Использование нетрадиционных педагогических технологий в комплексном преодолении общего недоразвития речи
консультация

Андрианова Елена Александровна
Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОМПЛЕКСНОМ ПРЕОДОЛЕНИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

 Составила учитель-логопед

Хрипунова Елена Александровна

2013г


В логопедической работе с детьми на современном этапе поиск новых форм и методов в обучении детей – один из актуальных вопросов.

Л.И.Белякова, Ю.Ф.Гаркуша, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина отмечают, что для развития детей с речевым недоразвитием характерны: недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности; нарушение грамматического строя речи; недоразвитие артикуляционной,  мелкой и общей моторики; ограниченные возможности распределения внимания, недостаточная его устойчивость; отставание в развитии словесно-логического мышления; сниженный уровень развития вербальной памяти, восприятия(различных видов), общая психофизическая расторможенность, у многих детей повышенная утомляемость, быстрая истощаемость, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность целенаправленных действий.

Дошкольники с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное  воздействие было начато как можно раньше. Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений.

Логопедические занятия – это не использованный полностью потенциал коррекционно-развивающего воздействия, направленного на развитие личности, исправление речевых нарушений у ребенка с одновременным раскрытием его потенциальных возможностей. Поэтому уровень к организации, проведению, содержанию логопедических занятий, сегодня достаточно высок. Занятия должны быть многовариантными: с использованием литературных персонажей, героев мультфильмов, сказочных сюжетов, воображаемых путешествий, известных и придуманных игр.

Работа по развитию познавательной и речевой деятельности у детей данной категории ведется мной не один год.  Практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми-логопатами можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий, повышать их развивающий эффект,  изменить формы общения с детьми, за основу взять общение , ориентированное на личностное своеобразие каждого ребенка, изменить организацию предметной среды с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей.

Я решила использовать в комплексном преодолении ОНР наряду с традиционными  методами и приемами, нетрадиционные методы терапии.

Цель: преодоление Общего недоразвития речи с помощью нетрадиционных технологий логопедического воздействия.

Задачи:

-Улучшить общее эмоциональное состояние детей

-Нормализация мышечного тонуса, нейтрализация негативного состояния

-Развивать тактильно-кинетическую чувствительность

-Развивать мелкую моторику, мимическую моторику и артикуляционную моторику.

-Развитие общей моторики

-Развитие неречевого дыхания и правильного речевого дыхания.

-Стимулировать речевые зоны коры головного мозга

-Расширение и активизация словаря, формирование грамматических категорий, Развитие связного высказывания.

-Коррекция и развитие ощущений, представлений, восприятий.

-Развитие активности, творческого воображения, художественного и пространственного мышления

-Воспитывать самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость, умение довести работу до конца.

Нетрадиционные технологии используются на индивидуальных и групповых занятиях, подбираются в соответствии с темой недели.

На занятиях с детьми кроме традиционной пальчиковой гимнастики я использую модифицированные и новые упражнения, игры с пальчиками: «Разноцветные прищепки», «Пальчиковый бассейн»,  различные виды массажа (самомассажа) кистей рук: грецкими орехами, прищепками, шишками, перебирание четок, бус, элементы Су -Джок терапии. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также развитие речевой функции. Массаж кисти и пальцев обеих рук способствует также развитию мышления, памяти,  внимания, произвольному переключению движений, улучшает координацию, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение, нормализует эмоциональное состояние детей. .Использование такого вида массажа способствует  повышению физической и умственной работоспособности детей. Это позволяет значительно повысить эффективность логопедических занятий. Cамомассаж можно проводить не только индивидуально, но и на фронтальных занятиях с группой детей одновременно. Кроме того,  самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях семьи и дошкольного учреждения в качестве релаксации или динамической паузы для отдыха детей.

Су-Джок терапия активизирует развитие речи ребенка. Мы применяем Су-Джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а колечки надеваются на пальцы. Достоинствами самомассажа  являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность –  могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью массажных шариков, прищепок, орехов и т.д.

По использованию самомассажа разработана картотека игр и упражнений.

Так же на занятиях применяется музыкотерапия.  Музыкотерапия применяется для развития у детей слухового внимания, чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, коммуникативных навыков, тренировки общей и артикуляционной моторики. Музыкальная ритмика – отлично помогает в устранении тиков, заикания, расторможенности, чувства ритма, развитии речевого дыхания. Исцеление мелодией улучшает общее эмоциональное состояние ребёнка, а значит, повышает мотивацию к учебе и приносит удовлетворение от неё; а также стимулирует речевую функцию. На своих занятиях я стараюсь создать положительный эмоциональный фон, использую музыку и шумовые эффекты (шум моря, леса, ветра, пение птиц, голоса  животных и т. д).

