Развитие речевого дыхания.
презентация к занятию (логопедия, подготовительная группа) по теме

В работе описаны приёмы развития речевого дыхания, дыхательные упражнения, описаны нарушения речевого дыхания, методика правильного речевого выдоха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivaem_rechevoe_dyhanie.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать произносительные органы; нужно еще научить ребенка правильно дышать. Речевое дыхание отличается от физиологического. Когда мы говорим, нам нужно произносить части фраз или целые фразы на одном выдохе – поэтому выдох при речи должен быть длиннее вдоха. Но паузы между отрезками речи, которые приходится делать при вдохе, не должны быть слишком продолжительными – ведь тогда речь будет несвязной, отрывистой. Поэтому вдох становится более коротким, чем при обычном дыхании. Когда мы говорим, то делаем в среднем 7-10 вдохов и выдохов в минуту, а при обычном дыхании –  14-20. Кроме того, вдох при речи должен быть не только более коротким, но и более быстрым и интенсивным, глубоким, а это удобно делать через рот. Вот почему, разговаривая, мы дышим ртом – носом неудобно вдыхать быстро и глубоко – носовые ходы узкие и достаточно протяженные.

Понаблюдайте, как ваш ребенок дышит при речи – нет ли быстрых коротких «задыхиваний» посередине фразы или слова, не слишком ли частит у него дыхание, не прерывают ли речь частые вдохи.

Дыхательные упражнения очень полезны, к тому же выполняет их ребенок с интересом, поскольку их можно обыграть. Каждое упражнение на дыхание выполняют не более 2-3 раз.

  1. Надуть щеки и удержать набранный воздух.
  2. Втянуть щеки и расслабить их.
  3. Надуть щеки и резко надавить на них пальцами (воздух выпустить сквозь губы).
  4. «Полоскать» воздухом рот, перекатывая его за надутыми щеками.
  5. Выдувать воздух поочередно то из одного, то из другого угла рта.
  6. Легко дуть на перо, лежащее на столе.
  7.  Дуть на ватку, лежащую на гладкой поверхности, чтобы ватка двигалась.
  8. Дуть на бумажную ленту, чтобы она трепетала.
  9. Дуть на лист бумаги, постепенно отдаляя его от губ.
  10. Дуть на конфетти, чтобы оно взлетало и опускалось на поверхность.
  11. На выдохе медленно произносить гласные.
  12. Дуть на свечу, чтобы пламя мерцало.
  13. Дуть на легкие пластиковые или бумажные игрушки, плавающие на воде.
  14. Дуть в воду через трубочку, следя за появляющимися пузырьками воздуха.
  15. Пускать мыльные пузыри.
  16. Дуть на свечку при высунутом языке и задуть ее.
  17. Сдувать с кончика языка бумажку, кусочек бинта или ваты.
  18. Дуть на бутылочку с высунутым языком.

Следите за тем, чтобы ребенок производил выдох только через рот. Выдох должен быть плавным, длительным, вдох спокойным, через нос.

Признаки нарушенного речевого выдоха:

  1. Носовой оттенок в произношении. Обнаружить его можно следующим образом. Ребенок должен произносить какое-нибудь слово (в словах не должно быть звуков [м], [н] и [б]). После того, как он уже начнет произносить, нужно зажать ему нос пальцами (если сделать это до начала произнесения, это может спровоцировать у ребенка подачу воздуха в нос). Заранее предупредите ребенка о своем намерении. Пальцами вы ощутите толчки воздуха в зажатых ноздрях ребенка, на слух назализация также станет заметной.

  1. Грассирующий звук [р].

  1. Произношение шипящих или свистящих звуков, а также звука [л] с горловым призвуком (напоминающим звуки [х – г]).

Для фонетики русского языка характерен максимально открытый речевой выдох, когда воздушная струя, не попадая в нос, подается к зубам или даже к губам, в зависимости от того, какой звук в данный момент должен произноситься (рис. 1).

При неправильном речевом выдохе воздушная струя в той или иной мере уходит в нос (рис. 2), а ее остатки «распыляются» во рту, не достигая тех мест, где формируется большинство русскоязычных звуков.

Если утечка воздуха через нос велика – это придает носовой оттенок произношению. Такой выдох характерен, например, для французского языка, только на таком выдохе возможно формирование грассирующего, французского звука [р].

Воздушная струя может направляться в самую высокую точку твердого нёба, частично уходя в нос. При этом носовой оттенок в произношении на слух может быть почти незаметен. Такой выдох характерен, например, для английского языка.

  Рис. 1

  Рис. 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.

О работе воспитателя над развитием  речевого  дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"

Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»

Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...