Развитие звуко-буквенного анализа у детей дошкольного возраста.
презентация к занятию по логопедии (подготовительная группа) по теме

Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников с целью профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Этапы коррекционной работы работы с учётом возраста детей. Дидактические игры для данного вида работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskiy_sad.doc654 КБ

Предварительный просмотр:


Актуальность.

Детский сад- первое звено в системе образования.

       Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами русского языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей. Чтобы речь ребенка развивалась в полном  объеме, необходима работа по семи направлениям, соответствующим основным компонентам языка и речи.

  1. Развитие словаря.
  2. Формирование грамматического строя речи.
  3. Воспитание звуковой культуры речи.
  4. Формирование разговорной ( диалогической) речи.
  5. Обучение рассказыванию (монологической речи).
  6. Ознакомление с художественной литературой.
  7. Подготовка детей к обучению грамоте.

Ведущим средством формирования речи ребёнка является обучение.

Обучение – важнейшее средство для освоения детьми наиболее сложных разделов программы, где необходима выработка устойчивых умений.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и к смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.


Дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекция речи для них длительный процесс, направленный на формирование речевых средств достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. Выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи. Дети третьего уровня речевого развития в настоящее время составляют основной контингент специальных дошкольных и школьных учреждений.

Основными задачами коррекционного обучения  детей с общим недоразвитием речи являются:

  1. практическое усвоение лексических и грамматических средств языка,
  2. формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия),
  3. подготовка к грамоте, овладение элементами грамоты,
  4. дальнейшее развитие связной речи.

В тесной связи с формированием речи происходит овладение её звуковой стороной. В системе обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи выделен специальный раздел – «Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза», куда входят следующие подразделы:

  1. развитие просодической стороны речи,
  2. коррекция произносительной стороны речи,
  3. работа над слоговой структурой слова
  4. совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза.

Усвоение ребёнком звуковой стороны слова – сложный процесс, который можно условно разделить на такие этапы:

  1. вслушивание в звучание слова,
  2. различение и правильное произношение звуков,
  3. самостоятельное вычленение их из слова,
  4. анализ его звуковой и слоговой структуры,
  5. активные действия со словами.

    В процессе речевых занятий, игр и упражнений логопед учит детей понимать и употреблять термины «слово» и «звук», выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова. Внимание ребят специально обращается и на такую особенность звуковой стороны слова, как длительность звучания (короткие и длинные слова). Знакомясь со звуковой формой слова, ребёнок учится анализировать его слоговое строение, выделять ударение.

В будущем в школе процесс изучения звуковой структуры слова потребует от ребёнка уже сформированного восприятия звучащей речи, чётких знаний о звуковом строении слова как основной единицы языка. При обучении чтению и правописанию он уже должен определять, какие звуки слышны в анализируемом слове, устанавливать порядок их следования.

    Ознакомление детей со звуковой стороной слова – это не просто подготовка к обучению их грамоте, но и важнейшее условие усвоения ими грамматического строя русского языка, морфологической системы, а также предпосылка к развитию чувства рифмы и ритма, восприятия музыкально-ритмического строя речи. Умение вслушиваться в звучащее слово является основой овладения словообразованием, осознания связей между родственными словами, попыток самостоятельно объяснять и толковать значения слов.

Эта работа постепенно усложняется от группы к группе.


В средней группе основными направлениями по данному разделу работы являются:

  1. Формирование умений различать гласные и согласные звуки;
  2. Умение выделять из ряда звуков гласные звуки;
  3. Формирование первоначальных навыков анализа и синтеза: анализ и синтез слияний гласных звуков;
  4. Выделение начальных ударных гласных (а), (у), (о), (и) из слов, различение слов с начальными ударными гласными;
  5. Выделение согласных звуков (т), (п.), (н.), (м), (к) из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов; дифференциация звуков, отличающихся по артикуляционным и акустическим признакам  (м)-(н.), (п.)-(т), (б)-(д.), (к)-(т)  в ряду звуков, слогов, слов. Произведение  анализа и синтеза сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов из трёх звуков (ам, он, пу, та, уха);
  6. Подбор слов с заданным звуком;
  7. Формирование понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук» и умение оперировать этими понятиями;
  8. В этом же возрасте начинается обучение детей элементам грамоты, формируется понятие «буква» и представление о том, чем « звук» отличается от буквы.

