Логопедические игры с песком
методическая разработка по логопедии

Кошечкина Елена Владимировна

Игры и упражнения на развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_igry_s_peskom.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические игры с песком

для детей с ОНР

                                                                                                                                    Подборку составил

                                                                                                                     Учитель-логопед

ГБДОУ «Детский сад № 3»

                                                                                                                          Кошечкина Елена Владимировна

Лексическая тема

Дидактические игры и упражнения

Цели

Содержание игры

Оборудование

Осень. Деревья.

«Собери листья».

1 вариант.

Упражнение в образовании относительных прилагательных.

Развитие тактильной чувствительности, расслабление.

Попробуй спрятать, закопать листья в песок так, чтобы они расположились по всему ящику. Потом мы вместе будем ее искать.

Ребенок откапывает лист и сопровождает свои действия словами, например: Я нашел … (кленовый лист, березовый лист, дубовый лист и т.д.)

Игра продолжается до тех пор, пока все листья не будут найдены.

Песочница.

Ламинированные картинки листьев.

«Собери листья».

2 вариант.

Упражнение в образовании относительных прилагательных.

Упражнение в согласовании числительных с существительными и прилагательными.

Развитие тактильной чувствительности, расслабление.

Взрослый делит пространство песочницы на две части.

Попробуй спрятать, закопать все листья в песок так, чтобы они расположились в одной части песочницы.

В другой части расположи цифры от 1 до 5.

Ребенок откапывает лист, кладет его к любой цифре, сопровождая свои действия словами: Я нашел … (три кленовых листа, пять дубовых листьев и т.д.). 

Песочница.

Ламинированные картинки листьев.

Пластмассовые цифры.

Овощи.

«В огороде у бабушки Оли».

Упражнение детей в употреблении существительных множественного числа в родительном падеже.

Развитие тактильной чувствительности, расслабление.

Ребенку дается задание построить в песочнице огород.

Ребенок двигает фигуркой бабушки к грядкам и рассказывает:

В огороде у бабушки Оли много помидоров. В огороде у бабушки Оли много кабачков. В огороде у бабушки Оли много свёклы. В огороде у бабушки Оли много лука. И т.д.

Песочница.

Грядки.

Пластмассовая фигурка бабушки.

Миниатюрные фигурки овощей.

«Назови, какая грядка».

Упражнение в образовании относительных прилагательных. Закрепление правильного произношения звука [РЬ].

Развитие тактильной чувствительности, расслабление.

Ребенку дается задание построить в песочнице огород.

Ребенок двигает фигуркой бабушки к грядкам и рассказывает:

Грядка с огурцами – огуречная грядка. Грядка с морковью – морковная грядка. Грядка с кабачками – кабачковая грядка. Грядка с тыквой – тыквенная грядка.  

Песочница.

Грядки.

Пластмассовая фигурка бабушки.

Миниатюрные фигурки овощей.

«Польем грядки».

Упражнение детей в употреблении существительных множественного числа в творительном падеже. Закрепление правильного употребления предлога С.

Развитие тактильной чувствительности, расслабление.

Ребенку дается задание построить в песочнице огород.

Ребенок берет леечку и поливая грядку произносит:

Я поливаю грядку с огурцами. Я поливаю грядку с луком. Я поливаю грядку с капустой. И.д.

Песочница.

Грядки.

Леечка.

Миниатюрные фигурки овощей.

«В огород за урожаем».

Упражнение в умении делить слова на слоги.

Развитие тактильной чувствительности, расслабление.

Ребенку дается задание построить в песочнице огород.

В эту игру лучше играть подгруппой детей (2-3 человека).

Ребенок получает картинку с изображением овоща. Ребенку предлагается прохлопать слово по слогам. Если слово разделено на слоги верно, то ребенок берет овощ с грядки. Если слово прохлопано неправильно, то овощ остается на грядке. Выигрывает тот, кто больше соберет овощей.

Песочница.

Грядки.

Миниатюрные фигурки овощей.

Картинки овощей.

Фрукты.

