Главные вкладки

    Зачем нужны пальчиковые игры?
    статья (логопедия) по теме

    Долганова Ирина Витальевна

     

    Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zachem_nuzhny_palchikovye_igry.docx18.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Зачем нужны   «Пальчиковые игры»?

    Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами  меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

    Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

    Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт ребёнка на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

    Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх  все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

    Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. для детей  имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

    Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

    Для детей некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.

    Этапы разучивания игр:

    1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

    2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.

    З. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно,

    взрослый проговаривает текст.

    4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью

    взрослого, который произносит текст.

    5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает

    помогает.

    ***

    (перебирая пальчики, приговариваем)

    Этот пальчик — дедушка,

    Этот пальчик — бабушка,

    Этот пальчик — папочка,

    Этот пальчик — мамочка,

    Этот пальчик — (называем имя ребёнка),

    Вот и вся моя семья!

    * * *

    (Загибаем пальчики по одному)

    Раз, два, три, четыре, пять

    ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)

    Мы во двор пришли гулять.

    ("Лепим" комочек двумя ладонями)

    Бабу снежную лепили,

    (Крошащие движения всеми пальцами)

    Птичек крошками кормили,

    (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

    С горки мы потом катались,

    (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

    А ещё в снегу валялись.

    (Отряхиваем ладошки)

    Все в снегу домой пришли.

    (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

    Съели суп и спать легли.

    * * *

    (большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком)

    - Пальчик-мальчик,

    Где ты был?

    - С этим братцем

    В лес ходил.

    С этим братцем

    Щи варил,

    С этим братцем

    Кашу ел.

    С этим братцем

    Песни пел!

    А с этим пальцем что делал?

    Взрослый поочередно показывает на все пальцы одной руки, пальчик, который остался, ребенок сам показывает, что с ним делал.

    ПАУЧОК

    (Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

    Паучок ходил по ветке,

    А за ним ходили детки.

    (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)

    Дождик с неба вдруг полил,

    (Хлопок ладонями по столу/коленям.)

    Паучков на землю смыл.

    (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)

    Солнце стало пригревать,

    (Делаем движения такие же, как и в самом начале.)

    Паучок ползёт опять,

    ("Паучки" ползают по голове.)

    А за ним ползут все детки,

    Чтобы погулять на ветке.

    * * *

    Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!

    Этот пальчик для того, чтоб показывать его!

    Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!

    Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!

    А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

    * * *

    ШЛА КУКУШКА

    (Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)

    Шла кукушка мимо рынка,

    (Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)

    У неё была корзинка,

    (Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)

    А корзинка на пол - бух!

    (Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)

    Полетело десять (девять, восемь) мух!

    * **

    ЧЕРЕПАХА

    Шла по полю черепаха (идем пальчиками)

    И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат)

    Говорит она: «Кусь, кусь! ( большой и указательный пальцы «кусаются»)

    Никого я не боюсь!» ( отрицание –указательным пальцем)

    ***

    У ЖИРАФОВ

    У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

    У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

    (Хлопаем по всему телу ладонями).

    На лбу, ушах, на шее, на локтях,

    На носах, на животах, на коленях и носках.

    (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

    У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

    У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

    (Щипаем себя, как бы собирая складки).

    На лбу, ушах, на шее, на локтях,

    На носах, на животах, на коленях и носках.

    (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

    Рекомендации:

    • Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или

    растерев ладони.

    • Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия,

    сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

    • Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине

    ребёнка, щекотать, гладить и др.

    • Используйте максимально выразительную мимику.

    • делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

    • Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

    • Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Зачем нужны пальчиковые игры?"

    Пальчиковые игры развивают у детей - речь, память, внимание, воображение, артистизм и мелкую моторику пальцев рук....

    Зачем нужны пальчиковые игры?

    Ответ на вопрос и рекомендадии....

    ЗАЧЕМ НУЖНЫ "ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ"?

    Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени движений пальцев рук.Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенн...

    Буклет для родителей "Зачем нужна пальчиковая гимнастика?"

    Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мо...

    Зачем нужны пальчиковые игры?

    Зачем нужны пальчиковые игры?...

    Зачем нужна пальчиковая гимнастика

    Зачем нужна пальчиковая гимнастика...

    Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

    Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....