Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи (консультация)
консультация (подготовительная группа) на тему

Колесникова Алла Анатольевна

Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №176»

г.Саратова

Подготовила учитель-логопед

Колесникова А.А.

г. Саратов

Консультация

 «Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи»

Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи.

Поступление ребенка в школу - важный этап в жизни ребенка, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в первом классе ребенка необходимо готовить.

Важно, чтобы дети 7 – летнего возраста владели грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений и навыков, определенных программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа.

Для полноценной подготовки к школе детей с недоразвитием всех компонентов языковой системы нужно решить ряд задач, а именно:

- выработать у детей навык полноценной продуктивной деятельности;

- устранить фонетико – фонематическую недостаточность;

- сформировать навыки звукового анализа, а затем и послогового чтения;

- развить связную речь;

- предупредить нарушения письма и чтения.

Формирование фонематических процессов, а также обучение грамоте производится только на материале правильно произносимых ребенком звуков и слов. Нельзя подводить к грамоте ребенка, который не владеет устной речью.

Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико – синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами родного языка, а с его звуками.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т. е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.

Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте старших дошкольников необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.

Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку не просто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом.

Помимо традиционных пособий по обучению грамоте (кружки или квадраты синего, зеленого и красного цветов, полоски различной длины, звуковые домики, предлагаем использовать пособия, изготовленные из бросового и природного материала. Так, для обозначения гласных звуков, можно сделать из красной ткани цветы, фигурки божьих коровок, клубнички, грибы – мухоморы (с красной шляпкой) и т. д. Для обозначения твердых согласных звуков можно использовать камешки, кусочки дерева, пуговицы, шишки, плоды дикого каштана и др. Для обозначения мягких согласных звуков предлагаем использовать кусочки ваты, меха, перышки. Также рекомендуем использовать разрезанные на части пластиковые трубочки для коктейля (соответствующих цветов). Эти же трубочки можно использовать при составлении схем предложений, выкладывая их на столе, или нанизывая их на веревочку.

Для лучшего запоминания образа буквы предлагаем использовать шнуровки, зерна фасоли, пуговицы, спички. Очень нравится детям рисовать буквы пальчиком на песке, водичкой на доске, конструировать буквы из разрезного конструктора, «рисовать» буквы нитками, изображать их из различных мелких круп, конструировать из пальчиков, коллективно изображать буквы, лежа на ковре, выискивать буквы в песке на ощупь. Также детям нравится разгадывать ризографы (когда буквы наложены одна на другую или нарисованы в виде какого – либо предмета) .

При составлении слов из букв дети могут выполнять задания, опираясь на размер предмета с изображенной на нем буквой и раскладывать картинки в порядке возрастания или убывания, составлять слова из заданных букв и слогов.

Использование нетрадиционного оборудования в работе с детьми с ОНР при обучении грамоте позволяет задействовать все анализаторные системы, а использование нехарактерных для логопедии методов и приемов позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей – логопатов, способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. А главное, вырабатывает мотивацию к учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи"

В консультации приводятся примеры  использования нетрадициоонного материала для обучения детей грамотеИспользование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из залогов ...

Предпосылки готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются компоненты, необходимые для полноценной подготовки детей с недоразвитием всех составляющих языковой системы к обучению грамоте....

«Авторские методы работы по подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи (ОНР)»

Предлагается материал из опыта работы логопеда по обучению грамоте с помощью необычных пособий и придуманных автором методов (изучение новых букв, анализ слова, предупреждение дисграфии). ...

Мастер-класс "Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи".

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Моя задача, как ...

«Значение звуко-буквенного анализа слов при обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи»

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, очень важно научить их:различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные;выделять любые звуки из...

Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

Перспективное  планирование  фронтальных  занятий  по  формированию  правильного  звукопроизношения  и  обучению  грамоте  детей  с  об...