Клуб: «Мама – целитель» Мастер-класс: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Лакомова Ирина Сергеевна

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.  В старину наши предки пели детям песенки – потешки, играли в “Ладушки”, “Идёт коза”, “Сорока”, “Этот пальчик дедушка” и т.д., сопровождая речь движениями рук. Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_razvitie_melkoy_motoriki_ped.sovet_.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Клуб: «Мама – целитель»

Мастер-класс:  «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Подготовила:

Учитель – логопед

МБДОУ ДС № 8

«Звездочка»

Лакомова И.С.

Ст. Выселки 2016

Цель:  показ родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Ход мастер-класса:
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Дальновидные родители начинают готовить ребёнка к школе с раннего возраста, с развития тактильных ощущений, мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Почему же мы уделяем этому такое большое внимание? Хочу вам процитировать двух знаменитых людей

Источники способностей и дарований  детей -  на кончиках их пальцев (В.А. Сухомлинский)

“Рука – это вышедший наружу мозг человека”(Н. Кант)

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.  В старину наши предки пели детям песенки – потешки, играли в “Ладушки”, “Идёт коза”, “Сорока”, “Этот пальчик дедушка” и т.д., сопровождая речь движениями рук. Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Через пальцы ребёнок познаёт  окружающую действительность: он исследует ими  предметы, их свойства и качества (форма, строение, величина, пропорции, положение в пространстве).

Итак, что же нужно знать вам, родителям, чтобы обеспечить хорошую  подготовку руки ребёнка  к письму. Успешность формирования навыка письма, и особенно почерк, во многом зависят от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила. Итак, чему же надо научить ребенка перед тем, как начинать писать?


- правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть.
К 5—6 годам у ребёнка уже складывается определенная поза при рисовании и письме, часто неправильная, и неправильный способ держания ручки.
Все эти предметы(карандаш, ручка, кисть) являются посредниками между рукой ребёнка и бумагой. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является ее своеобразным продолжением. Поэтому ребёнок сосредотачивает своё внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша, ручки, кисточки, что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а в последующем – и письма. При этом особенно заметен не соответствующий работе мышечный тонус руки. У детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведёт к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий. Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры. В этом случае рука ребёнка быстро устаёт, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.
Слишком твердый стержень, толщина “не по руке”, ребристые грани не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.

- соблюдать правильную позу при рисовании и письме;
Почему это так важно? Главное потому, что правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.

Когда пишем, соблюдаем следующие правила:

  • Сидим прямо.
  • Ноги вместе.
  • Между грудью и столом расстояние 1,5 - 2 см.
  • Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову.
  • Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди.
  • Оба локтя лежат на столе.

    Для развития мелкой моторики руки я использую много интересных приёмов. Я их вам сейчас перечислю и подробно остановлюсь на тех упражнениях, которые вы можете использовать в домашних условиях.
    Приёмы:

    -
     раскрашивание, штриховка, обведение предметов по контуру, по трафаретам.

Самыми эффективными среди этих упражнений, по мнению психологов и педагогов, считаются штриховка и обведение по контуру. В процессе работы развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой. Помимо того, что этот вид работы готовит руку к письму, он так же развивает внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление. Наша пропись построена на этих видах упражнений, поэтому вам ничего не нужно придумывать и искать. Но я замечаю, что вы, родители, не отличаете штриховку от раскраски. Штриховка и закрашивание - это две совершенно разные вещи. Штриховка – это линии, проведённые в одном направлении (либо по форме предмета, который вы штрихуете). Линии проводятся на небольшом расстоянии друг от друга. При штриховке нужно соблюдать следующие правила: штриховать надо от руки, карандаш должен быть хорошо заточен, расстояние между линиями должно быть одинаковым, использование ластика не желательно.
Существуют также золотые правила раскраски: раскрашиваем предмет в одном направлении, без пробелов, не выезжая за контуры рисунка.

- Лепка. Лепим мы в основном из пластилина. Сначала дети готовят пластилин к работе(мнут его пальчиками), потом раскатывают из него шарики, колбаски. Здесь бывает задействована вся ладонь, но основная нагрузка падает на пальчики. Эту работу вы можете проводить с детьми и в домашних условиях.


