Нужна ли Вашему ребенку логопедическая группа?
материал по логопедии по теме

Муравьёва Светлана Владимировна

Часто родители отказываются от прохождения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. Правильно ли они поступают? Чем грозит отказ от логопедической группы?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nuzhna_li_vashemu_rebenku_logopedicheskaya_gruppa.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Нужна ли Вашему ребенку логопедическая группа?

Ежегодно вначале учебного года логопед обследует речь детей. Результаты обследования заносятся в специальную таблицу и доводятся до сведения родителей. После ознакомления с логопедическим заключением родители оставляют свою подпись.

Что же означают логопедические заключения?

Если напротив фамилии вашего ребенка в графе "диагноз" стоит запись "по возрасту" – это означает, что нарушение звукопроизношения возрастные и, скорее всего, через год-два они исчезнут без следа.

Если же вы увидели запись ОНР III (II) – это значит, что логопед подозревает у вашего ребенка общее недоразвитие речи, которое требует коррекции в специальной группе. Для подтверждения этого заключения, ребенка направляют на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию). После осмотра ребенка специалистами, комиссия либо подтверждает заключение и определяет ребенка в логопедическую группу, либо опровергает его и "оставляет" вашего малыша в массовой группе детского сада.

Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы. В термине общее недоразвитие речи констатируется то, что речевая функция неполноценна целиком. Отмечается несформированность всех систем языка – фонетической (т.е. звуковой стороны), и смысловой стороны: лексической (словарный запас), грамматической (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях).

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

  1. Более позднее начало речи
  2. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
  3. Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
  4. Речь детей с ОНР малопонятна.

Р.Е. Левина выделила три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:

Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. “безречевые дети”). Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподражаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолет, самосвал, пароход.

Второй уровень речевого развития. Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наболее типично сокращение количества слогов: “тевики” вместо “снеговики”.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено.

Как правило, у детей снижена речевая активность. Они отвечают на вопросы простыми распространенными предложениями, в которых много аграмматизмов. "Это моя скафик". У детей нарушены четыре и более групп звуков, дети затрудняются в выделении звука на фоне слова, определении первого звука в слове.

Переход с одного уровня на другой определяется повышением речевой активности, появлением новых языковых возможностей. Индивидуальный темп продвижения ребенка зависит от тяжести первичного дефекта и его формы.

Коррекция общего недоразвития речи – сложный и длительный процесс. Часто для этого требуется  не более двух лет.

Запись ФФРР – расшифровывается как фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи  — это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Основные проявления, характеризующие ФФНР:

Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков “с”, “ч”, “ш” ребенок произносит звук “ть” ( “тюмка” вместо “сумка”, “тяска” вместо “чашка”, “тяпка” вместо “шапка”).

Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки, заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками “т” и “д”, “р” заменяется на “л”, “ш” заменяется на “ф”. (“Табака” вместо “собака”, “лыба” вместо “рыба”, “фуба” вместо “шуба”)

Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки “р”, “л” и “с” изолированно, но в речевых высказываниях вместо “столяр строгает доску” говорит “старял стлагает дошку”;

Коррекция этого нарушения проходит в логопедической группе и длится один год. Поэтому дети с таким заключением направляются на ПМПК за год до школы.

Есть еще одно логопедическое заключение – НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).

У ребенка нарушено произношение одной группы звуков (например, "р" и "рь" или "ш" и "ж"). Как правило, это нарушение связано с недостаточной тренированностью мышц языка, либо с неправильным образцом речи (кто-то из взрослых, окружающих ребенка, неправильно произносит звук, а ребенок повторяет за ним). Устраняется это нарушение за полгода на логопункте.

Каждое из перечисленных выше нарушений требует вмешательства логопеда. При совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей ребенка можно преодолеть эти нарушения. Главное, чтобы помощь была оказана во время. Не следует "затягивать" время обращения к логопеду, так как последствием этих  нарушений является дисграфия и дислексия.


