Статья для воспитателей "Использование дидактических игр в коррекционной работе при устранении общего недоразвития речи на занятиях по познанию целостной картины мира в старшей группе"
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

Кривоногова Татьяна Ивановна

Для детей – дошкольников, страдающих различными речевыми нарушениями, игровая деятельность сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.Формирование полноценной речи у детей с ОНР при помощи игровых ситуаций является особенно актуальным. Игра является основным видом детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

                  учреждение  детский сад комбинированного вида №39

                                   г Арзамаса Нижегородской области

                   

                       

                             Статья для воспитателей                                        

 Использование дидактических игр в коррекционной работе при устранении  общего недоразвития речи на занятиях по познанию целостной картины мира в старшей группе

                                                                                                                  

                                                                                                                    подготовила

                                           воспитатель группы компенсирующей направленности

                                                                                   Кривоногова Татьяна Ивановна

   

                                                   

                                                         г Арзамас

                                                              2012

       

              Трудно переоценить значение общего развития ребёнка дошкольного возраста. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребёнка к окружающему миру. Игра - единственная форма деятельности ребёнка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда она не предъявляет требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него некоторого напряжения  сил, связанного с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья. Игра возникает у ребёнка не самопроизвольно. Для её возникновения нужен целый ряд условий: наличие впечатлений от окружающего мира, наличие игрушек, общение с взрослым, в котором игровые ситуации занимают значительное место. Игра учит ребёнка трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу. Для детей – дошкольников, страдающих различными речевыми нарушениями, игровая деятельность сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Дети с общим недоразвитием речи, у которых наблюдается нарушение формирования каждого из компонентов языка:  фонетики, лексики, грамматики, а следовательно и связной речи, в настоящие время составляют основной контингент специально организованных групп. Формирование полноценной речи у детей с ОНР при помощи игровых ситуаций является особенно актуальным. Игра является основным видом детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре у ребёнка формируется те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.

   Все виды игр можно разделить на две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности:

1.Творческие игры (сюжетно – ролевые);

2.Игры с правилами (дидактические).

Подробнее остановимся на второй группе игр. Дидактические игры – это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребёнку правила игры, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Дидактическая игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, но и формирует определённые свойства личности. Игровой метод даёт наибольший эффект при умелом сочетании игры и обучения. Таким образом, игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. Обязательным компонентом игры являются её правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей и воспитательно–образовательным процессом в целом. Дидактическая игра имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений:

1.Основные компоненты – дидактическая и игровая задачи, игровые действия;

2.Дополнительные компоненты – сюжет, роль.

Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи. Дидактическая игра может состояться только при условии, когда правила становятся регулятором детской деятельности, а не выступают как внешние требования взрослого. Правила направляют игру по заданному пути, объединяя дидактическую и игровую задачи. Реализуются дидактическая и игровая задачи в игровых действиях. Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал.

   По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на три группы:

1.Предметные игры (пирамидки, матрёшки, шары, бочонки, мозаика, природный материал и др.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

2.Настольно – печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции ( синтез, анализ, обобщение, классификацию и др.).

3.Словесные игры, которые развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Структура дидактических игр позволяет усложнять их по мере развития у детей психических процессов: памяти, внимания, мышления, воли и др. Дидактическая задача. Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, т. к. в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей ( о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (например, честность, скромность, наблюдательность, самостоятельность и др.) Каждая игра имеет свою обучающую задачу, что отличает одну игру от другой.

Игровые правила. Основная цель игровых правил организовать действия и поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряжённой. Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения общаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, возникающие из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения заданий.

Игровые действия. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется,  контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: «Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Помните, когда мы играли «Горячо - холодно», как нам было интересно!», «А давайте считалкой выберем водящего!»

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения,  какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, а что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей, а значит правильно организовать индивидуальную работу с ними. Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приёмами: загадки, считалки, сюрпризные моменты, интригующие вопросы, сговоры на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Секрет успешной организации игры заключается в том, что педагог, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность.

   Как игровой метод обучения дидактическая игра используется на всех занятиях для усвоения определённых способов умственных действий, систематизации, уточнения знаний детей. Инициатива в выборе и проведения игры принадлежит педагогу. Содержание игры и её правила подчинены воспитательно – образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида занятий.        Познание целостной картины мира – это вид деятельности детей дошкольного возраста, позволяющий решать множество задач для всестороннего развития личности и интеллекта ребёнка, в том числе и коррекционные – по устранению общего недоразвития речи.