Игры.

Узнавание звука на фоне звуков, слогов, слов.

  1. Подними сигнал, если услышишь заданный звук среди других звуков, слогов.
  2. Подними сигнал, если в слове есть звук (…).
  3. Отобрать предметные картинки, если в названии предмета есть заданный звук.

Игры: «Чудо-дерево», «Весёлый поезд», «Ромашка», «Собери букет».

  1. По сюжетной картинке назвать слова с заданным звуком.
  2. Придумать слова со звуком (…).

Игры: «Пуговицы», « Пирамидки».


Вычленение первого ударного гласного из слова.

  1. Уточнение артикуляции гласных звуков, внимание ребёнка

обращается на положение губ.

  1. Выделение гласного звука на основе звукоподражаний с использованием картинок: малыш плачет: (а-а-а); волк воет: (у-у-у); болит зуб, завязана щека: (о-о-о).
  2. Задания по вычленению первого ударного звука:

Определить первый звук в словах: ослик, утка, Аня, Игорь, азбука, уголь, окна, астра, осень, улица, ах, осы, улей, аист, узкий, Оля, утро, иней, Ира.

  1. Подобрать слова, которые начинаются на гласные а, о, у.

  1. Отобрать картинки, названия которых начинаются на ударные гласные (а, о, у).

Вычленение первого согласного из слова.

  1. Вычленение звука из обратного слога.
  2. Вычленение звука из прямого слога.
  3. Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.

Определение конечного согласного в слове.

  1. Определение конечного согласного в обратных слогах.
  2. Определение конечного согласного в конце слова. Предлагаются слова, сходные по составу с ранее предъявленными слогами: ам – сам, ом – сом, ук - сук и т.д. 


В старшей группе работа усложняется, и её основными направлениями являются:

  1. Совершенствование умений различать на слух гласные звуки;
  2.  Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнение в различении на слух гласных и согласных звуков, подбор слов на заданные гласные и согласные звуки;
  3. Формирование умений различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам: в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, в свободной игровой и речевой деятельности.
  4. Закрепление навыка выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова;
  5. Совершенствование навыка анализа и синтеза, открытых и закрытых слогов, слов из трёх-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением);
  6. Формирование навыка различения согласных звуков по признакам: глухой – звонкий, твёрдый – мягкий;
  7. Закрепление понятия звук, гласный звук, согласный звук;
  8. Формирование понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук.
  9. Закрепление  понятия буква и представление о том, чем звук отличается от буквы.


Игры.

Узнавание звука на фоне звуков, слогов, слов.

«Речевое лото»,  «Чудо-дерево», «Весёлый поезд», «Ромашка», «Собери букет».

Вычленение первого ударного гласного из слова.

«Речевое лото». Предлагаются карточки с картинками. Логопед называет слово. Ребёнок закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово.

Вычленение первого согласного из слова.

«Найди картинку», «Телевизор», «Какой первый звук?», «Кто больше?».

Определение конечного согласного в слове.

«Отбери картинки, в названии которых последним является заданный звук».

Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Используется полоска «светофор», разделённая на три части: красная левая часть – начало слова, средняя часть жёлтого цвета – середина слова, правая зелёная часть полоски – конец слова.

  1. Разложить в три ряда картинки, в названиях которых есть заданный звук (начало, середина, конец).
  2. Игра «Светофор». Логопед называет слова. Дети ставят фишки на левую красную, жёлтую или зелёную часть полоски, в зависимости от того, где слышится заданный звук в слове.
  3. Подобрать названия цветов, животных, посуды и т.д., которые начинаются на этот звук.
  4. Подобрать названия цветов, животных, посуды и т.д., в которых заданный звук стоит в конце или в середине слова.
  5. «Рассели по этажам».

