ИГРОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА
методическая разработка по логопедии по теме

Кведер Ирина Алексеевна

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Перед рассмотрением аспектов применения игротерапии мы уделим внимание общим психотерапевтическим техникам.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Эффективность коррекционной работы зависит от учета индивидуальных особенностей ребенка, что будет способствовать преодолению (устранению) речевых дефектов.  Как нельзя лучше в этом, по нашему мнению, подходит применение терапевтических методик, таких как игротерапия.

Известно, что речь ребенка формируется для общения и в процессе общения. Малыш начинает использовать слова тогда, когда другие средства общения (жесты, мимика, вокализации) оказываются недостаточными для того, чтобы быть понятыми. Таким образом, нам стоит обратить внимание на звено, которое большинство логопедов игнорирует: развитие потребности в общении.

Если рассматривать речь как функциональную систему (как деятельность, если отсутствует мотив (потребность в общении) –  ребенок не станет овладевать вербальными средствами общения, это ему просто не нужно), фокус внимания смещается на развитие навыков общения. На наш взгляд, занятия на развитие навыков общения предполагают принципиально новую организацию педагогического процесса. Наиболее эффективно их проводить в условиях специально подготовленной предметно-развивающей среды, когда ребенок может самостоятельно выбирать те объекты, которые ему интересны и по поводу которых хочется общаться с взрослым. Взрослый следует за инициативой ребенка, поддерживая ее, показывая ребенку различные способы (вербальные и невербальные) поддержания диалога.

Здесь и выявляются противоречия:

  1. Необходимость развития потребности в общении и специфики учебного процесса в образовательном  учреждении;
  2. Малая изученность данной тематики.

 В поиске путей решения данных противоречий был сделан выбор  темы: «Игротерапия в работе логопеда».

Актуальность выбора заключаетя в том, что игротерапевтические методики эффективны при:

  1. коррекции мутизма;
  2. агрессивности поведения;
  3. как средство улучшения эмоционального состояния детей (психогимнастика);
  4. при коррекции в успеваемости детей с затруднениями в обучении;
  5. отставании в речевом развитии;
  6. совершенствовании моторных навыков;
  7. лечении заикания;
  8. облегчении состояния при психосоматических заболеваниях (бронхиальная астма, нейродермит, язвенный колит и др.);
  9. формировании чувства ответственности;
  10. улучшении «Я-концепции»;
  11. снижении тревоги при расставании с близкими и многое др.

Перед рассмотрением аспектов применения игротерапии мы уделим внимание общим психотерапевтическим техникам.

«Я не могу, у меня ничего не получается», - обычно именно эти слова слышит логопед от ребенка с нарушениями речи, приступая к занятиям с ним. Поэтому психотерапия начинается тогда, когда ребенок в первый раз переступает порог его кабинета. Логопед должен встретить ребенка в высшей степени дружелюбно и показать ему комнату, в которой они будут заниматься, все, что в ней находится. Заметив, что больше всего ребенку понравилось, логопед дает ему заинтересовавшую его вещь и, если ребенок не возражает, подключается к его игре на равных. Первая встреча-знакомство на этом завершается.

       Каким должен быть кабинет логопеда?

Кабинет логопеда не должен быть похож на кабинет. Это комната, в которой нет места строгому стилю. В ней все: обои, шторы, игрушки, мебель - должно быть проникнуто теплом и уютом домашнего "дружелюбного мира", в котором ребенок не чувствует себя скованным, зажатым.

      Несколько слов о поощрении

Одним из важнейших элементов психотерапии является поощрение, которое выражается в вербальной и невербальной формах (жесты, улыбки, похлопывания, прикосновения и т.д.).

  1. Ребенка нужно поощрять как можно чаще и как можно естественней.
  2. Ребенка нужно поощрять теми способами, которые ему больше всего нравятся.
  3. Ребенка нужно хвалить постоянно, даже если у него ничего не получается, а при малейшей удаче тем более.

   

   Глаза в глаза

      Занимаясь с ребенком:

  1. сидите справа от него. Правая сторона - это будущее. Когда вы находитесь справа, вы помогаете ему продвигаться в нужном направлении - к результатам, которых вы оба ждете;
  2. занимайте позицию Левелинга - на уровне глаз ребенка (он - на стуле, вы на стульчике; он - на полу и вы на полу);
  3. следите за своим голосом и организацией речи (логические паузы и ударения, высота, тембр, звучание);
  4. принимайте ребенка таким, какой он есть;
  5. будьте с ним "здесь и сейчас" (думая о своем, вы теряете контакт с ребенком, а он - интерес к тому, что он делает);
  6. оставьте за порогом ваше настроение, не разрешайте себе раздражаться, лгать, притворяться; будьте спокойны и доброжелательны, открыты ему и искренни;
  7. никогда не гладьте ребенка по голове и не кладите руку ему на голову - это жест, вызывающий отрицательную реакцию, даже стрессовое состояние.

