ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ « Развитие звуко-буквенного анализа и овладение грамотой детей дошкольного возраста» .
рабочая программа по обучению грамоте на тему

Булычева Татьяна Николаевна

Одной из главных задач подготовки ребенка к школе является развитие его речи, обучение родному языку.

        В возрасте шести лет речь для детей из средства общения превращается в объект познания. Именно в этом возрасте стоит начинать знакомить детей с элементами букв, учить их понимать различие таких понятий, как «звук» и «буква».

        Для того чтобы детям было легче выделить систему языка, отделить ее от системы предметов, им надо познакомиться с ее письменным вариантом, то есть познакомиться с буквами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx38.99 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

« Развитие звуко-буквенного анализа и овладение грамотой детей дошкольного возраста» .

                                                                         Булычева

Татьяна Николаевна

учитель-логопед

Возраст обучающихся от 4 до 7 лет.

Срок реализации -один год.

 

                               

                            Раздел 1. Пояснительная записка.

  1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы.

     За последнее десятилетие система образования в России очень резко изменилась. Мы ушли от авторитарной педагогики, от однообразия, но при этом в большей степени утратили стабильность. Большинство родителей стремятся к тому, чтобы их дети начинали учиться как можно раньше. Они хотели бы, чтобы в образовательной организации их ребенок серьезно и много занимался. Поэтому в последние годы стало меняться учебное содержание, предлагаемое детям-дошкольникам. В программах появились задачи, ранее не стоявшие перед детьми и педагогами. К числу таких задач относится обучение детей грамоте (ранее осуществлялась лишь подготовка к обучению грамоте).

        Одной из главных задач подготовки ребенка к школе является развитие его речи, обучение родному языку.

        В возрасте шести лет речь для детей из средства общения превращается в объект познания. Именно в этом возрасте стоит начинать знакомить детей с элементами букв, учить их понимать различие таких понятий, как «звук» и «буква».

        Для того чтобы детям было легче выделить систему языка, отделить ее от системы предметов, им надо познакомиться с ее письменным вариантом, то есть познакомиться с буквами.

  1. Актуальность программы .

 Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо начинать  в дошкольном возрасте. Как было выяснено в ходе исследований крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев и других, процесс развития речи ребенка таков: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствования речи стоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С точки зрения проекции руки есть еще одна речевая зона мозга, то есть для успешного развития речи необходимо развивать кисть руки ребенка.

  1. Педагогическая целесообразность.

 В данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, деятельного подхода, возрастного и индивидуального подхода. Она может быть использована для детей, не посещающих детский сад.

Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить логически, способность действовать в уме, запоминать, развиваются внимание и воображение. Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам, но и станут фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем периоде в школе. Овладев перечисленными качествами, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и удовольствие.

1.5. Отличительные особенности.

дополнительной общеразвивающей программы  является комплексное взаимодействие разделов программы, где присутствует единый игровой сюжет.

Программа  предусматривает  развитие артикуляционного аппарата, формирование умения правильно называть предметы, подготовку детей к овладению письмом.

Подготовка к письму на этом этапе предполагает развитие координации движений, знакомство с основными гигиеническими правилами письма, тренировку мелкой моторики. Безусловно, когда речь идет о тренировке кисти рук и пальцев, то подразумеваются не только мышцы рук. Доказано, что развитие кисти руки влияет на формирование головного мозга и становление речи ребенка. Тренировочные упражнения для рук логично вписываются в развитие и совершенствование операционно-технической сферы деятельности ребенка. В ходе выполнения упражнений у детей формируется произвольное внимание и определенные волевые качества.

При обучении грамоте учитываются психофизиологические особенности детей 4-7 лет:

  • внимание и запоминание в этом возрасте слабое, особенно, если учение не захватывает. Занятия выстраиваются исходя из интересов детей. Самым лучшим приемом для этого является игра;
  • дети очень эмоциональны, впечатлительны. Исследования психологов показали, что ребенок лучше запоминает то, что он пережил эмоционально;
  • дети чрезмерно подвижны, значит надо давать на занятиях возможность выхода энергии в движении;
  • не следует перегружать детей, так как у них в этом возраста повышена утомляемость.

1.6. Цель и задачи программы:

        Цель программы: обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования; содействие интеллектуально - познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста; формирование готовности к систематическому обучению, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы,выполнение анализа и синтеза слов, дифференциация звуков, знакомство с буквами русского алфавита.

 Реализация программы предполагает решение следующих  задач:

Образовательные:

  • развить графические навыки;
  • активизировать связную речь;
  • сформировать начальные понятия о языке;
  • сформировать и развить начальные представления о времени и пространстве;
  • научить, самостоятельно, играть по правилам.
  • обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению;
  • работать над расширением, уточнением и активизацией словаря.

Развивающие:

  • развить познавательные процессы: память, мышление, восприятие, воображение, внимание;
  • развить логическое мышление;
  • с помощью подвижных игр, логоритмических упражнений, пальчиковой гимнастики формировать двигательную активность, темп, ритм речи, развивать мелкую и речевую моторику, корректировать психические процессы, способствовать развитию речи в целом.
  • способствовать развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности;
  • развить звуковую культуру речи;
  • развить фонематический слух;
  • развить стремление к взаимодействию и сотрудничеству.

Воспитательные:

  • научить правилам этикета;
  • сформировать умение общаться со сверстниками и взрослыми;
  • содействовать формированию адекватной самооценки;
  • воспитать способность сопереживать;
  • сформировать доброжелательное отношение к окружающим.

1.7. Категория обучающихся.

Программа ориентирована для детей 4-7 лет

1.8. Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на один год обучения.

1.9. Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы.

 К концу курса обучения дети будут:

Знать:

  • все звуки и буквы русского алфавита;
  • гигиенические правила письма;
  • правильное положение тетради при письме;

Уметь:

  • вычленять первый и последний звук в слове;
  • правильно называть мягкие и твердые звуки вне слова;
  • писать печатные варианты букв русского алфавита;
  • составлять рассказ по картинке, используя образец педагога или его вопросы;
  • правильно произносить звуки речи, четко и ясно произносить слова;
  • использовать в речи обобщающие слова;
  • правильно держать ручку;
  • ориентироваться на листе бумаги;
  • закрашивать нарисованные предметы, не выступая за контур;
  • штриховать нарисованный предмет прямыми наклонными линиями

Итоговые занятия проводятся по каждому из разделов программы не только с присутствием, но и с участием родителей. Одной из форм обучения является экскурсия. Экскурсия в библиотеку проводится с целью приобщения детей к книге, развития интереса к книге и чтению разнообразных по содержанию книг.

Методика проведения занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.

Методы и приемы обучения:

  • Наглядный;
  • Словесный;
  • Практический

 На занятиях детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.

Раздел 2. Содержание программы. Условия реализации программы.

                                  Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

                Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

«Удивительный мир речи»

«В гости буквы к нам пришли»

«Новая буква»

«На прогулку мы идем»

«Дружба начинается с улыбки»

«Звуки разные нужны, звуки всякие важны»

«Тук-тук»

«В мире слов»

«Мамина буква»

16

8

8

2

«В стране поющих звуков»

«Слово «Кит» и «Кот»

«Новые звуки»

«Закрепляй-ка»

«Где ты буква Ы»

«Насос»

«Поиграем с буквами»

«Наши друзья – буквы»

14

7

7

3

«Знакомство с Букварёнком»

«Давай поиграем»

«Новые звуки»

«Семь раз отмерь, один – отрежь!»

«Поспешишь – людей насмешишь»

«Сказка за сказкой»

«Проколи колесо»

12

6

6

4

«Как хорошо уметь читать»

«Как поменять слова?»

«Послушай-ка, дружок!»

«Ра-ра-ра, начинается игра»

«Высоко летит наш самолет»

«Прятки»

10

5

5

5

«В гостях у  сказки»

«Что сначала, что потом»

«Сказка за сказкой»

«Сказка про невидимку»

«Еще одна сказка»

«Новая игра»

«Наши друзья – буквы»

«Про ежика»

«Про юлу»

«Как хорошо уметь читать»

«Лето жаркое идет»

20

10

10

ИИтого

72

36

36

                                           2.3. Календарный (тематический) план.

Содержание программы

Тема «В гости буквы к нам пришли»

Теория:

Выделение начального ударного гласного.

Дифференциация звуков от других.

Анализ звукового ряда из 2-х гласных.

Практика:

Письмо буквы  А.

Обведение овощей по трафарету и их  штрихование.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Тема «Новая буква»

Теория:

Выделение начального ударного гласного.

Дифференциация звуков от других.

Анализ звукового ряда из 2-х гласных.

Практика:

Письмо буквы  У.

Обведение овощей по трафарету и их  штрихование.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Тема «На прогулку мы идём»

Теория:

Выделение начального ударного гласного.

Дифференциация звуков от других.

Анализ звукового ряда из 2-х гласных.

Практика:

Письмо букв А, У.

Обведение овощей по трафарету и их  штрихование.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Тема: «Дружба начинается с улыбки»

Теория:

Дифференциация звуков от других.

Анализ звукового ряда из 3-х гласных

Практика:

Письмо буквы  И

Использование зашумлённой картины.

Дидактическая игра «Найди пару»

Тема: «Звуки разные нужны, звуки всякие важны»

Теория:

Дифференциация звуков от других.

Анализ звукового ряда из 3-х гласных

Практика:

Письмо буквы Э

Использование зашумлённой картины.

Дидактическая игра «Найди пару»

Тема: «Тук-тук»

Теория:

Анализ и синтез обратных слогов.

Развитие цветовосприятия.

Воспроизведение слогового ряда.

Практика:

Чтение и письмо слогов

Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (признаки осени)

п\и «Грабли», «Ёлочка»

Тема: «В мире слов»

Теория:

Выделение конечного согласного.

Дифференциация звуков.

Практика:

Соотнесение силуэтных изображений с реальными предметами «Что на рисунке ближе, дальше?»

Выкладывание из палочек «Грибок»

Преобразование слогов: АТ-ТА, УК-КУ

Тема: «Мамина буква»

Теория:

Выделение начального согласного.

Анализ прямого слога.

Практика:

Письмо буквы  М.

Составление целого из частей.

Дидактическая игра «Найди неправильно написанные буквы»

Тема: «Слово «Кит» и слово «Кот»

Теория:

Развитие глазодвигательной функции

Анализ односложных слов: МАК, КОТ, КИТ.

Практика:

Дидактическая игра «Найди близкий путь из лабиринта»

Выкладывание из палочек

Выделение на слух звука Л.

Выделение ударного гласного после согласного.

Тема: «Новые звуки»

Теория:

Выделение начального согласного.

Дифференциация звуков от других.

Практика:

Анализ и чтение односложных слов.

Группирование предметов по признаку (цвет, форма).

Дидактическая игра «Составь из частей целый предмет»

Подвижная игра «Таня и мячик»

Тема: «Закрепляй-ка»

Теория:

Выделение звука из состава слова.

Дифференциация звуков.

Практика:

«Сервировка стола»

Дидактическая игра

«Что забыл нарисовать художник?»

Тема: «Где ты буква Ы?»

Теория:

Выделение ударного гласного после согласного.

Дифференциация

Ы-И.

Практика:

Чтение слогов и слов.

Подбор слов к данным схемам

п\и «Сыночек», «Семья»

Тема: «Насос»

Теория:

Определение места звука в слове.

Деление слов на слоги.

Практика:

Звуко-слоговой анализ слов: СУП, СОМ, ГУСИ, САНИ.

Игра «Зеркало».

п\и «Дорожка», «Помощник»

Тема: «Поиграем с буквами»

Теория:

Звонкие и глухие согласные.

Дифференциация звуков.

Практика:

Словесное обозначение направленией: вверх-вниз, слева-направо.

Выкладывание из палочек «Санки», «Лопатка»

Звуко-слоговой анализ двусложных слов: ЗУБЫ, КОЗЫ, ЗИМА.

Тема: «Наши друзья – буквы»

Теория:

Слогообразующая роль гласных.

Практика:

Звуко-слоговой анализ односложных слов со стечением согласных: БАНТ, БИНТ.

п\и «Птичка»

Тема: «Давай поиграем!»

Теория:

Дифференциация звуков от других.

Группирование предметов по одному из признаков

(цвету, форме).

Практика:

Звукобуквенный анализ слов типа БУТОН.

п\и «Ёлочка»

Выкладывание  «Флажок»

Тема: «Новые звуки»

Теория:

Узнавание предметов по силуэтному изображению.

Дифференциация звуков Д-Т

Практика:

Выкладывание из палочек фигур дом. Животных

Работа с разрезной азбукой.

Правописание согласных в конце слов.

Тема: «Семь раз отмерь, один – отрежь!»

Теория:

Звукослоговой анализ слова КНИГИ

Деление предложений на слова.

Практика:

Развитие прослеживающей функции глаз: «Куда села птица»

Д/и «Что перепутал художник?»

Работа с разрезной азбукой.

Тема: «Поспешишь – людей насмешишь»

Теория:

Преобразование слов (мишка-миска).

Правописание ШИ.

Практика:

Узнавание предметов по силуэтному изображению.

Дидактическая игра  «Обведи изображение и заштрихуй»

Чтение, печатание.

Тема: «Сказка за сказкой»

Теория:

Правописание  ЖИ.

Правописание согласного на конце слова.

Практика:

Выкладывание из спичек фигурки жирафа, черепахи

Выдели животное из зашумлённой картинки

Тема: «Проколи колесо»

Теория:

Правописание ЖИ-ШИ.

Дифференциация звуков.

Практика:

Преобразование слов

Развитие ориентировки на микроплоскости

Тема «Как поменять слова»

Теория:

Правописание согласного в конце слова.

Схема предложений.

Практика:

Узнавание предметов по силуэтному изображению.

Печатание, чтение предложений.

Тема: «Послушай-ка, дружок!»

Теория:

Дифференциация звуков Л-Л.

Звукослоговой анализ слов со стечением согласных

Практика:

Выкладывание из спичек фигурку по образцу (танк, самолёт, ракета, кораблик).

Тема: «Ра-ра-ра, начинается игра»

Теория:

Дифференциация  Р – Р.

Практика:

Развитие зрительно-пространственной траектории (лабиринт – «Где чей подарок?»)

Подбор слов по заданной схеме.

Воспроизведение слогового ряда.

Тема: «Высоко летит наш самолет»

Теория:

Дифференциация звуков

Л – Р, Л – Р.

Преобразование слогов, слов.

Практика:

Ориентировка на микроплоскости с проговариванием направления движения.

Определение позиции звуков в слове.

Тема: «Как поменять слова»

Теория:

Правописание ЧА, ЧУ.

Практика:

Составление схем слов со стечением согласных.

Сравнение двух одинаковых картинок «Найди отличия»

Выкладывание букв из бусинок.

Тема: «Что сначала, что потом»

Теория:

Дифференциация звуков.

Преобразование слогов, слов.

Практика:

Воспроизведение слоговых рядов.

Игра «Что напутал художник?»

Тема: «Сказка за сказкой»

Теория:

Дифференциация  звуков.

Практика:

Подбор предложений к заданной схеме.

Игра «Узнай и назови достопримечательности города по открыткам».

Тема: «Сказка про невидимку»

Теория:

Правописание

ЩА – ЩУ.

Анализ слов различного звуко-слогового состава.

Практика:

Игра «Найди две одинаковые ракеты» по предложенной иллюстрации.

Тема: «Еще одна сказка»

Теория:

Уточнение правописаний ЧА- ЩА, ЧУ-ЩУ.

Дифференциация этих звуков.

Практика:

«Сравни два дома и назови отличия»

Зрительный диктант.

Тема: «Что сначала, что потом»

Теория:

Составление схем слов и предложений.

Дифференциация этих звуков.

Практика:

Слуховой диктант

Выполнение двигательных упражнений на цветовые сигналы.

Игра «Перекрёсток»

Тема: «Наши друзья – буквы»

Теория:

Дифференциация звуков .

Практика:

Закрепление парных согласных

Игра «Какое насекомое спряталось на картинке?»

Тема: «Про ежика»

Теория:

Повторение гласных звуков.

Закрепление мягкости согласных перед гласными.

Практика:

Штрихование звёздочки.

Тема: «Про юлу»

Теория:

Закрепление мягкости согласных.

Ударение.

Практика:

Закрепление навыков чтения и печатания.

Выкладывание фигурки колоска по образцу.

Тема: «Как хорошо уметь читать»

Теория:

Дифференциация звуков от других.

Практика:

Работа в игровизорах

Закрепление навыков чтения и печатания

Тема: «Лето жаркое идет!»

Теория:

Дифференциация звуков от других.

