Статья на тему «Использование современных игровых технологий для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа) на тему

Болдырева Ирина Семеновна

В статье представлены методы и приемы, используемые в работе по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, на основе современных игровых технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование современных игровых

технологий  для развития певческих навыков

 для детей старшего дошкольного возраста»

Болдырева Ирина Семеновна,

Музыкальный руководитель

МАДОУ Белоярского района

«Центр развития ребенка –

детский сад «Сказка» г.Белоярский»

Г.Белоярский ХМАО-Югра

Введение.

       Искусство пения еще в период античности считалось первым признаком наличия у человека образования. Это мнение можно применить и в наше время, поскольку развитие певческих навыков у детей способствует не только формированию слуха, речи и мышления, но и эмоционально-нравственной сферы дошкольника и его творческой любознательности. Сфера исполнительского искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности.              

       В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников стоит задача: развивать способность исполнительства, певческие навыки, слуховой самоконтроль, выразительность пения. Значительная часть дошкольников приходит из детских садов в школу практически не поющей. Дети не научены фальцетному голосообразованию, в результате чего поют в основном в разговорной манере, в небольшом диапазоне, фальшиво и напряженно, у детей не наблюдается необходимых навыков слуховой и вокальной координации, артикуляции, дикции, кантилены.

       Проблема развития певческого голоса ребенка-дошкольника – одна из самых наиболее сложных в музыкально-педагогической теории и практике. Это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников. Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.

       Большое значение этой проблеме уже на протяжении прошлого века уделяли ведущие педагоги-вокалисты – Н.А.Метлов, Д.Е.Огороднов, В.Н.Шацкая, В.В.Емельянов, Н.А.Ветлугина, З.Кодай.

       По данным исследований ученых педагогов, одной из причин отсутствия должного развития певческих навыков  детей является так же недостаток певческой культуры семьи. Дети не имеют собственного эталона певческого голоса и начинают подражать тому, что подается в окружающей их среде (телевидение, современная эстрада, аудио-, видео - записи, наличие систем караоке и пение под фонограмму). По словам исследователя В.В.Емельянова, постепенное формирование эталона певческого звука или возникновенье в одночасье являются решающим мотивационным фактором в приобщении человека к вокальному искусству. В современном вокально-эстрадном искусстве (это то, что обычно слушают дети) отсутствует академический стиль пения, преобладает сип, хрип, форсирование звука. Поэтому особое значение в решении проблемы развития певческих навыков  отводится задачам и функциям дошкольного учреждения, основанным на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду жизни человека, когда происходит интенсивное развитие личности ребенка.

       В моей практике проблема развития певческого голоса детей проявилась, прежде всего в том, что дошкольники незначительно использовали певческий потенциал: затруднялись петь в высоком и низком регистрах, заменяли громкое пение на крик, а тихое – на шёпот, «боялись выходить» за рамки диапазона. В силу несформированного до конца артикуляционного аппарата, часть звуков дети пели искаженно, заменяя гласные и согласные близкими по звучанию звуками. Были замечены затруднения при умении детей правильно выполнять бесшумный вдох и протяжный долгий выдох.

       На сегодняшний день современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы ФГОС, где основной задачей является совершенствование образовательного процесса, требующего поиска новых педагогических подходов, при которых детский певческий голос формировался бы более успешно. Это привело к выбору темы моей работы: «Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через совершенствование содержания, форм, методов и приемов работы.

Задачи:

Образовательные: 

  1. Повышение уровня общего музыкального развития детей старшего дошкольного возраста, в частности, уровня развития певческой техники и музыкального слуха.
  2. Формирование музыкально-сенсорных способностей, музыкально-слуховых представлений  звуковысотных отношений.
  3. Расширение певческого диапазона детей.
  4. Формирование навыков диалогического пения.
  5. Формирование навыков правильного речевого дыхания, интонационной моторики.

Развивающие:

  1. Развитие певческих навыков и музыкального слуха дошкольников.
  2. Развитие музыкального восприятия.
  3. Развитие координации между мелодическим слухом и голосом.
  4. Развитие музыкальных способностей детей.
  5. Развитие творческой инициативы и воображения детей, их выдумки и фантазии.
  1. Развитие интереса к исполнительской певческой деятельности.

Воспитательные:

  1. Укрепление физиологического дыхания детей.
  2. Воспитание самостоятельности, активности в достижении конечной цели – самореализации.

