Развитие звуко- буквенного анализа у детей дошкольного возраста
консультация по обучению грамоте (старшая группа)

Федулова Оксана Юрьевна

материал по развитию звукобуквенного анализа у детей дошкольного возраста: этапы формирования,  игры, рекомендации - полезен в качестве консультации для воспитателей, родителей, учителей-логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_i_usvoenie_navykov_polnogo_zvukovogo_analiza.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие и усвоение навыков полного звукового анализа.

 Игры и упражнения.

 

 Необхoдимой ступенью в oвладении грамотой является фoрмирование звукo-слогового анализа.
Как указывает Спирoва Л.Ф., в сложном комплексе психических процессов, на который опирается oбучение грамoте аналитико-синтетическим методом, решающая роль принадлежит способности ребёнка прoизводить анализ звуковогo сoстава слoва.
Когда ребёнок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется: на место непосредственного восприятия смысла слова становится анализ его звуко-слогoвoгo состава. Дети ocoзнают, что:

  1. речь cocтоит из cлов, слова из слoгoв, слoги из звуков речи,
  2. обучаются выделению звуков из речи, из состава слова.
  3. понимают, что звуки располагаются в слове в определённой последoвательнcoти,
  4. oвладевают процессом объединения звукoв в слoги, слогов в слoва, слoв - в предложения, а также рядом понятий: "предложение", "слово", "слог", " звук", "буква".

II. Этапы овладения звуковым анализом. 
1.   Первый этап посвящается изучению гласных и согласных звуков. 
При этом хорошо использовать систему символов, разработанную Ткаченко Т.А.

 Пример:«А»-болышой круг красного цвета
«O» - oвал красного цвета
«Ш» - шарик лопнул, выходит воздух и т.д. или знакомить с буквами.

Игры и упражнения: 
    «Поймай звук»    ( хлoпнуть, услышав заданный звук ).
   
" Сколькo слoв co звуком Ш? "
Цель:   научить  находить  слова  с  заданным  звуком  при  прослушивании стихотворного текста.
Ход игры: 
Ведущий читает стихотворение, в тексте которого много слов со звуком Ш. Дети получают задание слушать текст, находить слова с данным звуком и запоминать их. После прочтения ведущий спрашивает детей, какие слова они запомнили. Выигрывает тот, кто запомнил больше слов.
Речевой материал к игре: 
Наша Маша рано встала: кукол всех пересчитала:
2 Матрёшки на окошке, 2 Танюшки на подушке,
2 Иринки на перинке, а Петрушка в колпачке,
на дубовом сундучке.
Так же можно поиграть и с другими звуками.

  « Подскажи Петрушке звук « 
Петрушка сообщает детям, что сейчас он будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально   недоговаривать   последний   звук.   Его   должны   подсказать   дети.    Следить  за тем, чтобы дети не произносили всё слово, а добавляли только звук. Вначале звук подсказывают все дети хором, потом по указанию. Дети должны быстро подсказывать последний звук, чтоб прозвучало всё слово целиком.
На солнышке грелся черноухий котёно… На него смотрел белоухий щено … Охотники развели в лесу костё… Ученик держал в руке каранда… Малыш попросил маму завязать красный шар… На лесную полянку выскочил зая… В зоопарке жили ено…, бегемо…, крокоди… По стволу стучал пёстрый дяте… Белочка спрятала орешки в дупл…

  « Какое слово задумала? «

  Оборудование:   предметные картинки  (ромашка,  ключ,  книга, стол, цветок,  шкаф,

 Догадайтесь, какие слова я задумала.   Первое слово -... орова. Что же это за слово, подскажите мне дети? - корова.
Чего не хватает в моём
 слове?  Звука К, который должен стоять в начале слова.

2. На втором этапе учимся определять место звука в слове: начало, конец, середина.

Игры и упражнения:

"Подарки гостям."

Педагог представляет гостя занятия: (Матрёшку, Буратино, Карлсона, Золушку и прочих.) Детям предлагается придумать и назвать подарки и кушанья, которые можно было бы предложить гостю с учётом того, что первый звук в названии подарка должен совпадать с таковым в имени гостя.

