Компьютерные игры в коррекционно-логопедической работы с детьми имеющие нарушение зрения.
учебно-методическое пособие (логопедия) по теме

Балацкая Лилиана Григорьевна

Учитель-логопед детского сада компенсирующего вида для детей с нарушением зрения на своих занятиях решает две категории коррекционных задач:

- исправление речевых нарушений;

- коррекция зрения за счёт работы над развитием зрительных функций, т.е способствовать оказанию комплексной коррекционной помощи, развивая не только речь, но и зрительные функции, интеллект, общую и тонкую моторику и пр.

Я хочу представить вам серию игр, где  я объединила  эти задачи ,  т.е. логопедические задания представляются в виде игр способствующие развитию зрительного восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компьютерные игры в коррекционно-логопедической  работы с детьми имеющие  нарушение зрения.

      Исследователями установлена неоспоримость факта, имеющего достаточное множество доказательств, которые свидетельствуют о том, что речевые нарушения особенно обширно представлены у детей со зрительным дефектом, сложны по степени выраженности, структуре, затрагивают речь как целостную систему и требуют применения своеобразной дифференцированной системы логопедической работы.       

        Объясняется это в значительной мере тем, что формирование речи у детей с нарушениями зрения протекает в более сложных, чем у зрячего ребенка, условиях, ведущих к обеднению сенсорного опыта, к ограничению общения с окружающим миром (т.е. нарушения процесса формирования речи определяются не собственно слепотой или слабовидением как соматическим дефектом, а нарушением процесса взаимодействия с макросоциальной средой). Зрительная (сенсорная) депривация обуславливает нарушения микро- и макроориентировки, что объясняет трудности при усвоении пространстенно-временных отношений и предложно-падежных конструкций, осложнение усвоения лексико-грамматических категорий, замедляет формирование связной речи, что приводит к отставанию от сверстников по показателям речевого развития и, как следствие, к трудностям в социальной адаптации.

    Учитель-логопед детского сада компенсирующего вида для детей с нарушением зрения на своих занятиях решает две категории коррекционных задач:

- исправление речевых нарушений;

- коррекция зрения за счёт работы над развитием зрительных функций, т.е способствовать оказанию комплексной коррекционной помощи, развивая не только речь, но и зрительные функции, интеллект, общую и тонкую моторику и пр.

Я хочу представить вам серию игр, где  я объединила  эти задачи ,  т.е. логопедические задания представляются в виде игр способствующие развитию зрительного восприятия. Это зрительные тренажеры в виде таблицы Шульте, лабиринты, запутанные рисунки и.т.д.

В начале занятия с детьми проводиться краткая тематическая беседа, выявляются представления детей по теме, затем мы приступаем к играм.

Одна игра содержит несколько заданий, но их количество зависит от индивидуальных возможностей ребенка.  На занятии используется не  более одной компьютерной игры.

Во время игр ребенок не только получает знания, у него развивается логическое мышление, мелкая моторика, так как управление компьютерной мышью требует определенных усилий и скоординированных действий.

Старт игры можно обеспечить с любого компьютера или с интерактивной доски. Все игры создаются в программе Power Point.  Сначала подбираются, сканируются иллюстрации или скачиваются из интернета.  Затем помещаются в базу данных компьютера, определяются цель и правила игры, готовятся слайды.

Игры в графическом редакторе Microsoft Power Point

Игра «У кого какой предмет»

Цель:  автоматизация трудных звуков, развитие зрительного восприятия, прослеживающей функции глаз. Развитие мелкой моторики при работе с мышкой.

Ход игры: в нижней части монитора размещены изображения героев, в верхней части изображения предметов в названиях которых есть автоматизированный звук.  Например «Ш» . Задание: «Распутай нитки и узнай, у кого какой предмет.».

Вариант игры:

Игра «Четвертый лишний»

Цель: определение наличие звука в словах, дифференциация звуков, развитие зрительного восприятия. Развитие мелкой моторики при работе с мышкой.

 Ход игры: На мониторе - карточка разделенная на четыре части. В каждой части предъявлены картинки, в названиях которых есть заданный звук. Ребенку предлагается посмотреть и определить, в названиях каких картинок есть заданный звук, какая картинка «лишняя» и  с помощью инструмента «выделение» закрывать эту картинку черным квадратом, который расположен в правой части карточки.

Вариант игры:

Игра «Построй дорожку»

Цель: автоматизация трудных звуков, развитие зрительного восприятия, прослеживающей функции глаз. Развитие мелкой моторики при работе с мышкой.

На мониторе - карточка разделенная на части. В каждой части предъявлены картинки, в названиях которых есть заданный звук. Ребенку предлагается посмотреть и определить, в названиях каких картинок есть заданный звук, с помощью инструмента «выделение» закрывать эту картинку  кружочком, который расположен в правой части карточки. Например: «Помоги медведю дойти до Маши , а для этого закрой квадратом картинки , в названиях которых есть звук С». При правильном выполнением задания получается «дорожка» для нашего героя.

Вариант игры:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Учебно-дидактические игры с использованием современных информационных (компьютерных) технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР» (мультимедийные презентации)

Дидактические игры или игровые моменты часто используются на логопедических занятиях.  Новые информационные технологии помогают сделать игры еще более эффективными.В данной методической раз...

Конспект совместной познавательно-речевой деятельности с детьми подготовительной группы с использованием компьютерной игры «В гости к дядюшке АУ»

Цель: Вовлечь детей в активную коммуникативную деятельность.Задачи:Образовательные:Актуализировать жизненный опыт каждого ребенка по теме «Грибы»Стимулировать познавательный интерес каждого ребенка в ...

"Развивающие компьютерные игры в индивидуальной работе с детьми"

Использование компьютерных игр не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы с дошкольниками, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, со...

Компьютерные игры в логопедической работе с детьми

Компьютерные игры в логопедической работе с детьмиВ настоящее время учителя-логопеды дошкольных учреждений сталкиваются с проблемой увеличения количества детей с речевыми нарушениями. Среди них много ...

Учебно-дидактические игры с использованием современных информационных (компьютерных) технологий в коррекционной работе с детьми с ЗПР

Дидактические игры или игровые моменты часто используются на логопедических занятиях.  Новые информационные технологии помогают сделать игры еще более эффективными.В данной методической разработк...

Развивающие игры в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Игра занимает в жизни ребенка значительное место. О том, что игра является, основной формой деятельности ребенка знают все педагоги, но дети об этом даже не подозревают и поэтому с большим интересом и...