       Цели и задачи распевания направлены на подготовку голосовых связок к пению и упражнению в чистом интонировании определенных интервалов. В моей практике игровые распевки имеют обучающую и здоровьесберегающую направленность. Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих технологий, методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности дошкольников.

       При обучении детей пению я использую следующие общепедагогические принципы: воспитывающего обучения, доступности, постепенности, последовательности и систематичности, наглядности, сознательности, прочности. Все эти принципы выполняются постоянно и одновременно.

       Новизна данной темы заключается в использовании различных технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях во время певческой деятельности, в совершенствовании содержания, методов и приемов.

Содержание:

       Каждый ребенок с самого раннего возраста обладает волшебным инструментом – собственным голосом. Это самый доступный инструмент, навыки владения которым развиваются постоянно. Через песенную деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение – это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительской деятельности. В певческом процессе успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Занятия пением активизируют умственные способности детей, развивают слух, память, внимание, мышление, укрепляют легкие и весь дыхательный аппарат, создают условия для положительного эмоционального общения, улучшают самочувствие, укрепляют здоровье.

        В процессе певческой деятельности реализуются музыкальные потребности ребенка: знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

        Методологической основой работы по развитию певческих навыков средствами игрового распевания явились идеи детского музыкального воспитания К.Орфа, В.В.Емельянова, Н.А. Ветлугиной, Н.А.Метлова и молодых современных педагогов: О.Кацер, А.Евтодьевой, Т.Боровик.

        На музыкальной НОД  для обучения детей пению я использую различные педагогические  технологии: личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, игровые технологии, здоровьезберегающие, технологии развивающего, проблемного обучения, информационно-коммуникационные и др. Это, несомненно, позволяет повысить эффективность и качество обучения, способствует развитию творческого мышления, активизирует самостоятельную деятельность старших дошкольников.

       Работая с детьми, я постоянно слежу за соблюдением правил по охране голоса, за тем, чтобы ребята пели естественным голосом, не форсируя звуки. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей.

       Игровое распевание – это упражнения для голоса в форме коротких песен с игровым содержанием. Игровые песни-упражнения способствуют выработке отдельных автоматизированных действий голосового аппарата, так как построены на коротких, повторяющихся мелодических оборотах. Усваивая упражнения, дети учатся правильно воспроизводить в пении разнообразные виды мелодического движения и наиболее характерные интонационные обороты, встречающиеся в песенном репертуаре для детей данного возраста, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса, помогают добиваться отчетливого произношения текста песен. А это в свою очередь в дальнейшем облегчает усвоение детьми более сложных песен.

       Многолетний опыт работы многих педагогов показал, что методика вхождения в мир любого искусства должна проходить через игру.

Игра – это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться и танцевать, слушать музыку. Игровая методика воспитания, развития и обучения замечательна тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно.

       Использование игрового распевания для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста окажется эффективным при условии, что этому разделу будет уделяться систематически 5-7 минут  музыкальной НОД, закрепления в режимных моментах, дома, в самостоятельной деятельности, на концертах, праздниках и развлечениях, итоговых мероприятиях.

       Виды игрового распевания разнообразны по своей направленности и значимости:

 - игры-упражнения на расширение певческого диапазона;

 - голосовые игры на основе фонопедического метода В.В.Емельянова;

 - диалогические  игры-распевки на контрастное сопоставление;

 - игровые песенки-массажи;

 - игры-импровизации, основанные на музыкально-слуховом опыте.

        Игровые упражнения разучиваю с детьми на музыкальных занятиях поэтапно:

Первый этап -  обычно проводится знакомство с песней в целом, с объяснением. Прежде чем разучивать песню, дети знакомятся с теми персонажами или явлениями, о которых рассказывается в ней.

Второй этап -  разучивание песни. Постепенно, от занятия к занятию развивается игровая ситуация, связанная с содержанием песни, и, наконец, все дети включаются в игру.

Третий этап -  систематическое повторение, т.е. закрепление. При закреплении игры детям предоставляется возможность играть под  пение без музыкального сопровождения, но с поддержкой голоса взрослого, а в дальнейшем они играют и поют самостоятельно.

 Для закрепления певческих навыков важно, чтобы песня звучала не только в стенах детского сада, но и в семье.

       В работе над развитием певческих навыков средствами игрового распевания у старших дошкольников использую все формы организации музыкальной деятельности для работы с детьми: групповые, подгрупповые, индивидуальные.

       Перед тем как перейти непосредственно к исполнению   игровых упражнений, провожу комплекс артикуляционной  и дыхательной гимнастик А.Н.Стрельниковой, М.Ю.Картушиной, целью которых является подготовка голосового  аппарата к пению.