Дисграфия и дислексия – неспособность (или затрудненность) овладения письмом и чтением при сохранном интеллекте и физическом слухе. Чаще всего дислексия и дисграфия наблюдаются у ребенка одновременно, но иногда они могут встречаться изолированно.

Дисграфия — это стойкое нарушение письма, проявляющееся в пропуске букв, слогов, перестановке или замене букв и слогов. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а впоследствии — в усвоении грамматики родного языка. Ошибки, на первый взгляд нелепые, не всегда являются результатом невнимательности учеников. Как правило, в их основе лежат более глубокие причины.

Первая причина — несформированность фонематического слуха. Дети не различают фонем (звуков) родного языка. На письме это выражается в замене букв: "трупочка", "корький", "шушки", "черемука".

Могут возникать ошибки, связанные с искажением или упрощением структуры слова: здоровье — "дрове", девочка — "девча". Возникают ошибки и по перестановке букв в слове: чулан — "чунал", ковром — "корвом".

Вторая причина — нарушение зрительного восприятия детей. Это так называемые оптические ошибки. Дети путают на письме д — б, о — а, и — у, т — п и некоторые другие буквы, причем как прописные, так и заглавные.

Третья причина — отставание в общеречевом развитии, когда из-за ошибочно сложившегося произношения и словосочетания возникают ошибки. На письме это выражается в виде неправильного согласования различных частей речи. Учащиеся не могут согласовать прилагательные с существительными, существительные с числительными и так далее. Например, "у меня нет красных платья", "шесть белый грибов".

Бывает, что дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения и поэтому не могут на письме правильно обозначить его границу. Как следствие — не применяют правило постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в его начале. Бедность словарного запаса, неумение выразить мысль в виде развернутого предложения приводят к тому, что у детей на более поздних этапах возникают проблемы с письменной связной речью (изложения и сочинения).

Все выше указанные причины – это признаки общего недоразвития или фонетико-фонематического недоразвития речи, которые выявляет дошкольный логопед во время обследования.

 Дислексия встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Около 5-8 процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях.

Если у ребенка нарушен речевой слух, то ему очень трудно научиться читать и писать. Овладение письмом также затруднено. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом — сложная педагогическая проблема. Так как искажение одного — двух звуков меняет смысл слова. Замена глухого звука звонким, твердого — мягким, шипящего — свистящим придает слову новое содержание.

Уважаемые Родители!

Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.

 Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

Именно в логопедической группе, (где наполняемость не больше 15 детей, а занятия проводятся по подгруппам) ведется огромная работа по предупреждению дисграфии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нужна ли Вашему ребенку помощь логопеда

Вам небезразлично будущее Вашего малыша? Вы хотите видеть его успешным и уверенным в себе человеком? Тогда самостоятельно оцените состояние речи Вашего ребенка....

Нужна ли Вашему ребенку помощь логопеда?

Вам небезразлично будущее Вашего малыша? Вы хотите видеть его успешным и уверенным в себе человеком? Тогда самостоятельно оцените состояние речи Вашего ребенка. Узнайте прямо сейчас, нужна ли помощь с...

Тест "Нужна ли Вашему ребенку помощь логопеда?"

Вам небезразлично будущее Вашего малыша? Вы хотите видеть его успешным и уверенным в себе человеком? Тогда самостоятельно оцените состояние речи Вашего ребенка. Узнайте прямо сейчас, нужна ли помощь с...

Тест "Нужна ли Вашему ребенку помощь логопеда?"

Тест "Нужна ли Вашему ребенку помощь логопеда?"...

Нужна ли Вашему ребенку помощь логопеда?

Вашему вниманию предлагается небольшое анкетирование для родителей, которое помогает определить: нужна ли ребенку помощь логопеда....

Нужна ли Вашему ребенку помощь логопеда?

Узнайте прямо сейчас, нужна ли вашему ребенку помощь специалиста....