Мастер-класс для родителей «Развитие самосознания у детей раннего возраста»
методическая разработка

Валентина Савельевна Гаревских

Мастер-класс для родителей

 «Развитие самосознания

у детей раннего возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

 «Развитие самосознания

у детей раннего возраста»

                                                             

  Подготовила

Гаревских В.С.

педагог-психолог    

Педагог-мастер: Гаревских Валентина Савельевна.

Участники мастер – класса: родители групп раннего возраста.

Дата проведения:20.02.2018 г.

Время проведения: 17.00.

Место проведения: музыкальный зал МАДОУ.

Продолжительность мастер-класса: 20 минут.

Цель: определить роль родителей в развитии самосознания детей раннего возраста.

Задачи:

1. Охарактеризовать проблему развития самосознания у ребенка раннего возраста.

2. Раскрыть содержание структурных компонентов самосознания детей раннего возраста.

3. Погрузить родителей в проведение игровой деятельности, способствующей развитию личности ребенка.

Планируемые результаты:

Использование родителями игровых приемов в процессе формирования самосознания ребенка.

Оборудование: проектор, компьютер, колокольчик, платок, куклы мальчика и девочки, иллюстрации детей, цветы.

Ход мастер-класса:

1. Теоретическая часть мастер- класса

     Ранний возраст вносит существенный вклад в становление личности. Именно в раннем возрасте начинает формироваться самосознание, развитие которого происходит на протяжении всей жизни человека.

    Самосознание – относительно устойчивая, более или менее осознанная система знаний о самом себе. Самосознание является «ядром личности». От того, насколько развито самосознание, во многом зависит его дальнейшее психическое развитие, возможность его личностного самоопределения, самореализации в мире.

Чаще всего в  жизни становление знаний о себе происходит, как правило, стихийно, без специальных условий со стороны взрослых. Основным недостатком таких знаний является то, что они неполные и отрывочные, иногда и неверные. Поэтому, начиная уже с раннего возраста, взрослые должны помочь ребенку сформировать основные знания о самом себе.

Для того чтобы целенаправленно формировать самосознание у детей, нам надо определить его основные компоненты, т.е. что должен знать ребенок о самом себе.

В самосознание ребенка раннего возраста входят следующие компоненты:

- имя человека,

- образ своего тела,

- зрительный образ своего отражения в зеркале,

- половая роль,

- притязание на признание.

2. Практическая часть

Имя человека

    В развитии самосознания особую роль играет собственное имя ребенка. Имя – личное название человека, даваемое ему при рождении. Поэтому это самое первое знание в структуре самосознания. С помощью имени ребенок выделяет себя как персону, оно отличает ребенка от других. Уже в 6 мес. младенец отзывается на свое имя,  реагирует на свое и чужое имя по-разному. А затем ребенок уже не представляет себя вне имени, испытывает особый интерес к людям, которые носят такое же имя.

Любое обращение к ребенку (или поощрение, или порицание) должно начинаться с имени ребенка. Обращение к ребенку по имени придает личную адресованность воздействиям взрослого, употребление его ласковых форм демонстрирует малышу положительное отношение к нему. Небрежное отношение к имени ребенка (обесценивание имени, обращение к нему по фамилии) лишает его уверенности в себе, снижает чувство доверия к взрослому. Примерно в полтора-два с половиной года ребенок называет себя своим собственным именем - так, как к ней обращаются окружающие, а в конце третьего года появляются личные местоимения, прежде всего "я" и "ты".

 Игра «Кто спрятался?»

Цель: учить фиксировать внимание ребенка на себе, идентифицировать себя со своим именем.

Оборудование: яркий платок.

Ход игры: взрослый сажает ребенка перед собой на стульчик, гладит его по головке, смотрит в глаза, улыбается, ласково ему говорит: «Петя — хороший, будем сейчас играть. Вот какой красивый платок, возьми, поиграй с ним». Взрослый накрывает голову ребенка платочком и произносит: «Спрячем Петю под платочком. Вот так, спрятали. Где Петя? Нет Пети!» Затем взрослый снимает платочек с головы ребенка и восклицает: «Вот Петя!», одновременно похлопывая своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.

 «Играем в прятки»

Цель: учить фиксировать внимание ребенка на себе, идентифицировать себя со своим именем.

Оборудование: погремушка.

Ход игры:

Взрослый предлагает ребенку спрятаться, а он будет его искать. Взрослый отворачивается, ждет,  когда ребенок спрячется, после чего ходит по комнате, «безуспешно» разыскивая его, приговаривая при этом:
«Я по комнате хожу,

Кати (любое имя ребенка) я не нахожу.

Ну куда же мне идти,

Где мне Катеньку найти?

Погремушечка, бренчи,

Нашу Катю позови!»

Ребенок выбегает, говорит «Вот я», взрослый дает ему погремушку, ребенок трясет ею.

Игра «В нашей группе»

Цель: создание положительного эмоционального настроя в группе.