Основной целью артикуляционной гимнастики является выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению фонем. Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность  артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.

       Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

       В игре ребенок самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции. Важно то, что именно этот вид широко используются детьми в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий.

       Основные задачи дыхательных упражнений направлены на укрепление физиологического дыхания детей. Правильно взятое дыхание необходимо для того, чтобы научиться регулировать силу воспроизводимого звука. Делаем это при помощи упражнений: «Вдохнули аромат цветка», «Надули шарик», «Чей паровозик дольше проедет», «Чей комарик дольше прозвенит». Благодаря таким заданиям задействуются нижние отделы легких, которые помогают разогреть нежный певческий аппарат ребенка и подготовит его к пению. На правильную работу сердечной мышцы и мышц брюшной полости я применяю оздоровительные интонационно-фонетические голосовые песенки-игры Л.Волошиной «Музыкальные складушки про веселые игрушки», например: «Все игрушки любят смех», «Песенка кота», «Бегемот», «Матрешка пляшет», «Ночная песенка филина». В этих песенках-играх используются особые звуки, которые называются сигналами доречевой коммуникации. Они формируют опыт общения со звуками разной высоты, устраняют отсутствие координации между слухом и голосом.

       Прежде чем обучать детей певческим навыкам на музыкальных занятиях, следует дать им возможность сначала прислушаться к своему голосу, почувствовать его возможности. На этом этапе очень важно, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а просто был увлечен и занят интересной для него деятельностью.

       В качестве специальной технологии для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста я использую голосовые игры на основе «фонопедического метода развития голоса» В.В. Емельянова – известного учителя-исследователя. Доступность и вариативность интонационно-фонетических упражнений позволяют  значительно разнообразить занятия с детьми, повысить интерес к процессу пения и желание учиться управлять своим голосом. Интонациями голоса дети  моделируют различные образы:  образ  ветра, шум морских волн,  облака,  дождь,  солнце  и т.д. Или озвучивают мини-сценки,  например: «Баба Яга собирается в полет», «Белка в лесу грызет орешки», «Путешествие снежинки», «Самолет летит», «Озорной листочек». Скольжение или глиссандирование голосом вверх или вниз, по кругу, по лесенке – способствует расширению певческого диапазона детей, развитию координации между мелодическим слухом и голосом.

        Для развития мотивации дошкольников к музыкальной деятельности, для дополнения слуховых впечатлений и образных представлений детей я  использую современные ИКТ (информационно-коммуникационные технологии). Летящая на экране снежинка или порхающая с цветка на цветок бабочка побуждают ребенка совершить путешествие голосом вместе с героями. Очень важным моментом в исполнении таких голосовых игр является применение метода «моторного» обучения (самоподкрепления – показ рукой).

       Необыкновенный интерес вызывает у детей исполнение игровых песенок-массажей М.Ю.Картушиной, например: «По дорожке, по тропинке», «Да-да, наступили холода», «Лепим мы снеговика». Они могут исполняться как индивидуально (самомассаж), так и дуэтом (дети стоят парами и делают друг другу массаж). Такой вид игрового распевания многофункционален:  развивает музыкальные способности детей, укрепляет здоровье и являются одним из средств физического развития ребенка. Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме, включенных в процесс работы над песней, обеспечивает каждому ребенку укрепление физического здоровья; формирование и развитие у детей певческих умений и навыков.

  Встреча с героями распевок может иметь продолжение на музыкальной НОД, например: Снеговик  загадывает детям музыкальные загадки, а озорному листочку ребята помогают найти друзей, выполнив определенные задания. Таким образом, игровая распевка может стать завязкой сюжета  занятия.

       Игровые песенки-массажи дети с удовольствием используют в группе и дома, доставляя  наслаждение   своим родным и друзьям.      

       В основе диалогических голосовых игр А.Евтодьевой беру знакомые и понятные детям сюжеты из сказок на сопоставление двух героев, поющих в среднем и высоком регистрах,  например: «Лисенок и бабочка», «Карабас-барабас и куклы», «Медвежонок и пчела». Контрастность этих образов поможет детям четко сопоставить и воспроизвести их голоса, и даже поиграть в них. Такое игровое распевание многофункционально: благодаря наглядности игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием

знакомых персонажей, т.е. развивает тембровый слух; формирует самоконтроль, умение анализировать свое пение и пение товарищей; развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание театральных этюдов, пение по ролям. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, музицирование. Так, упражнение «Дюймовочка и жук» может быть исполнено как приглашение к парному танцу: мальчики-жуки пригласят девочек-дюймовочек на польку, спев свои партии в разных регистрах. А распевки «Лиса и воробей», «Кот и мышка» могут быть восприняты не как упражнения в чистом виде, а как игровые песенки, после которых начинается подвижная игра в догонялки. Распевки «Грибы», «На лесной поляне»  логически и гармонично перетекут в музицирование и импровизацию.