  Одной из важных задач познания целостной картины мира является создание условий для максимальной реализации потребности ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками. Дидактические игры и игровые приёмы на занятиях по познанию целостной картины мира имеют решающее значение, т. к.  именно они помогают знакомить детей с новым материалом, поддерживая стойкий интерес к восприятию этого материала, а также корректировать нарушения речи детей.

      Наша группа для детей с тяжёлыми нарушениями речи работает по «Программе коррекционно–развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» Нищевой Н.В. При обследовании логопедом у некоторых детей был выявлен низкий уровень выполнения заданий, поэтому применялся дифференцированный подход в работе с ними. А использование дидактических игр обеспечивало лучший результат по освоению предлагаемого материала. Как бы я не стремилась на занятии учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка, достичь этого очень трудно, потому что каждый ребёнок по-разному понимает вопросы и выполняет задания. Поэтому индивидуальная работа более эффективна. Это особенно важно при выполнении заданий, когда ребёнок накапливает опыт творческого использования своих умений. Все занятия по познанию целостной картины мира старалась проводить интересно для детей, используя разнообразные приёмы и методы, но в основном использовала дидактические игры. Поскольку индивидуальная работа, как правило, организуется на том же программном материале, что и фронтально, и имеет целью закрепление пройденного, то использовала те же игры и игровые приёмы. И, конечно, на всех занятиях по познанию целостной картины мира старалась решать и коррекционные задачи.

      После обследования были выявлены различные нарушения лексико– грамматического строя речи детей, поэтому было намечено несколько конкретных задач, которые необходимо было решить за определённый период:

-научить правильному образованию множественного числа существительных;

-научить самостоятельному образованию новых форм слова;

-научить правильному образованию трудных форм повелительного наклонения глаголов;

-научить правильному образованию притяжательных и относительных прилагательных;

-научить правильному согласованию существительных с прилагательными, числительными, местоимениями;

-научить правилам согласования слов в предложениях с использованием предлогов;

-научить детей грамматически правильно строить предложения (простые, сложносочинённые, сложноподчинённые);

-формировать навыки связной речи;

     Итак, основная задача – это обогащение и активизация словаря. В процессе словарной работы ребёнок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определённого содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. При работе над словом формировалась предметная соотнесённость слова (связь наименования с предметом ), на её основе формировалась обобщающая функция слова (отнесение слова к группе подобных предметов). Формирование  обобщающей функции слова строилась на развитии у ребёнка умений выделять свойства и признаки предметов, обозначаемые данным словом, умений находить общий признак среди признаков, выделяющих предметы. В этой работе учила детей сравнивать предметы между собой, делать вывод о сходстве и различии предметов, развивая наблюдательность, их познавательную активность. Для этого на занятиях использовала следующие игровые приёмы: «Что спрятано?», «Что кому нужно?», «Кто, чем защищается?» и другие. При этом в речи детей закреплялось правильное употребление существительных единственного и множественного числа в разных падежах. Такие игры как, «Один – одна – одно», «Разложи картинки», - учили детей различать род существительных. Игры «Что это?», «Отгадай!», «Обобщения» использовала для отработки и закрепления обобщающих понятий. Игры «Чьи детки?», «Рыбы, звери, птицы», «Что это?», включались в занятия, на которых закреплялись в активном словаре детей существительные по темам «Игрушки», «Животные», « Мебель» и другим. Таким образом, работа по  обогащению и активизации словаря включала в себя помимо задач ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, углубления знаний  о предметах и явлениях, формирование понятий, следующие задачи: 1.раскрытие многозначности слова; 2.расширение запаса синонимов и антонимов; 3.формирование умений правильно употреблять слова.

       В процессе специально подобранных игровых приёмов, логопедическая работа была направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. Продолжая работу над словом, выделяя и называя свойства, признаки предметов, называя действия, которые может совершать тот или иной предмет, старалась стимулировать употребление (формирование) слов различных категорий: прилагательных, глаголов, наречий. Эти слова, полученные на одном материале, автоматически переносились на другой материал: если машина красная, то какие предметы тоже могут быть красными; если собака бежит, то кто ещё может бегать. При таком переносе  формируются словосочетания и короткие предложения. На индивидуальных занятиях с помощью игр «Опиши предмет», «Угадай, что это?» и т. п. отрабатывались навыки использования прилагательных, согласование прилагательных с существительным в роде, числе и падеже. Работая над практическим усвоением глаголов в речи, с помощью игр «Скучно, скучно…..», «Руки в стороны», «Вспомни и расскажи» и т. п. на занятиях отрабатывала такие задачи как: развитие слухового внимания, умения слышать в речи педагога слова, обозначающие действия, а также дети сами выполняли определённые действия. Игры дают возможность расширить глагольный словарь детей, соотнести действие со словом, проследить последовательность действий и обозначить их словами. Игры «Кто как передвигается?», «Поймай – скажи», «Спал – спала» - помогали детям правильно использовать в речи глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени. Игры «Что ты любишь?», «Кто интереснее придумает?» - учили детей спрягать глаголы и составлять предложения по заданному глаголу. Дети учились оперировать значением сочетаний слов, правильно и гибко соотносить значения слов, обозначающих действие и предмет. Также на занятиях часто использовала подвижные игры с мячом, которые не только учили детей правильно употреблять в речи глаголы, но и воспитывали у детей быстроту реакции, слуховое внимание, формировали понимание отдельных инструкций, умение удерживать их в памяти и правильно выполнять.

