Мастер - класс "Развитие звуко - буквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровых технологий"
методическая разработка

Попова Валентина Николаевна

Мастер - класс "Развитие звуко - буквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровых технологий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_zvuko-bukvennyy_analiz.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс:

 «Развитие звуко - буквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровых технологий»

В системе дошкольного образования одной из основных задач является формирование и развитие у ребенка грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи. Согласно формулировки С.И. Ожегова, «речь» - это способность говорить, говорение.  В свою очередь речь может быть устная или письменная, разговорная и стихотворная. Учеными установлено, что устная речь появилась раньше письменной. В далеком прошлом люди общались при помощи звуков. Только много позднее появилась письменная речь.

Звуки речи человека отличаются от всех других звуков прежде всего тем, что они образуют слова. Звуки речи – это самые маленькие единицы языка, но с их помощью одно слово можно превратить в другое слово.

         В русском языке— раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку) называют фонетикой  (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой»). Фонетика изучает каждый звук с точки зрения акустики, как физический объект, и артикуляции — способа образования звука с помощью органов речи человека. Звуки образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха

Гласные звуки образуются когда в речевом аппарате выдыхаемый воздух проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость, которая может менять свою форму - [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Они состоят только из голоса.

Согласные звуки образуются когда выдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в виде смычки или сближения органов речи и выйти через рот или через нос. Так образуются согласные звуки. Они состоят из шума, а некоторые — из голоса и шума.

В нашем алфавите 33 буквы – 10 гласных букв, 21 согласных букв, 2 знака для обозначения мягкости и твердости.  Но, звуков 42 – 6 гласных и 36 согласных. В букве выражается не каждый изолированный звук, а только основные звуки. Исходя из этого, одним из решающих факторов в формировании основ звукобуквенного анализ   у детей старшего дошкольного возраста заключается в способности ребенка проводить анализ звукового состава слов , в основе которого лежит развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. С первых дней своей жизни  нормально развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, становясь чуть старше он  видит артикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать. Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. В свою очередь выявление фонем в слове в определенном порядке и их описание (мягкий – твердый, звонкий – глухой, гласный – согласный) – это и есть звуковой анализ. Овладеть звуковым анализом и достаточно грамотно оперировать этим навыком на практике - значит уметь уверенно определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки, безошибочно определять ударный слог и звук в словах, ориентироваться в слоговой структуре слова.  Д.Б. Эльконин считал, что от того, как ребенку будут открыты звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит все последующее усвоение языка – грамматики и связной с ней орфографии.

         Одним из необходимых исходных условий для обучения грамоте дошкольника   также являются правильное произношение   всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа. Все названные    процессы    взаимосвязаны   и взаимообусловлены.

Интересным и важным фактом остается то, что ребенок старшего дошкольного возраста может довольно легко освоить структуру звукового анализа слова до и без ознакомления с буквами.

Научные исследования Н.А. Хохловой, Р.Е.Левиной показали, что «у детей старшего дошкольного возраста относительно легко может быть сформировано полноценное действие анализа звуковой структуры слова, т. е. ребенок научается вычленять отдельные звуки из слов и определять количество и характер звуков, входящих в состав слова». При этих условиях, как показывают данные Н. А. Хохловой, «дети легко преодолевают установку на артикуляционный анализ и переходят к собственно звуковому анализу структуры слова».

Таким образом, дети старшего дошкольного возраста могут достаточно легко подняться на более высокий уровень в своем фонематическом развитии , необходимым  для овладения грамотой при условии создания специальной методики, учитывающей как особенности развития фонематического слуха, слухового внимания, умений и навыков по анализу звуковой структуры слов.

Актуальность

Формирование азов звукобуквенного анализа достаточно весомая и серьезная тема. Анализ неразрывно связан с развитием фонематического слуха, что в свою очередь является важным аспектом   грамотного письма в дальнейшем процессе обучения. ФГОС ДО диктует нам о том, что ведущей деятельностью ребенка является игра. Использование игровых технологий во время образовательной деятельности способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это  основа  всего образовательного процесса. Использование данной технологии как одного из  средств формирования навыков звукобуквенного анализа  с детьми старшего дошкольного возраста  вызвано, в первую очередь,  практической необходимостью:  

- дети испытывают трудностью в овладении навыка звукобуквенного анализа;

- у детей наблюдается недоразвитие фонематического и речевого слуха;

 - испытывают затруднения при ориентировки в звуковой структуре слова. 

