Главные вкладки

    Логопедическая работа с детьми с нарушением зрения
    статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

     

                Основной контингент детских садов 4 вида составляют дети  с амблиопией и косоглазием. Общая особенность таких детей - нарушение словесного опосредования. Это очевидно при дефектах зрения. Речь это мощное компенсаторное средство: она облегчает сравнение признаков предметов, актуализирует прошлые представления и дает возможность создавать новые, способствует расширению кругозора детей.

                В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с амблиопией и косоглазием возникает некоторая объединенность чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы  в  целом: в особенностях накопления словаря, понимании смысловой  стороны речи и функционального назначения   слова , в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств.

                    Тифлопедагогический аспект коррекционной направленности логопедических занятий определяется:

    • созданием условий для лучшего зрительного восприятия предлагаемых объектов;
    • наличием игр и упражнений, направленных на развитие зрительных функций ( в соответствии с этапами лечения) и снятия зрительной утомляемости, в том числе и зрительная гимнастика как часть физкультминутка.

     

    Исправление звукопроизношения

     

    При исправлении нарушений звукопроизношения  мною учитывается  тот факт, что у детей с нарушением зрения затруднено восприятие артикуляции как зрительно, так и на слух.

     

    Формирование и совершенствование фонематического восприятия.

     

    Развитие речевого общения детей с нарушением зрения, как и у зрячих, опирается на развитие фонематического восприятия.

     

    Коррекция лексико-грамматического строя речи.

     

    Дети с нарушением зрения с большим трудом овладевают пространственными отношениями. Следовательно, они не могут правильно отразить их в речи (особенно ярко проявляется при образовании предложно-падежных конструкций).

     

    Развитие связной речи.

     

    Поскольку восприятие у детей с нарушением зрения специфично, затруднён процесс установления причинно-следственных связей, бедна и не точна лексика, неверное грамматическое оформление, то при рассказывании не соблюдается структура текста, теряется логика повествования. Это я обозначила для себя как одну из главных проблем на сегодняшний день.

     

    Задачей  всех педагогов и логопеда, и тифлопедагога,  и воспитателя является расширение знаний и представлений об окружающем мире, чтобы сбалансировать объём пассивного и активного словаря.

     

    Мы все сейчас наблюдаем увеличение количества детей со сложной структурой нарушений. И только совместная слаженная работа специалистов разного профиля, включая воспитателей и родителей обеспечивает эффективность нашей коррекционной работы.

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya._doc.docx19.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Особенности логопедической работы  с детьми с нарушением зрения.

    Т.А. Мельникова, учитель - логопед МКДОУ № 37 «Теремок» г. Железногорска

    Развитие детей  с нарушениями подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающегося ребёнка. Из этого положения  следует, что дети, в частности с сенсорным дефектом, имеют большие потенциальные возможности при условии включения в специальное обучение и воспитание.

    Становление речи у зрячих и лиц с дефектами зрения осуществляется принципиально одинаково. Но патология в зрении у детей влияют на взаимодействие анализаторов, перестраивает их. При формировании речи в данном случае включается иная система связей, чем у зрячих. Следовательно зрительные нарушения безусловно осложняют формирование речи.

    Основной контингент детских садов 4 вида составляют дети  с амблиопией и косоглазием. Общая особенность таких детей - нарушение словесного опосредования. Это очевидно при дефектах зрения, когда непосредственный зрительный анализ сигналов страдает меньше, чем словесная квалификация его результатов. Если ребёнок правильно называет предмет, это не значит , что у него имеются четкие представления о нем. Это объясняется трудностями установления предметной соотнесенностью слова и образа, правильного употребления  слов в речевой практике. Верно обозначенные словом признаки предметов вычленяются  и  становятся объектами познания. Речь это мощное компенсаторное средство: она облегчает сравнение признаков предметов, актуализирует прошлые представления и дает возможность создавать новые, способствует расширению кругозора детей.

    В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с амблиопией и косоглазием возникает некоторая объединенность чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы  в  целом: в особенностях накопления словаря, понимании смысловой  стороны речи и функционального назначения   слова , в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств.

    Углубленное логопедическое обследование наших воспитанников позволило  выделить несколько групп детей с различной степенью тяжести нарушений речи.

    1 группа:  ОНР разных уровней - 5 чел – 22%.

    Для этих детей характерна  несформированность всех языковых систем. У них снижено понимание речи. Развернутая речь отличается лексико-грамматическим недоразвитием. Крайне беден словарный запас. Имеются множественные нарушения фонетической стороны речи,  отсутствуют фонематические представления.

    2 группа:   ФФНР - 3 реб – 13%.

    У данных детей представлены нарушения фонетической стороны речи. Отмечается несформированность фонематических представлений.

    3 группа:  нарушение звукопроизношения при дизартрическом компоненте , дислалия , сложная дислалия - 15 человек- 65%.

    У этих детей хорошая слуховая дифференциация звуков. Речевые нарушения проявляются в их отсутствии или искажениях. Дети не испытывают затруднений при обучении фонематическому восприятию. Объем и качество словаря у них соответствует возрасту, хорошо развита связная речь.

    Организация коррекции этих недостатков осуществляется  по традиционной методике с учётом некоторых специфических особенностей процесса обучения и воспитания детей со зрительными аномалиями.

    Тифлопедагогический аспект коррекционной направленности логопедических занятий определяется

    1. созданием условий для лучшего зрительного восприятия предлагаемых объектов:

    - использование  фронтальной индивидуальной наглядности в соответствии со зрительными возможностями детей (в соответствии с рекомендациями тифлопедагога и врача офтальмолога);

    -использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов

    ( при размещении объектов обращаю внимание на то, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а выделялись и могли быть рассмотрены по отдельности);

    -преобладание пособий красного, оранжевого и желтого цветов:

    -наличие подставок, позволяющих рассматривать объекты в наклонной плоскости;

    -увеличение времени для восприятия объектов.

