Гимнастика мозга.
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Черневская Елена Анатольевна

   Образовательная кинезиология («гимнастика мозга») – отличный метод содействующей преодолению межполушарной асимметрии мозга (М. А. Поваляева, 1997, 2001, 2005), что позволяет расширить компенсаторные возможности ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gimnastika_mozga.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гимнастика мозга.

   Образовательная кинезиология («гимнастика мозга») – отличный метод содействующей преодолению межполушарной асимметрии мозга (М. А. Поваляева, 1997, 2001, 2005), что позволяет расширить компенсаторные возможности ребенка. Известно, что рождается малыш практически с равноценными полушариями, а к двум- трем годам идентичность утрачивается, происходит их специализация, выделяется доминантное полушарие.

   Определение адекватной коррекционно-развивающей помощи детям, имеющим проблемы со здоровьем, в эмоционально-личностном и речевом развитие, требует от специалистов творческой кооперации и нахождения единства взаимодействия.

   Дети с речевыми проблемами в дальнейшем испытывают сложности  в овладении письменной речи – чтением письмом. Для построения наиболее оптимальный психолого-педагогической коррекционной программы педагогу важно ориентироваться на типологию  трудностей при обучении письму и чтению и на психологические причины их возникновения.

   При обучении чтению, письму

  1. Трудности понимания слов, сходных по звуковому составу, искажения смысла слов;
  2. Затруднения при слиянии  букв в слоги, слоги в слова;
  3. Замена близких по акустическим или артикуляционным  признакам букв;
  4. Трудности написания букв, «дрожание букв»;
  5. Неправильное чтение похожих по начертанию букв.

Анализ психологических причин, лежащих в их основе , позволяет выделить группы нарушений письма и чтения. Несформированность зрительно-двигательных координаций и пространственных представлений составляет первую группу нарушений.

    У  детей с нарушением пространственного представления часто встречается зеркальное письмо. Эта же причина лежит и в основе звукового анализа и синтеза слов (путают предлоги и приставки, заменяют буквы по пространственному сходству(с-е, б-д)).Проблемы в том, что дети с трудом осваивают конфигурацию букв, не могут понять соотношения её частей, расположения на строке, при чтении – теряют строку.

   Нарушение моторики проявляется медленным темпом письма, тремором. Дети пишут, рисуют с большим напряжением. Причина замедленного письма – недостаточное развитие мелких движений, трудности в произвольном управлении ими.

   При формировании логопедических групп у многих детей доминирующем эмоциональным состоянием, его проявлениями становиться: неуравновешенность, раздражительность, плаксивость, состояние беспокойства и тревоги, расторможенность, повышенная двигательная активность или малая подвижность, проблемы в общении с детьми и взрослыми, что может сопровождаться агрессивностью, конфликтностью.

    Перед нами возникла задача найти нетрадиционные формы работы, направленные на профилактику  и коррекцию речевых и личностных нарушений, с опорой на компенсаторные возможности ребенка. По этому в коррекционную работу мы включили образовательную кинезиологию («гимнастику мозга», методика П. Дениссона).

    «Гимнастика мозга» представляет собой серию быстрых, приятных, наполненных энергией действий, которые эффективны при подготовке ребенка к специфическим координированными навыкам, бросают вызов любой блокировке  в обучение  и являются частью всеобъемлющей программы развития личности.

    Развитее мозга -  это увлекательнейший детектив. Написанный природой и неразгаданный до конца. Действительно, как из крошечной пластинки формируется орган невероятной сложности, исследующий и космос, и себя самого, и продолжающий во многом оставаться загадкой! Каковы причины, приводящие к отклонениям развития и функционирования мозга ребенка, что в последствии вызывает школьные трудности? Мышления, сознания, а значит, и обучение – функции мозга. Ведущая роль в осуществление высших психических функций принадлежит коре головного мозга.

    Симметричные области правого и левого полушария выполняют различные функции. Правое полушарие мозга контролирует левую половину тела и ощущения, получаемые через левый глаз и ухо. Подобным же образом левое полушарие контролирует правую сторону тела. Когда одна сторона мозга регулирует деятельность, другая сторона может находиться либо в состояние взаимодействия и координации, либо «отключаться» и блокировать интеграцию. Следовательно, для функционирования мозга как единого целого необходимо сотрудничество полушарий, «диалог» между ними.