«В саду у бабушки Оли».

Упражнение детей в употреблении существительных множественного числа в родительном падеже.

Развитие тактильной чувствительности, расслабление.

Ребенку дается задание построить в песочнице сад.

Ребенок двигает фигуркой бабушки к плодовым деревьям и рассказывает:

В саду у бабушки Оли много яблок. В саду у бабушки Оли много персиков. В саду у бабушки Оли много груш. В саду у бабушки Оли много лимонов. И т.д.

Песочница.

Деревья.

Пластмассовая фигурка бабушки.

Миниатюрные фигурки фруктов.

«В сад за урожаем».

Упражнение в умении делить слова на слоги.

Развитие тактильной чувствительности, расслабление.

Ребенку дается задание построить в песочнице сад.

В эту игру лучше играть подгруппой детей (2-3 человека).

Ребенок получает картинку с изображением фрукта. Ребенку предлагается прохлопать слово по слогам. Если слово разделено на слоги верно, то ребенок берет фрукт с дерева. Если слово прохлопано неправильно, то фрукт остается на дереве. Выигрывает тот, кто больше соберет фруктов.

Песочница.

Деревья.

Миниатюрные фигурки фруктов.

Картинки фруктов.

Посуда

«Угадай на ощупь посуду и расскажи, какая?».

Упражнение в практическом употреблении относительных прилагательных.

Развитие памяти, внимания.

Развитие тактильной чувствительности, расслабление.

Посмотри, какие игрушки лежат на подносе. (Посуда).

Попробуй спрятать, закопать ее в песок так, чтобы она расположилась по всему ящику. Потом мы вместе будем ее искать.

Ребенок откапывает посуду и сопровождает свои действия словами, например: Я нашел … (ложку, тарелку, чашку и т.д.), она … (пластмассовая, деревянная, столовая, кухонная и т.д.) 

Песочница.

Миниатюрные предметы посуды.

Лес грибы и ягоды.

«Собери грибы и ягоды».

Упражнение в произношение слов сложной слоговой структуры.

Развитие тактильной чувствительности, расслабление.

Ребенку дается задание построить в песочнице лес.

Посмотри, какие игрушки лежат на подносе. (Грибы и ягоды).

Попробуй спрятать, закопать их в песок так, чтобы они расположились по всему ящику. Потом мы вместе будем их искать.

Ребенок откапывает предмет и сопровождает свои действия словами, например: Я  нашел в лесу (подосиновик, сыроежку, ежевику, бруснику и т.д.)

Песочница.

Миниатюрные фигурки грибов.

Ламинированные картинки лесных ягод.

Домашние животные

«Найди домашнего животного и определи второй звук в слове»

Формирование звукового анализа слов.

Развитие тактильной чувствительности, расслабление.

Взрослый делит пространство песочницы на две части.

Посмотри, какие игрушки лежат на подносе. (Домашние животные).

Попробуй спрятать, закопать их в песок так, чтобы они расположились в одной части песочницы.

В другой части расположи буквы.

Найди домашнего животного, определи второй звук в слове и подружи с нужной буквой.

Игра продолжается до тех пор, пока все животные не будут найдены.

Песочница, миниатюрные фигурки диких животных, пластмассовые буквы, пластмассовая цифра 2.

Дикие животные наших лесов.

«Найди дикого животного и определи третий звук в слове»

Формирование звукового анализа слов.

Развитие тактильной чувствительности, расслабление.

Взрослый делит пространство песочницы на две части.

Посмотри, какие игрушки лежат на подносе. (Дикие животные).

Попробуй спрятать, закопать их в песок так, чтобы они расположились в одной части песочницы.

В другой части расположи буквы.

Найди дикого животного, определи третий звук в слове и подружи с нужной буквой.

Игра продолжается до тех пор, пока все животные не будут найдены.

Песочница, миниатюрные фигурки диких животных, пластмассовые буквы, пластмассовая цифра 3.

«Я  иду в гости»

Дифференциация домашних и диких животных.

Совершенствовать речь.