   В работе над предложением основной акцент делала на составление предложений. Предложение дети составляли с опорой на картинку и обязательно подбирали к нему схему. Работа с предложением должна быть осознанной для ребёнка, а игровая форма помогала варьировать задания и ситуацию при сохранении одного и того же речевого действия. А на занятиях с использованием игр «Чего не хватает?», «Предложения по картинкам» это свойство подчёркивается, и становится наглядным. Такие задания приучают детей к самостоятельности и помогают проверить уровень усвоения материала в группе в целом, а присутствие элемента соревнования повышает интерес к выполнению заданий и обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

  Дети с нарушениями речи обычно опускают предлоги, поэтому старалась так организовать игры, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Предлагала выполнить следующие поручения: положить предмет внутрь чего-то и ответить, куда положен предмет (конструкции с предлогом «в»), или поместить предмет на поверхность (конструкция с предлогом «на») и т. п. Загадки и игры «У кого длинные уши?», «Когда это бывает?», «Ключи» и другие помогали детям правильно употреблять в речи разные предлоги. В ходе коррекционного воздействия на этом этапе обучения использовала игры: «Живая картина», «Рассказ из конверта», «Составь предложение», которые предусматривали составление предложений по картине, по серии картин, описание и сравнение предметов. Это предшествовало работе со связным текстом.

    Таким образом,  занятия по познанию целостной картины мира, в ходе которых использовались дидактические игры, и разные игровые приёмы у детей группы вызывали огромный интерес, оживление и радость, что постоянно поддерживало положительный эмоциональный настрой. А применение игровых средств на занятиях в течение длительного времени позволяло удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием. Создание условий для игры на занятиях обеспечивало лёгкое и быстрое усвоение программного материала, стимулировало мыслительную деятельность дошкольников, повышало мотивацию к обучению.

    Значение игры как ведущего всесторонне развивающего дошкольников вида деятельности позволяет широко использовать игровые приёмы в логопедической работе. А также выводит игру на первый план среди разнообразных методов при коррекционном воздействии. Посредством применения игры и отдельных  игровых действий в ходе занятий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Таким образом, работа воспитателя нуждается в использовании игровых приёмов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных  воспитательных мероприятиях. А также подчёркивает особую роль дидактических игровых приёмов. Дидактические игры имеют особое воспитательное значение и являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой  деятельности детей.

                                           

                                                    Литература:

1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1991.

2.Жукова Н.С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. -М.: Просвещение, 1973.

3.Игры в логопедической работе с детьми./Под ред. В. И. Селиверстова.- М.: Просвещение, 1987.

4.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста./ Сост. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. -М.: Просвещение, 1989.

5.Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи.- М.: АПО, 1993.

6.Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми.- М.:ВЛАДОС, 1994.

7.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей.- М.: Просвещение, 1976.

8.Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи.- М.: Просвещение, 1998.    

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе "В гости к матрешке"

Конспкт направлен на расширение кругозора, формирование целостной картины народного творчества и прикладного искусства.Актуальность - Развитие творческих способностей, воображения, формирования эстети...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе ЗПР на тему "Головные уборы"

Конспект разработан для старшей группы детей с задержкой психического развития. Соответсвует лексической теме недели и является закрключительным занятием на закрепление материала....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе ЗПР на тему "Головные уборы"

Конспект разработан для старшей группы детей с задержкой психического развития. Соответсвует лексической теме недели и является закрключительным занятием на закрепление материала....

Итоговое занятие по формированию целостной картины мира в старшей группе . Тема: «Что узнали мы за год»

Ребята, сегодня мы с вами поиграем в викторину, которая называется "Что узнали мы за год". В игре принимают участия 2 команды: команда "Солнышко" капитан команды Даша и команда "Облачко" капитан коман...

Конспект по познанию (целостная картина мира) в старшей группе по теме «Золотая осень»

Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....