Содержание:          Дети сидят на ковре (стульчиках). Ведущий проговаривает рифмовку:

      В нашей группе, в нашей группе   /   все ритмично хлопают в ладоши

      Много маленьких ребят.                                    

      Все на стульчиках сидят

     А у нас есть …….                           /психолог показывает на ребенка

Все хором называют его имя.

Так продолжается, пока не назовут всех детей.

Игра «Вот Я!»

Цель: продолжать учить выделять себя, употреблять личное местоимение «Я», подражать действиям взрослого.

Оборудование: дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. «Сейчас я спрячусь. Вот так, — говорит он и присаживается за спинкой стула. — Я спрятался. А теперь вы спрячьтесь, как Я». Дети повторяют движения. Затем взрослый выглядывает из-за стула, улыбается, говорит: «Вот я», побуждая детей делать то же. Игра повторяется 2 -3 раза.

Образ своего тела

Образ своего тела развивается у ребенка в связи с физическим овладением своим телом, а также с развитием общих познавательных интересов. Внимание ребенка обращается на то, что все люди имеют руки, ноги, глаза, рот . т.д. Взрослый называет части тела ребенка  и элементарно знакомит его со строением человека. Ребенок запоминает названия частей тела и по просьбе взрослого их показывает.

Игра

Есть два глаза у тебя, и два уха тоже.

Две руки, две ноги – на мои похожи.

Голова одна видна, шея – одна тоже.

Нос один и рот один – на мои похожи.

Два мизинца на руках – на мои похожи.

Два мизинца на ногах - на мои похожи.

Игра «Испечем оладушки»

Цель: формировать эмоциональный контакт со взрослым, познакомить ребенка со своими руками, их функциональным назначением.

Ход игры: взрослый предлагает «испечь оладушки»: демонстрирует ребенку хлопки ладонями рук, проговаривая потешку:

Ладушки, ладушки,

Испечем оладушки,

Испечем оладушки

Мы для нашей бабушки.

Затем взрослый просит раскрыть ладошки, при этом говорит: «Молодец, Аня, испекла оладушки! Вот, какие умелые ручки у нашей Анечки!»

Если ребенок не может выполнить задание самостоятельно, используются совместные действия.

Игра "Топни ножкой"

Цель: формировать у ребенка эмоциональный контакт со взрослым, фиксировать внимание ребенка на своих органах чувств и частях тела, практически выделять их функции.

Ход игры: взрослый показывает ребенку, как нужно топнуть ногой, и проговаривает потешку:

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька.

Топни, Катя, ножкой,

Топ - топ -топ!

Взрослый просит повторить действие. Если ребенок не может это сделать самостоятельно, действует вместе с ним.

Зрительный образ своего отражения в зеркале

Взрослые рано показывают малышу его отражение в зеркале. Если годовалый малыш путает реальные вещи и отражение, то примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. В начале 2 г. дети, пользуясь зеркалом, рассматривают пуговицы, карманы на своей одежде, с интересом наблюдают за изменениями отражения. На вопрос «Кто в зеркале?» еще не может ответить «Я», а отвечает «Катя», «Ваня». И лишь в 2 года 10 месяцев начинает давать отражению свое имя. Постепенно ребенок убеждается, что он сам там и есть. Разнообразными становятся игры перед зеркалом: дети подпрыгивают перед зеркалом, весело при этом, смеясь, с удовольствием меняют свой внешний вид: одевают платок, причесываются и др.. С помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе в настоящем – здесь, сейчас, в данный момент.

Игра «Кто это?»

Цель: учить малыша узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест.

Оборудование: зеркало во весь рост ребенка.

Ход игры: ребенок стоит перед зеркалом. Взрослый указательным жестом обращает внимание ребенка на его и свое изображение в зеркале, затем словами побуждает ребенка посмотреть на себя: «Кто это? Это Петя! Вот какой Петя! А это тетя! Вот тетя!» (и.взрослый с помощью жеста показывает на себя). Затем просит малыша показать жестом на себя (и на взрослого). Если ребенок не показывает на себя самостоятельно, то взрослый берет его руку в свою и помогает ему выполнить задание совместными действиями.

Важно, чтобы ребенок в это время смотрел на себя в зеркало. Игра повторяется 2—3 раза. В дальнейшем взрослый побуждает ребенка не только указывать на себя жестом, но и произносить свое имя, говорить «Я».

Половая роль

         Становление половой идентичности осуществляется в раннем детстве. К 1,5 – 2 годам ребенок знает, мальчик он или девочка, но не знает, почему это так. Затем в соответствии с знанием о своем поле, он соотносит себя с родителей своего пола, имитирует его поведение и обучается ему. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие. Отождествление себя с другими представителями своего пола, развивается где-то к трем годам, в процессе того, как ребенок учиться осознавать себя как будущую мужчину или женщину. «Я - мальчик» или «Я - девочка» становятся знанием и убеждением ребенка. Чувства собственной половой принадлежности в норме уже становятся устойчивыми у ребенка в младшем и среднем дошкольном возрасте. В 3 года дети не только различают пол окружающих их людей, но и довольно хорошо знают, что в зависимости от пола, к человеку предъявляются разные требования: девочки обычно играют в куклы и одеваются как женщины, а мальчики играют в машинки. В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребенок начинает выбирать для себя игровые роли. При этом дети часто группируются в игры по признаку пола.