В подготовительной группе идёт дальнейшее развитее навыков звукового анализа и синтеза:

  1. Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнение в  различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
  2. Закрепление  представления о твёрдости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнение в дифференциации согласных звуков  по акустическим признакам и по месту образования.
  3. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов из трёх-пяти звуков.

Игры и упражнения на развитие сложных форм фонематического анализа (определение количества, последовательности и места звука в слове).

  1. Формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия. Ребёнку предъявляется картинка, слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове. Даются фишки. По мере выделения звуков в слове ребёнок с помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова.
  2. Формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.

Игры: «Забор», «Звуковая линейка».

  1. Формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова.

Игры: «Подбери схему к картинке», «Пирамида», «Новоселье у животных».


При построении занятий по развитию звукового анализа и синтеза принято придерживаться основных этапов формирования простых и сложных форм звукового анализа (по Ткаченко Т.А.).

Простые формы звукового анализа.

  1. Выделение первого ударного гласного в слове.
  2. Выделение первого согласного в слове, последнего согласного в слове.
  3. Выделение согласного из середины слова.
  4. Определение места звука в слове (звук в начале, середине, конце слова).

Сложные формы звукового анализа.

  1. Определение последовательности звуков в слове.
  2. Определение количества звуков.
  3. Определение места звука относительно других звуков.

Речевые материалы подбираются с учётом постепенного усложнения структуры слов и предлагаются детям в следующей последовательности:

  1. односложные слова без стечения согласных;
  2. двусложные слова без стечения согласных, состоящие из двух открытых слогов;
  3. двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога;
  4. двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов;
  5. односложные слова со стечением согласных в начале слова;
  6. односложные слова со стечением согласных в конце слова;
  7. двусложные лова со стечением согласных в начале слова;
  8. двусложные сова со стечением согласных в начале и в середине слова;
  9. трёхсложные слова.

Логопедическая работа по развитию сложных форм фонематического анализа проводится с учётом того, что всякое умственное действие проходит определённые этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план (по П.Я.Гальперину).

-1 этап – формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия.

Первоначальная работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребёнок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ребёнок, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.

-2 этап – формирование действия  звукового анализа в речевом плане, исключая зрительные опоры,- только проговаривание. Слово называется, определяется первый, второй, третий и т.д. звуки, уточняется их количество.

-3 этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Дети определяют количество и последовательность звуков, не называя слова.

Очень важно проводить эту работу с детьми, посещающими речевую группу т.к. эти дети находятся в группе риска по дисграфии.

Письмо – сложный вид психической деятельности, требующий полноценного формирования и взаимодействия сенсомоторных, высших психических функций, мыслительных операций и речи.

Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения  звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза – это дисграфия, в основе, которой лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза; на письме проявляется в искажениях структуры слова и предложения.


Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ.

Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова.

Для правильного овладения процессом письма необходимо, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребёнка не только во внешнем, речевом, но и во внутреннем плане, по представлению. И поэтому одним из наиболее важных вопросов современной теоретической и практической логопедии является профилактика нарушений письменной речи.

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста. При этом работа логопеда тем эффективнее, чем ранее она была начата, поскольку с возрастом возможности гибкого изменения состояния ребёнка и компенсации дефекта уменьшаются.


ПРИЛОЖЕНИЕ


«Речевое лото»

Обозначение: цифра 1 – низкий уровень речевого развития.

                        цифра 2 – средний уровень речевого развития

                        цифра 3 – высокий уровень речевого развития

Цель:

1. Учить определять картинку на заданный звук.

2. Учить определять место заданного звука в слове.

3. Учить определять первый звук в слове и закрывать картинку буквой соответствующей этому звуку.

Оборудование: карточки с изображением 6 предметов, фишки, буквы.

Описание игры:

1. Детям раздаются карточки с картинками и фишки.

Логопед называет звук, дети должны найти картинку с заданным звуком

и положить на неё фишку.

2. Детям раздаются карточки с картинками и фишки.

