Комплекс консультаций для родителей по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровых технологий
консультация

Актуальность

          И педагогов, и родителей всегда волновал тот факт, будут ли у дошкольников в полной мере развиваться такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия с окружающими, правильно формироваться первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и взаимосвязях предметов окружающего мира (форма, цвет, размер, количество, численность, части и целое, пространство и время, причины и следствия и т.д.). Эти требования прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и активно внедряются в нашем дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_konsultatsiya_dlya_roditeley_femp_ispravlennyy.docx40.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Медвежонок»

Консультации для родителей

«Формирование математических представлений

у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровых технологий»

на 2023-2024учебный год.

Воспитатель: Царан Дина Витальевна

с. Угут, 2023г.

Актуальность

           И педагогов, и родителей всегда волновал тот факт, будут ли у дошкольников в полной мере развиваться такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия с окружающими, правильно формироваться первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и взаимосвязях предметов окружающего мира (форма, цвет, размер, количество, численность, части и целое, пространство и время, причины и следствия и т.д.). Эти требования прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и активно внедряются в нашем дошкольном учреждении.

             Дошкольное образовательное учреждение выполняет важную функцию в развитии личности дошкольников в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Деятельность дошкольного учреждения направлена на создание развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий для социализации и индивидуализации детей.

          Математика играет огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта. Математическое развитие дошкольников - это качественное изменение форм их познавательной деятельности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими понятиями и связанными с ними логическими операциями.

         Поэтому абсолютно необходимо развивать интерес ребенка к математике в дошкольном возрасте. Ознакомление с этим предметом в игровой и занимательной форме поможет ребенку быстрее и легче подготовиться к школе в будущем. 

Проблема:

В нашей работе с детьми мы заметили, что многие учащиеся испытывают трудности с усвоением математических знаний и при проведении непосредственной учебной деятельности часто отвлекаются и не запоминают учебный материал. И поэтому, зная, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, мы стали чаще прибегать к помощи разнообразных дидактических игр.

          Игра позволяет детям легко и быстро усваивать знания и, таким образом, подготавливает их к началу обучения. Именно во время игры формируются когнитивные навыки дошкольников, тренируется воля и раскрываются природные способности. Формирование элементарных математических понятий у дошкольников немыслимо без использования занимательных игровых заданий, математических игр, в которых моделируются математические конструкции, взаимосвязи и закономерности. Любая такая игра требует от ребенка умственного напряжения, а значит, стимулирует развитие мышления. Их использование хорошо способствует восприятию материала, и поэтому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

С одной стороны, дидактическая игра - это одна из форм воспитательного воздействия взрослого на ребенка, а с другой стороны, игра - основной вид самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность проводится только в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.

Именно дидактическая игра, позволяющая решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступна и привлекательна для детей. Поэтому это наиболее характерная форма обучения и закрепления знаний с детьми младшего дошкольного возраста. Важность дидактической игры заключается в том, что она развивает умственную активность, самостоятельность и инициативу детей посредством игровой деятельности.  Дидактические игры были созданы для обучения через игру. Играя, ребенок узнает что-то новое. 

  Цель:

Создать условия для формирования математических представлений у дошкольников, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей с помощью дидактических игр. 

Задачи:

 

Образовательные:

- обогащать представления детей о свойствах предметов (форма, цвет, размер);

- учить устанавливать связь между словом и свойством предмета;

- развивать наглядное и образное мышление;

- формировать навыки продуктивной деятельности, на ее основе соотносить с такими свойствами, как высота, ширина и длина, используя для этого адекватные словесные обозначения;

- учить сравнивать по количеству, используя обобщенные понятия;

- учить изменять количество через ситуацию сложения, вычитания.

- формировать потребность в стремлении овладевать новыми, более полными и глубокими знаниями исследовательского характера;

- формировать связную речь (обогащение и активизация лексической стороны речевого словаря); 

Образовательный:

- Расширяйте свой кругозор, опираясь на свое непосредственное окружение;

- развивать у детей способность устанавливать простейшие взаимоотношения, самостоятельно делать выводы.