Музыкотерапия как учебный процесс включает: прослушивание музыкальных произведений; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Музыку используем  во время выполнения самостоятельной работы, когда исключается речевое общение.

Необходимо учитывать следующие рекомендации:

1) использовать для прослушивания нужно те произведения, которые нравятся и знакомы ребенку. Они не должны привлекать их внимания своей новизной.

2) Продолжительность прослушивания – не более 10 минут в течение всего занятия.

3) Громкость звучания – обязательно умеренная.

Изотерапия способствует не только преодолению речевого недоразвития и развития творчества  детей, но и повышению самостоятельности в повседневной деятельности, индивидуальности и развитию моторики.  Дети рисуют  мятой бумагой, ватой, нитками, листьями, штампами. Все свои действия ребенок проговаривает(почему он взял именно такой цвет, какое у него настроение, нравится ли ему). Одним из видов Изотерапии, используемых в нашей практике, является Пальчиковое рисование. Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. Для ребёнка это целый ритуал: опустить пальчик в баночку с краской, размешать краску в баночке, подцепить некоторое количество  и перенести на бумагу , оставив первый мазок. Занятия с пальчиковыми красками – это еще и хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массируя эти точки, мы добиваемся улучшения состояния организма в целом. После того как ребенок нарисовал, обсуждается что он нарисовал, нравится ли ему, что он использовал для написания картины.

Следующая техника, которую применяем на занятиях -  это крупотерапия. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Широко известны такие приемы как рисование на подносе и изготовление панно. Для проведения упражнений использую следующее оборудование: подносы разных размеров с низкими и высокими бортиками; картон, бумагу; пластилин; простой и цветные карандаши; альбом для рисования; клей; краски; пластиковые баночки и бутылочки, коробочки; ложечки разной величины, палочки, шпатели . Также,  будет необходим исходный материал: зернобобовые (цветная и белая фасоль, горох, бобы), зерновые (зерна кукурузы, пшеницы), масличные (семечки подсолнечника), а также семена овощей и фруктов (тыквы, арбуза, дыни), крупа (манная, гречневая, рис, пшено). Мелкую крупу используем для пальчикового рисования. Для этого высыпаем крупу на поднос ровным слоем. Рисовать можно все, что угодно: линии, домики, заборы, круги. Изучать форму, буквы и цифры. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность стала ровной. Для изготовления панно, основой которого служит         пластилиновая пластина, вырезаем из картона необходимую форму и аккуратно налепляем сверху пластилин ровным тонким слоем. На эту поверхность выкладывается орнамент из зерновых или бобовых с несильным вдавливанием в пластилин.  Велико разнообразие поделок, которые можно смастерить из подручных средств. Кроме доставленного удовольствия эта работа развивает у детей координацию движений, внимательность, изобретательность, расширяет словарный запас, связную речь, представления о формах и размерах предметов. Дети могут фантазировать и изобретать.

Тестопластика. Соленое тесто - доступный всем, дешевый и легкий в освоении материал, его можно хранить в холодильнике, а, значит, заготавливать впрок. Тесто можно окрашивать, добавляя краски при замешивании и получая цветную массу, после обжига и сушки изделия из теста затвердевают и могут храниться долго, но они боятся воды. Заняться с детьми изготовлением изделий из соленого теста меня побудило то, что по-сравнению с пластилином,  соленое тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое время. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления не липнет к рукам и очень пластично. Поэтому кусок теплого, мягкого теста можно доверить любому ребенку. Техника лепки из соленого теста проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть мука, соль и вода. Занятие  лепкой способствует развитию чувство осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, причём чаще всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. лепка развивает мелкую моторику, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления, способствует развитию трехмерного восприятия формы, умения чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство, воображение, креативность. У ребенка формируются предпосылки учебной деятельности:  умение ставить цель, искать и находить решения проблем, выбирать средства и реализовывать свой замысел, осознавать  и оценивать свой индивидуальный опыт. Занятия с применением тестопластики создают приподнятый эмоциональный фон у детей, что способствует проявлению разнообразных чувств и эмоций: снятия напряжения, чувству удовлетворения, повышения самооценки, что благотворно влияет на коррекционный процесс. Такие занятия оживляют общение детей друг с другом и с педагогом.

Бумагопластика – работа с бумагой. Бумага является хорошим пластичным материалом. А изделия из разноцветной и разнофактурной бумаги получаются яркими, интересными. Выразительными. Доступный материал, несложная техника выполнения работ не превышает возможностей детей дошкольного возраста. Значение бумагопластики для развития ребенка  дошкольного возраста неоценимо. Бумагопластика учит детей различным приёмам работы с бумагой скатывание, складывание, смятие, обрывание, выкладывание,  наклеивание.  Кроме того бумагопластика:

·     развивает у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствует тонкую моторику рук происходит развитие глазомера;

·     учит сосредоточению внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям, развивает речь.

