Игра как метод формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности
статья (старшая группа)

Жмурова Маргарита Викторовна

Игра как метод формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как метод формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности

 Аннотация: как отмечает автор, дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. В этой статье показана целесообразность использования дидактических игр наряду с другими методами и приемами в непосредственной образовательной деятельности при формировании математических представлений на примере игры с геометрическими фигурами.

Ключевые слова: дошкольное образование, ФГОС ДО, математические представления, дидактические игры.

Старший дошкольный возраст – это период начала формирования словесно-логического мышления. Дети учатся рассуждать, выделять общие признаки, высказывать свои умозаключения, находить способы решения задач, делать выводы. Соответственно, перед педагогом стоит задача развивать возрастающие способности детей к более глубокому анализу различных предметов и явлений в ходе формирования математических представлений [4].

Игра оказывает существенное влияние на развитие ребенка, так как она является ведущей деятельностью дошкольников. «Взрослый может занимать то или иное место в активной деятельности детей исключительно как партнер и влиять на нее лишь косвенно, через ролевое поведение и отдельные коммуникативные практики» [1, с. 46]. Одним из принципов ФГОС ДО является: «реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка» [3, с. 12]. Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Включая игру в непосредственную образовательную деятельность, воспитатель одновременно становится и учителем, и участником игры, а дети во время игры получают знания. Рассуждая о роли дидактической игры в системе обучения, А.П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность» [2, с. 76]. Однако, к сожалению, в старшем дошкольном возрасте использование дидактических игр в непосредственной образовательной деятельности применяется реже, что приводит к снижению возможностей познавательной активности дошкольника.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста повышается роль словесных методов и приёмов обучения. Указания и пояснения воспитателя планируют и направляют деятельность детей, вопросы в ходе беседы побуждают искать различные способы решения одинаковых задач. Наряду со словесными методами и приемами широко используется наглядный материал. Большое место занимает работа с раздаточным материалом, цветными и силуэтными изображениями предметов, которые могут быть схематичными («Числовые фигуры», «Схемы пути»). Большим подспорьем являются настольно-печатные дидактические игры.

Вариативность методов и приемов педагогической работы, смена пособий активизирует мышление детей, способствует проявлению самостоятельности. Для поддержания интереса к образовательной деятельности воспитатель постоянно должен вносить элементы игры.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся наследующие группы:

− игры с цифрами и числами;

− игры с геометрическими фигурами;

− игры на ориентирование в пространстве;

− игры на логическое мышление.

Несмотря на данное условное разделение на группы, дидактические игры тесно взаимосвязаны друг с другом. Включая в процесс обучения дидактические игры с геометрическими фигурами, мы не только закрепляем знания детей о форме, но и можем совершенствовать навыки счета, соотнесение количества предметов с цифрой, ориентирование в пространстве.

Наиболее популярными в образовательной практике детского сада являются дидактические игры: «Отгадай фигуру», «Геометрические узоры», «Найди предмет такой же формы», «Найди и назови».

Дидактическую игру «Геометрические узоры» можно использовать в непосредственной образовательной деятельности с целью не только закрепления знаний о геометрических фигурах, но и с целью развития внимания и воображения у детей. Задания игры могут варьироваться в зависимости от образовательных задач, например:

− составь узор (детям предлагается образец, руководствуясь которым они составляют такой же узор);

− залатай ковер (в этой игре на образце присутствуют пустые места, которые нужно заполнить для получения узора);

− продолжи дорожку (перед детьми карточка с началом дорожки, на которой геометрические фигуры располагаются в определенной последовательности, необходимо продолжить закономерность)»;

− угадай, чей домик (для игры потребуются схематичные изображения многоэтажных домиков, на каждом этаже несколько окон (3–5 этажей, 3–5 окон это зависит от уровня сложности), в каждом окне «живет» геометрическая фигура, но есть пустые окна, которые необходимо «заселить», используя закономерность);

− сделай, как я скажу (педагог руководит расстановкой фигур на листе бумаги, например: в центре один треугольник, под ним два квадрата, в левом верхнем углу четыре овала) и т. д.

Для проведения данной дидактической игры и ей подобных необходимы наборы геометрических фигур. В изготовлении данных наборов нам могут помочь родители. Каждому ребенку приятно брать на игру «сундучок геометрических фигур», сделанный вместе с мамой. Изготовить данные наборы можно из подручных материалов: цветного картона и спичечных коробков, склеенных вместе. Цвет фигур и способы украшения обсуждает с родителями воспитатель.

Использовать дидактические игры можно как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время. Перед началом игры детей можно разделить на команды и продумать систему поощрения. Работая в команде, дети самостоятельно договариваются о порядке работы, добавляют свои элементы, анализируют полученный результат. В таких играх педагог выполняет поставленную дидактическую задачу, а дети в ходе игры, незаметно для себя, приобретают новые знания, систематизируют и обобщают уже имеющиеся.

Таким образом, даже на примере небольшой подборки игр с геометрическими фигурами мы видим, что дети охотно преодолевают трудности, развивая свои способности и умения. Дидактическая игра помогает детям расширять и закреплять знания по математике, делает познавательный материал более увлекательным, вызывает у дошкольников интерес к учению, желание учиться в школе.

Список литературы

1. Белинова Н.В. Дискурсивный подход к системе дошкольного образования [Текст] / Н.В. Белинова. – Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2009. – №2. – С. 43–46.

2. Усова А.П. Обучение в детском саду [Текст] / А.П. Усова. – М.: Просвещение, 1981. – 170 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.rg/2013/11/25doshh-standart-dok.html

4. Ханова Т.Г. Современное дошкольное детство: проблемы и перспективы: Материалы региональной научно-практической конференции [Текст] / Т.Г. Ханова // Вестник Мининского университета. – 2015. – №2 (10). – С. 31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занимательной деятельности по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "Большое космическое путешествие"

развивать умение самостоятельно работать по схеме и словесному указанию,пространственное воображение и мышление, умение ориентироваться в пространстве и на бумаге,закрепить навыки прямого и обратного ...

Конспект занимательной деятельности по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности

1.    Учить детей с помощью условной мерки определять объём жидкости.2.    Закреплять навыки измерения величины линейных предметов  с помощью условной и стандартной ...

«Использование строительно-конструктивной игры в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Играя в конструктор "Лего", дети учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве; получают математические знания о форме, счёте, пропорции, симметрии; овладевают умением мысленно разделить пр...

Дидактическая игра как средство формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Математика – один из самых трудных учебных предметов. Она оказывает огромное влияние на умственное и интеллектуальное развитие. Отсюда, одной из наиболее важных задач воспитателя является развит...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

На протяжении многих лет становления и развития системы дошкольного образования психологи, педагоги стремятся найти такие подходы к проблеме воспитания и обучения детей, которые способствовали бы разв...