Логопед называет звук, дети должны найти картинку с заданным звуком

и определить, где стоит заданный звук (начало, середина, конец слова).

3. Дети должны определить первый звук в слове и закрыть картинку

буквой, обозначающей этот звук.


«Чудо-дерево»

Обозначение: цифра 1 – низкий уровень речевого развития.

                        цифра 2 – средний уровень речевого развития

Цель:

1.Учить определять картинку на заданный звук.

2.Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец слова).

Оборудование: силуэт дерева, картинки.

 Описание игры:

1. Детям предлагается украсить дерево картинками, в названии  которых имеется соответствующий звук.

2. Детям предлагается украсить дерево картинками, в названии которых

имеется соответствующий звук, и определить его место в слове.

Лото «Какой первый звук?».

Цель:

1. Учить выделять первый звук в слове.

2. Соотносить звук с буквой.

Оборудование: карточки с картинками, буквы.

Описание игры:

Детям предлагаются карточки лото на слова, начинающиеся на разные звуки и соответствующие буквы. Логопед называет слова, дети находят картинки, называют их, определяют первый звук и закрывают картинки буквой, соответствующей первому звуку слова.


«Весёлый поезд»

Цель: Учить отбирать картинки на заданный звук.

Оборудование: Картинка с изображением вагона картинки с изображением предметов.

 

Описание игры: Перед детьми располагается поезд с паровозом и  вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры. Детям даётся задание, посадить в поезд только тех пассажиров, в названии которых есть заданный звук.

                 


«Ромашка»

Цель:

1. Учить отбирать картинки с заданным звуком.

2. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

3. Учить дифференцировать смешиваемые звуки.

Оборудование: лепестки с изображением различных предметов, кружки с буквами.

Описание игры:

Детям раздаются кружки с буквами, и даётся задание подобрать лепестки с заданным звуком и разложить их вокруг кружка с буквой. Затем назвать каждую картинку и определить место звука в слове.

             


«Телевизор».

Цель:

1. Автоматизация звуков (с), (ш), (р), (л).

2. Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Оборудование: «телевизор» и ленты с картинками предметов (для просмотра в телевизоре).

Описание игры:

На экране телевизора появляются изображения разных предметов.

Дети называют то, что изображено на картинке и определяют место звука в слове.

               


«Кто больше?»

Цель:

1. Учить находить на картинке слова с заданным звуком.

2. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец слова).

Оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены предметы

с заданным звуком, фишки.

Описание игры:

    Детям предлагается сюжетная картинка, на которой изображены предметы с заданным звуком. Детям требуется сказать, в названии каких предметов имеется заданный звук (в начале, в середине, в конце). За

каждое правильно названное слово даётся фишка. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.

                 


«Собери букет».

Цель:

Учить отбирать картинки на заданный звук, определять место звука в слове.

Оборудование: большие карты с рисунком вазы и стебельков, цветы с наклеенными на них картинками.

Описание игры: Ребёнку даётся большая карта с рисунком вазы и предлагается собрать букет цветов на заданный звук. После того как задание будет выполнено, ребёнок называет картинки и определяет место звука в слове.

                 


«Рыболовы».

Цель:

1. Автоматизация звуков (с), (ш), (р), (л).

2. Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Оборудование: рыбки с картинками, удочка, аквариум.

Описание игры: В «аквариум» опускаются рыбки. Ребёнок удочкой вылавливает рыбок, называет то, что нарисовано на картинке и определяет место звука в слове.

               


Угадай-ка»

Цель:

Учить выделять первые звуки в словах и из выделенных звуков составлять новые слова.

Оборудование: карточки с картинками.

Описание игры: Ребёнку даётся карточка, на которой нарисовано несколько предметных картинок, нужно определить первый звук в слове и из выделенных звуков составить новое слово.

                         


«Найди картинку».

Цель:

1. Учить определять первый звук в слове.

2. Соотносить звук с образом буквы.

Оборудование: карточки, разделённые на три части, на одной из частей нарисован предмет, другая пустая, картинки, буквы.