·     развивает художественный вкус и творческие способности детей активизируя  их воображение и фантазию;

·     совершенствует и  формирует  трудовые навыки, культуру труда, учит аккуратности, умению бережно использовать материал.

·     большое внимание при обучении бумагопластике уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используется изделия, выполненные в указанной технике.  Во время занятий бумагопластикой для  снятия  излишней возбудимости детей, создания непринуждённой и творческой атмосферы возможно использование аудиокассет с записями  звуков живой природы и музыки. В результате этого у детей происходит выравнивание психомоторных процессов.

·     Работа с  бумагой формирует у ребёнка положительное отношение к труду,  он ощущает удовольствие и гордость от результата своего труда.

        Пластилинография – рисование пластилином. Лепка – одно из любимых занятий детей. Ребенок кроме творческого самовыражения, развивает гибкость иподвижность пальчиков, точность и координацию движений, что способствует улучшению речи, развивает мелкую моторику рук, воображение, формируются и развиваются навыки ручного труда. Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. 

Также на своих занятиях я использую песочную терапию. Песок – прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. Использование его в коррекционных целях далеко не ново. С огромным интересом дети участвуют в выполнении заданий педагога в «Юнгианской песочнице» с различными наполнителями (песком, манкой, гречкой, рисом, мелкими игрушками). Ее использование развивает мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения детей. Дети с большим удовольствием рисуют, строят, изображают в песочнице следы зверей, сюжеты рассказов, предметы на заданные звуки и при этом сопровождают свои действия с речью.

Использование нетрадиционной терапии не может быть самостоятельным направлением, поэтому мы применяем элементы нетрадиционной терапии в сочетании с традиционными приемами, в соответствии  с темой недели  и включаем их в коррекционную работу с детьми.

С моей точки зрения – это очень эффективные технологии развития познавательно-речевой сферы детей дошкольного возраста. Поработав с использованием элементов крупотерапии, тестопластики, пескотерапии, пластилинографии, бумагопластики, изотерапии, мы поняли, что есть огромная отдача: повысилось качество обучения детей, а также творческая активность педагогического коллектива. Применение вышеперечисленных методов способствует достижению положительных результатов  в короткие сроки. У детей-логопатов: 
- нормализуется мышечный тонус органов артикуляции;
-стимулируются двигательные функции артикуляционного аппарата;

-развивается мелкая моторика рук,
-активизируется речевая функция,

- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

-повышается работоспособность, 
- улучшается соматическое состояние.

Используемые методы просты в использовании, доступны, эффективны, не требуют дорогостоящего оборудования, практически не имеют противопоказаний и  возрастных границ, а личностно ориентированный подход в работе с ребёнком даёт отличный эффект. 

Список литературы:

