Использование нетрадиционных педагогических технологий в комплексном подходе преодаления общего недоразвития речи
статья по логопедии по теме

Хорошо развитая речь ребенка является важным условием успешного обучения в школе. Дошкольники с ТНР нуждаются в том, чтобы систематическое, комплексное воздействие было начато как можно раньше. В данной статье рассказывается о использовании нетрадиционных приемов работы коррекции речи: Су-джо терапии, биоэнергопластики, кинезиологические упражнения и других.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных педагогических технологий в комплексном подходе преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Дошкольники с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой целью должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи.

В нашем МДОУ работа всех специалистов (логопеда, муз.руководителя, физкультурного работника, воспитателей) ведется в нескольких направлениях:

  1.  развитие общей и мелкой моторики;
  2. стимуляция работы артикуляционного аппарата;
  3. нормализация работы мимических мышц;
  4. борьба с саливацией, гиперкинезами, синкенезиями;
  5. формирование просодических компонентов речи;
  6. коррекция звукопроизношения;
  7. развитие основных фонематических процессов;
  8. устранение общего недоразвития речи;
  9. нормализация основных психических процессов

Работа с детьми должна быть динамичной и эмоционально приятной. С этой целью в МДОУ было принято решение разнообразить работу с детьми.

В комплексном преодолении ОНР наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные логопедические методы и упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, мелкой и артикуляционной моторики, общей координации движений.

 

В работе используются учебно-методический комплект Гомзяк О.С. «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников», Краузе Е.Н. «Комплексный подход к коррекции звукопроизношения у детей», методические разработки Коноваленко С.В. «Нетрадиционные приемы и методы коррекционной логопедической работы», Крупенчук О.И. и других авторов.

В дополнение к общепринятым артикуляционным и пальчиковым упражнениям предлагаются и нетрадиционные упражнения, которые носят игровой  характер и вызывают положительные эмоции у детей. За основу взяты упражнения Коноваленко С.В.: упражнения с шариком, упражнения с ложкой, статические артикуляционные упражнения для губ без предмета, упражнения с водой «не расплескай воду», упражнения для губ и языка с бинтом.

Активно используются артикуляционные упражнения в сочетании с движениями рук и работой над дыханием.

1. Дыхательное упражнение "Ракета". Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 2- 3 раза.
2.
"Болтушка" - рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). Выполняется 5-7 секунд.
3. "
Накажем непослушный язык" - покусывание кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Руки разведены в стороны, кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей. Выполняется в течение 10 секунд.

Подобные упражнения способствуют  координации речи с движением, нормализации мышечного тонуса, дыхания.

Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляции помимо общепринятых комплексов артикуляционной гимнастики помогают нетрадиционные формы ее проведения: биоэнергопластика, театр пальчиков и языка, комплексные разминки и т.д.
С целью нормализации мышечного тонуса каждое занятие начинается с дыхательных и расслабляющих упражнений. Применение на занятиях психогимнастики, релаксационных упражнений, психофизической гимнастики помогает снять повышенное мышечное напряжение (релаксационные упражнения), улучшает работу лицевых мышц, способствует подвижности артикуляционного аппарата (психогимнастика), способствует расслаблению детей, развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

Существенную помощь в коррекции дизартрии оказывает логопедический массаж. Помимо классического, зондового массажа широко применяется в практике точечный и аппаратный массаж, массаж зубной щеткой.

В свете изучения взаимосвязи и взаимозависимости речевой и моторной деятельности используются разнообразные упражнения и игры по совершенствованию мелкой моторики у детей. Кроме традиционной пальчиковой гимнастики широко используются модифицированные и новые упражнения, игры с пальчиками: «Разноцветные прищепки», «Пальчиковый бассейн», различные виды массажа (самомассажа) кистей рук: грецкими орехами, шестигранными карандашами, массажными щетками и мячами, перебирание четок, бус, элементы Су-Джок терапии.

Широкое распространение получили игры с песком, водой, глиной, тестом. Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму (выкладывание букв, рисование пальчиком по песку), счету, грамоте, звукопроизношению (поиск мелких игрушек на заданный звук); познавательные дают возможность узнать о многообразии окружающего мира, проэктивные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют связную речь, творчество и фантазию.

Использование и внедрение в логопедическую работу нетрадиционных педагогических технологий дает возможность компенсировать нарушения речи, предупредить вторичные отклонения, подготовить детей к последующему обучению в школе.

Нетрадиционные методы логопедического воздействия включены в рабочую программу и используются комплексно на занятиях специалистов. Данные методы могут быть предложены как в виде самостоятельных занятий, так и могут быть введены в структуру индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий. Упражнения выполняют дети и дома с родителями. Для этого разработана картотека упражнений с использованием нетрадиционных методов логопедического воздействия, подобраны консультации и стенды для родителей.
Такой подход предусматривает оптимальную коррекцию речевых дефектов, развитие психических функций, укрепления здоровья детей, через применение индивидуального подхода в системе комплексного преодоления общего недоразвития речи.

Список литературы

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно - метод. пособие / В.М. Акименко. – изд.2-е – Ростов н Д.: Феникс, 2009. – 105с.
  2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты Фронтальных занятий 1, 2, 3 период обучения в старшей логогруппе / О.С. Гомзяк. – М. : Изд-во ГНОМиД, 2009. – 128с.
  3. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! [текст]: пособие по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук.- СПб.: Издательский Дом Литера, 2005. -208с.
  4. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [текст]: учеб, пособие /О. И. Крупенчук..-СПб.: Издательский Дом Литера, 2008. -32с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи"

В консультации приводятся примеры  использования нетрадициоонного материала для обучения детей грамотеИспользование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из залогов ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье говорится о нетрадиционных методах работы с детьми с ОНР дошкольного возраста....

Психолого-педагогические аспекты оказания помощи детям с общим недоразвитием речи

Цель исследования – рассмотреть психолого-педагогические аспекты оказания помощи детям с ОНР.Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:1) на основе изучения и анализа ...

Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи (консультация)

Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи....

Модель психолого-педагогической поддержки социализации развития детей с общим недоразвитием речи

Психолого-педагогическая поддержка социализация развития ребенка с общим недоразвитием речи...