  Этот «диалог» становиться возможным не сразу после рождения ребёнка. Первые три года полушария почти разобщены. В ходе нормального, несложного развития постепенно созревают первые волокна, связывающие кору полушарий и позволяющие передавать информацию в обоих направлениях – от правого к левому и от левого к правому. Этот процесс продолжается первую декаду жизни ребенка, но особенно интенсивен первые шесть – семь лет жизни. Различные факторы, в том числе родовые травмы и асфиксия, могут вызвать отклонения и замедление развития межполушарных связей, а значит, затруднение «общений» полушарий мозга.

    Как правило, эти нарушения ослабевают, или даже исчезают с возрастом. В младшем школьном возрасте они ещё значительны  и влияют на работу мозга, что проявляется в нарушении двуруких координаций, при овладении чтением и математикой.  И хотя это не единственная, но во многих случаях главная причина. Установлено, что дети, испытывающие школьные трудности, часто обладают признаками межполушарной дисфункции, то есть недостаточной взаимосвязью правого и левого полушария мозга, а значит, и дефицитом их взаимодействия.

    Можно ли определить, имеются ли у ребенка признаки межполушарной дисфункции? Некоторые тесты требуют специальной аппаратуры. Понадобятся часы с секундной стрелкой. Предложите выполнить следующие задания.

  1. Усадите ребенка за стол, сядьте напротив. Локти ребенка должны опираться на стол, ладони – свободно в воздухе (одна рука ладонью вверх, другая – тыльной стороной). Попросите ребенка одновременно переворачивать ладони – одну вверх тыльной, другую – вниз, в быстром темпе.
  2. Предложите ребенку одновременно поворачивать ладони (обе руки вверх тыльной стороной) вверх-вниз как можно быстрее. При этом руки ребенка совершают зеркальные движения. Вы должны отметить время (в секундах), за которое ребёнок совершает 20 зеркальных и 20 противоположно направленных движений. Предварительно объясните и покажите ребенку, как выполнять пробы, потренируйте его. Дайте ему отдохнуть. После отдыха удостоверьтесь, что ребенок помнит, как выполняются движения, возьмите часы с секундной стрелкой и замерьте, сколько времени ему надо для того, чтобы выполнить 20 движений в каждой пробе.

Чередуя отдых и задания, повторите пробы несколько раз, чтобы удостовериться в надежности полученного результата. Обычно ребенок 5-7 лет 20 зеркальных движений выполняет за 8 сек, а 20 противоположных – за 17.

  1. Перед выполнением следующей пробы просим ребёнка положить перед собой кисть ведущей руки. Задание заключается в непрерывном постукивании указательным пальцем ведущей руки в максимально возможном темпе.

Взрослый показывает ребёнку, как выполняется задание, и добавляет, что постукивать нужно как можно быстрее. В среднем дети 5-7 лет пробу № 3  (20 постукиваний)выполняют за 4-6 секунд. Время определяем по секундной стрелке.

  1. Исходное положение – сидя, кисти рук лежат перед ребенком. Задание состоит в отстукивании ритма «раз- два-три, раз-два-три»… попеременно указательным пальцем правой руки («раз-два») и левой («три») с плавным переходом от одной руки к другой.  Ритм надо отстукивать максимально быстро. Нецелесообразно объяснить ребенку словами, как выполнять задание. Достаточно показать своими руками, или взять руки ребенка в свои. В среднем дети 5-7 лет пробу № 4 (7 ритмических постукиваний) выполняют за 9-10 секунд.

   Итак, информация из внешнего мира анализируется височными, затылочными и центральными областями обоих полушарий при непременном диалоге между ними. Картина внешнего мира затем передается лобной коре. Там она эмоционально окрашивается. Добавляется и информация из «кладовых» памяти. В результате лобная кора принимает решение, что делать в конкретной ситуации. При различных отклонениях в формировании лобных отделов коры наблюдаются различные нарушения поведения, среди которых – трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

   Часто дети с дисфункцией лобных долей не умеют планировать своё поведение, не способны ожидать отстроченный результат каких либо целенаправленных действий, хотят всё получить «здесь и сейчас».

