Статья на тему «Музыкально-театрализованная деятельность – как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка

Ледяева Елена Валерьевна

«Музыкально-театрализованная деятельность – как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

«Ни одно из искусств не обладает

такой действенной воспитательной

силой, как музыкально – театрализованная

 деятельность, являющая средством

духовного самосознания человека…»

Г. В. Кузнецова.

                                                  «Театр - это волшебный мир.

                                                        Он даёт уроки красоты, морали                  

                              и нравственности.

                                                         А чем они богаче, тем успешнее

                                                       идёт развитие духовного мира              

                 детей...»

                                                                                            Б.М. Теплов

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкально-театрализованная деятельность – как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» C:\Users\Елена\Downloads\IMG_20200819_091417.jpg

«Ни одно из искусств не обладает

такой действенной воспитательной

силой, как музыкально – театрализованная

 деятельность, являющая средством

духовного самосознания человека…»

Г. В. Кузнецова.

                                                  «Театр - это волшебный мир.

                                                        Он даёт уроки красоты, морали                  

                              и нравственности.

                                                         А чем они богаче, тем успешнее

                                                       идёт развитие духовного мира              

                 детей...»

                                                                                            Б.М. Теплов

Музыкально - театрализованная деятельность – самый распространённый вид детского творчества и форма развлечения в детском саду, которая тесно связана с музыкальным и творческим развитием детей. Она является самым популярным и увлекательным направлением. В этой деятельности дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявляют любознательность, они становятся более раскрепощёнными и общительными, учатся четко формулировать и излагать свои мысли. 

Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями, пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость, формируется эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Музыка вызывает радостные эмоции, развивает память, речь детей, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных представлений, снимает зажатость и скованность, развивает чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение использовать интонацию, выражающую основные чувства, формируется уважительное отношение друг к другу.

Очевидно, что музыкально - театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей.  Театрализованная деятельность способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Первостепенной целью музыкально – театрализованной деятельности является развитие у детей певческих навыков. 

 Задачи:

- Развитие певческих навыков старших дошкольников (плавность, певучесть, чистое интонирование)

- Развитие выразительности исполнения и музыкальности, чувства ритма у старших дошкольников;

- Подборка музыкально-дидактического материала для развития певческих навыков старших дошкольников, театрализованной деятельности детей;

- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности и творческой активности старших дошкольников;

- Обеспечение взаимодействия с воспитателями по вопросу закрепления певческих навыков детей;

- Активное вовлечение родителей в совместную с ребенком деятельность в условиях семьи и детского сада.

  В работе над развитием певческих навыков в музыкально-театрализованной деятельности, я использую разнообразные методические приемы

- Игровые распевки

- Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

- Речевые игры с пением

- Театрализованные игры, этюды

- Песни – упражнения, применяемые на занятиях, которые способствуют постепенной выработке естественного, лёгкого звучания голоса, чистоты интонирования в пении

Различные формы работы с детьми

- Упражнения- этюды

- Самостоятельная деятельность детей

- Творческие задания

- Игры –драматизации

- Музыкальные игры-сказки

- Инсценировки

Этапы работы над равитием певческих навыков

в музыкально-театрализованной деятельности старших дошкольников.

1 этап (подготовительный)

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы

Выявление особенностей развития вокальных возможностей  у старших дошкольников, уровня компетенции педагогов и степень заинтересованности родителей.Анализ развивающей предметно-пространственной среды.

Определение педагогических условий, направленных на закрепление певческих навыков старших дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности

2 этап (основной)

Поиск инновационных форм для самостоятельной музыкально - творческой деятельности. Повышение мотивации родителей  к совместной деятельности по развитию певческих навыков детей старшего возраста через театрализованную деятельность и компетентности педагогов.

Актуализация развивающей предметно-пространственной среды

3 этап (заключительный)

Поддержание у детей желания участвовать в музыкально-театрализованных постановках. Развитие самостоятельности, творческого потенциала, инициативы детей. Привлечение родителей и педагогов к выполнению творческих заданий.

В своей работе я занимаюсь музыкально-театрализованной деятельностью на протяжении многих лет, но более углублённо стала изучать эту деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Первое приобщение дошкольников к театру, происходит через знакомство с кукольным театром.

При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, петрушка, и живописно - декоративное оформление и музыка - песня, музыкальное сопровождение.

Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь и в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному,

 идейно-эстетическому воспитанию дошкольников.

  Дошкольники очень любят смотреть спектакли кукольного театра.

 Он им близок, понятен, доступен. Дети видят знакомые и любимые куклы: лисичку, волка, бабушку, дедушку, которые ожили, задвигались, заговорили, стали ещё привлекательнее и интереснее. Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте полезно показать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия. Условность кукольного театра близка и доступна детям, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир. Кукольный театр доставляет дошкольникам большую радость.

Из всех видов театра у нас большой популярностью пользуются: театр ростовых кукол. В старшем дошкольном возрасте дети уже сами показывают кукольные спектакли. Эта форма работы очень интересна и полезна. Такие показы глубже развивают у детей художественные способности, учат их понимать и переживать содержание литературных произведений. Подготовили и показали с детьми музыкальную сказку «Теремок», «Колобок» и др. Дети обыгрывали приход разных сказочных персонажей с пением, по сюжету сценария.

Эффективность воздействия спектаклей кукольного театра на маленьких зрителей зависит от того, насколько высоки требования к выбору пьесы, художественному оформлению, подготовке и проведению кукольного спектакля. Я стараюсь проводить эту работу качественно, и никогда не забываю, что кукольный театр - это первое приобщение дошкольников к театру. Несомненно, что приобщение детей дошкольного возраста к театральной деятельности требует целенаправленного руководства ею со стороны музыкального руководителя и воспитателя.   

 

C:\Users\Елена\AppData\Local\Temp\Temp1_Attachments_katya280387@yandex.ru_2022-10-09_23-08-37.zip\IMG_20210526_120732.jpg

C:\Users\Елена\AppData\Local\Temp\Temp1_Attachments_katya280387@yandex.ru_2022-10-09_23-08-37.zip\IMG_20210526_120249.jpg

     

Сценарий «Театрализации русской народной сказки Теремок»

 с использованием ростовых кукол актеры: дети 6-7 лет.

Музыкальный руководитель Ледяева Е.В.   

Задачи: Побуждать детей к вхождению в роль; заинтересовать разнообр азием сюжетных линий в игре на одну тему; побуждать к интонационной выразительность в роли. Развивать певческие навыки, внимание, память, навыки театрализованной деятельности, подражая действиям педагога, воспитывать чувство сопереживания.

Декорации: теремок и дерево, мягкие модули для строительства.

Роли исполняют дети подготовительной группы, с ростовыми куклами:

Мышка, лягушка, зайка, волк, медведь

Звучит спокойная мелодия (фонограмма)

Ход спектакля

На сцене появляется рассказчик:

Стоит в поле теремок, он не низок, не высок

Он не узок, не широк.

Очень ладный теремок.

По лесу мышка бежала

Мышка песню напевала.

Музыка мышки (фортепиано)

Мышка: (поет)

Я маленькая мышка, я совсем малышка

Я по лесу гуляла цветочки собирала.

Пи-пи-пи, да-да-да песенки пою всегда (2 р.)

Рассказчик:

Мышка по лесу гуляла, теремочек увидала.

Мышка:

Вот так терем теремок

Он не низок не высок

Кто в теремочке живет, кто в не высоком живет?

Рассказчик:

Никто не отвечает.

Зашла мышка в теремок и стала в нем жить.

Мимо лягушка бежала, лягушка песню напевала.

Лягушка: (поет)

Я лягушка-квакушка, зелененькое брюшко.

По болотам я скачу, прыгнуть выше всех хочу.

Ква-ква тру ля ля всем на свете нравлюсь я (2 р.)

Вот так терем теремок

Он не низок не высок

Кто в теремочке живет, кто в не высоком живет?

Мышка:

Я мышка норушка, а ты кто?

Лягушка:

А я лягушка-квакушка, пусти меня к себе жить?

Мышка:

Заходи.

Рассказчик:

И стали они вдвоем жить.

Мимо зайка бежал, зайка песню напевал.

Зайка: (поет)

А я заинька попрыгаинька, ушки длинные ножки быстрые,

А я по лесу скакал на полянку прискакал (2 р)

Вот так терем теремок

Он не низок не высок

Кто в теремочке живет, кто в не высоком живет?

