опыт работы по теме: «Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста».
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Чубарова Наталья Владимировна

Представляю опыт работы по теме: "Игровое распевание как эффективное средство для развития певчеких навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Изучив методическую и практическую литературу, разработала свой алгоритм работы над распеванием.

А чтобы дети не потеряли интереса к музыкальной деятельности, все упражнения носят игровую форму.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_chubarova_n.v.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

Чубарова Наталья Владимировна,

музыкальный руководитель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»

п.Новая Игирма, Нижнеилимский район, Иркутская область

ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        Искусство пения еще в период античности считалось первым признаком наличия у человека образования. Это мнение можно применить и в наше время, поскольку развитие певческих навыков у детей способствует не только формированию слуха, речи и мышления, но и эмоционально-нравственной сферы дошкольника и его творческой любознательности. Сфера исполнительского искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности.

В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников стоит  задача: развивать способность исполнительства, певческие навыки, слуховой самоконтроль, выразительность пения. Значительная часть дошкольников приходит из детских садов в школу практически не поющей. Дети не научены фальцетному голосообразованию, в результате чего поют в основном в разговорной манере, в небольшом диапазоне, фальшиво и напряженно, у детей не наблюдается необходимых навыков слуховой и вокальной координации, артикуляции, дикции, кантилены.

Проблема развития певческого голоса ребенка-дошкольника – одна из самых наиболее сложных в музыкально-педагогической теории и практике. Это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников. Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.

Большое значение этой проблеме уже на протяжении прошлого века уделяли ведущие педагоги-вокалисты: Н.А.Метлов, Д.Е.Огороднов, В.Н.Шацкая, В.В.Емельянов, Н.А.Ветлугина, З.Кодай.

По данным исследований ученых педагогов, одной из причин отсутствия должного развития певческих навыков детей является так же недостаток певческой культуры семьи. Дети не имеют собственного эталона певческого голоса и начинают подражать тому, что подается в окружающей их среде. По словам исследователя В.В.Емельянова, постепенное формирование эталона певческого звука или возникновенье в одночасье являются решающим мотивационным фактором в приобщении человека к вокальному искусству. В современном вокально-эстрадном искусстве (это то, что обычно слушают дети) отсутствует академический стиль пения, преобладает сип, хрип, форсирование звука. Поэтому особое значение в решении проблемы развития певческих навыков отводится задачам и функциям дошкольного учреждения, основанным на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду жизни человека, когда происходит интенсивное развитие личности ребенка.

В моей практике проблема развития певческого голоса детей проявилась, прежде всего в том, что дошкольники незначительно использовали певческий потенциал: затруднялись петь в высоком и низком регистрах, заменяли громкое пение на крик, а тихое – на шёпот, «боялись выходить» за рамки диапазона. В силу несформированного до конца артикуляционного аппарата, часть звуков дети пели искаженно, заменяя гласные и согласные близкими по звучанию звуками. Были замечены затруднения при умении детей правильно выполнять бесшумный вдох и протяжный долгий выдох.

На сегодняшний день современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Художественно эстетическое направление  предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства. Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащается эмоциональная сфера ребенка-дошкольника, возможность самореализации.
Однако анализ современных программ позволил выделить еще ряд причин, по которым певческие навыки у детей старшего дошкольного возраста развиваются не в полной мере:

-  основное внимание уделяется разделу «Слушание-восприятие» музыки, но теоретическое и слуховое распознавание высоких, низких и средних звуков очень важно закреплять на практике голосом. Для этого существует раздел «распевание»;

- содержание раздела «певческая деятельность» ориентирует педагога на развитие певческих навыков, но музыкальный материал для распевания разработан слабо и имеет сравнительно небольшой репертуар. Развить у ребенка звуковысотный слух, научить его чисто интонировать возможно только при условии систематических занятий и использовании конкретных, результативных методических приемов.

- определены требования к уровню развития певческих навыков дошкольников, но не указан диагностический инструментарий и система оценки развития исполнительской певческой деятельности.

Для выявления уровня сформированности показателей певческого голоса мной была разработана диагностика, позволяющая отслеживать динамику развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста, определены три уровня развития певческого голоса:

Высокий: ребенок понимает и выполняет задание правильно, самостоятельно, голос имеет ярко выраженную тембровую окраску, активный артикуляционный аппарат, чисто интонирует, бесшумно берет дыхание.

Средний: ребенок правильно понимает задание, действует по словесному указанию, голос не имеет ярко выраженной тембровой окраски (сип), артикуляционный аппарат средней активности, интонирование приблизительное, дыхание правильное с помощью педагога.

Низкий: ребенок затрудняется при выполнении задания, речь невнятная, вялый артикуляционный аппарат, интонирует нечисто, навык правильного дыхания отсутствует.

Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что дошкольники старшего возраста испытывают затруднения при управлении своим голосом, отчего зависит чистота интонации, напевность звука, широта диапазона.