       Что еще?

Психогимнастика, как особая часть психотерапии, помогает скорректировать различные сферы психики детей-логопатов, которые, как правило, испытывают определенные трудности в общении со сверстниками: склонны к повышенной утомляемости, вспыльчивы, замкнуты, несамостоятельны в поведении и выражении своих мыслей.

Упражнения на развитие мимики и пантомимики (показать мимикой то или иное эмоциональное состояние; угадать по выражению лица товарища его внутреннее состояние и т.д.) помогают предотвратить перерастание эмоций в патологические чувства, обеспечить необходимую разрядку.

Музыка, способная уравновесить нервную систему ребенка, успокоит чрезмерно возбужденного и растормошит вялого. Она способствует развитию умения слушать и слышать, развивает фантазии, воображения.

Сейчас рассмотрим, что же такое игротерапия и как правильно её применять в работе логопеда.

Игротерапия – способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений, развитие навыков коммуникации у детей, в основу которого положена игра (которая и является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте).  Применяются различные виды игровой терапии. Техники, используемые в психотерапевтической работе с детьми, подчинены решению конкретных задач: концентрация внимания, обеспечение поддержки и одобрения, проявление эмоций и стимуляция к общению. Использование игры в качестве терапевтического метода впервые отметили в своих работах М.Кляйн, А.Фрейд, Г. Гуг-Гельмут, Д.Леви.

     В игру с неговорящими детьми вносится эмоционально-смысловой комментарий. Это такой комментарий, который позволяет нам «поймать» смысл произносимых звуков ребенка, его действий. В игре логопед развивает возможности ребенка активно пользоваться речью на положительном эмоциональном фоне. Растормаживание речи (то есть «подхлестывание» их речевой инициативы) идет в следующих направлениях:

  1. Провоцирование непроизвольного подражанию действию, мимике, интонации взрослого;
  2. Провоцирование ребенка на непроизвольные эмоциональные звуковые реакции;
  3. Повторение за ребенком и обыгрывание его звуковых реакций, слогов, вокальной аутостимуляции.

  Таким образом, игротерапевтические методики способствуют решению основных логопедических задач, таких как:

  1. Развитие мелкой моторной организации рук.
  2. Развитие подвижности органов артикуляции.
  3. Развитие диафрагмального дыхания.
  4. Профилактика нарушений развития общих речевых навыков.
  5. Логопедическая коррекция произношения шипящих, свистящих, сонорных звуков.
  6. Формирование навыка фонематического анализа и синтеза, представлений.
  7. Коррекционное развитие грамматического строя речи, связной речи.

       Следовательно, применение данных методик оправдано. Рассмотрим некоторые из игр подробно.

Логопедические игры.

Игра «Звуковые дорожки»

Цели: Развитие фонематического слуха и восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, автоматизация звуков в словах, развитие мелкой моторики и координации движения рук.

Оборудование: звуковые лоскутки.

Ход игры: Дети вычленяют звуки из слова, анализируют качественные характеристики этих звуков (гласные, твердые и мягкие согласные) и соединяют лоскутки нужного цвета.

Таким образом, создаются условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, что достигается через систему действий, включающих не только словесно-зрительное, но и двигательное знакомство со словом, звуком.

          Наборы лоскутков используются для выделения и счета слов с заданным звуком в стихотворении, для развития зрительной памяти детей.

Соединяя лоскутки, дети продолжают развивать тонкие движения пальцев рук.

Пособие поможет детям уточнить такие понятия, как звук, слог, слово, предложение. Именно от правильного понимания этих слов дети переходят к осознанному составлению связных высказываний разных типов - повествованию, описанию, рассуждению.

«Язычок»

Цель: Показ точных движений органов артикуляционного аппарата; создание игровой мотивации.

Ход игры:

Логопед: Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришел Язычок. Давайте вместе с ним выполним зарядку. Обратите внимание как Язычок будет выполнять упражнения.

Язычок знаком вам дети,

Мы его улыбкой встретим

Это язычок пришел

Вправо он сейчас пошел

Все, что нужно увидал

И налево зашагал.

Погулял совсем немножко,

широко открыл окошко.

Он окно не закрывает,

Кончик кверху поднимает

Он окно не закрывает,

Кончик книзу опускает

Язычок не устает-

Тянется теперь вперед.