Развитие тактильной чувствительности, расслабление.

Посмотри, какие игрушки лежат на подносе. Попробуй спрятать, закопать их в песок так, чтобы они расположились по всему ящику. Потом мы вместе будем их искать.

Ребенок откапывает одного из животного и сопровождает свои действия словами, например: Я  иду в гости к … (медведю, лисе и т.д.). 

Где живет заяц? (Заяц живет в лесу,

потому что это дикое животное.)

Игра продолжается до тех пор, пока все животные не будут найдены.

Песочница, миниатюрные фигурки диких животных и домашних животных.

Животные жарких и северных стран.

«Зоопарк».

Развитие связной речи. Закрепление правильного звукопроизношения в свободно речи.

Развитие тактильной чувствительности, расслабление.

Ребенку дается задание построить в песочнице зоопарк и заселить его животными жарких и северных стран.

Проведи экскурсию, расскажи об обитателях зоопарка.

Песочница, миниатюрные фигурки животных жарких стран и северных стран.

Дифференциация домашних, диких животных наших.

«Одним словом назови и запомни».

Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.

Развитие тактильной чувствительности, расслабление.

Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало.

По такому же принципу песочницу заселяют домашними животными (животными жарких стран, животными северных стран).

Песочница, миниатюрные фигурки диких животных, домашних животных, животных жарких стран и северных стран.

Обитатели морей и океанов.

«На морском дне».

1 вариант.

Формирование звукового анализа слов.

Развитие тактильной чувствительности, расслабление.

Взрослый делит пространство песочницы на две части.

Возьми игрушки, которые лежат на подносе.  Закопай их в песок так, чтобы они расположились в одной части песочницы.

В другой части расположи буквы.

Найди обитателей моря, определи четвертый звук в слове и подружи с нужной буквой.

Игра продолжается до тех пор, пока все игрушки не будут найдены.

Песочница.

Миниатюрные фигурки обитателей морей.

«На морском дне».

2 вариант.

Предлоги к от.

Акула подплыла к морской звезде. Акула отплыла от морской звезды. Скат плывет к киту. Кит уплывает от ската.

Песочница.

Миниатюрные фигурки обитателей морей.

Наш город

«Мой город».

Совершенствование фонематического слуха. Развитие связной речи. Закрепление правильного звукопроизношения в свободно речи.

Развитие тактильной чувствительности, расслабление.

Ребенку дается задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки и заселить город любыми жителями. Потом составить рассказ об этом городе и его жителях.

Песочница.

Фигурки конструктора «Город».

Транспорт

«Парковка машин».

Формирование слоговой структуры слова.

Развитие тактильной чувствительности, расслабление.

Взрослый делит пространство песочницы на две части.

Посмотри, какие игрушки лежат на подносе. (Транспорт).

Попробуй спрятать, закопать их в песок так, чтобы они расположились в одной части песочницы.

В другой части расположи цифры.

Откопай машинку и определи количество слогов в слове

и припаркуй к нужной цифре.

Песочница.

Пластмассовые цифры.

Фигурки транспорта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические технологии "Игры на песке"

Логопедические технологии "Игры на песке"...

Игры с песком в логопедической работе

В игре с песком развиваются все высшие психические функции, а также речь и моторика.В данном материале представлены варианты игр с песком по всем направлениям развития речи детей....

Игры с песком в логопедической работе

Песо́чная терапи́я - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает ...

Логопедические игры с песком

В методической разработке представлена подборка игр с песком для детей дошкольного возраста.Она объединяет упражнения, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных дв...

Логопедические игры с песком

Для того чтобы разнообразить коррекционную работу дома, предлагаем Вам использовать нетрадиционные формы упражнений - игры с песком....

Проективные логопедические игры с песком, упражнения для эмоциональной разрядки и снятия агрессии

В силу ограниченного словарного запаса дошкольникам трудно проговаривать свои внутренние волнения, глубокие переживания, поэтому скрытая психологическая проблема переходит на уровень тела и проявляетс...