих к активизации речевой деятельности детей. Ответственный: воспитатели (постоянно) 2. Для развития речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарной поисковой деятельности и т.п. Ответственный: воспитатели (постоянно) 3. Провести открытое интегрированное занятие для родителей в каждой возрастной группе Ответственный: ст.воспитатель, воспитатели (в течении месяца) 4. Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития через приемлемые для них формы взаимодействия Ответственный: ст. воспитатель(по согласованию с родителями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современные походы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования...

Педагогический совет «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Цель педагогического совета:-Обновление и актуализация знаний воспитателей в вопросах использования  инновационных подходов к построению речевого пространства....

Презентация к педагогическому совету «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

данная презентация сопровождает педсовет «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»...

Доклад для педсовета Тема: «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

Тема: «Речевое развитие дошкольников   в соответствии с требованиями ФГОС» подготовила воспитатель: Карянова В.П.2017 год Речевое развитие – главный показате...

Педагогический совет «Повышение эффективности работы педагогов по использованию современных подходов к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

1.Актуальность.         Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения: создание условий в ДОУ, необходимых для развития речи детей...

Педагогический совет на тему: "Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО"

Проблема развития речи является одной из актуальных, поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. С целью совершенствования работы ...