В прятки поиграть он рад:

Отступает шаг назад

Поиграл он с нами в прятки

И помчался на лошадке

Говорит он: «До свидания!»

Тебе машет на прощанье.

Куб «Ловкие пальчики»

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движения рук.

Оборудование: куб выполнен из пуфа, 5 рабочих граней, переносной. На каждой грани куба размещены материалы, изготовленные из старых фломастеров, пластиковых емкостей, разноцветных крышек, пуговиц, шнурков.

Ход игры: дошкольники завязывают шнурки, бантики; нанизывают на шнурок бусы-бирюльки; пристегивают украшения; прикручивают цветные крышки и т.п.

Основные достоинства этого пособия:

  1. Куб удобен в использовании (участвовать в играх, в выполнении заданий может несколько детей одновременно, её легко переставлять и даже переносить из помещения в помещение.);
  2. Она объемна, но удобна для хранения;
  3. Оказывает релаксационное воздействие на ребенка;
  4. Очень красочна, привлекательна и абсолютно безопасна.

«Ковер самолет»

Цель: развитие связной речи; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Оборудование: Ковер с сюжетным рисунком выполнен из ковролина, на картинках с обратной стороны приклеены полоски липучей ленты.

Ход игры: количество игры зависит от фантазии логопеда

Вариант 1. Прикрепить картинки по временам года

Вариант 2. Прикрепить предметные картинки на определенную лексическую тему («овощи», «фрукты», «одежда» и др.)

Вариант 3. Выбрать и прикрепить предметные картинки с заданным звуком, количеством слогов.

Вариант 4. Подобрать слова – родственники. Рядом с выбранной предметной картинкой прикрепляются слова-родственники.

Вариант 5. Задания включают одновременно решение разных задач, которые тесно переплетаются между собой: после определения звукового или слогового состава слова дети выполняют упражнения на подбор определений, тем самым закрепляя правило согласования слов в роде, числе, падеже, а затем вопросы направляют их внимание на определение значения слова или на подбор синонимов (слов, близких по смыслу) и антонимов (слов, противоположных по смыслу). Если слово имеет много значений (явление полисемии), то вопросы заставляют ребенка подумать над разными значениями одного и того же слова (игла швейная, ежиная, сосновая, медицинская и.т.п.).

Вариант 6. Упражняются дети и в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под, над, между, около). Детей учат соотносить названия животных и их детенышей (утенок -- утята -- не стало утят; зайчонок -- зайчата -- много зайчат; лисенок -- лися-та -- нет лисят). Дети, упражняясь в образовании наименований предметов посуды, осознают, что не все слова образуются одинаковым способом (сахарница, салфетница, но - масленка и солонка).

Вариант 7. Рассматривая картины, дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Рассказывание об игрушке проводится сначала по вопросам логопеда, затем в совместном рассказывании с взрослым, а после этого и самостоятельно. Эти виды рассказывания предполагают обучение разным типам высказывания: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявление причинной связи – «Мне нравится зима, потому что...»). Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные) тексты, когда в повествовании встречаются элементы описания или рассуждения.

Выводы:

  1. Изложенная выше тема показывает, что педагог должен знать и применять на практике разные методы воздействия на проблемные участки развития ребенка
  2. Педагог должен самосовершенствоваться с учетом стремительно меняющегося окружающего мира, дать детям возможность психологической готовности к жизни в обществе.
  1. Применяемые на занятиях игры способствовали: коррекции мутизма; агрессивности поведения; улучшению эмоционального состояния детей; преодолению отставания в речевом развитии; совершенствованию моторных навыков; лечении заикания; формировании чувства ответственности (при работе в коллективе); коррекции звукопроизношения (полной и частичной); развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза
  2. Планируется создание новой информативной зоны для родителей с использованием психотерапевтических технологий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игротерапия при работе с особыми детьми

ИГРОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКЛОЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА....

Использование песочной игротерапии в работе с дошкольниками

       Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет пон...

Игротерапия в работе с детьми.

Игротерапия — вид психотерапии, в которой специально обученный игротерапевт использует терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудня...

Игротерапия в работе с детьми.

Игротерапия — вид психотерапии, в которой специально обученный игротерапевт использует терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудня...

Песочная игротерапия в работе с дошкольниками

Цель песочной терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой.Песочная игротерапия является наиболее продукти...

Игротерапия в работе с детьми.

Игротерапия в работе с детьми....

Статья.Коррекционно-развивающая игротерапия в работе с детьми в специализированном Доме ребенка.

В Тульском областном специализированном доме ребенка воспитываются дети раннего возрастас поражением центральной нервной системы и нарушением психики. В повседневной работе специалистов дома ребенка и...