       Если же до 5-6 лет воспитывать ребенка как представителя противоположного пола, то результаты такого воспитания могут стать необратимыми и приведут к серьезным нарушениям в развитии ребенка. Возраст до 3-4 лет оказывается наиболее чувствительным в формировании половой принадлежности.

          При уяснении ребенком принадлежности к конкретному полу в первые 2-3 года жизни крайне важно наличие отца. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.

Дидактическая игра «Кто что носит?»

Цель. Учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек. 

Материал.  Фланелеграф; фигурки мальчика и девочки, вырезанные из картона. 

Задание. Разобраться, какая одежда нужна куклам - Кате и Пете.

 Ход игры. Воспитатель по ошибке прикладывает юбку к фигурке мальчика или завязывает ему бант. Дети должны исправить ошибку и одеть кукол самостоятельно. Дополнительное задание. Выбрать для кукол подходящие для них предметы или игрушки: девочке - скакалку, зонтик; мальчику – гимнастические кольца, удочку.

Дидактическая игра «Наши прически»

 Цель. Формировать представление о разновидностях причесок; развивать фантазию, воображение. 

Материал: Картинки, сюжетные и предметные; принадлежности для ухода за волосами: расчески, заколки, резинки, бантики, зеркало. 

Задание: Разобраться, на каких картинках изображен мальчик, на каких девочка; отметить детали и особенности причесок: стрижка короткая, длинная. После обсуждения оборудовать
салон красоты.

Притязание на признание

После того, как  ребенок осознает свое "я",  появляется первичная самооценка - "я хороший", "я очень хороший", "я хороший и больше никакой". Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена (что в норме правильно).

После  возникновения эмоционального отношения к самому себе как хорошему, у ребенка возникает стремление соответствовать требованиям взрослых, быть признанным. Пока ребенок мал, он открыто призывает взрослых «Смотри, как я ем! Смотри, как я делаю!» При этом он ожидает восхищения. Взрослый не должен обмануть ожидания малыша «Ты молодец! ты хорошо делаешь!» Соответственно взрослый предъявляет к ребенку определенные требования и, чтобы быть признанным, ребенок стремится выполнить эти требования. Ему важно, чтобы его любили, были к нему добры, не пренебрегали им. Похвала взрослых вызывает у детей чувство гордости, дети пытаются заслужить положительную оценку.  Несколько позднее, если действия ребенка не оправдывают ожиданий взрослого, то ребенок начинает испытывать чувство стыда при неодобряемых взрослым поступках. Если у родителей и ребенка положительные взаимоотношения, то ребенок легко вступает в контакт с другими детьми и взрослыми. Если взрослый отчужденно относится к ребенку, то он замыкается в себе,  становится неуверенным, или агрессивным.

           Таким образом, к концу раннего возраста у ребенка должно быть сформировано достаточное представление о себе. Позиция «Я сам» - есть главное личностное достижение данного возраста.

3. Заключительная часть.

Рефлексия:

– вопросы участников мастер-класса к педагогу по проведенному занятию;

– общая дискуссия;

– заключительное слово педагога-мастера.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие самосознания у детей раннего возраста» Подготовила Гаревских В.С. педагог-психолог МАДОУ детский сад №10 «Чебурашка»

Слайд 2

Самосознание – относительно устойчивая, более или менее осознанная система знаний о самом себе. Самосознание является «ядром личности».

Слайд 3

Структура самосознания

Слайд 4

ИМЯ ЧЕЛОВЕКА

Слайд 5

Образ своего тела

Слайд 6

Зрительный образ своего отражения в зеркале

Слайд 7

Принадлежность к полу

Слайд 8

Притязание на признание

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм....

мастер-класс для родителей "Стимулирование речевой активности детей раннего возраста"

В конспекте предлагаются способы и приемы, направленные на стимулирование речевой активности детей раннего возраста....

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях» Подготовила и провела: воспитатель Редкозубова Людмила Сергеевна Цель: Познакомить р...

Клуб: «Мама – целитель» Мастер-класс: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.  В старину наши предки пели детям песенки – потешки, играли в “Ладушки”, &ldqu...

Мастер-класс по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста «Вижу, слышу, чувствую»

Познакомить с приемами формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста.Материалы: игровой стол, конверты с номерами и авторами вопроса, юла со стрелкой, коробка с деревянными и пластмассовыми...

Мастер - класс для родителей «Развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник ИЗОдеятельности»

Мастер - класс для родителей«Развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник ИЗОдеятельности»Цель: повысить мотивацию родителей дошкольников...

Мастер-класс для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей раннего возраста посредством сказкотерапии»

Мастер-класс для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей раннеговозраста посредством сказкотерапии»...