        Для эффективности процесса развития певческих навыков необходима совместная работа музыкального руководителя воспитателей и родителей. Каждому родителю, посетившему музыкальное занятие, понравится то, как его ребёнок сопит носиком, играет с пальчиками, усердно делает массаж. Но вдвойне полезнее для малыша будет повторение этих игр дома, вместе с мамой и папой.

        Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает и организует самостоятельное  музицирование детей в группе.

        На основании результатов проведенного исследования в соответствии с поставленной целью была выявлена положительная динамика развития певческих навыков. Дети научились слушать мелодическую линию, определять характер ее движения, правильно пользоваться своим голосом, дыханием, дикцией, исполнять песни в широком диапазоне, чисто интонировать мелодию в данной тональности, передавать характерные особенности произведения, используя музыкальные средства выразительности. Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно, проходит в игровой форме и, как показывает опыт, является весьма результативным. Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен и ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций только подогревает интерес детей к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим. Здесь и пение, и игра, и преемственность с работой воспитателя – повтор прочитанных сказок.

        Таким образом, можно сделать вывод: использование системы специальных игровых упражнений для распевания, индивидуальная и подгрупповая и групповая работа с детьми – все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, любят выступать на конкурсах. В ходе целенаправленной, планомерной и систематической работы у детей старшего дошкольного возраста возрос интерес к исполнительской певческой деятельности. Создавая выразительные художественные образы, дети демонстрируют высокие показатели в музыкальной, творческой деятельности. Это доказывает наличие призовых мест в районных вокальных конкурсах, в областных и международных фестивалях детского творчества.

        Игровое распевание имеет большое воспитательное значение не только для музыкального, но и всестороннего развития ребенка. Игры с пением – это коллективная форма общения детей с музыкой на игровой основе, которая воспитывает у них дружеские взаимоотношения, сознательную дисциплину, так как каждый ребенок должен подчиняться правилам игры и точно выполнять их. Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру детей, а возможность играть без музыкального сопровождения, под собственное пение, делает такие игры наиболее ценным музыкальным материалом. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей, помогает воспитанникам приобрести веру в себя, освободиться от напряженности, стеснения.

Список литературы:

  1. Евтодьева А.А. «Учимся петь, играя»
  2. Емельянов В.В. «Развивающие голосовые игры» Москва 1996г.
  3. Емельянов В.В. «Развитие голоса» //координация и тренинг// издание
  4. Метлов Н.А. «Музыка – детям» Москва1985г.
  5. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей детей»

 Москва 1985г.

  1.  Теплов Б.М. «Психология индивидуальных различий» Москва 1985г.
  2.  Картушина М.Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет».
  3.  А.Н.Стрельникова «Дыхательная гимнастика».
  4.  Т.Боровик «Звуки, ритмы и слова» 1999г.
  5.  О.В.Кацер «Игровая методика обучения детей пению»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Работа над интервалами в системе развития певческих навыков у детей младшего дошкольного возраста"

В статье раскрывается значение работы над интервалами в процессе развития певческих навыков, обобщаются методические достижения в этой области музыкального воспитания....

Опыт работы воспитателя Тема: Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детейстаршего дошкольного возраста.  Актуальность моего опыта я вижу в том, что: пред...

Трансляция опыта для воспитателей: "Современные игровые технологии в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"

Проблема развития у детей фонематического слуха, является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Его нарушение негативно влияет на овладение детьми навыками чтения и письма, стано...

Обобщение опыта «Использование здоровье сберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Представленные материалы могут быть использованы музыкальными руководителями и воспитателями детских садов для развития певческих навыков детей, через здоровье сберегающие технологии....

Конспект открытого интегрированного музыкального занятия с использованием инновационных игровых технологий для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. «ПЕСНИ РАСПЕВАЕМ – НАСТРОЕНИЕ ПОДНИМАЕМ!»

Авторская разработка конспекта  открытого интегрированного музыкального  занятия с использованием инновационных игровых  технологий для развития певческих навыков у детей  старшего...