«Художественно-развивающие игры, как средство речевого развития детей дошкольного возраста».
картотека (старшая группа) на тему

Коровникова Наталья Викторовна

Дидактические игры имеют большое значение в процессе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста. Ведь полноценное освоение учебного материала осуществляется не на занятиях, а в свободной деятельности. Тогда, когда ребенок еще и еще раз проигрывает ситуацию, применяя на практике знания и умения, полученные на занятиях до тех пор, пока они не перейдут в навык. Тогда-то и происходит окончательное понимание и освоение учебного материала. И лучшим тренажером для детей возраста, в данной ситуации, являются дидактические игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Муниципальное казённое дошкольное образовательное  учреждение     

                 Д/с №172

 Тема:

«Художественно-развивающие игры, как средство речевого развития детей дошкольного возраста».

        

                                       

                                    воспитатель: Коровникова Н.В.

Картотека художественно-развивающих игр для старшей группы.

игры упражнения

Задачи

источник

1.«Рыбки плавают в  пруду»

Развивать эстетическое восприятие, учить анализировать изображения по окраске, аналогичной цвету пруда, располагать рыбок одинакового цвета в определенной последовательности: от светлых оттенков к темным и наоборот.

  1. Журнал «Дошкольное воспитание»
  2.  № 6  1997.,

стр. 27

2.«Собери по цвету»

Собрать геометрическую фигуру из частей. Варианты: части одинакового цвета, оригинального сочетания цветов, контрастных цветов; собрать изображение любого предмета (на выбор).

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6  1997

стр. 27

3.«Собери пейзаж» 

 Закрепить знания детей о составных элементах пейзажа, о признаках времен года. По собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету (осенний, летний, весенний, зимний).

Приложение

№1

4.«Придумай и собери портрет»

Составить портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Учить правильно, ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях.

Приложение

№2

5 «Футболисты»

Закреплять знания детей основных и составных цветов, теплых и холодных цветов.

Швайко Г.С. 'Игры и игровые упражнения для развития речи' - Москва: Просвещение, 1983

6.«Угадай, на что похоже»

 Развивать творческое воображение.

Приложение

№3

7. «Чего на свете не бывает?»

Развивать творческое воображение.

Приложение

№4

8.«Разложи и сосчитай матрешек»

Закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции.

Приложение

№5

9. «Цвета вокруг нас»

Закреплять знания о цветах и их оттенках. Упражнять в нахождении заданного цвета или оттенка в окружающих предметах.

Швайко Г.С. 'Игры и игровые упражнения для развития речи' - Москва: Просвещение, 1983

10. « Снеговики»

Развивать внимание и наблюдательность у детей.

Швайко Г.С. 'Игры и игровые упражнения для развития речи' - Москва: Просвещение, 1983

11. «У кого какой предмет?»

 Упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Учить, сравнивая предметы, начинать с существенных признаков.

Швайко Г.С. 'Игры и игровые упражнения для развития речи' - Москва: Просвещение, 1983

12. «Разрезные картинки»

 Учить действиями анализа и синтеза, умению выделять части целого и из частей составлять целое. учить правильно называть получившееся изображение. Развивать чувство формы, пропорций, умение выделять характерные детали.

Приложение

№6

13. «Вкусная палитра»

Расширять ассоциативный цветовой ряд, обогащать  лексику, словообразование.

Приложение

№7

14. «Зеленые иголочки».

Закрепить умение быстро ориентироваться на листе бумаги, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок карандаша.

Приложение

№8

15.«Кони расписные»

Закреплять знание основных мотивов русских народных росписей (Гжель, Городец, Филимоново, Дымка), закреплять умение отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.

Приложение

№9

Картотека художественно-развивающих игр для подготовительной группы.

игры-

упражнения

Задачи

источник

1. «Цветное лото»

Развивать у детей умение различать 4 оттенка одного цвета, называть предметы одного цвета, но разных оттенков. 

Швайко Г.С.

«Игры и игровые упражнения для развития речи».

2.«Из чего состоит пейзаж» (игра с картинками)

 Закрепить знания о жанре пейзажа, его отличительных и составных особенностях и частях. Отбирать только те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновывать свой выбор.

Приложение

№1

3.«Перспектива»

Закрепить знания детей о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближенности предметов, переднем и заднем плане картины.

Дошкольное воспитание

№2 2005г.,стр. 26

4. «Волшебники».

Развивать эмоциональность и творческое воображение.

Приложение

№10

5.«Семейный портрет»

Закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей. Подобрать и составить портреты: мамы, папы, дедушки и др.

Приложение

№11

6. «Путаница» (рисованные загадки)

Развивать творческое воображение, способствовать развитию словаря, восприятие предметов и явлений окружающей действительностью.

Приложение

№12

7.«Подбери чашки к блюдцам»

 Учить детей различать несколько оттенков розового, фиолетового и оранжевого цвета и использовать названия оттенков цвета в речи.

Швайко Г.С.

«Игры и игровые упражнения для развития речи».

8.«Определи узор»

Определять характер городецкой, хохломской, дымковской росписи, закреплять знания элементов, входящих в состав узоров.

Приложение

№13

9.«Художник по имени природа»

Формировать  элементарные  понятия о колорите, сравнивать  природные объекты по нескольким цветовым оттенкам.

Приложение

№1

10.«Жанры живописи»

Закрепить знания жанров живописи.

Приложение

№14

11. « Придумай и нарисуй  конец к сказке»

Развивать творческую активность, образное мышление, фантазию.

Дошкольное

воспитание №6 1977г

12. «Волшебные кляксы»

Развивать фантазию детей, их речь, образное мышление (самостоятельно анализировать, сравнивать, оценивать).

Приложение

№15

13. « Что сначала, что потом»

Развивать  понимание ребенком простых причинно-следственных отношений, учит строить предложения, а также способствовать  развитию логического мышления.

Приложение

№16

14.«Узнай элементы узора»

Уточнить и закрепить представление об основных элементах, какой либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность,  внимание, память.

Приложение

№9, 13

15. «Кони расписные»

Закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.

Приложение

№9

Литература:

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» №2 2005
  2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6 1997
  3. Журнал «Дошкольное воспитание» №6 2004
  4. Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»
  5. Журнал «Цветной мир» №4 2009
  6. Игры и упражнения в обучении шестилеток
  7. Комарова Т.С., «Изобразительная деятельность в детском саду». (Москва, изд-во «Педагогика», 1990г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей и родителей ДОУ....

Игра ,как средство речевого развития детей дошкольного возраста.

Игра, как средство речевого развития детей дошкольного возраста....

Квест-игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ОВЗ

Квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО, способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых, поисковых задач. Процесс внедрения в практику квест-те...

Консультация для родителей «Настольно-печатные игры Как эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Настольно-печатные игры Как эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста»...

Игра–драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Понятие и сущность игр-драматизацийОпределение 1Игры-драматизации – это вид игр, в которых дети изображают героев мультфильмов или персонажей художественных произведений (сказки, стихи, пе...

Консультация для родителей "Настольно-печатные игры, как эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста"

В данной консультации содержится материал, помогающий родителям разобраться в полезности и значимости для детей настольно-печатных игр. Предоставленны некоторые виды игр с описанием правил и действий....