Учитывая выше описанные причины, а так же возникшее противоречие (с одной стороны важность и необходимость повышения уровня певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, и с другой – отсутствие целенаправленной систематической работы), возникла необходимость в поисках новых эффективных педагогических подходов, при которых детский певческий голос сформировался бы более успешно. Это и привело к выбору темы, по которой я стала углублённо работать:

«Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Цель моей работы: создать условия для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игры.

Для достижения цели мною были выдвинуты следующие задачи:

-формирование у детей певческих умений и навыков (выработка чистого интонирования, правильного дыхания, звукообразования, артикуляции), способствующих выразительному исполнению;

-закрепление интереса и эмоциональной отзывчивости на музыку;

-формирование коммуникативных навыков - умения взаимодействовать со сверстниками в коллективе;

-развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти, воображения;

-развитие музыкальных способностей – тембровый и динамический слух, музыкальное мышление, музыкальная память;

-развитие певческого голоса, формирование естественного детского звучания, укрепление и расширение певческого диапазона;

-помощь в проявлении творческих способностей, самостоятельном использовании знакомых песен в играх, хороводах.

Но процесс усвоения музыкального опыта всегда индивидуален. Выполнение одних и тех же заданий в разной степени стимулирует того или иного ребенка. Для одних эти задания доступны, для других сложны. Именно поэтому необходим дифференцированный подход и индивидуальная работа с детьми. Следовательно, при организации образовательного процесса по развитию певческих навыков важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а главное, уровень развития певческого голоса каждого ребенка.

Во время организованной образовательной деятельности было решено использовать коллективные, групповые и индивидуальные задания, учитывающие уровень развития каждого ребенка. Задания разграничены по степени трудности, но обязательно имеют развивающий характер. Все задания, по возможности должны завершаться успехом.

При построении педагогического процесса я использовала такие методы и приемы, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм певческой, речевой, эстетической активности. В процессе своей работы я применяю традиционные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) и специальные методы для развития певческих навыков, разработанные В.В.Емельяновым, Н.А.Ветлугиной, Н.А.Метловым.

Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий: повторений, упражнений, закреплений. Но самое главное – чтобы дети не потеряли интереса к музыкальной деятельности, поэтому все упражнения, которые даются на овладение определенными навыками и умениями, должны носить игровую форму, быть образными.   

Для повышения интереса дошкольников к музыкальной деятельности, для дополнения слуховых впечатлений и представлений детей я применяю современные информационно-коммуникационные технологии. Летящая на экране снежинка или порхающая с цветка на цветок бабочка побуждают ребенка совершить путешествие голосом вместе с героями.

«Интерес к музыке, музыкальным занятиям необходимо постоянно поддерживать и оживлять. Приемы развития музыкального восприятия можно и необходимо варьировать, сочетать друг с другом», – пишет О.П.Радынова. Так, пение может перейти в инсценирование, распевка может стать зачином для музыкальной игры, слушание плавно перетекать в танцевальное или песенное творчество. Такие варианты придают живость, непосредственность занятию, способствуют развитию творческой инициативы детей, проявлению выдумки, фантазии.

Использование голосовых игр для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста окажется эффективным при условии, что этому разделу будет уделяться систематически 5-7 минут на занятии музыкальной деятельностью и он будет закрепляться в режимных моментах, в самостоятельной деятельности, на концертах, праздниках и развлечениях, итоговых мероприятиях.

С самого раннего детства нужно подводить детей к осознанному восприятию высоких и низких звуков во всех видах музыкальной деятельности. Очень помогают в этом музыкально-дидактические игры по принципу контраста: «высоко – низко», «большой – маленький».

Теоретическое и слуховое распознавание высоких, средних и низких звуков очень важно закреплять на практике голосом. Для этого существует раздел «распевание». Детям, как правило, очень нравится петь. А распеваться?

Беседуя с детьми, мы рассуждаем: сможет ли летчик без подготовки поднять в небо самолет? Может ли спортсмен добиться рекорда, если он не будет тренироваться? Сможет ли портниха сшить красивое платье, если она не знает, как вставить нитку в иголку? – Конечно, нет! Тогда сможет ли певец прекрасно исполнить песню, если он этому не учится и не упражняет свой голос?

Целью распевания является подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов, развитие певческой техники и музыкального слуха.

Виды игрового распевания разнообразны по своей направленности и значимости:

Алгоритм работы на ООД строится следующим образом:

1.В качестве предварительной работы провожу комплекс дыхательных упражнений А.Н.Стрельниковой и артикуляционную гимнастику М.Ю.Картушиной.