Мышка:

Я мышка норушка.

Лягушка:

А я лягушка-квакушка.

Вместе: А ты кто?

Зайка:

А я заинька попрыгаинька.

Пустите меня к себе жить?

Вместе: Что ж заходи.

Рассказчик:

И стали они втроем жить.

Мимо лисонька бежала, лиса песню напевала.

Лиса: (поет)

Уж я лисонька лиса, всего леса я краса

Нет в лесу меня милей и умнее, и хитрей.

Ах, ах я такая рыжая сестричка.

Кто в лесу не знает лисоньку лисичку.

Вот так терем теремок

Он не низок не высок

Кто в теремочке живет, кто в не высоком живет?

Мышка:

Я мышка норушка.

Лягушка:

А я лягушка-квакушка.

Зайка:

Я зайка попрыгайка.

Вместе: А ты кто?

Лиса:

А я лисичка сестричка

Пустите меня к себе жить.

Вместе: Ну что ж заходи.

Рассказчик:

И стали они вчетвером жить.

Мимо волк бежал, волк песню напевал.

Волк:

А я волк, волк, волк, я зубами щелк

Очень сильный говорят

Защищать могу зверят

Эхэ-хэ, да-да-да, разбегайтесь кто куда (2 р.)

Вот так терем теремок

Он не низок не высок

Кто в теремочке живет, кто в не высоком живет?

Мышка:

Я мышка норушка.

Лягушка:

А я лягушка-квакушка.

Зайка:

Я зайка попрыгайка.

Лиса:

Я лисичка сестричка

Вместе: А ты кто?

Волк:

А я волк-зубами щелк.

Пустите меня к себе жить.

Вместе: Ну что ж заходи.

Рассказчик:

И стали они впятером жить.

Мимо шел медведь, мишка любит громко петь.

Мишка:

А я мишка медведь, люблю песни я петь

Всех мудрее и сильней, главный я среди зверей

Ой, да ай, мишке подпевай (2 р.)

Вот так терем теремок

Он не низок не высок

Кто в теремочке живет, кто в не высоком живет?

Мышка:

Я мышка норушка.

Лягушка:

А я лягушка-квакушка.

Зайка:

Я зайка попрыгайка.

Лиса:

Я лисичка сестричка

Волк:

Я волк, зубами щелк.

Вместе: А ты кто?

Мишка:

А я мишка медведь, пустите меня к себе жить.

Мышка:

Мало в нашем доме места

Будет всем нам очень тесно

 Мишка:

Вот ведь горюшка беда

Мишке жить пойти куда?

Вы пустите помогу, обещаю,

Чем смогу.

Мышка:

Что же делать нам друзья?

Лягушка:

Ах, не знаю даже я.

Зайка:

Вот бы был по больше дом

Все бы поместились в нем.

Лиса:

Знаю я как все устроить

Надо просто дом достроить.

Волк:

И тогда не будет тесно.

Всем зверятам хватит места.

Мишка:

Как я рад, что вшестером

Мы построим новый дом.

Рассказчик:

Вот уж дело, так уж дело

За работу взялись смело

Раз и вот уж новый дом

Много, много места в нем.

Стоит в поле теремок

И широк он, и высок.

Много в нем живет друзей

Вместе будет веселей.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Использование современных игровых технологий для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

В статье представлены методы и приемы, используемые в работе по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, на основе современных игровых технологий....

Статья на тему "Работа над интервалами в системе развития певческих навыков у детей младшего дошкольного возраста"

В статье раскрывается значение работы над интервалами в процессе развития певческих навыков, обобщаются методические достижения в этой области музыкального воспитания....

опыт работы по теме: «Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Представляю опыт работы по теме: "Игровое распевание как эффективное средство для развития певчеких навыков у детей старшего дошкольного возраста".Изучив методическую и практическую литерату...

«Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Целью моей работы было: приобщение детей к театрализованному искусству, развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.В своей работе мною предпринята попытка, по-новому...

Статья на тему "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Пение - основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать свое внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный...

Статья на тему: «Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

В статье представлен материал по организации образовательного процесса по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста...