Родители- первые логопеды своему ребенку
статья по логопедии по теме

О взаимодействии логопеда и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olya_statya_2.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации логопеда родителям детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, по организации занятий в домашних условиях.

Лемехова О.В.

Учитель-логопед ГБДОУ д/с №20

Выборгского района

        Очень хочется, объяснить родителям насколько важно выполнять, рекомендации логопедов, которые занимаются с их ребенком, разъяснить какую роль играют их методические советы, связанные с особенностью проведения домашних занятий. Так как все это важнейшие аспекты логопедической помощи детям. В нашей статье мы последовательно предлагаем рассмотреть вопросы организации эффективной совместной работы логопеда и родителей - методы проведения занятий в домашних условиях, особенности речи и поведения родителей при общении с детьми, значение и виды игры при проведении занятий, а также мы предлагаем разработанные нами комплексы заданий рекомендованные в помощь родителям при организации занятий в домашних условиях.

        Организация эффективной совместной работы логопеда и родителей.

        Уровень развития ребенка, прежде всего, зависит от атмосферы, которую создают сознательно, а часто бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми и качество коррекции речи ребенка велика. Часто ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда.

        Довольно часто можно услышать вопрос родителей, адресованный логопедам: «Вы специалист. Занимаетесь с моим ребенком по специальной программе, поэтому мы ждем от Вас результатов. Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи? Когда он будет правильно выговаривать звук?

        Подобные вопросы появляются из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их ребенка, а также из-за непонимания ими того, что большую часть своей активной жизни ребенок проводит именно с родителями.

        Не только логопед, но и сами родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям.

        Особое внимание следует уделить фонематическому восприятию и тем этапам развития ребенка, которые связаны с этим процессом – неречевые, гласные звуки, постановка звуков, их закрепление, введение в речь, автоматизация и дифференциация звуков. У логопеда в детском саду количество времени ограничено, в отличие от того времени которое ребенок проводит дома в общении с родителями. И естественно, что эффективность занятий с ребенком зависит от степени участия родителей.

        Методы проведения занятий в домашних условиях.

        Дети в дошкольном возрасте не в состоянии выдержать «долгое сидение» на занятии. После 10-15 минут их внимание рассеивается. Секрет проведения занятий и мотивация к ним внешне очень прост и давно известен – ребенок должен посильно участвовать в действиях взрослых.

        Во время любых действий, совершаемых в присутствии ребенка, необходимо проговаривать вслух всю тему, заданную логопедом, творчески приспосабливая содержания действий к содержанию темы (лексические темы). Необходимо специально подбирать существительные и глаголы, задействуя не только слух, а буквально все органы чувств ребенка (зрение, осязание, обоняние, вкус).  

        Особенности речи и поведения родителей при общении с ребенком.

        Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей. Дети во многом подражают взрослым. Поэтому во время занятий с ребенком родители должны помнить о смысловой нагрузке слов, о культуре речи и об особенностях восприятия речи ребенком.

        Часто родители умиляются детским лепетом, поддерживают его, не отдавая себе отчета в том, что это может привести к устойчивости неправильного навыка в произношении.

        Основные рекомендации, повышения эффективности выполнения заданий логопеда должны быть связаны, прежде всего, с постоянным комментированием родителями своих действий в присутствии ребенка с одновременной демонстрацией активного действия. Такое поведение родителей существенно облегчает, а главное ускоряет процесс обучения за счет набора ребенком пассивного словарного запаса. Особое значение имеет относительно частое повторение одних и тех же предлогов для различных житейских ситуаций с обязательным ударным их выделением.

        Виды игры и ее значение при проведении занятий.

        Очень эффективны в проведении занятий в домашней обстановке ролевые игры, в которых участвуют и взрослые и ребенок. Самой высшей формой таких игр, предстает умение ребенка самостоятельно распределять роли в игре и выдать задание взрослым участникам игры (маме, папе, бабушке, дедушке).

        Игры могут быть связаны со знакомством с предлогами, размерами окружающих предметов, изменением их количества.

        Например - «Шкаф и игрушка»,

- игрушка в шкафу, игрушка за шкафом, игрушка на шкафу, игрушка под шкафом (с обязательными, активными действиями и четким раздельным произнесением соответствующих предлогов).

        Игра с размерами предметов может быть проведена в варианте «уменьшительно-ласкательное слово»,

- стул-стульчик, стол-столик, кровать-кроватка (с обязательной демонстрацией предметов).

        При игре по определению количества предметов в начальном варианте лучше использовать сочетание понятий «одна - много»,

- одна ложка – много ложек, одна кружка – много кружек.

        Комплексы, рекомендованные нами в помощь родителям при организации занятий в домашних условиях.

        Целью разработки данных дидактических заданий послужило желание обеспечить родителей, бабушек и дедушек необходимыми методическими материалами и рекомендациями для развития речи детей.

        И родители, и логопеды решают одинаковые задачи – развивать мышление, воображение и речь детей.

        Мы предлагаем Вам упражнения по развитию словарного запаса, грамматического строя речи, упражнения по формированию фонематического слуха, основ грамоты. В ходе выполнения этих заданий ребенок научится:

- правильно произносить все звуки русского языка,

- повторять за взрослым звуки, слова, предложения,

- различать гласные и согласные звуки,

- понимать разницу между звуком и буквой,

- выделять первый звук в слове и уметь написать первую букву, а также подбирать слова, начинающиеся на заданную букву (звук),

- уметь разбивать слова на слоги,

- слышать звуки в начале, в середине и конце слова,

- понимать значение предлогов,

- согласовывать существительное и прилагательное (предмет и признак) в роде, числе и падеже,

- уметь подбирать обобщающие слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «Причины возникновения страхов» или «Родители, хватит пугать своего ребенка!».

Консультация для родителей  о причинах возникновения страхов у детей и возможные способы их коррекции и профилактики их возникновения....

Родители — первые воспитатели своего малыша.

Родители — первые воспитатели своего малыша....

Консультация для родителей "Родители - пример для своего ребенка"

Родители являются первыми учителями своих детей, поэтому очень важно, чтобы они являлись примерами для них с положительной стороны....

Консультация для родителей Родители – пример для своего ребенка

Информация для родителей какой пример надо показывать для детей...

Статья для родителей "Родители - пример для своего ребенка"

Личный пример родителей дает ребенку образец перед глазами. Наши дети – наше отражение. Они учатся на нашем примере и буквально копируют поведение родителей, повторяя и хорошее, и плохое. Ребено...

Консультация для родителей "Коронавирус в мире: что должны знать родители, чтобы уберечь своего ребенка"

Коронавирусная инфекция – это патология, поражающая органы дыхательной системы и кишечника. Заболевание, провоцируемое этим микроорганизмом, может протекать в тяжелой форме и стать причиной лета...

Консультация для родителей "Родители - первые воспитатели своих детей" (презентация)

В данной консультации представлены рекомендации для родителей  пот воспитанию детей....