Развитие коммуникативного поведения детей с гипер- и гиподинамическим синдромом
статья по логопедии по теме

Детей с отклонениями в поведении, с синдромом дефицита внимания  встречается все больше. В материале рассмотрены причины данных расстройств, раскрыты особенности работы с детьми и родителями. Насколько это важно, понимают педагоги- практики, которые,.  прежде чем приступить к коррекции того или иного нарушения, должны наладить продуктивный контакт с ним. Это залог результативности. Материал может быть использован логопедами, воспитателями, родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Необходимость развития коммуникативного поведения детей с гипер- и                                                                              гиподинамическим синдромом  по материалам статьи из журнала «Дошкольное воспитание» 5 – 2002 «Дети, которых не понимают взрослые»

В основе изменения поведения дошкольника в сторону гипер- или гиподинамического развития лежат врожденные нарушения деятельности нервной системы, минимальные органические поражения головного мозга ММД в результате родовых травм различной тяжести, кислородное голодание во время беременности… Такие ММД не всегда проявляются с первых дней жизни, но заметны уже на первом году жизни, а их последствия сказываются вплоть до 10-12 –летнего возраста, но наиболее ярко – в дошкольном детстве. По данным медиков, подобные отклонения наблюдаются у каждого пятого – шестого ребенка, причем в 3-5(10) раз чаще встречается  у мальчиков.

        Особенно часто встречается гипердинамический синдром: невнимательность, отвлекаемость, гиперактивность, импульсивность (дети- катастрофы, шустрики). Наличие этих признаков свидетельствует о специфическом нарушении психического здоровья – синдроме дефицита внимания (СДВ). СДВ в последней медицинской классификации определен как заболевание. Это значит, что ребенок хочет, но не может изменить свое поведение по желанию взрослых. Поскольку страдает общее поведение ребенка, коммуникативное поведение тоже подвергается изменению не в лучшую сторону. Необходима специальная тактика работы с таким ребенком, а иногда и лечение. Важен и необходим контакт педагога с психологом и  неврологом.

        Что должно насторожить в поведении ребенка?

  1. Беспокойные движения рук, ног.
  2. Сидя на стуле, крутится, часто меняет позу, особенно во время целенаправленной деятельности или занятий.
  3. Легко отвлекается на любые посторонние раздражители.
  4. С трудом дожидается своей очереди во время игр.
  5. На вопросы отвечает, не задумываясь, не выслушивая их до конца.
  6. При выполнении предложенных заданий испытывает трудности, связанные  с непониманием инструкции, проблемами планирования и организации деятельности.
  7. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому
  8. Не может играть тихо, спокойно
  9. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
  10. Много разговаривает, но не слушает речь, обращенную к нему.
  11. Часто теряет вещи.
  12. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях

Если в поведении ребенка проявляются ежедневно, по крайней мере, в течение полугода не менее 8 перечисленных признаков, можно говорить о СДВ. Многие из этих особенностей накладывают специфический отпечаток и на коммуникативное поведение этих детей.

    Несколько правил для работы с такими детьми:

  1. Не пытаться усадить ребенка. Именно в движении он легче усваивает информацию (наглядно- действенное мышление).
  2. Занятия не должны быть длинными (не более  10 минут)
  3. Приучать к регулярности занятий
  4. Не гоняться за суперсовременными системами. Играть в древние мудрые развивающие игры: "Что грузили на пароход?", "Что положишь в кузовок?", "Вы поедете на бал?"
  5. Контакт "Глаза в глаза"
  6. Прикосновение (поглаживание)

Задача педагога состоит в том, чтобы эффективно организовать работу ребенка, общение с ним. Для этого необходимы спокойная обстановка, отсутствие отвлекающих моментов, индивидуальный режим работы, точное объяснение задания.

    Особенности мышления таких детей – планирование действий, связь производимых действий с их предполагаемыми результатами долго недоступны. Целостное задание для "шустрика" распадается на отдельные конкретные действия, из которых он видит от силы первые два.С этими детьми надо все делать вместе: обсудить цель, проговорить все действия, ведущие к ней. Важно, чтобы ребенок как можно больше действовал собственными руками, и только потом, после пробных действий, делал вывод, а не просто обсуждал со взрослым задание.

Если с гиперактивным ребенком не заниматься специально, то к 12-13 годам последствия его расторможенности, невнимательности станут уже необратимыми, и формирующаяся личность приобретет такие качества, что нормальной  назвать ее можно будет только условно.

Антипод гиперактивных детей – дети "Тюфяки, "мямлики", замедленные дети. Замедленная реакция на просьбы взрослого, вообще любые раздражители, трудность отвлечения и переключения внимания с одного дела на другое, неумение выполнять одновременно 2 простых дела (одеваться и разговаривать), медлительность за едой, крепкий длительный сон, вялость – показатели, характеризующие гипоактивного ребенка.

Это вовсе не результат неправильного воспитания, упрямства или злонамеренности со стороны ребенка, а особенность его психического развития, точнее показатель нарушения этого развития (МДМ).

У ребенка с гиподинамическим синдромом повреждены подкорковые структуры головного мозга, слаба стимуляция мозговых структур, он заторможен и вял. Ребенка приходится тормошить, стимулировать извне, чтобы привлечь его внимание к чему- либо или побудить что- то сделать.

Со сверстниками мямлики играют редко, т.к. не успевают за ходом игры да и не очень интересуются общими играми. Хотя интеллектуальное развитие этих детей не страдает: они бывают умны, наблюдательны, у них рано развивается и преобладает наглядно- образное , логическое и вербальное мышление. Но на общих занятиях, где эти дети не успевают за другими, односложно  и вяло отвечают на вопросы, производят впечатление гораздо более глупых. Воспитатели, заметившие у ребенка описанные признаки, и психолог, могут сделать многое, но главная работа с мямликом ложится на плечи родителей.

Взрослые должны помнить, что замедленный ребенок не виноват в своей нерасторопности. Постоянные окрики, насмешки, наказания способны сделать его невротиком, но никоим образом не ускорят работу его мозговых структур.

Педагоги и родители должны прежде всего заинтересовать ребенка, только в этом случае возможен положительный результат. При этом для поддержания быстро гаснущего интереса необходимы постоянный пример и постоянное содействие взрослого (реально это осуществимо только дома).

С ребенком играют в игры, способствующие повышению активности (в доступном ему темпе).

Рано знакомят с понятием времени и учат его распределять, выделять главное и второстепенное, более трудное и более легкое.

Не стоит рано включать малыша в игры соревновательного типа, где он заранее обречен на неудачу. Искусственно создавать ситуации, в которых ребенок был бы успешным.

Лучше ободрять его, поощрять, хвалить за те успехи, которые он может сравнить со своими собственными результатами: "Вот сегодня уже лучше, быстрее вышло, чем вчера".

Постоянно выражать вслух свою уверенность в возможностях и перспективах ребенка.

В присутствии других детей и взрослых выражать свое уважительное мнение о ребенке, свою уверенность в его достоинствах

Замедленным детям требуются постоянная ненавязчивая помощь взрослых. Участие и сочувствие матери. Они не уверены в себе и в отношении к ним людей, поэтому необходимо поддерживать их убежденность в том, что все получается  хорошо.

Необходимо помнить, что психофизические особенности гипоактивных детей определяют не только посильный темп выполнения задания, но и специфическую тактику его выполнения. При этом большая часть времени уходит на то, что ребенок продумывает последовательность действий, пытается подробно их представить и лишь потом решается реализовать их. Именно это и раздражает нетерпеливых взрослых, не представляющих, о чем так долго думает мямлик и ничего не делает.

Для большинства обычных детей доступнее пооперационный способ выполнения задания, поэтому именно он преобладает в детском саду. Но особенности мышления мямликов иногда позволяют ему выбрать более совершенный способ, хотя он не может объяснить, как он это сделал. В этом случае помогают вопросы: "Ты хорошо сделал. А как ты узнал? А как ты думал?" Такое проговаривание помогает ребенку закрепить в уме и вербально обосновать проделанные действия.

Не переучивать на принятый в детских садах пооперационный способ выполнения задания по образцу, показанному взрослым. Допустимо показать ребенку общепринятый способ и научить в случае необходимости пользоваться им, но если у него не получается, достаточно, чтобы ребенок действовал по- своему и только мог объяснить ход собственных мыслей и последовательность действий.

Отличать мямликов от флегматиков.

 Применяя элементы релаксации, можно научить ребенка владеть своим телом, эмоциями.

Работа с родителями принесет положительные результаты при условии ее регулярности.                  Педагог может использовать и некоторые знания из семейной психотерапии, проигрывая некоторые ситуации «взрослый-ребенок» вместе с родителями, возможно наладить более тесные взаимоотношения в семье, улучшить понимание родителей  с проблемным ребенком.

Если учитывать все особенности гипер- и гиподинамичных детей и рекомендации для работы, можно построить  продуктивное общение ребенка с педагогом и детьми, которое раскроет все возможности ребенка, поможет жить спокойно и счастливо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативного поведения у дошкольников

Коммуникативный тренинг  - "Комментированное рисование" и "Работа с картинками со сменой позиции ребенка"...

Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада

Коммуникативное поведение – понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различными ф...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье раскрывается значение игры в развитии коммуникативного поведения детей дошкольного возраста. Родителям рекомендованы разнообразные игры для развития речи детей в домашних условиях....

ПРОЕКТ ПО СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ «Безопасность поведения детей в окружающей дорожной среде»

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Участники проекта: воспитанники старшей группы 6-7 лет, родители, воспитатель. Цель проекта: Ознакомление и закрепление знаний детей о правилах без...

Методическая разработка "Использование игровых методик для развития коммуникативного поведения старших дошкольников"

В данной методической разработке представлены коммуникативные упражнения, которые необходимы воспитателям, родителям для развития коммуникативного поведения старших дошкольников.В разработке предложен...

Игровые методики, направленные на развитие коммуникативного поведения старших дошкольников

В наше бурное время, не владея навыками коммуникации, человеку трудно будет адаптироваться к социальной среде. В данной публикации представлены коммуникативные упражнения, которые просто необходимы тр...

Консультация для воспитателей Музыка, как средство коррекции поведения и развития коммуникативных способностей детей

Роль и возможности общения, как в образовательном, так и процессах интиллектуального и психического развития дошкольников огромны....


 

Комментарии

Лариса Владимировна Шилова010157

Очень интересный материал представлен в вашей статье . Спасибо!

Лариса Владимировна!Буду рада, если он пригодится. Спасибо за внимание.