Главные вкладки

    «Игра, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
    статья по логопедии (средняя группа) по теме

    Лузанова Светлана Юрьевна

    Данная методическая разработка предназначена для воспитателей и родителей ДОУ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Игра, как средство речевого развития детей дошкольного возраста.

    Игры, занятия для развития речи

    Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

    И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

    Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).

    Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

    Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память. Мышление, внимание, связная речь.

    Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажется трудными, не забывать хвалить ребенка, но для этого следует знать основные пути ее развития и совершенствования:

    Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

    Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание, и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

    Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.

    В дальнейшем особую роль в развитии функций руки имеют игры. Давайте рассмотрим некоторые виды игр, которые помогут в развитии речи малыша и не только речи!

    Пальчиковые театры

    Пальчиковые театры развивают сенсомоторику. На руке малыша с легкостью разместятся все герои театра, которыми он сможет манипулировать. Кроме того, во время игры родители  могут  познакомить ребенка со сказкой, героя ми которой могут являться фигурки из пальчикового театра. При этом взрослые могут эмоционально передавать голосом интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь - басом и т.п.)

    В раннем возрасте, когда малыш еще не научился говорить, он может звукоподражать героям сказки – развитие артикуляционного аппарата ("ква-ква", "пи-пи") или изображать мимикой и жестами ("медведь ходит, переваливаясь", "зайка прыгает" и т.п.).

    2-3 летние дети очень любят игру "доскажи словечко". Взрослые, рассказывая сказку, делают паузы, не договаривают  предложение до конца, давая ребенку возможность "вставить" словечко. Родители  в игре "найди ошибку", сознательно допускают  неточность в рассказе (меняют последовательность героев, путают  их имена и т.п.) Эти игры способствуют развитию памяти, внимательности и речи малыша.

    Постепенно необходимо давать ребенку роль одного из героев, попросив не забывать о характерных особенностях персонажа (голос, движение). Развивать у ребенка интонацию голоса и звукоподражательные навыки.

    Освоив все роли сказки, можно поиграть в кукольный театр. Для этого необходимо создать соответствующую атмосферу: сделать  ширму, смастерить домик и усадить игрушки в "зрительный зал". Для начала взрослый выступает в роли рассказчика, при этом ребенок может просто следить за сюжетом и управлять фигурками. Затем необходимо попросите его рассказать сказку самостоятельно. Подобные домашние представления способствуют развитию речи, внимательности, а также уверенности в себе, ощущению успеха и развитию личности ребенка в целом.

    От сюжетно ролевой игры необходимо постепенно переходить к режиссерской. Родители вместе с малышом, придумывают новые истории, поощряют  ребенка за любое добавление к сюжету. При этом развивается воображение, речь становится более образной и выразительной. Пусть 4-летний малыш придумает простой сюжет. Чем больше героев использует ребенок, тем выше уровень его воображения.

    Шнуровки

    Мелкая моторика напрямую связана с речью и сказывается не только на ее развитии, но и на предотвращении и устранении дефектов, кроме того, напрямую влияет на способность ребенка учиться - чем "умнее" руки, тем умнее и малыш.

    Пока ребенок маленький, шнуровка станет отличным тренажером для освоения навыков шнуровки, поможет развить моторику, глазомер, усидчивость.

    Игра способствует развитию сенсомоторной координации, гибкости кисти и раскованности движений и, как любое упражнение на мелкую моторику, активизирует развитие речи, формирует познавательный интерес, любознательность.

    Пластилин и паста для лепки!

    Кроме того, что лепка развивает у ребенка моторику рук, она развивает еще и цветовое восприятие, воображение, фантазию, творческие способности. Сейчас существуют безопасные виды пластилина и пасты для лепки. Они сделаны на растительной основе, без вредных добавок. Они очень мягкие, пластичные, не пачкают руки. Если юный ваятель украсил мебель, ковер или собственную шевелюру, пластилин легко отделяется от ворса и волос не оставляя жирных пятен. А остатки легко смываются теплой водой.

    Необходимо научить  ребенка отщипывать маленькие кусочки пластилина и налеплять их на доску для лепки или картон, катать шарики и колбаски, делать из них лепешки и колечки. Можно сделать угощения для любимой игрушки: шарики - ягодки, лепешки - печенье и т. п. Сделайте из пластилина шляпки на пальчики малыша. Такая игра наверняка ему понравится.

    Малыш с удовольствием будет раскатывать пластилин скалочкой, резать пластмассовыми ножичками и делать фигурки с помощью формочек, экструдера и фигурных шприцев.

    С детьми постарше можно лепить простые фигурки: гриб, змейку, Колобка…

    Старайтесь делать игру - занятием, а любое занятие превращать в увлекательную игру. Хвалите малыша за любое достижение

    Стучалки и пирамидки

    Младший дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития сенсорных способностей. Игры-стучалки и игры-проталкиватели станут прекрасными пособиями для первого знакомства с основными цветами, помогут развить и улучшить координацию движений.