-
Работа с бумагой:

вырезание, оригами, аппликация, работа с салфетками

- Пальчиковое рисование. Если вы хотите использовать этот вид упражнения в домашних условиях, то вам нужно приобрести специальные краски

- Сбор мозаик и пазлов. Общее правило для этого упражнения - чем мельче детали, тем эффективней результат. Кроме того, эта работа развивает у детей воображение, усидчивость.

- Дляразвитие тактильных ощущений (определение предметов на ощупь)

Практическая часть мастер-класса

Предлагаю Вам поиграть, запомнить и принести эти игры в свой дом.

- ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК

Дети знакомятся с такими свойствами предметов, как размер, форма, цвет.
В мешочек помещаются геометрические фигуры(плоские и объёмные, а ребёнок на ощупь должен определить, что это за фигура?

- Пальчиковая гимнастика. («Цветочки» , «Игра на музыкальных инструментах», «Лягушки» и т д.


Цветочки
Руки сжаты в кулачок
Наши алые цветочки

Раскрывают лепесточки (дети разжимают кулачки)
Ветерок чуть дышит –
Лепестки колышет
(шевелят пальчиками )
Наши алые цветочки
Закрывают лепесточки
(сжимают пальчики в кулачок)
Тихо засыпают,
Головой качают
 («кивают» кулачками во все стороны)

-
Самомассаж
1. "Моют" кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.

2. Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.

3. Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой, словно по стиральной доске.

Цель: оказать благотворное воздействие на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев: сердце, легкие, печень, кишечник. Вызвать ощущение легкости, внутренней радости.

Хотелось бы порекомендовать способы и приёмы развития ручной умелости в домашних условиях:

Игра “Помогаю маме”. Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

Игра “Волшебные палочки”. Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

Игра “Мастерская золушки”. Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи). Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В группе педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребёнка. Кнопки лучше всего втыкать в крупный поролон.

Застёгивать и расстёгивать пуговицы.

Зашнуровывать и расшнуровывать обувь.

Завязывать шарф, бант.

-Игра с прищепками «День и ночь»
Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которое одновременно является и тактильным упражнением. Чтобы заинтересовать ребёнка, нужно придумать что-то интересное для него. Предлагаю из картона вырезать круг диаметром в 8см. А потом сказать детям, что утром солнышко просыпается. Давайте сделаем солнышко.
Задание состоит в том, чтобы на края круга нацепить обычные бельевые прищепки тремя пальцами. Получится солнышко. Затем надо попросить ребенка снять эти прищепки тремя пальцами (теми, которыми он потом будет писать) и положить обратно в корзину, сказав при этом, что солнышко устало, оно пошло спать. Вот и все упражнение. Оно кажется очень простым, но маленькому ребенку действительность открывается через ощупывание предметов и через механические действия с ними. Если кончикам пальцев малыша дать хорошую работу, то в будущем это скажется на формировании навыка письма: ребенок гораздо быстрее и легче научится держать карандаш и владеть им, как орудием письма.
Если вы хотите усложнить задание, можно внести соревновательный элемент, предложив детям прикреплять прищепки на скорость: кто быстрее.

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Принимайте непосредственное участие в этом увлекательном процессе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В младшем дошкольном возрасте игры на развитие мелкой моторики очень важны для умственного развития детей....

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Полное планирование на учебный год по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста". Полностью разработаны задачи, создание развивающей среды, темы непосредственно образовательной деяте...

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста...

План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста по средством нетрадиционной техники рисования" во второй группе раннего возраста

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники в  художественно-эстетическом развитии .Период работы  – один  год ( 2017-2018г.)Возраст ...

Семинар – практикум для родителей первой группы раннего возраста на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»

Семинар – практикум для родителей  первой группы раннего возраста на тему:  «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста  в домашних условиях»...

Мастер-класс "Развитие общей и мелкой моторики у детей с нарушениями речи"

У детей с нарушениями речи страдают двигательные навыки не только в области речевого аппарата. Наши дети неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников в скорости и точности движений. Они ...