Консультация для родителей на тему «Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»
консультация на тему

Коношенко Наталия Михайловна

В консультации рассказывается о связной речи в современном мире,также  представлены рекомендации для родителей по проведению театролизованных игр дома. Как с минимальными затратами совместно с ребенком  создать свой мини-театр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr._igry_doma.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

                    Консультация

для родителей на тему     «Театрализованные игры как средство         формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

             Подготовила и провела:

                 учитель – логопед

                   Коношенко Н.М.

Связная речь в современном мире.

Возможность говорить, общаться - это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности говорить, природа отвела не так уж много времени - это период с 1 года до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребенок не заговорил в этот период, то в дальнейшем это умение ему не будет дано.
            И как любое богатство можно либо преумножить, либо незаметно растерять. Говорить – значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. (Л. С. Выготский)
Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально - практическим путем. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, театрализованная и другие виды деятельности.

Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными (американскими) боевиками и мультфильмами - все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.

Как общаются наши дети? Рубленые фразы, обиходный словарь. Что говорить о детях, если часто молодые люди не могут пересказать красочно сюжет фильма или историю, услышанную от кого-либо. Качество пересказа желает быть лучше. Одно дело пересказать текст сухо - т.е. изложить цепочку событий, а другое дело дар рассказчика, который включает в себя художественно-образное оформление речи.

Своеобразие связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Так, что же такое – связная речь?  В чем своеобразие связной речи детей с общим недоразвитием речи?

Связная речь − это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. При нормальном речевом развитий ребёнка 5-6 лет существенными характеристиками речи являются значительная протяженность речевых высказываний, связность, последовательность, логико-смысловая организация. У детей с общим недоразвитием речи отмечается своеобразие связной речи.

         Недостаточная сформированность связной речи проявляется как в диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связной и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линий, фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте.

Указанные специфические особенности обусловлены низкой самостоятельной речевой активностью ребёнка, неумением выделить главные и второстепенные элементы замысла и связей между ними, невозможностью чёткого построения целостной композиций текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. При рассказывании дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений опускают или переставляют отдельные члены предложения, неправильно оформляют связи слов внутри фразы.

Недостатки речевого развития влияют и на их игровую деятельность. Нередко они теряют возможность играть со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль и боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Такие дети в игре проявляют либо робость, вялость, скованность движений, либо неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведений.

Театр для ребёнка - это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка же своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражения своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправданно.

            Театрализация сказок способствует активному эмоциональному, интеллектуальному развитию, прививает социально-нравственные качества. Театр и сказка учат быть добрыми, чуткими, честными, справедливыми. Принимая на себя определённую роль, ребёнок пытается мимикой, речью и движениями передать настроение своего героя, его характер, особенности поведения. Движения становятся более уверенными, эмоционально яркими, речь - интонационно выразительнее. Инсценировка сказок помогает обучиться творческому рассказыванию, которое играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребёнком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем мире.

Театрализованная деятельность в ДОУ.

В моей работе с детьми большое внимание уделяется формированию у них навыков самостоятельной развёрнутой речи. С этой целью они обучаются умению составлять рассказы по картинам и их серий, рассказы-описания, пересказы. Кроме того, ставятся задачи по развитию навыка передачи в речи последовательности событий в процессе наблюдения за серией выполняемых действий; составление рассказов элементами усложнения (добавление эпизодов, изменение начала или конца рассказа и т.п.); составление рассказов по заданной теме.

С целью развития связной речи дошкольников с ОНР мною используется театрализованная игра, которая позволяет заинтересовать детей на занятиях, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. Театрализованная игра представляет собой инсценировку, проигрывание сказок. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом коррекционной работы. Сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищённость. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, а следовательно, влияют на развитие связной речи.

Театрализованная деятельность дома.

Принимать участие в театрализованной деятельности, в инсценировке сказок дети могут не только в детском саду, но и дома с родителями, сверстниками. Идя в детский сад, можно использовать такие игры как:

Диалоги:
«Телефонный разговор», «Разговор со снегирем», «Яблонька и воробей»
«Подслушанные разговоры», «Зайка», «Длинная шея», «Волк и лиса».

Словесные игры на развитие связной речи:

«Скороговорку преврати в сказку», «Стишок преврати в сказку», «Придумай волшебную сказку о маме», «Из перепутанницы создай сказку», «Придумаем новую сказку» (использование героев из различных сказок).

Отмечая дни рождения, какие-то события с участием детей можно использовать:

Подвижные игры с сопровождением речи:

«Солнечный зайчик», «Топ, топ, хлоп, хлоп», «Лохматый пес», «Пузырь», «Карусель».

Этюды:
«Цветок», «Сердитый дедушка», «Будь внимателен», «Лисенок боится», «Новая кукла», «Ваське стыдно».

Словесные игры на развитие связной речи:

 «Скороговорку преврати в сказку», «Стишок преврати в сказку», «Придумай волшебную сказку о маме», «Из перепутанницы создай сказку», «Придумаем новую сказку» (по набору предметных картинок из различных сказок).

Настольно-печатные игры:

Лото «Мои любимые сказки», «Что к чему?», «Что сначала, что потом?», «Кубики», «Пазлы», «Разрезные картинки» – конструирование, «Лабиринты по сказкам».

В совместной деятельности можно использовать коллажи «Баба – Яга встретила в лесу Колобка, и они вместе отправились к лисе в лубяную избушку», можно проводить дискуссии: «Кого тебе жалко в этой сказке?» «Как бы ты поступил на месте героя?»

После каждой игры необходимо похвалить ребенка, этим поощрением вы создадите условия для развития его речевой и творческой активности.

Вместе с детьми дома можно создать и мини-театры: пальчиковый, теневой, театр на палочках (ребенок рисует героев сказки, затем они приклеиваются на палочки), вязаный театр, театр своими руками (из старых, ненужных книг вырезать персонажей, наклеить на картон (пенопласт), а вместо подставки использовать внутреннюю часть «Киндер сюрприза»).

При инсценировке сказок у детей происходит:

  • формирование интереса к театрализованной деятельности и умения разыгрывать знакомые сказки;
  • развитие фразовой и диалогической речи;
  • привитие навыков грамматически правильного оформления высказываний;
  • развитие умения с помощью выразительных средств речи, невербальных средств общения передавать характерные особенности героев сказки;
  • формирование положительной самооценки, образа «Я успешен»;
  • обогащение лексики новыми словами и словосочетаниями;
  • формирование желания создавать декораций, сказочные атрибуты своими руками.

Методические рекомендации родителям для инсценировок сказок.

Необходимо помнить, что чтение и рассказывание сказки детям должно быть выразительным. В конце чтения нужно провести беседу по содержанию сказки. Выяснить, правильно ли дети поняли содержание и смысл услышанного. Беседа проводится ярко, живо, с привлечением образной художественной речи. Для проявления творческой активности вопросы направляют на центральные моменты повествования.

При повторном рассказывании сказки, для закрепления её целостного восприятия, детям даётся установка на внимательное прослушивание для последующей инсценировки.

На начальном этапе инсценировки сказки детьми, родители активно участвуют в постановке сказки – озвучивают слова автора, помогают детям исполнять и озвучивать их роли, практически полностью «ведут» в сказку.

В конце отмечают положительные моменты, поощряют старание, приглашают в новую сказку.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Театрализованные игры помогают в развитии связанной речи у дошкольников с ОНР....

Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений

статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивш...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В статье раскрывается значение сюжетно-ролевой игры в развитии у дошкольников с ОНР диалогической речи, также раскрываются   проблема обучения диалогической речи в игре, структура игры, уров...

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...