Обучение грамоте детей с общим недоразвитием речи 4-5 лет
статья по обучению грамоте

Шикарева Олеся Сергеевна

Материал из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_podcherkivaetsya_v.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте детей с общим недоразвитием речи 4-5 лет

(из опыта работы)

Учитель-логопед Шикарева О.С. МКДОУ «Детский сад»5», г. Обоянь

Как подчеркивается в «Программах общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации, начальные классы (1-4)», важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.

       Программа по изучению русского языка в младших классах предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:

  1. Обучение грамоте и развитие речи;
  2. Чтение и развитие речи;
  3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.

       Основу учебных курсов составляет развитие речи, которое придает всему процессу изучения русского языка четкую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, читать и писать, дать доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь, развить внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению книг.

     Практически те же задачи по развитию речи стоят и перед сотрудниками детского сада, которые должны:

- обеспечить развитие звуковой стороны речи детей в соответствии с их возрастными возможностями;

- способствовать обогащению словарного запаса;

- создавать условия для овладения детьми грамматического строя речи;

- развивать связную речь.

     Проблема преемственности в образовании не нова. Во всех правительственных документах, касающихся воспитания и обучения подрастающего поколения, в разнообразных научных и методических источниках, выступлениях педагогов, психологов, медиков и общественных деятелей преемственность между всеми звеньями образования рассматривается как основное средство его непрерывности.

     Однако в настоящее время приходится констатировать, что взаимосвязь между ступенями образования по-прежнему остается лишь декларацией, закрывающей реальную брешь в непрерывности педагогического процесса. Особенно это относится к разрыву между дошкольным и начальным общим образованием.

     Поэтому перед нами остро назрела необходимость в последовательной программе воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, и, в первую очередь, это касается преемственных программ по развитию речи и по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР.

     Многие педагоги начальной школы говорят, что все существующие программы детского сада предусматривают подготовку детей к обучению грамоте. Однако работа по разным технологиям с разным конечным результатом развития ребенка по данному вопросу затрудняет обучение. Поэтому, зачастую, в 1-м классе приходится начинать все заново.

     Подготовка детей к обучению грамоте, когда речь становится предметом изучения, должна начинаться с занятий по звуковой культуре речи, т.е. по формированию слухового внимания, фонематического слуха, правильного звукопроизношения.

     Полный звуковой (фонетический) анализ слова включает определение состава звуков в слове в их качественном своеобразии и порядка их следования. Детям необходимо услышать в слове ударение, мягкость и твердость согласных звуков, их звонкость и глухость и многое другое. Звуковой анализ слова обязательно требует установления последовательности звуков.

    Поэтому, чтобы установить последовательность и преемственность в данном вопросе, мы знакомим детей логопедической группы со звуковой стороной слова, самыми простыми формами его анализа уже со средней группы детского сада, т.е. с 4 лет, когда резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов.

     Занятия по подготовке детей с ОНР  4-5 лет  к обучению грамоте в МКДОУ «Детский сад №5» планируются систематически 1 раз в неделю, чтобы обеспечить непрерывность и последовательность в работе.

    В начале учебного года проводится обследование речи детей, в частности, звукопроизношения и фонематического слуха. Полученные результаты являются основой планирования работы.

     Система работы включает:

- ознакомление с терминами «слово» и «звук»;

- знакомство с протяжностью слова и делением его на части;

- формирование правильной артикуляции;

- развитие у детей фонематического восприятия, умение выделять звуки в слове и дифференцировать их.

     Осуществляя работу по подготовке к обучению детей грамоте, необходимо предварительно познакомить их с терминами «слово» и «звук», так как правильное понимание этих терминов поможет им в дальнейшем осознать звуковой и слоговой состав слова.

     При ознакомлении детей с данными понятиями использую следующие игры: «Испорченный телефон», «Закончи слово», «Подскажи словечко», «Скажи наоборот» и др.

     Можно предложить детям нарисовать различные предметы, которые обозначаются определенными словами, и тем самым помочь им правильно понять значение терминов «слово» и «звук».

     Далее, подводим детей к тому, что слова звучат потому, что в них есть звуки.

     Помогает закрепить знания о сходных и разных по звучанию словах пособие «звуковые часы».

     Работа по формированию правильной артикуляции и развитию слухового внимания и фонематического восприятия строится в следующей последовательности:

  1. Повторяется артикуляция всех гласных.
  2. Закончив работу над артикуляцией гласных и узнаванием их в слове, необходимо перейти на артикуляцию согласных звуков. Сначала дается артикуляция свистящих, а затем шипящих и звука «р». Артикуляция каждого звука связывается с упражнениями по узнаванию его в слове.
  3. Особо серьезное внимание уделяется узнаванию согласных звуков в слове. Но следует учитывать, что в средней группе, выделяя из слова какой- нибудь звук, нужно избегать слов с другими свистящими или шипящими.
  4.  Опознаются оппозиционные звуки с напоминанием артикуляции обоих звуков и узнаванием их в слове. Одним из игровых упражнений в работе над дифференциацией оппозиционных звуков является раскладывание картинок по звукам.

Заключительный этап данной работы – придумывание слов на определенные звуки.

Таким образом,  проводя занятие по обучению грамоте в средней логопедической группе, позволяет более последовательно и тщательно подготовить ребенка к школьному обучению, тем самым, решая вопрос преемственности дошкольного и школьного образования.

Использованная и рекомендуемая литература

  1. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 1995.
  2. Гризик Т.И.., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. М.,1999.
  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
  4. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом/ Под ред. Ф.А. Сохина, М., 1991
  5. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1977

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи"

В консультации приводятся примеры  использования нетрадициоонного материала для обучения детей грамотеИспользование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из залогов ...

Предпосылки готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются компоненты, необходимые для полноценной подготовки детей с недоразвитием всех составляющих языковой системы к обучению грамоте....

«Авторские методы работы по подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи (ОНР)»

Предлагается материал из опыта работы логопеда по обучению грамоте с помощью необычных пособий и придуманных автором методов (изучение новых букв, анализ слова, предупреждение дисграфии). ...

Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи (консультация)

Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи....

Мастер-класс "Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи".

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Моя задача, как ...

«Значение звуко-буквенного анализа слов при обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи»

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, очень важно научить их:различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные;выделять любые звуки из...

Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

Перспективное  планирование  фронтальных  занятий  по  формированию  правильного  звукопроизношения  и  обучению  грамоте  детей  с  об...