    1. наличием игр и упражнений, направленных на развитие зрительных функций ( в соответствии с этапами лечения) и снятия зрительной утомляемости, в том числе и зрительная гимнастика как часть физкультминутка.

    Исправление звукопроизношения

    При исправлении нарушений звукопроизношения  мною учитывается  тот факт, что у детей с нарушением зрения затруднено восприятие артикуляции как зрительно, так и на слух. Поэтому  при организации коррекции произношения я стараюсь включать тактильную чувствительность: модели различных положений языка при артикуляции тех или иных звуков, которые можно рассмотреть и потрогать; схематические,  объёмные изображения положения губ при артикуляции. Очень много времени  я уделяю работе перед зеркалом.

    Материал для закрепления поставленных звуков подбираю с учётом зрительных нагрузок, уровнем речевого и общего развития детей.

    Формирование и совершенствование фонематического восприятия.

    Развитие речевого общения детей с нарушением зрения, как и у зрячих, опирается на развитие фонематического восприятия.

    Для наших детей в силу зрительного дефекта не формируется система фонетических противопоставлений звуков, что приводит  к неточным, недифференцированным представлениям  о звуковом составе слова.

    Поэтому, очень важно для подкрепления образа звука  я использую возможности других анализаторов: тактильное ощущение мягких и твёрдых звуков, подкрепление понятий о глухости и звонкости с помощью разно звучащих погремушек, пропевание гласных звуков. Большую роль в работе имеет ИКТ.

    Коррекция лексико-грамматического строя речи.

    Большое влияние дефект зрения оказывает на формирование лексико- грамматической стороны речи. У данной категории детей восприятие окружающего мира происходит фрагментарно, схематично, замедлено, сам процесс недостаточно осмыслен,  для них характерно явление вербализма.

    Для достижения этой  цели использую рассматривание и обследование реальных предметов, моделей, фотографий, натурализированных картинок.

    Так как, при низкой остроте зрения и сокращении поля зрения целостное восприятие крупного предмета невозможно, то я беру небольшие картинки с чёткими контурами и без лишней детализации.

    Дети с нарушением зрения с большим трудом овладевают пространственными отношениями. Следовательно, они не могут правильно отразить их в речи (особенно ярко проявляется при образовании предложно-падежных конструкций).

    Для коррекции этих нарушений  так же необходимо обогатить опыт детей. При работе используется практическая деятельность детей: обследование и сравнение предметов, ориентировка в микро и макро пространстве (на себе, от себя, на моделях, в реальном мире, на плоскости) с переносом опыта в речь.

    Развитие связной речи.

    Поскольку восприятие у детей с нарушением зрения специфично, затруднён процесс установления причинно-следственных связей, бедна и не точна лексика, неверное грамматическое оформление, то при рассказывании не соблюдается структура текста, теряется логика повествования. Это я обозначила для себя как одну из главных проблем на сегодняшний день.

    Занятия по развитию связной речи мною  планируются в два этапа: подготовительный и собственно рассказывание. Картинки подбираю с учётом зрительных нагрузок, индивидуально на каждого ребёнка. На подготовительном этапе  рассматриваю последовательно все детали картинки, сюжета, наводящими вопросами подвожу к  установлению логических связей, в различных упражнениях и играх даю возможность попрактиковаться в составлении предложений по тексту. Только после этого, на следующем занятии, дети пересказывают, составляют рассказы.

    При организации логопедической работы решаются и специальные задачи дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения:

    ·       обогащение зрительных представлений (рисунки предметов);

    ·       развитие зрительно-двигательной координации (все задания на соединение);

    ·       развитие слухового внимания (ориентировка на звуковые свойства предмета);

    ·       стимуляция зрительно-познавательной активности;

    ·       включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций (дифференцирование гласных и согласных, звукобуквенный анализ слова);

    ·       развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, речи).

    Задачей  всех педагогов и логопеда, и тифлопедагога,  и воспитателя является расширение знаний и представлений об окружающем мире, чтобы сбалансировать объём пассивного и активного словаря.

    Мы все сейчас наблюдаем увеличение количества детей со сложной структурой нарушений. И только совместная слаженная работа специалистов разного профиля, включая воспитателей и родителей обеспечивает эффективность нашей коррекционной работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Компьютерные игры в коррекционно-логопедической работы с детьми имеющие нарушение зрения.

    Учитель-логопед детского сада компенсирующего вида для детей с нарушением зрения на своих занятиях решает две категории коррекционных задач:- исправление речевых нарушений;- коррекция зрения за счёт р...

    "Специфика логопедической работы с детьми, имеющие нарушения зрения"

    Статья рассказывает о том, как правильно выстраивать логопедическую работу с детьми, имеющие нарушения зрения....

    Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения.

    У большинства детей дошкольного возраста с проблемами зрения имеются нарушения речи. Формирование речи у таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребёнка.У детей с нарушением зрен...

    Развитие свойств зрительного восприятия в логопедической работе с дошкольниками с нарушениями зрения

    Уважаемые коллеги эт статья будет полезной не только логопедам и конеч же тифлопедагогам....

    логопедические игры в работе с детьми с нарушением зрения

    В презентации предлагаю вниманию коллег игры, используемые в работе с детьми с нарушением зрения, по автоматизации поставленных звуков....

    Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

    Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...