Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»
материал на тему

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_na_ns_portal.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»

Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий"

Проблемой развития певческих навыков у детей дошкольного возраста мы занимаемся уже несколько лет.

Опыт работы с детьми показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должна проходить через «волшебный мост» игры, при помощи которой можно научить его петь, играть на инструментах, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку. Для ребенка-дошкольника преобладающими являются эмоционально-образное мышление, отличающееся яркостью восприятия, наглядная образная память, богатство воображения.

Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову.

Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать.

Безусловно, в игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, так как они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей. Главное – не допустить «надзирательного учительского тона» и тем самым не нарушить атмосферу доверия, не снизить интерес к игре.

Игровая методика обучения детей пению реализуется в два этапа.

Цель первого, речевого, этапа : легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким, понятным, привлекательным занятием.

Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

1) дикционно-координационные игры и упражнения, которые развивают метроритмический слух, внимание, двигательную активность.

Например:

а) Ах, мороз, ты наш мороз, (Закр. уши руками, покач. головой вправо-влево, 4 р.)

Не кусай за нос всерьёз, (Грозим указ. пальцем пр. руки, левая - под локоток,4р)

А кусай нас понарошку (Руки крест-накрест,похлоп. ладонями по предплечьям)

То за ручку, ( 2 хлопка)

То за ножку ( 2 притопа, руки на поясе)

б) Белый снег пушистый (круговые движения руками вверх)

В воздухе кружится

И на землю тихо (плавно опускать руки ладонями вниз)

Падает, ложится

А потом,а потом (лепить снежки)

Мы из снега слепим ком

Ух! (бросить снежок)

2) артикуляционная гимнастика, которая помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию.

Например:

а) «Сказка про язык»:

«Жил-был Язычок. Проснулся как-то утром рано. Постучал в зубки (стучат языком в зубы) в губки (стучат языком в губы, постучал в щёчки (стучат языком в щёки). Рассердился, да и выпрыгнул! (высовывают язык). Потянулся к солнышку (язычок наверх, посмотрел на травку (язычок вниз, на солнышко, на травку. Взял и подразнил всех (дразнят друг друга языком

б) «Цоканье»

Щёлкаем языком,формируя губы округло, как бы произнося гласную «О» (8 раз). Щёлкаем языком, формируя губы для улыбки, как бы произнося гласную «И» (8 раз).Соединяем первую и вторую позиции, активно меняя при этом форму губ. Обратить внимание на изменения щёлкающего звука.

3) игры и упражнения, развивающие певческое дыхание.

Например:

а) Формирование правильного дыхания. Встать прямо, держать ладонь на диафрагме, сделать вдох, задержать дыхание и выдохнуть. При вдохе рука должна ощутить движение диафрагмы вперёд. Следить, чтобы при вдохе плечи не поднимались;

б) Формирование равномерного выдоха. Так все превращаемся в “ветер” и своим дыханием рисуем разные образы ветра (теплого и ласкового или сильного и холодного) или устраиваем чей-нибудь день рождения (например, перед Новым годом, день рождения Елочки или Деда Мороза, Снегурочки) и задуваем “Свечи на торте”. Можно “раздать” всем разноцветные воздушные шарики и мы начинаем их надувать.

в) Формирование продолжительности дыхания. Удлиняем выдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или свистящих) .

Для этого можно использовать различные образы, например:

• играет ветер с листвой;

• звучат пчела, жук, комар;

• спустился воздух из колеса машины;

• сердится кошка (выдыхание на согласных звуках “ш”, “ж”, “з”, “с”, “ф”) .

г) Для формирования продолжительности дыхания использую осенние листочки, снежинки или бабочки (на ниточках, которые кружатся в танце, пёрышки, (которые не должны упасть, поддерживаемые выдохом - «Вальс снежных хлопьев»)

д) Также очень нравится детям исполнять скороговорки. Например, “Егорки”, которая произносится на одном выдохе, без дополнительного вдоха.

Как на горке, на пригорке,

Жили тридцать три Егорки,

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Используется прием соревнования: кто из детей насчитает больше Егорок.

4) развивающие игры с голосом – подражание звукам окружающего мира, человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы. Звукоподражания очень выразительны, поэтому игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты.

Например:

Педагог Дети

«Лес ночной – он полон звуков х-х-х…

Кто-то «укал» у-у-у…

Кто-то хрюкал хрю-хрю….

Кто мяукал мяу… .

Кто-то топал -топают

Кто-то крыльями захлопал -руками по телу

И кричал «Ау» А-ууууу….

И глазищами вращал - штробас

Лес не спал - наперебой говорят

всё, что хотят из вышесказанного.

Ну а кто-то тихо-тихо - говорят на высоких тонах

Тонким голосом пищал»

5)ритмодекламация – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, основная цель которого заключается в развитии музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.

Например:

а) вместе с педагогом рассказывают стихотворение с выразительной жестикуляцией:

«Ванна – море - руки в сторону

Я – пароход - руки перед собой в «замок»

Полный назад - шаг назад

Полный вперёд - шаг вперёд

Права руля - руки вправо

Лево руля - руки влево

Мчусь я по морю - вращают руками перед собой

Руками бурля

Я бы доплыть да Австралии смог - плавательные движения перед собой

Жаль, что на кухне протёк потолок» - меняют высоту голоса от

«писка» до баса

Второй этап - певческий. Основные виды деятельности:

формирование и развитие певческой интонации.

1) Распевание - вокальные упражнения необходимы для того, чтобы все голосовые навыки, приобретённые с помощью речевых, дыхательных и интанационных упражнений, закрепить на несложном музыкальном материале. Материалом к таким упражнениям могут быть те же речевые игры, используемые в начале занятия и переложенные на музыку, потешки, народные песенки, фрагменты разучиваемых или исполняемых на занятии песен.

Приёмы исполнения могут быть различными: коллективное исполнение, исполнение небольшими подгруппами, разделение коллектива на две части и попеременное выполнение упражнений, пение по цепочке, индивидуальное пение. Главная задача педагога при этом - услышать каждого и если нужно, помочь, исправить и закрепить полученные певческие навыки.

Например:

Предложить исполнить музыкальное упражнение «Снежок» по цепочке, при этом контролировать:

- Точность интонации,

- Ровное звучание голоса,

- Исполнение попевки на одном дыхании,

- Индентичность голосообразующих движений поющих (пение в единой позиции).

2) песенное творчество

Использую вопросно-ответную форму, задание закончить мелодию, сочинить собственную мелодию на заданный текст.

Например:

«Что ты хочешь, кошечка?» - педагог

«Молочка немножечко» - ребёнок

3) разучивание песенного материала

- Разучивание песни

- Закрепление текста

-Работа над качеством исполнения

- Закрепление песни. Концертное исполнение.

Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно.

Дети в игровой форме учатся одному из сложнейших приёмов пения – импровизации, а лёгкость усвоения различных навыков способствует преодолению тревожности и неуверенности в себе, что позитивно влияет на детей с низкой самооценкой, делает их деятельность в игровом процессе неизменно успешной.