   Битова А. Л. Специальные занятия музыкой, ориентированной на стимуляцию экспрессивной речи у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития / Битова А. Л., Липес Ю. В. // Особый ребенок. Вып. 4. – М., 2001. – С. 78-85. 
   Савельева Н. Песочная терапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи // Дошк. образование. – 2002. - № 1. – С. 21.
   Власова Л. С. Заикание. Психокоррекция методами НЛП // Вестник психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. – 2004. - № 1. – С. 32-35.
   Коробко Т. С. Фитбол-гимнастика в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи // Дошк. педагогика. – 2005. - № 4. – С. 44-46.
   Вихрова И. Н. Коррекция речи и мелкой моторики в процессе рисования методом «штрих» / И. Н. Вихрова, Н. Н. Шарикова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - № 6. – С. 67-73.
   Панфилова Н. К логопеду или в песочницу? : [терапия песком] /// Обруч. – 2005. - № 5. – С. 39-41.
   Величко И. В. О музыкальном воспитании детей с речевым недоразвитием // Логопед в дет. саду. – 2006. - № 1. – С. 44-48.
   Практически ориентированные исследования в логопсихотерапии / Н. Л. Карпова и др. // Дефектология. – 2006. - № 4. – С. 18-28.
   Градова Г. Н. Возможности использования арттерапевтических приемов по формированию представлений о пространстве у детей с ОНР / Градова Г. Н., Воронина Ю. Г. // Логопед в дет. саду. – 2006. - № 5. – С. 46-49.
   Докудовская Е. С. Использование песочной терапии во время логопедических занятий / Е. С. Докудовская, Л. Д. Тульчий // Шк. логопед. – 2006. - № 5. – С. 24-27.
   Новикова Е. Л. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР // Дошк. педагогика. – 2007. - № 1. – С. 29-32.
   Артемова Е. Э. Использование музыкальных упражнений в структуре логопедических занятий с неговорящими детьми // Логопедия. – 2007. - № 1. – С. 28-29.
   Обуховская А. Ю. Использование методов арттерапии в коррекционно-восстановительной работе при афазии у детей и подростков // Шк. логопед. – 2007. - № 1. – С. 7-12.
   Колеошкина С. Н. Арт-терапевтические технологии учителя-логопеда // Шк. логопед. – 2007. – № 2. – С. 31-39.
   Печенина С. И. Играя, лечим! // Логопед. – 2007. - № 4. – С. 93-94.
   Григорьева И. А. Музыкально-речевая композиция по сказкам в опыте совместной работы логопеда и музыкального руководителя / Григорьева И. А. Демидова В. Н. // Логопед в дет. саду. – 2007. - № 8. – С. 43-52.
   Гладковская Л. М. Использование песка и воды в индивидуальной работе с заикающимися детьми 5-7 лет // Логопед. – 2008. - № 1. – С. 49-56.
   Митрохович Т. И. Использование барельефной лепки в работе с детьми [с нарушениями речи] // Воспитатель ДОУ. – 2008. - № 1. – С. 69-85.
   Бабина Е. С. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе // Логопед. – 2008. - № 1. – С. 41-48.
   Силиванова Л. В. Игры с песком в работе логопеда / Силиванова Л. В., Кондратьева С. Ю. // Логопед в дет. саду. – 2008. - № 3. – С. 38-41.
   Муравьева А. Уроки жука-вокалиста : [упражнения на музык. занятиях для развития речевого дыхания и правил. звукопроизношения] // Обруч. – 2008. - № 2. – С. 20-23.
   Лаврова Т. Б. Об основах физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с ОНР // Логопед в дет. саду. – 2008. - № 3. – С. 49-53. 
   Визель Т. Г. Влияние арттерапии в коррекционной педагогике / Т. Визель, М. Н. Ревенко // Шк. логопед. – 2008. - № 3. – С. 40-42.
   Шевцова Т. И. Педагогика оздоровления в системе коррекции у детей общего недоразвития речи / Т. И. Шевцова, Н. А. Хоменко // Логопед. – 2008. - № 3. – С. 40-45.
   Попова Т. В. Использование музыки для коррекции и формирования интонации речи у дошкольников с дизартрией // Дет. и подростковая реабилитация. – 2008. - № 2. – С. 41-47.
   Гамова С. Н. Некоторые подходы к оздоровлению дошкольников в логопедической группе // Логопед в дет. саду. – 2008. - № 9/10. – С. 31-36.
   Фаустова И. В. Использование метода куклотерапии в логопедической работе с дошкольниками // Логопед в дет. саду. – 2008. - № 9/10. – С. 71-77.
   Забриян С. А. Особенности музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста  с нарушениями речи / С. А. Забриян, Ю. Ф. Гаркуша // Логопед. – 2008. - № 6. – С. 4-10.
   Танетова Е. В. Сказка в логопедической работе с детьми раннего возраста // Логопед. – 2008. - № 6. – С. 42-44

    Кудейко М.В. Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров 2-е изд-е -Мозырь:   Содействе, 2007

    Мардер.Л. – Цветной мир.Групповая Арт-Терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного – М.: Генезис, 2007

    Журнал «Цветной Мир» Аппликация и бумагопластика №3/2008

     Рисуем пальчиками первые уроки рисования (Для самых маленьких)

       Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов».

Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ.пособие/ Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина .- 5-е изд-е – М.: Айрис-Пресс, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных педагогических технологий в комплексном подходе преодаления общего недоразвития речи

Хорошо развитая речь ребенка является важным условием успешного обучения в школе. Дошкольники с ТНР нуждаются в том, чтобы систематическое, комплексное воздействие было начато как можно раньше. В данн...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье говорится о нетрадиционных методах работы с детьми с ОНР дошкольного возраста....

«Профилактика дисграфии в системе комплексной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников»

«Профилактика дисграфии в системе комплексной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников» Процесс овладения письменной речью важный и сложный для любого ребёнка. Нельзя сразу, ...

«Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи (ОНР) у дошкольников»

Выступление учителя-логопеда на городском родительском всеобуче по вопросам комплектования групп компенсирующей направленности и осуществления комплексных коррекционно-развивающих мероприятий в ДОУ по...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе преодоления общего недоразвития речи у дошкольников.

В статье обозначены здоровьесберегающие технологии: двигательный игротренинг, кинезиологические упражнения, подвижные игры, цветотерапия....

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе преодоления общего недоразвития речи у дошкольников.

в статье обозначены здоровьесберегающие технологии: двигательный игротренинг, цветотерапия, двигательный игротренинг, кинезиологические упражнения....

Методическая разработка: "Интегрированное логопедическое занятие с использованием информационно-коммуникационной технологии для детей с общим недоразвитием речи «Сказочное приключение на Ямале».

       Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, то есть культуру. Традиционная культура народов ЯНАО (ханты, селькупы, ненцы) складывалась на протяжении веков. ...