Логопедические технологии "Игры на песке"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Логопедические технологии "Игры на песке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskie_tehnologii.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     






                       






                   ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ  ТЕХНОЛОГИЯ

                   


                      «ИГРЫ В ПЕСОЧНОЙ СТРАНЕ»



















                              Учитель-логопед:Артюхина М.Е.

        Сегодня многие детские учреждения имеют  ванночки для песка и воды. Ставят их для того, чтобы дети чувствовали себя зимой, как летом, и играли сами. Но я хочу рассказать о том, как можно использовать песочницу на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного и младше школьного возраста.

   На занятиях игры на развитие тактильно-кинестетической  чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через  кожу: «горячее –холодное»,  «сухое – мокрое», «твёрдое-мягкое», «гладкое-острое». Кинестетические

ощущения получаются во время движения.

Цель:развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видов деятельности

Задачи:

  1. Релаксация, снятие мышечного тонуса;
  2. Развитие зрительно-пространственной ориентировки;
  3. Концентрация внимания, памяти;
  4. Развитие логики и речи;
  5. Развитие творческих способностей;
  6. Формирование позитивной коммуникации.

Преимущества песочной терапии сводятся к следующему: частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В - третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. В- четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Песочная терапия имеет свои принцепы:

Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого необходимо подбирать задание, соответствующее возможностям ребенка. Необходимо исключить негативную оценку его действий и, конечно же, поощрять его фантазию.
Оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям.
Реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
обучающиеся чувствуют себя более успешными;
на занятиях нет места монотонности и скуке.

Все игры, с использованием песочной терапии,
делятся на три направления:
Обучающие игры, такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, развиваем восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, работаем над  дыханием, развиваем внимание и память, развиваем фонематический слух. Главное идет обучение письму и чтению.
Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
Проективные игры, с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.
Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях.

Игры с песком способствуют:
-
развитию мелкой моторики рук;
- развитию речи;
- расширению словарного запаса;
- освоению навыков звуко-слогового анализа и синтеза;
- развитию фонематического слуха и восприятия;
- развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
- изучению букв, освоению навыков чтения и письма;

 Обычно используются игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева и Т.М.Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:

  1. Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения(как машинки, змейки, санки и др.)
  2. Выполнить те же движения, поставил ладонь на ребро;
  3. Пройтись ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
  4. Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
  5. Пройтись по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочерёдно(сначала только указательными, затем средним, безымянными, большими и наконец мизинчиками).

Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь ребёнок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадай, чьи они?  Можно поиграть на поверхности песка, как на пианино или  клавиатуре компьютера. При этом  двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения можно предложить  детям проделать те же движения на поверхности стола. Песочницу можно использовать для нахождения определённой буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке. Предварительно ребёнку завязывают глаза.

       Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Мне неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее. На ряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное – ребёнок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

   На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи мы используем игры на развитие фонематического слуха:

  1. Выбрать фигурки, в названиях которых есть звук (а)  или другой гласный;
  2. Выбрать фигурки, в названиях которых есть  автоматизированный звук (с) или (ш) и т.д.

Затем задание можно конкретизировать: составить устно предложения, в которых слова со звуком (с) находятся в начале, середине, конце  слова. Если    обучающиеся все выполняют правильно, они получают ключ в страну  принцессы «ЭС»  или  «ША» и т.д. и   поселяют фигурки в этой стране, а  сами становятся её почётными

гостями. Это простая игра  помогает нам решить немало логопедических задач:

  1.   Закрепить навыки правильного произношения автоматизируемого звука;
  2. Развить умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове и т.д.

Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его рёбрами ладоней. Нравится им  превращать буквы «Л» в «А», «Ч»  в «Т», «О»   в «Я» ит.д.

   Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиками, потом палочкой, держа её как в ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребёнка. Ошибки на песке исправить проще, чем на  бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это даёт возможность ребёнку ощущать себя успешным.

     При делении слов на слоги осваивается с помощью игры «Построй ступеньки». На возвышенностях, заделанных  из песка, мы  располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, определившись, по какому принципу они будут располагаться. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами – трёхсложные.

   Для развития навыка дифференциации звуков мы используем игры «Кто быстрее?» Песочница разбивается на два поля. Участники команды берут флажки, на которых написаны слова с пропущенными буквами, и получают задание вписать их. Потом  они ставят флажок на своё поле.

   Нравится детям играть «Мой город». Даётся задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устно рассказ об этом городе и его жителях.

         Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты:

  1. У обучающих значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
  2. Обучающиеся чувствуют себя более успешными;
  3. Развивается  мелкая  моторика у детей;
  4. На занятиях нет места монотонности и скуке;
  5. Закрепляются навыки правильного произношения автоматизируемого звука;
  6. Развивается умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с песком в логопедической работе

В игре с песком развиваются все высшие психические функции, а также речь и моторика.В данном материале представлены варианты игр с песком по всем направлениям развития речи детей....

Игры с песком в логопедической работе

Песо́чная терапи́я - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает ...

Логопедические игры с песком

В методической разработке представлена подборка игр с песком для детей дошкольного возраста.Она объединяет упражнения, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных дв...

Логопедические игры с песком

Для того чтобы разнообразить коррекционную работу дома, предлагаем Вам использовать нетрадиционные формы упражнений - игры с песком....

Проективные логопедические игры с песком, упражнения для эмоциональной разрядки и снятия агрессии

В силу ограниченного словарного запаса дошкольникам трудно проговаривать свои внутренние волнения, глубокие переживания, поэтому скрытая психологическая проблема переходит на уровень тела и проявляетс...

Логопедические игры с песком

Игры и упражнения на развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи....