Консультация для родителей «Дидактические игры для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
консультация по математике (старшая группа)

Картавская Ирина Игоревна
«Дидактические игры для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsulctmatem.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Дидактические игры для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

         Игра это естественный способ развития ребенка. С помощью игр ребенок легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. У дошкольников развиваются познавательные способности, интеллект, формируются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.

             С детьми старшего дошкольного возраста продолжается работа по формированию элементарных математических представлений.

Особое место отводится дидактической игре, использование которой способствует успешному освоению программного материала.

 Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры математического содержания можно разделить на следующие группы:

  • Игры с цифрами и числами.
  • Игры-путешествия во времени.
  • Игры на ориентирование в пространстве.
  • Игры с геометрическими фигурами.
  • Игры на логическое мышление.

Игры с цифрами и числами

         К этой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, детей знакомят с образованием всех чисел в пределах 5(10), путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней. Играя в такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», «Сколько?", «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 5(10) и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как «Загадай число», «Число, как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет, какой игрушки не стало?» и многие другие используются в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Игра «Считай, не ошибись!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры взрослый задает вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Задания повторяются многократно, чтобы дать возможность всем детям принять в ней участие.

         Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

Игры путешествие во времени

Такие математические игры способствуют ознакомлению детей с днями недели. Взрослый объясняет, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета и табличками. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый, день после окончания недели, вторник - второй день, среда – третий день, четверг - четвертый день, пятница - пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделя». Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели - понедельник и т.д. В дальнейшем, можно использовать следующие игры «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

Игры на ориентирование в пространстве

В эту группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа стоит заяц, слева - пирамида и т.д. Выбирается ребенок, а игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того чтобы заинтересовать детей, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра «Найди игрушку; (Вечером, когда в группе никого не было, - говорится детям, - к нам прилетел Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти). Затем распечатывается письмо, в котором написано: «Надо встать перед «сказочным» домиком, пройти 3 шага вправо и т.д.». Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, задание усложняется - т.е. в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет.

Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате» и многие другие игры. Играя, дети учатся употреблять слова для обозначения местоположения предметов.

Игры с геометрическими фигурами

Данные игры способствуют закреплению знаний детей о форме геометрических фигур и окружающих предметов. Например, взрослый спрашивает: «Какая фигура у дна тарелки?» (у крышки стола, у листа бумаги т.д.). Проводится игра по типу «Лото». Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется.

Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» можно использовать не только на занятиях, но и в свободное время с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например, «Составь изображение предмета из геометрических фигур (работа по образцу) ·

Работа по условию («Собери фигуру человека, девочка в платье). Работа по собственному замыслу (Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур). В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование строительно-конструктивной игры в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Играя в конструктор "Лего", дети учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве; получают математические знания о форме, счёте, пропорции, симметрии; овладевают умением мысленно разделить пр...

Дидактическая игра как средство формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Математика – один из самых трудных учебных предметов. Она оказывает огромное влияние на умственное и интеллектуальное развитие. Отсюда, одной из наиболее важных задач воспитателя является развит...

Игра как метод формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности

Игра как метод формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности...

Тема: «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игры В.В. Воскобовича»

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игры В. Воскобовича...