Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».
консультация (подготовительная группа) на тему
Мастер-класс для родителей
«Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.
Изготовление дидактической игрушки
на развитие речевого дыхания
«Слоник».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №27 «Радуга»
Мастер-класс для родителей
«Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.
Изготовление дидактической игрушки
на развитие речевого дыхания
«Слоник».
подготовила:
учитель - логопед Ольховская О.И.
Прокопьевск, 2018
Цель мастер-класса: Повышение педагогической компетентности родителей в области логопедии.
Задачи мастер-класса:
1.Познакомить родителей со способами и приемами, направленными на развитие речевого дыхания у детей.
2.Изготовить дидактическую игрушку на развитие речевого дыхания «Слоник», которую можно сделать в домашних условиях.
3.Создать условия, укрепляющие сотрудничество между детским садом и семьей для успешного преодоления речевых нарушений у детей.
Оборудование: выставка игр и пособий, направленных на развитие воздушной струи (султанчики; игрушки-вертушки; игрушки, сделанные из бумаги, снежинки, «веселые фрукты» ) .
Раздаточный материал: заготовки для изготовления дидактической игрушки, клей, ножницы, трубочка пластиковая, скотч, «глазки» ; памятки (по количеству родителей).
Ожидаемые результаты: родители узнают об условиях и правилах проведения дыхательных упражнений; познакомятся с играми, направленными на развитие воздушной струи; научатся делать игровое пособие для развития дыхания.
Литература:
1.Белякова А.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыха-ния у дошкольников с нарушениями речи. - М., 2004.
2.Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. – 2005, N 2.
3.Новиковская О.А. Развиваем общие речевые навыки. // Дошкольная педагогика, № 2, 2001 4.Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. — Ростов н/Д : Феникс,2016
Ход мастер-класса:
I. Вводная часть.
1.Роль дыхания в развитии речи.
Уважаемые родители! Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. Различают два вида дыхания: физиологическое (неречевое) и речевое. Сегодня мы поговорим о речевом дыхании.
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Другими словами, речевое дыхание - дыхание в процессе речи. Оно отличается от обычного дыхания:
- Вдох более короткий и более глубокий.
- Выдох намного длиннее вдоха.
- Речевое дыхание – управляемый процесс.
Итак, главным источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Давайте посмотрим, какие звуки образуются с помощью носового выдоха. Подставьте ладонь тыльной стороной к носу и произнесите: ММММ, другие звуки произносятся с помощью ротового выдоха. Причем, воздушная струя для разных звуков не одинаковая: для одних звуков плавная, для других толчкообразная. Подставьте ладонь к губам и произносите ШШШШШ, ПППП. Можете произнести и другие звуки и сравнить силу воздушной струи. (Родите-ли выполняют).
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразитель-ности.
- Особенности речевого дыхания у детей с дизартрией.
- наших детей дыхание характеризуется:
- малым объемом легких;
- слабой дыхательной мускулатурой;
- неэкономным и неравномерным распределением выдыхаемого воздуха;
В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, конец слова или фразы); или ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой - (вдох) - дем гулять). Произнесите это предложение сами.
- Торопливым произнесением фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием»;
- Слабым выдохом или не правильно направленной выдыхаемой воздушной струѐй, которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков.
- Рекомендации по соблюдению условий проведения упражнений на развитие дыхания.
Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль над правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий.
Условия проведения:
-Не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
-Температура воздуха должна быть на уровне 18-20 с;
-Одежда не должна стеснять движений;
-Не заниматься сразу после приема пищи (не раньше, чем через 30 минут после еды, или на голодный желудок, при недомогании;
-Не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила.
Правила проведения:
-Следить за правильной осанкой детей и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.
-Вдох и выдох спокойный:
-Вдох – бесшумный, не поднимая плечи.
-Выдох – без лишних усилий, не надувая щеки
-Во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы; во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух).
-Дозировать количество упражнений. При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.
II. Основная часть.
Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у детей положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.
- Игра на формирование носового вдоха:
Игра «Отгадай по запаху».
Задача: формировать носовой вдох.
Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них множеством отверстий: 2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2 коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с ванильным сахаром.
Ход игры: Вариант А. «Парные коробочки»: ребенок последовательно нюхает каждую коробочку из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из набора взрослого. Вариант Б. «Поставь по порядку»: коробочки взрослого выставлены в определенном порядке, малыш нюхает их и пытается поставить свой набор в той же последовательности. Предлагаемая инструкция: «Поставь сначала мятную коробочку, потом апельсиновую, потом ванильную».
- Игры для развития плавного ротового выдоха.
Игра «Султанчик».
Задача: побуждать ребенка к произвольному выдоху.
Оборудование: султанчик (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав еѐ к карандашу).
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.
Игра «Шарик».
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Оборудование: мячик для пинг-понга.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.
Игра «Перышко».
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Оборудование: ватный шарик/перышко.
Ход игры: Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.
Игра «Вьюга».
Задача: учить продолжительному ротовому выдоху.
Оборудование: снежинки из бумаги или ватные комочки.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку подуть на снежинку(ватный комочек), сопровождая чтением стихотворения:
За окном белым-бело,
Столько снега намело!
Ночью вьюга не спала,
Снег мела, мела, мела.
- Игры на формирование комбинированного типа дыхания (носового вдоха и ротового выдоха).
Игра «Пузырьки».
Задача: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох).
Оборудование: стакан, до половины наполненный водой, соломинка для коктейля.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами). Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вода выметается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются пузырьки).
Игра «Мотыльки».
Задача: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох), учить регулировать силу воздушной струи.
Оборудование: На уровне глаз ребенка крепится шнур с привязанными к нему бумажными мотыльками разного цвета (или величины).
Ход игры: Взрослый читает стихотворный текст, предлагая малышу подуть на мотылька определенного цвета или величины.
На лесной полянке чудо -на цветочках бантики,
это бабочки расселись как цветные фантики.
Также для развития плавного выдоха можно использовать детские игрушки: свистки; детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных; различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, губные гармошки; бумажные султанчики; игрушки-вертушки; китайский колокольчик «песня ветра»; разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами). листочки; обычный воздушный шар на ниточке; мыльные пузыри.
- Практическая часть: Изготовление дидактической игрушки «Слоник» для развития плавного ротового выдоха.
Уважаемые родители, сейчас мы предлагаем вам сделать одно из пособий, направленное на развитие плавного ротового выдоха. А какую игрушку будем делать вы узнаете. отгадав загадку:
Отгадай, кто он такой:
Очень сильный и большой.
У него предлинный нос
И короткий тонкий хвост,
Бивнями зовут клыки,
Уши очень широки. (Слон)
Перед вами лежат необходимые заготовки (Педагог показывает этапы изготовления игрушки, родители выполняют задание)
IV. Заключительная часть:
Раздача памяток по развитию дыхания у детей с недоразвитием речи.
В заключении хочется сказать, что регулярные занятия по развитию дыхания способствуют профилактике болезней дыхательных путей, таких заболеваний как: ринит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит.
Желаю вам интересных и полезных игр с вашим ребенком!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"
Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях» Подготовила и провела: воспитатель Редкозубова Людмила Сергеевна Цель: Познакомить р...
Мастер-класс для родителей «Развитие самосознания у детей раннего возраста»
Мастер-класс для родителей «Развитие самосознания у детей раннего возраста»...
Мастер – класс для родителей «Развитие мелкой моторики детей»
В данном мероприятии в доступной форме раскрывается важность развития мелкой моторики в дошкольном возрасте....
Мастер - класс для родителей «Развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник ИЗОдеятельности»
Мастер - класс для родителей«Развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник ИЗОдеятельности»Цель: повысить мотивацию родителей дошкольников...
Мастер класс для родителей "Развитие речи у детей в игровой деятельности"
Мастер класс для родителей детей подготовительной группы "Развитие речи у детей в игровой деятельности"...
Мастер-класс для родителей. «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
Цель мастер-класса: — осуществление педагогического просвещения родителей по использованию логико-математических игр для развития логического мышления детей....
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»
Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...