    Благодаря игре с пирамидкой, чьи кольца окрашены в цвета радуги, развивается представление о цвете, размере, улучшается координация движений. Во время игры развиваются крупная моторика рук, ловкость, стимулируются центры, отвечающие за развитие речи, развиваются зрительное и слуховое восприятие, внимательность и аккуратность, прививаются первые навыки труда.

    Кубики

    Кубики «сложи рисунок» - любимая практически всеми малышами игра. Во время игры развиваются еще и наглядно-образное мышление, умение работать по образцу, зрительная память, внимание, логика.

    Если на кубиках изображены ягоды и фрукты, взрослый можете познакомить малыша с их названиями, рассказать, где они растут и что из них можно приготовить. Тем самым добавляет в активный словарь ребенка новые слова и понятия.

    На дно коробочки можно положить рисунок-образец с изображением фрукта, а потом попросить ребенка найти нужную часть кубика и вложить в коробочку. В результате сборки из кубиков выходит рисунок, а малыш знакомиться с понятиями «часть и целое», учится работать по образцу.

    Далее, можно попросить ребенка сложить рисунок без использования картинки образца – здесь работают зрительное внимание, память. Собирая рисунок, необходимо комментировать  действия ребенка: поставили кубик верхний правый, теперь нижний левый – развивая умение ориентироваться в пространстве.

    Мозаика

    Игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

    Пазлы

     Красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

    Игры с пуговицами и бусинами

    Нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую — разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой – маленький.

    Рекомендации для развития мелкой моторики рук

    Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

    Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

    Необходимо выполнять упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

    При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

    Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точными переключением с одного движения на другое.

    Нужно добиться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

    Все указания даются спокойным, доброжелательном тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.

    В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяются в течение дня 2 – 3 раза.

    При повторениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

    Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

    Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

    Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

    Таким образом, мы подвели итог нашей консультации. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Игра, как средство речевого развития детей дошкольного возраста

    Слайд 2

    основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на его психическое развитие. Игра

    Слайд 3

    Игры , занятия для развития речи Тренировка движений пальцев рук : - массаж кисти рук и каждого пальчика , каждой его фаланги ( с 6-7 месяцев); - активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой (с 10 месяцев)

    Слайд 4

    Пальчиковые театры В раннем возрасте - звукоподражание героям сказки или изображение их мимикой и жестами; 2-3 года – игра «Доскажи словечко», игра «Найди ошибку», кукольный театр; 4 года – придумывание простого сюжета сказки.

    Слайд 5

    Шнуровки Развивают: м оторику; г лазомер; у сидчивость; с енсомоторную координацию; г ибкость кисти; р аскованность движений

    Слайд 6

    Пластилин и паста для лепки Научите ребенка: отщипывать маленькие кусочки пластилина и налеплять их на доску для лепки или картон; катать шарики и колбаски, делать из них лепешки и колечки; с детьми постарше можно лепить простые фигурки: гриб, змейку, Колобка… Развивает: цветовое восприятие, воображение, фантазию, творческие способности

    Слайд 7

    Стучалки и пирамидки Игры-стучалки и игры-проталкиватели – первое знакомство с основными цветами, развитие и улучшение координации движений. Пирамидка - развивается представление о цвете, размере, улучшается координация движений; развиваются крупная моторика рук, ловкость, стимулируются центры, отвечающие за развитие речи, развиваются зрительное и слуховое восприятие, внимательность и аккуратность, прививаются первые навыки труда

    Слайд 8

    Кубики Игра «Сложи рисунок» - развитие мелкой моторики, наглядно-образного мышления, умения работать по образцу, зрительной памяти, внимания, логики.

    Слайд 9

    Мозаика Игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности

    Слайд 10

    П азлы красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику

    Слайд 11

    Игры с пуговицами и бусинами Т ренировка пальчиков и одновременно развитие сообразительности , а так же освоение понятия большой – маленький

    Слайд 12

    Рекомендации для развития мелкой моторики рук: Перед началом упражнений необходимо разогреть ладони; Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз; Взрослому необходимо выполнять упражнения вместе с ребенком; При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки; Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точными переключением с одного движения на другое; Нужно добиться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость; Все указания даются спокойным, доброжелательном тоном, четко, без лишних слов; Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми; Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу ; Никогда не принуждайте.

    Слайд 13

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Детская игра, как средство речевого развития детей младшего возраста.

    Будучи одним из самых увлекательных занятий для дошкольников, игра, вместе с тем, является важнейшим средством их воспитания и развития.Игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания, но и явл...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Загадка, как средство речевого развития детей дошкольного возраста» .

    Целью данных методических рекомендаций является развитие речи детей с помощью загадки.Работа осуществляется в тесном взаимодействии с педагогами – логопедами и родителями. Для этого используются актив...

    Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста.

    В презентации даны методические рекомендации по использованию мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста,обеспечивающей эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации,...

    «Художественно-развивающие игры, как средство речевого развития детей дошкольного возраста».

    Дидактические игры имеют большое значение в процессе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста. Ведь полноценное освоение учебного материала осуществляется не на занятиях, а в своб...

    Игра ,как средство речевого развития детей дошкольного возраста.

    Игра, как средство речевого развития детей дошкольного возраста....