2. Для развития слуха и голоса включаю в работу:

- систему фонопедических упражнений по методу В.Емельянова;

-оздоровительные интонационно-фонетические голосовые песенки-игры Л.Волошиной «Музыкальные складушки про веселые игрушки», Т.Рыбкиной и Т. Шеверевой «Давайте учиться петь», О.Н.Арсеневской;

- игровые песенки-массажи М.Ю.Картушиной, О.Н.Арсеневской;

-диалогические игры-распевки на контрастное сопоставление А.Евтодьевой.

Игровые упражнения разучиваю с детьми на музыкальных занятиях поэтапно: первый этап – обычно проводится знакомство с распевкой в целом, с объяснением о персонажах или явлениях, о которых рассказывается в ней.

Второй этап – разучивание. Постепенно, от занятия к занятию, развивается игровая ситуация, связанная с содержанием, и, наконец, все дети включаются в игру. Третий этап – систематическое повторение, т.е. закрепление. При закреплении игры детям предоставляется возможность под пение без музыкального сопровождения, но с поддержкой голоса взрослого, а в дальнейшем они играют и поют самостоятельно.

Таким образом, чем разнообразнее методы и приемы, чем лучше организован певческий аппарат ребенка, тем лучше он слышит высоту музыкальных звуков, а значит, более точно интонирует мелодию.

В процессе певческой деятельности следует опираться на современные технологии.

С целью развития певческих навыков средствами голосовых игр и поддержания интереса к исполнительской деятельности старших дошкольников использую разнообразные методы и приемы, которые значительно активизируют образовательный процесс в данном виде деятельности.

Разный уровень певческих способностей у детей создает большие трудности  в разучивании песен. Неточное интонирование нескольких человек отрицательно влияет на общее звучание, создает дополнительные трудности хорошо поющим детям. Для исправления этой ситуации хорошо подойдет использование хрестоматийного приема: игра в «птичек и рыбок».

Еще один эффективный прием на развитие координации между слухом и голосом – пение с закрытым ушком. Этот прием формирует мелодический слух, самоконтроль и желание петь слитно со всеми.

Для достижения положительных результатов необходима тесная взаимосвязь всех участников образовательного процесса. Основными участниками, вовлеченными в педагогический опыт, являются воспитанники, их родители и педагоги ДОУ (воспитатели групп).

Педагоги (воспитатели), участвующие в реализации данного проекта, имеют возможность реализовать свой профессиональный и творческий потенциал через организацию специальной предметно-пространственной развивающей среды (музыкальных зон), создание наглядно-дидактического материала, использование голосовых игр-упражнений в режимных моментах, в самостоятельной деятельности, и на занятиях, участие в музыкальных праздниках и развлечениях.

Работа не была бы эффективной без участия родителей. Для повышения педагогической компетентности родителей  мною используются разные формы:  информация по теме на сайте ДОУ, на групповом стенде; выступления на родительских собраниях с консультациями, мастер-классами, презентациями; оформление буклетов и фотомонтажей, открытые занятия, музыкальные гостиные, совместное создание предметно – развивающей среды,  индивидуальные беседы, отчетные концерты.

Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно, проходит в игровой форме и, как показывает опыт, является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое так необходимо в пении. Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен и ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций только подогревает интерес детей к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим. Здесь и пение, и игра, и преемственность с работой воспитателя – повтор прочитанных сказок.

Таким образом, можно сделать вывод: использование системы специальных голосовых игр-упражнений, индивидуальная и подгрупповая и групповая работа с детьми – все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями.

В ходе целенаправленной, планомерной и систематической работы у детей старшего дошкольного возраста возрастает интерес к исполнительской певческой деятельности. Создавая выразительные художественные образы, дети демонстрируют высокие показатели в музыкальной, творческой деятельности.

Список литературы:

1. Емельянов В.В. ''Фонопедический метод развития голоса. Первый уровень: развивающие голосовые игры.'' СПб, 1999 г.

2. Орлова Т.М., Бекина С.М. ''Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет'', М., ''Просвещение'', 1987 г.

3.    Стулова Г.П. ''Развитие детского голоса в процессе обучения пению'', М., Издательство ''Прометей'', МГПУ им. В.И.Ленина,1992 г.

4.Кацер О.В. «Игровая методика обучения детей пению», Учебно-методическое пособие». СПб, «Музыкальная палитра», 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Использование современных игровых технологий для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

В статье представлены методы и приемы, используемые в работе по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, на основе современных игровых технологий....

«Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Тема  «Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» СЛАЙД 1.Сегодня я хотела бы уделить внимание такому разде...

Статья на тему: «Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

В статье представлен материал по организации образовательного процесса по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста...

ТЕМА: «Игровое распевание как эффективное средство для развития вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель: Рыженкова Светлана Васильевна 2023 г

ТЕМА: «Игровое распевание как эффективное средство для развития вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста»          Музыкаль...

Статья на тему «Музыкально-театрализованная деятельность – как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Музыкально-театрализованная деятельность – как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»«Ни одно из искусств не обладаеттакой действенной восп...