    Поведение этих детей хаотично, они не могут довести до конца ни одного начинания. При поражение правой лобной области у детей возникают нарушения восприятия интонации речи. Иногда ребёнок с трудом воспринимает эмоциональную сторону речи, что затрудняет общение с ребенком.

    Излишняя агрессивность, подавленность или избыток положительных эмоций, то есть признаки слабой адаптации ребенка к обстановке, так же могут быть следствием поражения височных областей, например, при асфиксии.

   В «гимнастике мозга» интегрируют  и усиливают связи между двумя полушариями мозга, в частности – передними долями мозга, а дети с речевыми проблемами имеют дисфункцию работы передних долей.  Движения, исходящие из передних долей активизируют миелин нервных волокон по всему головному мозгу.

   Миелин – образование из жировых клеток прослоек нервных тканей, позволяющие ускорить нервные трансмиссии. Чем чаще активизируется работа нервных волокон, тем больше образуется миелина. Этот процесс устанавливает базовые связи (паттерны) – информации, на основе которых формируется будущее чтение.

   Человек прибегает к движениям рано, и это облегчает учебный процесс. Чем больше движений и интенсивнее деятельность, тем больше устанавливается паттернов, на основании которых состояться будущее учение  и языковые умения. «Гимнастика мозга», стимулируя активность в передних  долях, содействует активизации и миелинизации этих зон, самоконтролю  и саморегуляции поведения.

     Движения, которым дети были обучены с помощью «гимнастики мозга», педагог использует в подвижных играх, в ходе релаксации для снятия мышечного напряжения. Помогая ребенку познать себя как человека, мы «включаем» его личность, энергетику и активность в развитие мотивационно-волевых процессов, стимулирующих, тонкие координированные движения.

   Овладевая упражнением «слон», ребенок проговаривает слова:» Я люблю рисовать, писать буквы в воздухе хоботом. Это помогает мне не терять место при чтении книги». «Упражнения Алфавитная восьмерка; Буквы на лошадке помогают мне писать буквы.

     Занятия «образовательной кинезиологией» проводиться в зале и в групповой комнате не менее двух раз в неделю подгруппами. План занятий продумывается на каждый день. Поиск новых эффективных форм организации и методов проведения этих занятий доказывает, что  «Гимнастика мозга» - одна из доступных, мягких форм адекватной помощи детям , имеющим проблемы в развитии, направленная на перестройку неблагополучные сложившихся форм эмоционального реагирования  и стереотипов поведения, хорошую социальную адаптацию, развитие речевых коммуникативных навыков. Обратную связь мы получаем от коллег, работающих в школе, где дети легко преодолевают языковой барьер, открыты для общения с другими.   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить ...

Методика "Гимнастика мозга"

Комплекс упражнений «Гимнастика мозга» позволяет эффективно и в корректной форме определить причины возникновения тех или иных трудностей (в обучении, профессиональной деятельности, во взаимоотношения...

Техники "Гимнастики мозга", используемые на занятиях по физической культуре

В этой статье я предлагаю описание техники "Гимнастик мозга", которые я регулярно использую на своих занятиях, и которые приносят свои положительные результаты....

Учебно-методический материал "Гимнастика мозга"

Учебно-методический материал "Гимнастика мозга". Адаптирование гимнастики мозга (для детей 5-6 лет), используемой на фронтальных логопедических занятиях в детском саду....

Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга"). Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном.

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности....

Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга"). Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном.

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности....

КОМПЛЕКС « УМНАЯ ЗАРЯДКА» вошли элементы следующих методик : Г. Деннисон, И. Деннисон «Гимнастика мозга», Л.Д. Столяренко «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга», •Массаж профессора Ауглина, •Кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк •П

Комплекс по развитию познавательных функций через движениерекомендуется как дошкольникам, у которых отмечаются нарушение внимания,повышенная отвлекаемость, проблемы с памятью, заторможенность илирасто...


 

Комментарии

Черневская Елена Анатольевна

Дети с речевыми проблемами в дальнейшем испытывают сложности в овладении письменной речи – чтением письмом. Для построения наиболее оптимальный психолого-педагогической коррекционной программы педагогу важно ориентироваться на типологию трудностей при обучении письму и чтению и на психологические причины их возникновения.