Описание игры:

Детям раздаются карточки с картинками. Они должны назвать предмет, определить первый звук в его названии, найти соответствующую букву и положить её между карточками. Затем они выбирают среди других ту картинку, название которой начинается с этого же звука, и кладут на пустую карточку.

           


«Светофор».

Цель: Учить определять место заданного звука в слове.

Оборудование: Полоски, разделённые на три части и раскрашенные в красный, жёлтый и зелёный цвет, фишки.

Описание игры: Полоска, разделённая на три части: левая часть – красного цвета, средняя часть – жёлтого цвета, а правая часть – зелёного. Если звук стоит в начале слова, то ребёнок ставит фишку на красную полоску. Если звук стоит в середине слова, то фишка ставится на жёлтую полоску. А если звук стоит в конце слова, то фишка ставится на полоску зелёного цвета.

                                                   


«Новоселье»

Цель: Учить определять место звука в слове.

           Автоматизация отрабатываемых звуков.

Оборудование: Карточки с изображением трёхэтажного дома, предметные картинки.

Описание игры: Детям прелагается расселить предметы по этажам, но с одним условием: на первом этаже будут находиться предметы, в названии которых заданный звук находится в начале слова, на втором – в середине, а на третьем – в конце.

                       


«Выложи звуковую схему слова»

(с опорой на вспомогательные средства).

Цель: Учить выкладывать графическую схему слова, опираясь на вспомогательные средства.

Оборудование: Предметные картинки, под которыми нарисованы графические схемы слов, количество кружков которых соответствует числу звуков в слове. Кружки красного, синего и зелёного цвета, обозначающие разные звуки.

Описание игры: Ребёнку предлагается заполнить пустые кружки разноцветными кружками, в соответствии со звуковым составом слова.  

                       


«Пуговицы».

Цель:

  1. Развитие фонематических представлений, придумывание слов на заданный звук.
  2. Автоматизация отрабатываемого звука в словах.
  3. Подбор названий цветов, животных, птиц, посуды, овощей, фруктов и т.д., которые начинаются с заданного звука.

Оборудование: бутылочка с пуговицами.

Описание игры: Логопед предлагает ребёнку придумать слова с определённым звуком. Каждое слово – это пуговица. Надо назвать слово и опустить пуговицу в бутылочку.

«Забор»

Цель:

Учить определять количество звуков в слове и место звука относительно других звуков.

Оборудование: «забор», фишки.

Описание игры: Детям предлагаются карточки, на которых нарисован забор. Логопед даёт задание определить место звука относительно других звуков в слове. Ребёнок должен определить место звука и поставить фишку.

                                   


« «Подбери схему к картинке».

Цель: Совершенствовать навыки звукового анализа, закреплять умение проводить анализ в умственном плане.

Оборудование: Предметные картинки, звуковые схемы.

Описание игры: Перед ребёнком раскладываются предметные картинки и звуковые схемы слов. Даётся задание, подобрать к каждой картинке звуковую схему, которая бы соответствовала звуковому составу слова.

                                   


«Пирамида».

Цель:

Учить определять количество звуков в слове и раскладывать картинки, в соответствии с количеством звуков.

Оборудование: большие карты с рисунком пирамиды, карточки с картинками.

Описание игры: Каждому ребёнку предлагается рисунок пирамиды. В основании пирамиды – пять квадратов, выше – четыре, потом – три.

Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Логопед раздаёт детям предметные картинки и предлагает разложить их в пирамиде в соответствии с количеством звуков в слове. В основании пирамиды должны быть картинки, названия которых состоят из пяти звуков, выше-

из четырёх и, наконец, - из трёх.

                         


«Новоселье у животных».

Цель:

Учить определять количество звуков в слове и раскладывать картинки в соответствии с количеством звуков.

Оборудование: большие карточки с изображением многоэтажного дома, предметные картинки с изображением животных и птиц.

Описание игры: Логопед говорит, что у животных и птиц – новоселье, и просит расселить их по квартирам. Но чтобы звери не поссорились, каждый должен жить на своём этаже: в соответствии с количеством звуков в их названии. Дети, называя изображенных животных, определяют количество звуков в слове и место картинки в доме.

                         


«Подарки лесным зверюшкам».

Цель:

Развитие фонематических представлений, учить придумывать слова на заданный звук.

Оборудование: текст рассказа.

 

Описание игры: Детям предлагается прослушать рассказ и выполнить задание.

«Крокодил Гена отдыхал в Африке. Он привёз подарки лесным зверюшкам. Каждому подарил игрушку или предмет, название которого начинается с того же звука, что и название животного. Зайчику (с какого звука начинается это слово?) подарил звоночек, лисёнку – ленточку, лосёнку – лопатку. А что он подарил белочке, барсуку, медвежонку, волчонку, лягушонку, сороке, вороне? А домашним животным – козлёнку, жеребёнку, ослику, котёнку, верблюжонку?

Ответы детей.


«Расскажи сказку».

Логопед: «На лесной опушке жил заяц с зайчихой и маленькими зайчатами. Около дома они выращивали овощи, в названии которых слышатся звуки «Р» и «РЬ». Какие это овощи?».

Дети: «Помидоры, огурцы, картофель, редька, редис, репа, укроп, петрушка».

Логопед: «Овощи, в названии которых слышится звук «РЬ», заяц осенью решил оставить себе. По дороге на рынок заяц встретил ежа с мешком. Ёж сказал, что в мешке подарки для ежат, да не простые. В названии одних есть звук «Ж», а других – «Ш». Какие это подарки?».

Дети: «Шапка, шляпа, ватрушка, жёлудь, ножик».

Логопед: «Попрощался заяц с ежом, пошёл дальше. По дороге он встречал разных животных. Сначала – с названиями, которые начинались на твёрдые согласные. Каких животных он встретил?».

Дети: «Волка, собаку, крота, мышку».

Логопед: «А потом он встретил животных, название которых начинается на мягкие согласные звуки. Кого он встретил?».

Дети: «Медведя, белку, лису, бегемота».

Логопед: «На базаре заяц продал овощи и решил купить посуду. У енота он купил посуду, название которой начинается со звонких согласных. Какую посуду он купил?».

Дети: «Вилки, ложки, графин, блюдца».

Логопед: «А у барсука он купил посуду, название которой начинается с глухих согласных. Какую посуду он купил у барсука?».

Дети: «Кастрюлю, сковороду, тарелки, половник».


«Сказка о Фее».

Логопед: «Жила – была в замке Фея с сыном и дочерью. В имени сына есть звук «С». Как его могли звать?».

Дети: «Саша, Слава».

Логопед: «А в имени дочери есть звук «Ш». Как её могли звать?»

Дети: «Маша, Даша, Наташа».

Логопед: «Недалеко жил злой волшебник. У него был сын, в имени которого не было ни «С», ни «Ш». Какое у него могло быть имя?».

Дети: «Дима, Витя, Петя».

Логопед: «В саду Феи живут животные. В названии одних есть звук «С». Назовите их».

Дети: «Собака, лиса, сова».

Логопед: «В названии других есть звуки «З» и «ЗЬ». Кто это?».

Дети: «Коза, заяц, обезьяна, зебра».

Логопед: «В саду злого волшебника росли колючки и крапива, а дом охраняют животные, в названиях которых не было ни «З», ни «С».

Дети: « Тигр, лев, леопард, шакал».

Логопед: «Фея, волшебной палочкой превращала в словах «С» в «Ц». Например, сосну  в цветок, соль в перец. Злой волшебник тоже мог превращать одни предметы в другие, но в такие, в названии которых нет ни звука «С», ни звука «Ц».

Логопед:                                            Дети:

Ручку он превратил                   в карандаш.

Стул превратил                          в табуретку.

Диван превратил                        в кровать.

Пальто превратил                      в платье.

Логопед: «В саду Феи росла волшебная яблоня. Кто съедал яблоко, тот становился умным. Но подойти к яблоне можно, только придумав по 2 слова со звуками «С» и «Щ» в начале. Сын злого волшебника не смог. А вы?».


