«Использование строительно-конструктивной игры в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
статья по математике на тему

Храмовских Алёна Владимировна

Играя в конструктор "Лего", дети учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве; получают математические знания о форме, счёте, пропорции, симметрии; овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое; получают знания об образовании числа, сравнении их; знакомятся с арифметическими действиями и вычислительными навыками; знакомятся с составом числа; формируются и развиваются умения составлять и решать арифметические задачи; знакомятся как образуются числа второго десятка, раскрываются особенности их названий и порядок следования при счёте; знакомятся с геометрическим материалом (величина, форма, фигура).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование строительно-конструктивной игры в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Мыкиташ Алёна Владимировна

Вопросы математического развития детей дошкольного возраста о количестве, размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания. Над данной проблемой работали следующие педагоги, психологи как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Р.Л. Березина, А.С. Метлина, З.А. Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А. Столяр, и др. [2]

Для формирования математических представлений педагогами используются различные формы, методы, средства обучения.

Ведущей формой обучения, методом и средством в дошкольном образовании является игра.  В математическом развитии – это дидактическая игра, но на мой взгляд и в других видах игр детей дошкольного возраста, а именно в строительно-конструктивной игре,  дети будут осваивать математические представления.

Строительно-конструктивная игра – деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиях. В строительно-конструктивных играх происходит замещение одних предметов другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала [3].

Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Игры со строительным материалом (как и театрализованные, дидактические, подвижные игры) можно отнести к разряду рубежных (по определению А. Н. Леонтьева), посредством которых у ребенка формируются умения, качества и свойства личности, подготавливающие его переход к новому виду деятельности. Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности, что убедительно доказано в исследованиях Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой и др.

Наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности - все это определяет творческий характер игр со строительным материалом. Следует добавить и присущую этим играм работу воображения. В самих играх заложены стимулы, побуждающие ребенка воображать, фантазировать. Освоение конструктивных особенностей материала наталкивает детей на создание новых предметов, изменение их свойств: положил кирпичик на широкую грань - можно строить дорожку, скамейку, тележку, поставил этот же кирпичик на узкую короткую грань - можно строить высокий забор, ворота, семафор. Возможность выполнить постройку на одну и ту же тему разными способами также активизирует воображение. Заимствование образцов из окружающей жизни (сооружение Большого театра, детской игровой площадки) требует умений выделять главное, отвлекаться от частностей, принимать условность собственного созидания, переносить функции одного предмета на другой (использовать в качестве колонны цилиндр, заменять треугольной призмой крышу), что способствует развитию воображения [1].

В процессе данного вида игры у детей формируются и развиваются ориентировка в пространстве, умения различать и устанавливать величину и пропорции предмета, дети постигают простейшие законы физики. Строительная игра приучает детей к целенаправленной, планомерной деятельности, развивается мышление, формируется точный словарь, выражающий название геометрических тел, пространственных взаимоотношений. Решаются и задачи нравственного воспитания - дети знакомятся с трудом строителей, помогают друг другу, стараются создавать красивые постройки вместе.

Особенностью игр со строительным материалом является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение. В дошкольной педагогике разработана методика формирования у детей конструктивных умений (Е.А. Флерина, З.В. Лиштван и др.). Вместе с тем строительно-конструктивные игры - это творческие игры, так как им присуща самостоятельность, самоорганизация, творчество и эмоциональная насыщенность. Исходя из особенностей данного вида игры, перед воспитателем в ее руководстве стоит ряд задач:
1. Расширение представлений детей и направление их внимания на труд строителей, используемую ими технику.
2. Обучение способами строительства, воспитание и развитие самостоятельности, активности мышления, конструктивно-творческих способностей.
3. Формирование трудолюбия, развитие правильных взаимоотношений детей, объединение их в дружный коллектив.

Строительно-конструктивные игры требуют особого внимания в организации игровой среды. Воспитателю необходимо подобрать строительный материал, соответствующий задачам развития конструктивной деятельности детей данного возраста [3].

В том числе различают следующие виды материала:

  • специально созданный (напольный, настольный строительный материал, конструкторы и т.д.);
  • природный (песок, снег, глина, камни);
  • подсобный (диски, ящики, пластиковые бутылки и т.д.).

Специально созданный материал разнообразен: напольный, настольный, разные виды конструкторов, наборы и т. д. Он должен быть привлекательно оформленным, достаточно устойчивым, соответствовать возможностям детей.

Одним из видов специально-созданного материала является конструктор «Лего». Конструкторы «Лего» (от дат. Leg Godt — «играй хорошо») – это серии игрушек, представляющие собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов [википедия]. Конструкторы фирмы «Лего» привлекательны тем, что их можно подбирать в зависимости от потребности ребенка на определенном временном этапе, и все детали совместимы между собой, что позволяет находить им применение в новых, нестандартных моделях.

Конструкторы данного типа довольно разнообразны, но, исходя из общих признаков, можно их классифицировать. Первое, на что обращаем внимание при выборе конструктора – это возраст ребенка.  С ростом и развитием малыша детали становятся мельче, а сложность процесса сборки усложняется, поэтому выбирая игру, следует ознакомиться с описанием правил, указанных на упаковке, сопоставляя с возможностями и умениями ребенка. Слишком простая игра будет скучной, а слишком сложная не сможет увлечь.

Кроме того, разнообразие наборов «Лего» определяет «стиль» игры, что позволяет сделать ее интересной как для мальчиков, так и для девочек.

         Таким образом,  в наборы для девочек чаще входят конструкторы для сборки животных, домов, магазинов, салонов, а также тематические наборы о принцессах, куклах, других сказочных и придуманных героях, а для мальчиков предпочтительнее машины, самолеты, роботы, супергерои.

Большинство наборов «Лего» посвящено определенной тематике: например транспортной, для собирания дорог  и машин, а также строительной, растительной, животной, супергеройской.

Кроме того, существуют как тематические наборы, так и базовые – для расширения ассортимента деталей конструктора.

Отдельно стоит выделить и наборы «Лего» – настольные игры.

И последнее отличие среди наборов – это вид материала. В серии игрушек Лего есть твердые и мягкие детали, а также твердые игрушки со специальной шершавостью на поверхности для развития тактильных ощущений у детей.

Есть специальные наборы геометрической мозаики, цифр, знаков и букв. Они могут использоваться в качестве раздаточного материала в образовательной деятельности математического содержания. Например, возможно решение задач с помощью «Лего», при изучении состава числа, графические и математические диктанты, демонстрация ответов при устном счёте, изучение геометрического материала, построение логических цепочек. Этот материал намного лучше картонных цифр и геометрических фигур, с его помощью можно делать не только плоскостные изображения, но и пространственные. Детям легче на плате исправить допущенную ошибку, надо только переставить детали.

Играя в конструктор «Лего», дети учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве; получают математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии; овладевают  умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое; получают знания об образовании числа, сравнении их; знакомятся с арифметическими действиями и вычислительными навыками; знакомятся с составом числа; формируются и развиваются умения составлять и решать задачи; знакомятся как образуются числа второго десятка, раскрываются особенности их названий и порядок следования при счете; знакомятся с геометрическим материалом (величина, фигура, форма) [4].

В процессе работы с конструктором «Лего», кроме усвоения учебного материала решаются задачи ознакомления с сенсорными эталонами, обучения способам их использования.

Материал «Лего» более долговечный, удобен в хранении и подвергается санитарной обработке.

Таким образом, строительно-конструктивные игры - игры, в основе которых лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они приближаются к созидательно-продуктивной человеческой деятельности. В нашей работе мы ограничились строительно-конструктивными играми из специально-созданного материала «Лего».

1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ.сред.проф.учеб. заведений, С.А. Козлова, Т.А. Куликова.-6-е изд., испр.-М.: Издательский центр «Академия», 2006.-416с.

2. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 1981. – 144с.

3.Ссылка:[http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26335-stroitelno-konstruktivnye-igry-detey-doshkolnogo-vozrasta.html]

4.Ссылка: [http://maminovse.ru/konstruktory-lego-strana-uvlekatelnogo-detstva.html].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занимательной деятельности по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности

1.    Учить детей с помощью условной мерки определять объём жидкости.2.    Закреплять навыки измерения величины линейных предметов  с помощью условной и стандартной ...

Дидактическая игра как средство формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Математика – один из самых трудных учебных предметов. Она оказывает огромное влияние на умственное и интеллектуальное развитие. Отсюда, одной из наиболее важных задач воспитателя является развит...

Консультация для родителей «Дидактические игры для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Дидактические игры для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»...