 

Образовательный:

- воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

- развивать умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

 

Ожидаемые результаты:

Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.

Формировать уверенность в себе у детей через развитие мыслительных операций, творческих предпосылок и, как следствие, развитие личностного роста и чувства уверенности в себе у детей и их способностях.

Пополнить научно-методическую базу ДАУН в этом направлении работы.

 Использование дидактических игр способствует более успешному формированию элементарных математических представлений дошкольников.

пишущая машинка", "Сложи фигуру", "Изучай цифры", "Время суток". 


 

Консультация "Ориентация в пространстве"

Для того чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, овладеть основными пространственными понятиями. Исследования ученых показали, что если у ребенка недостаточно или неточно сформированы пространственные представления, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития: при конструировании ребенку может быть трудно составить целое из частей, воспроизвести заданную форму, и его графическая деятельность нарушается. Из-за того, что малышу трудно различать, как расположены в пространстве отдельные элементы букв, запоминать их конфигурацию. Кроме того, у ребенка часто возникают трудности в овладении чтением и счетом.

Часто родители надеются, что с возрастом ребенок "выровняется", "подтянется", "будет стараться" и учеба пойдет хорошо. Увы, это очень опасное заблуждение. С возрастом эти трудности не проходят сами по себе, а только усугубляются и способствуют возникновению новых проблем в обучении ребенка (появлению специфических ошибок в письме). Более того, если ребенку не будет оказана квалифицированная помощь специалиста, могут возникнуть трудности в изучении геометрии, географии, истории, иностранного языка и т.д. Поэтому, чтобы у ребенка не было проблем в школе, стоит обратить внимание на игры, которые помогут ему сформировать и развить пространственные представления.

Эй, ребята, чего вы спите?!

Готовьтесь к зарядке!

Друг справа, подружка слева!

Все вместе в веселом кругу!

Под веселые мелодии

Повернись направо, повернись налево.

Руки вверх! Руки вниз! Вверх!

И снова поклонись!

Вправо, влево головой!

Руки вверх! Передо мной!

 Топни правой ногой!

 Шаг вправо. Оставайтесь на месте!

 Топните левой ногой!

Шаг влево! И снова остановитесь.

 Повернись направо к своему другу.

 Подай правую руку другу.

Повернись налево к своему другу.

Подай левую руку другу.

Один шаг назад и два шага вперед!

Повернись направо, повернись налево!

 Давай покружимся, повернемся кругом,

Давай снова возьмемся за руки.

В саду или на огороде

У Ивана бродит ослик.

Выбирает, выбирает,

Он не знает, что съесть в первую очередь.

 Наверху созрела слива,

 А внизу растет крапива.

Впереди созревает крыжовник

, сзади малина.

Свекла

слева, брюква

справа, тыква слева, клюква справа.

Свежая трава снизу,

Сочные ботвочки сверху.

 У меня закружилась голова.,

Листва кружится у меня в глазах.

 Ослик глубоко вздохнул…

 И в изнеможении лег на землю.

При работе с малышом можно использовать следующие задания: подумай, нарисуй, расскажи. Подумайте об этом и внесите предложения по рисунку. Не забывайте использовать слова в своих предложениях: ON, IN, UNDER, FOR, BEFORE, НА, ОТ.

Консультация для родителей "Занимательная математика дома"

Родители могут оказать неоценимую помощь в овладении элементарными математическими понятиями ребенку дошкольного возраста с 3-х лет. И только совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успех ребенка в освоении этого раздела программы дошкольного образовательного учреждения. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка, и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Поэтому мы можем порекомендовать некоторые математические игры и упражнения для проведения с вашей семьей. Эти игры доступны для ребенка младшего дошкольного возраста и не требуют длительной подготовки, изготовления сложного дидактического материала.

1. Математическая игра "Подбери колеса к вагонам" Цель игры - научиться различать и называть геометрические фигуры, установить соответствие между группами фигур, набрать до 5 баллов.

Ход игры: ребенка просят выбрать подходящие колеса - красные колеса для синего прицепа и синие колеса для красного. Затем нужно пересчитать колеса слева направо для каждого прицепа отдельно (прицепы и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).

2. Математическая игра "Составь цветок" Цель игры - научить составлять силуэт цветка из геометрических фигур одинаковой формы, группируя их. Ход игры: взрослый предлагает ребенку сделать цветок для своей мамы или бабушки на праздник из геометрических фигур. При этом он объясняет, что середина цветка - это круг, а лепестки - треугольники или окружности. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными или круглыми лепестками. Таким образом, вы можете закрепить названия геометрических фигур в игре, предложив ребенку показать желаемую форму.

3. Игра-упражнение "Назови похожий предмет"

Цель игры - развить зрительное внимание, наблюдательность и связную речь. Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, которые выглядят как разные геометрические фигуры, например, "Найди то, что выглядит как квадрат" или "найди все круглые предметы"… В эту игру легко играть в поездке или по дороге домой.

4. Сосчитайте одинаковое количество

Перед ребенком находится большое количество предметов (палочки, кружочки, кнопки и т.д.).

Задание. Сосчитайте 4 пуговицы (или любое другое число до 10) или столько палочек, сколько указано на числе (при этом взрослый показывает ребенку любое другое число в пределах 10).

5. "Собери бусинки"

Цель игры: развивать восприятие цвета, размера; умение обобщать и концентрировать внимание; речь.

Ход игры: для последовательностей можно использовать набор Lego, фигурки, вырезанные из бумаги (но я предпочитаю фигурки, сделанные из 6 кухонных целлюлозных салфеток – с ними удобнее работать), любые другие предметы. Конечно, в этом возрасте последовательность должна быть очень простой, и задачей для ребенка должно быть выложить один или два кирпичика в ее продолжении. Примеры последовательностей (ребенок должен продолжить логическую последовательность - дополнить дорожку "правильными кирпичиками"):

5. Математическая игра "Что находится в нашей квартире" Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве; логическое мышление, творческое воображение; связную речь, самоконтроль, развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

Ход игры: сначала нужно последовательно рассмотреть интерьер комнаты, квартиры. Затем можно попросить ребенка рассказать вам, что находится в каждой комнате. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами. Необходимо постоянно оценивать успехи ребенка, а в случае неудач одобрять его усилия и стремления. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные им ошибки, а только покажите ему, как их исправить. Играйте со своим ребенком с удовольствием!

Консультация для родителей "Как научить ребенка считать?"

Математическое развитие ребенка происходит не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Оно осуществляется постепенно под руководством взрослого, в процессе систематических занятий с детьми.

Очень важно, чтобы родители учили ребенка логически мыслить, поощряли его заниматься умственной деятельностью. И для этого совсем не требуются специальные упражнения. Вы можете использовать любые наблюдения, различные игры, беседы с ним. И чем младше ребенок, тем больше игр должно присутствовать в его жизни.

Утром, как только ребенок проснется, можно начинать с ним работать: "Одна ручка, вторая, одна ножка, вторая. Правая ручка, левая, правая ножка, левая. А тапочки ждут наши ножки. Сколько тапочек? Два. Почему? Потому что у него две ноги. Ног столько, сколько тапочек". Водные процедуры также сопровождаются игрой. "Левый глаз, правый глаз, какой рукой мы чистим зубы? Сколько зубных щеток? Почему? Столько, сколько людей в семье."

За завтраком, обедом или ужином спрашивайте ребенка: "Сколько тарелок, ложек, чашек?", "Хватит ли на всех?". Попросите ребенка раздать фрукты и сладости поровну всем.

Желательно проводить занятия с детьми в форме игр, бесед, рассказов и объяснений, а также организации практических действий самих детей (накладывание, прикладывание, конструирование и т.д.). Таким образом, у ребенка формируются знания о том, что окружающий его мир состоит из множества звуков, движений, предметов, и они различаются по своей природе, в том числе с точки зрения количества, формы, размера, расположения в пространстве.

Для занятий с детьми дома можно использовать: мелкие предметы и игрушки (куклы, кубики, зайчики, уточки, пуговицы); а также фрукты, овощи, любые предметы домашнего обихода. Содержание и методы проведения занятий в семье зависят, прежде всего, от уровня развития ребенка, его опыта и знаний. В математике важно количество предметов. Научить дошкольника считать можно по конкретным предметам. В то же время вы можете научиться считать "небрежно".

Вы можете научить своего ребенка считать, выполняя домашнее задание вместе. Малышу действительно нравится выполнять небольшие домашние задания. Поэтому попросите ребенка почаще приносить вам определенное количество предметов. Таким же образом вы можете научить своего ребенка сравнивать и различать предметы: попросите его принести вам большую книгу или полотенце пошире, одно побольше, другое поменьше и т.д.

Прежде чем малыш начнет сравнивать предметы, он должен четко понимать, что такое "одно и то же". Вместе с ребенком ищите в конструкторе одинаковые кубики и стройте из них здания, выбирайте одинаковые пуговицы, находите одинаковые бусинки в бисере, подбирайте пары носков после стирки, накрывайте стол одинаковыми тарелками и т.д. В играх вы можете столкнуться со многими похожими ситуациями.

Также есть игра, в которой дети учатся сравнивать одинаковые предметы без пересчета. Для нее вам понадобятся два игрушечных грузовика разного размера и несколько кубиков. Вместе с ребенком положите 3 кубика в маленькую машинку, а 5 кубиков в большую. Скажите ребенку, что в одной машинке мало кубиков, а в другой много. Предложите ребенку: "Давай отнесем кубики медведю!" Отнеси кубики медведю. Выгружайте из большой машины и говорите: "Вот тебе много кубиков, плюшевый мишка!" Затем выгружайте из маленькой: "И этого недостаточно!". В следующий раз загрузите много кубиков (4-5) в маленькую машинку, а поменьше (2-3) - в большую. Покажите ребенку, что теперь в большой машинке мало кубиков, а в маленькой - много. Затем попросите ребенка убедиться, что в обеих машинках одинаковые кубики. Скажите: "Одинаковые! Поровну!" Положите еще два кубика в одну из машинок. Покажите им: "Теперь здесь больше!" Каждый раз, когда вы добавляете в машинки разное количество кубиков, вы можете показать ребенку, где их больше, а где меньше. В эту игру можно поиграть на улице, затем можно загрузить камешки в машинку. Такие математические игры позволят ребенку освоить основные математические понятия: количество, величина, число, состав числа.

Когда ребенок увидит, почувствует и прикоснется к предмету, учить его математике будет намного легче. Спросите своего ребенка: "Сколько чашек на столе?", "Сколько здесь журналов?", "Сколько детей гуляет на детской площадке?" и т.д. Поэтому как можно чаще просите ребенка самостоятельно считать предметы вслух. А также считайте разные предметы вместе (игрушки, лестницы и т.д.). Например, есть много стульев, один стол; есть много книг. Ребенок незаметно усваивает такие понятия математики, как много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну. Используя разные наборы (предметы, игрушки), ребенок учится распознавать равенство и неравенство наборов, называть число определенными словами: больше, меньше, поровну. Сравнение конкретных наборов подготавливает ребенка к усвоению понятия чисел в будущем.

Сидя перед телевизором, вы можете насыпать на пол что-нибудь вроде манетки или пуговиц, камешек и попросить ребенка положить большую красную кнопку на лист бумаги справа (в левом, верхнем правом или нижнем левом углу). Вы можете сгруппировать кнопки по цвету, форме и размеру.

Вы также можете заниматься математикой во время прогулки. В парке вы можете привлечь внимание ребенка к шишкам, желудям и листьям. Спросите ребенка: "Сколько шишек ты нашел?" - "Одну". "А посмотрите, сколько их под этим деревом!" - "Много". "Давайте соберем все вместе... Сколько их осталось под деревом?" "Ни одного не осталось". Таким же образом вы можете собирать камешки, листья и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Математика – один из самых трудных учебных предметов. Она оказывает огромное влияние на умственное и интеллектуальное развитие. Отсюда, одной из наиболее важных задач воспитателя является развит...

Рекомендации для родителей по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Рекомендации для родителей по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....

педагогический проект с родителями «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»

laquo;Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упуститьслучая, сделать его немного занимательным»Б. Паскаль...

Консультация для родителей «Дидактические игры для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Дидактические игры для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»...