Игровые технологии позволяют организовать педагогический процесс в форме различных дидактических игр, что заметно облегчает усвоение предлагаемых компетенций в данном вопросе и успешное применение в практической части образовательной деятельности.

Игровые технологии включают в себя следующие этапы:

  • отбор, разработка, подготовка игр;
  • включению детей в игровую деятельность;
  • осуществлению самой игры;
  • подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Все выше изложенное позволило сформулировать тему работы: «Формирование основ звукобуквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровых технологий»

Целью работы является: Совершенствование у детей знаний, умений и навыков в выполнении звукобуквенного анализа слов посредством игровых технологий.

Обучение в форме игры у детей дошкольного возраста может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Игра – вид непродуктивной деятельности, в котором важен сам процесс, но не результат, является важным инструментом в вопросах воспитания, развития и обучения детей. Игровые технологии – это формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля, игровой ситуации) и включают в себя достаточно большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Целью данной технологии является создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Предлагаемая нами игровая технология для формирования основ звукобуквенного анализа у дошкольников включаются ряд последовательных игр и упражнений, формирующие компетенции в данной образовательной области. Игровой материал (предметные картинки, картинки – ассоциации) необычен, нестандартен, что активизирует образовательный процесс и повышает эффективность усвоения учебного материала. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций (например, игровая ситуация «Музыкальный знаки буквы», игровой прием «Соберем звукодрузей») выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.

Главным принципом предлагаемой технологии в формировании основ звукобуквенного анализа является ассоциация – это закономерно возникающая связь между отдельными предметами, явлениями в нашем сознании и закрепленными в памяти. Ассоциация по сходству - звук мягкий как зеленая трава или звук твердый как кубик льда; ассоциация по причинно – следственным связям - звук гласный – музыкальный знак (его можно пропеть); ассоциация по обобщению   - звук звонкий обозначаем колокольчиком (колокольчик звенит).

На данный момент, в условиях современного образования, игровая технология может быть использована для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Организация игровой технологии должно соответствовать требованиям:

выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения с учетом удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей - происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

- предложение игры - создаётся игровая проблема или ситуация, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий;

- объяснение правил и условий игры;

- игровое оборудование и материал - должно соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

- организация участников игры – формируется таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети взаимодействуют в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах;

 - развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения, вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики и интереса; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности; возможность модификации игры;

- окончание игры - рефлексия.

Главный компонент игровой технологии – непосредственное, регулярное, «живое» общение педагога и детей.

Предполагаемый результат:

 Применение данной игровой технологии в формировании основ звукобуквенного анализа предполагает что, дети достаточно легко усваивают и грамотно оперируют полученными знаниями, умениями и навыками такими как:

  • Определяют наличие звука в слове различной слоговой структуры.
  • Дают качественную характеристику звука: гласный – согласный, ударный – безударный, твердый - мягкий, звонкий –глухой, парный – непарный.
  • Определяют место звука, количество и порядок звуков в словах из 2-3-4 слогов.
  • Определять количество слогов в слове.

 

Литература:

Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М., 2010.

Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.

Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. - 2007 - №6.

Пенькова Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.

Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Обучение чтению по системе Д. Б. Эльконина. Методическое пособие к Букварю. - М.: Просвещение, 2003.

Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. – М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной мотивации и формирование познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста через применение игровых технологий.

Обобщение передового педагогического опыта по формированию у старших дошкольников логического мышления посредством использования в образовательном процессе занимательного материала....

Учебное пособие для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий : Триз, мнемотаблицы, коллаж по теме: «Ознакомление детей с русской народной тряпичной куклой».

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам  русской народной культуры - самодельной тряпичной кукле.Задачи развивающих  мнемотаблиц:- развитие основных психических процес...

«Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий».

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Важная задача - создание в группе оптимальных условий для развития фонематическо...

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»...

Развитие навыков звуко-буквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Готовность ребенка к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т.е. переключения внимания от семантики слова к его звуково...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Нам на улице не страшно» для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой технологии

Задачи с  интеграцией образовательных областей:Социально – коммуникативное развитие.  Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;Формировать дружеские, доброжелательн...

Комплекс консультаций для родителей по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровых технологий

Актуальность          И педагогов, и родителей всегда волновал тот факт, будут ли у дошкольников в полной мере развиваться такие личностные качества, как самост...