СКАЗКА О ЗВУКАХ.

Страна Вообразилия, городок Звукинск. Живут в этом городке необычные жители – звуки.

Они – невидимки. Хотя они невидимые, но их можно услышать. Одни жители умеют петь. Они поют вот так: А-А-А, О-О-О, У-У-У, И-И-И. Целый день поют. Голоса у них звонкие и напевные. И прозвали этих жителей – гласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу звать и аукать,

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

В городке Звукинске есть жители, которые не умеют петь, но очень хотят научиться. Они во всём соглашаются с гласными. И прозвали этих жителей согласные звуки.

А согласные – согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не могут они петь.

В соседнем городе жил волшебник. Он каждый день слышал пение звуков, и ему захотелось познакомиться с соседями. Когда волшебник пришёл в городок Звукинск, его ждало разочарование. Он не увидел звуков. Почему? Конечно, они были невидимками. Тогда волшебник придумал вот что. Он решил подарить звукам шапочки. Гласные получили шапочки красного цвета, а согласные – синего и зелёного. Гласные поселились в замке красного цвета, твёрдые согласные стали жить в замке синего цвета, а мягкие согласные – в замке зелёного цвета.

Дружат гласные с согласными. Иногда встают вместе, и тогда вдруг получается…слово.

Однажды звуки решили устроить карнавал. Каждый звук постарался и сшил себе платьице. Звук (А) сшил себе вот такой костюм - А. Звук (У) в своём платье стал похож на сучок. Звук (С) надел платьице и превратился в полумесяц. Все звуки, надев платьица, стали видимыми и превратились в буквы.


     

       

       

       

Список литературы:

  1. Учебник «Логопедия» под редакцией Л.С.Волковой. Москва «ВЛАДОС» 2002г.
  2.  Р. И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах». Москва «ВЛАДОС» 2004г.
  3.  Е.В.Логинова «Нарушения письма. Особенности их проявления у младших школьников с задержкой психического развития». Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2004г.
  4. Л.В.Лопатина «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста». Санкт-Петербург «СОЮЗ» 2004г.
  5. Е.В.Мазанова «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза». Москва 2007г.
  6. А.И.Максакова, Г. А. Тумакова «Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом. 2-7 лет». Москва «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»2005г.
  7. Н. В. Нищева. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).
  8. « Понятийно- терминологический словарь логопеда» под редакцией проф. В.И.Селиверстова. Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1997г.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №24, комбинированного вида

Московского района

 

 

 

 

 

 

 

 

«

Развитие звуко-буквенного анализа у детей

дошкольного возраста с целью

профилактики дисграфии на почве

нарушения языков

ого анализа и синтеза».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнено учителем

 логопедом:

 

Грибовской Еленой Анатольевной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2013 год.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развития слухового восприятия,фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста.

На основе психологического изучения речи детей значение фонематического восприятия играет важную роль для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Недоразвитие фонематического восприятия приводит ...

методическая разработка Игры на развитие слухового восприятия, фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ДЕТСКИЙ САД  №2414 СЕМИНАР-ПРАКТИКУМТЕМА:...

«Взаимосвязь работы семьи и логопеда. Формирование звуко- буквенного анализа у детей дошкольного возраста».

Ознакомление родителей со структурой логопедической работы во втором периоде , в частности с приемами развития навыка звукобуквенного анализа у детей дошкольного возраста посещающих логопедическую гру...

Анализ методов и приемов в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Анализ методов и приемов в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста...

Игры на развитие слухового восприятия, фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста.

Узнай, кто какие звуки издает. Цель. Развитие слухового восприятия. Оборудование. Набор предметных картинок: жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, электровоз. Ход игры. Логопед пока...

Развитие звуко- буквенного анализа у детей дошкольного возраста

материал по развитию звукобуквенного анализа у детей дошкольного возраста: этапы формирования,  игры, рекомендации - полезен в качестве консультации для воспитателей, родителей, учителей-логопедо...