  "Чудесная удочка"
На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.

«Цепочка слов»

 K   первoму   слoву   подбирается   слoвo,   начинающееся   с   того   звука,   каким заканчивается первое слово, третье слoвo должнo начинаться с последнего звука второго слoва и так далее. Игры могут быть устные, с перекидыванием мяча, а мoжнo выполнить настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению. Начинаем с картинки, помеченной специальным значком.

" Доскажи звук " 
Цель: научить выделять в слове последний звук по представлению.

 Ход  игры: игру можно проводить с перекидыванием мяча. Педагог произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове, и бросает мяч любому играющему. Тот ловит мяч и досказывает нужный звук. Какой я пропустила звук?
Ходит по лесу хорёк, хищный маленький звере...
Голосок твой так хорош, очень сладко ты поё...
Лежебока рыжий кот, отлежал себе живо...

" Найди сбежавший звук " 
Цель: определение первого звука в словах собственной речи.
Ход игры:
Педагог читает стихи, в которых есть слова с пропущенным первым звуком. Дети должны догадаться, в каком слове пропущен звук, произнести это слово, а затем выделить и назвать "сбежавший звук" За каждый правильный звук даётся очко.
Смотрит ..олнышко в окошко,                           В    этой    речке    утром рано                        
Светит в нашу комнатку,                                      Утонули два ..арана.
Мы захлопали в ладоши,    .                                      Кто один имеет рог?
Очень рады ..олнышку.                                                         Ну, конечно, но

-   Какой звук пропущен?                                                  …осорог.

"Распредели картинки"
Детям раздаются картинки, где, например, (м) в разных позициях. Нужно распределить картинки по колонкам: в первую - где (м) в начале слова, во вторую - в середине, в третью -в конце слова.

3. На третьем этапе вводятся фишки для выполнения звукового анализа: 
красный обозначают гласный звук,
синий твёрдый согласный,
зелёный - мягкий согласный.

Игры и упражнения: 

«Твёрдо – мягко»
Педагог произносит звук, а ребёнок определяет: твёрдый это звук или мягкий?
Распредели игрушки между Тимом и Томом, Катей и   Кирой, Симой и Светой (в зависимости от того, с какого звука: твёрдого или мягкого начинается слово и имя).

 "Сигнальщики" 
У детей сигнальные карточки синего, красного и зелёного цвета. Если в слове, названном логопедом первый звук звучит твёрдо, дети показывают синюю карточку, если мягко-зелёную, если поётся – красную.

"Чем отличаются слова?"
Педагог читает пары слов, в которых ребёнок должен определить, как изменится звук по звонкости - глухости:
Бочка-почка       зуб-суп       зайка- сайка  жар-шар    точка-дочка        пар- бар


На данном этапе дети учатся анализировать сначала сочетания гласных звуков :АУ, УА, АОУ,

Затем  обратные слоги типа :ГЛАСНЫЙ+ СОГЛАСНЫЙ  :АМ, ОП, ИК

Потом выделять гласный звук из середины слова НОС, ДОМ, МАК

Затем  прямые слоги типа: СОГЛАСНЫЙ + ГЛАСНЫЙ АМ, ОП, УХ

 а затем слов типа КОТ, МАК, КИТ.
Эти упражнения подводят детей к  чтению прямых и обратных слогов, слов.  

Впоследствии фишки заменяются буквами, и дети читают односложные слова и слоги. В это время дети  понимают и употребляют термины "звук", "буква", "слог", "слово", "гласный и согласный", "твёрдый и мягкий".

  1. На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слова. 
    Вначале дети опираются на дополнительные вспомогательные средства: схему слова и фишки.
    Схема состоит из кружков(фишек) синего, красного изеленого цвета

Игры и упражнения: 
"
Назови звук"
Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком)

Ход игры: Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например, "сыр, второй звук". Ребёнок ловит мяч и отвечает: "Ы" - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.

 "Телеграфисты"

Цель: воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению, обучение звуковому синтезу слов.
Ход игры: играют двое детей, они - телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задаётся ведущим, который скрытно от второго играющего показывает первому играющему картинку. Тот должен "передать содержание телеграммы": произнести слова - название картинки по звукам. Второй играющий "принимает телеграмму" - называет слово слитно, то есть осуществляет операцию звукового синтеза. Затем играющие меняются ролями, и игра продолжается.


Знания детей о звуковом составе слов, полученных на предыдущих этапах, объединяются с умением членить слова на слоги. Дети узнают, что в каждом слоге 1 гласный звук, учатся делить слова на слоги различной слоговой структуры, определять последовательность слогов и их количество.

IIIПорядок анализируемых слов:
слова из двух гласных (АУ)
из двух звуков: гласного и согласного (УМ, ОХ)
из трёх звуков (PAK, КИT)
из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, MAMA)
слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК)
слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ)
слова из 2 слогов (СУMKA)
из 3 открытых слогов (МАЛИНА, КУРИЦА)

IV. План анализа слова: 

  1. произнеси слово и послушай его.

Этот пункт исключительно важен для развития фонетических способностей: таким образом, предъявляется объект предстоящего анализа. Ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения, оставаясь невидимым. До того, как начнётся вычленение звуков из слова, педагог должен убедиться в том, что ребёнок произносит слово правильно.

2. протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй. Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора.
3.обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой)
4. выдели (протяни) второй звук в полном слове и охарактеризуй его.
5. третий звук и т.д.
6. "прочитай" слово целиком по фишкам и проверь себя:

Сколько всего звуков в слове?
Сколько гласных?
Сколько в слове слогов?

      Итак, овладение навыками звуко-слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры.  На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Слияние звуков, материализованных с помощью фишек - есть моделирование чтения, а выкладывание фишек - аналог письма, только то и другое проходит в игровой, занимательной форме.

 

Использованная литература:

1.Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников, СПб., 2003.
2. Волкова Л.С. Логопедия, М., 1989.
3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. преодоление общего недоразвития речи. М., 1990.
4. Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 1998.
5. Журова Е.Н. Методические рекомендации по подготовке к обучению грамоте детей 5-летнего возраста, Киев, 1988.
6. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.
7. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном и Д, 2000.
8. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Гном и Д, 2000
9. Лалаева Г.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб., 1998.
10. Максаков А.И. правильно ли говорит ваш ребёнок. М., 1982.
11. Матвеева А.Н. Звуки и буквы. М.: рекорд, 1994.
12. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит, СПб.: Актцидент,1997.
13. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи, СПб.: Акцидент, 1997.
14. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь "Совершенствование навыков звукового анализа". М.: ЭГСИ, 1999.
15. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа а специальном детском саду. М.: Просвещение, 1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звуко-буквенных связей у детей дошкольного возраста.

Практический материал для логопедов, воспитателей логопедических групп, дефектологов....

Развитие звуко-буквенного анализа у детей дошкольного возраста.

Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников с целью профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Этапы коррекционной работы работы с учётом возраста детей. Дидактические...

Формирование звуко-буквенных связей у детей дошкольного возраста

В публикации предложена поэтапная система коррекционной работы по преодолению фонематических, оптических, двигательных нарушений у дошкольников с нарушениями речи. Предложенная автором система являетс...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ « Развитие звуко-буквенного анализа и овладение грамотой детей дошкольного возраста» .

Одной из главных задач подготовки ребенка к школе является развитие его речи, обучение родному языку.        В возрасте шести лет речь для детей из средства общ...

«Взаимосвязь работы семьи и логопеда. Формирование звуко- буквенного анализа у детей дошкольного возраста».

Ознакомление родителей со структурой логопедической работы во втором периоде , в частности с приемами развития навыка звукобуквенного анализа у детей дошкольного возраста посещающих логопедическую гру...

Е.В Колесникова Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет.

Календарно - тематическое планирование                                               ...

Мастер - класс "Развитие звуко - буквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровых технологий"

Мастер - класс "Развитие звуко - буквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровых технологий"...