Практика:

Работа в игровизорах

Закрепление навыков чтения и печатания

              Раздел 3. Формы контроля и оценочные материалы

Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются диагностические методики:
– Экспресс-диагностика МЭДИС (тест “Определения понятий”, “Выявление пассивного словаря”, “Выявление активного словаря”, “Звуковой анализ слов”, “Усвоение способ чтения”), 
– Методика “Графический диктант” (автор Д.Б.Эльконин),
– Тест “Цветопись” (Лутошкин) – для выявления эмоционального состояния детей.

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

  1. Кабинет – светлый, просторный, проветриваемый, отвечающий требованиям СанПин;
  2. Демонстрационная магнитная доска или мольберт;
  3. Музыкальный центр, аудиоматериалы, компакт диски с записями сказок, развивающих занятий;
  4. Шкафы для хранения дидактических и методических пособий;
  5. Дидактические пособия:
  • разрезная магнитная азбука;
  • планшет для печатания букв;
  • тетради в клетку и косую линейку;
  • дидактические игры на ознакомление с буквами, звуками;
  • демонстрационные наглядные пособия.

Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления, усвоенных ранее знаний, поэтому его организация должна быть строго продумана педагогом и четко выполнена. Конспекты составлены таким образом, что новый материал излагается довольно подробно, составлен в игровой форме.

Все занятия проводятся в быстром темпе, эмоционально, с максимальной активизацией детей. На занятиях дети учатся произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи. Различают короткие, длинные слова, звуки родного языка, учатся делить слова на слоги, определять место звука в слове.

Дети знакомятся с новыми терминами, учатся составлять и записывать условными обозначениями слова и предложения, учатся писать буквы и слова.

Во время обучения широко используются игры, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.

Дети в силу своих возрастных особенностей допускают ошибки.  Используем ошибки детей для повторного объяснения, закрепления пройденного материала. Уделяется особое внимание подбору материала для занятий, игровых приемов и дидактических игр, которые и составляют специфику обучения детей шести  лет.  Дидактический материал по обучению грамоте является уникальным средством развития ребенка по всем направлениям, способствует духовному становлению детей через соответствующее их возрасту развитие моторики и сенсорики. Дети шести лет действуют с материалами самостоятельно, в свойственном им темпе, на собственном опыте учатся понимать окружающий их мир.

Одним из условий эффективности данной системы по формированию обучения грамоте детей шести лет является активная помощь родителей.

Список литературы

Литература, используемая педагогом для разработки программы

  1. Алексеева М.М. Речевое развитие  дошкольников. М., 1999.
  2. Варенцова Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. МН:, 1996.
  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 2001.
  4. Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамот.э
  5. Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред. В.И. Селиверстова - М., 2001.
  6. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2000.
  7. Юрчишина В.Д. Вижу-читаю-пишу. Система работы по обучению грамоте к школе группы. М:, Гном-пресс, 2007.
  8. Е.В. Колесникова Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элиментам грамоты». М:, Ювента, 2007.

                   Литература, рекомендуемая для детей и родителей

  1. Жукова Н.С. Букварь, Эксмо, 2012
  2. Нечаева Н.В. Азбука, Дом Фёдорова, 2013
  3. Тригер Р., Е.Владимирова. Подготовка дошкольника к обучению грамоте, Владос, 2010
  4. Шестопалова Ю. Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников. Детство-Пресс, 2012
  5. Е.В. Колесникова Рабочая тетрадь «От слова к звуку» для детей

        4-5лет.

  1. Е.В. Колесникова Рабочая тетрадь «От А до Я» для детей 5-6 лет.

  1. Е.В. Колесникова Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» для детей 6-7 лет.

  1. Е.В. Колесникова Прописи для детей 5-7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общеразвивающая программа «Развитие мелкой моторики и подготовка к письму детей дошкольного возраста»

Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики руки у детей 5-7 лет не теряет своей актуальности. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овлад...

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему: «Игры и упражнения для развития навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»

Одно из направлений в современной логопедии – формирование навыков звукового анализа и синтеза. Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений межд...

Мастер-класс "Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста"

Мастер-класс «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста». Подготовила: Недикова Татьяна Алексеевна, воспитатель МАДОУ ДСКВ «Югорка», г.Пока...

Консультация для родителей на тему: «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»

Трудностти и пути их решения при обучении навыкам звукового анализа и синтеза...

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста

Познакомить родителей с принципами и приемами развития навыков звукового анализа и синтеза....