Статья на тему: «Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»
статья (старшая, подготовительная группа)

В статье представлен материал по организации образовательного процесса по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoe_raspevanie_lilya.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 94

компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга

Статья на тему:

 «Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

 

Музыкальный руководитель: Красильчук Л.А.,
высшая квалификационная категория

Санкт-Петербург
2020

 

      В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников стоят следующие задачи: развивать способность исполнительства, певческие навыки, слуховой самоконтроль, выразительность пения. Однако, анализ диагностических данных показывает, что к моменту поступления в школу у большинства детей не наблюдается необходимых навыков слуховой и вокальной координации, артикуляции, дикции, кантилены; дети не владеют фальцетным голосообразованием, в результате чего поют, в основном, в разговорной манере, в небольшом диапазоне, фальшиво и напряженно.

    Дошкольники незначительно используют певческий потенциал: затрудняются петь в высоком и низком регистрах, заменяют громкое пение на крик, а тихое – на шёпот, «боятся выходить» за рамки диапазона, затрудняются правильно выполнять бесшумный вдох и протяжный долгий выдох.

   При организации образовательного процесса по развитию певческих навыков важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а главное, уровень развития певческого голоса каждого ребенка.

   Самое трудное в работе раздела «пение» – развить звуковысотный слух, научить детей чисто петь, верно интонировать. Иначе, песня превращается в речёвку, скандирование слов под музыку.

Научить детей петь красиво и точно выпевая мелодию можно только при условии системы занятий, использования продуктивных и эффективных методических приёмов обучения. Для чёткого и ясного понимания высоты звуков и их голосового воспроизведения, для теоретического и слухового распознавания высоких, средних звуков и закрепления их на практике голосом, необходима специальная система упражнений для укрепления и развития основных навыков пения – распевание.

       Целью распевания является подготовка голосовых связок к пению и упражнения в чистом интонировании определенных интервалов, развитие певческой техники и музыкального слуха.

Задачи распевания как части музыкального занятия:

- формирование у детей певческих умений и навыков (выработка чистого интонирования, правильного дыхания, звукообразования, артикуляции), способствующих выразительному исполнению;

- закрепление интереса и эмоциональной отзывчивости на музыку;

- формирование коммуникативных навыков - умения взаимодействовать со сверстниками в коллективе;

- развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти, воображения;

- развитие музыкальных способностей – тембровый и динамический слух, музыкальное мышление, музыкальная память;

- развитие певческого голоса, формирование естественного детского звучания, укрепление и расширение певческого диапазона.

Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно ребятам, проходит в игровой форме и является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое так необходимо в пении.

Одно из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков - подвижность и точность движений языка. В образовании звуков принимают участие различные части языка: кончик, передняя часть, спинка и корень языка. Необходимо сделать все части языка подвижно активными, а работу всего языка - свободной и, вместе с тем, экономной, упруго-точной, ювелирно выверенной.

Освоение музыкальной речи - одно из необходимых условий вокальной работы, вытекающее из органического единства музыки и слова. Хорошая, правильная речь, несущая определенную мысль и выражающая те или иные чувства, всегда интонационно выразительна.

Передача верной, выразительной интонации во многом зависит от дикции. Прежде чем высоко и выразительно запеть, ребёнок сначала учится высоко и выразительно говорить. Всё содержание речевого этапа содействует формированию речевого и певческого дыхания, правильному воспроизведению звуков и их сочетаний. Основные виды деятельности на этом этапе: артикуляционная гимнастика; игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание; развивающие игры с голосом; речевые зарядки; речевые игры и упражнения.

      В процессе своей работы я применяю разработанный В.В. Емельяновым фонопедический метод развития голоса и слуха. От рождения у людей неодинаково развиты мышцы, участвующие в звукообразовании. С помощью ФМРГ их можно развивать и успешно адаптировать к певческой деятельности. Фонопедический метод основан на применении упражнений разного уровня сложности для тренировки артикуляционной, голосообразующей и дыхательной систем. Он направлен не только на максимальное использование заложенных природой возможностей голоса, но и на оздоровление голосового аппарата, продление его службы. Этот метод позволяет совершенствовать голос индивидуально каждому ребёнку с учетом его природных особенностей. Теория фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова включает в себя такие основные понятия, как «фонация» - процесс образования звука, «фонопедия» - наука о коррекции голоса с использованием специальных педагогических приемов, «фонопедический метод в обучении пению» – метод развития голоса и освоения различных техник пения за счёт тренировки дыхательной, артикуляционной и голосообразующей системы. С помощью фонопедического метода дети овладевают певческим дыханием. Это сложный и длительный процесс. На начальном этапе обучения он сводится к освоению плавного и равномерного вдоха и выдоха, не прерывающего музыкальную фразу. Не забываем при этом, что для правильного звукообразования необходима чёткая работа голосового и артикуляционного аппарата, поэтому на каждом занятии дошкольники выполняют специальные фонопедические упражнения, совершенствующие функционирование нижней челюсти, губ, мягкого нёба, связок. В результате выработки у воспитанников отчётливого звукообразования у них формируются предпосылки певческой дикции. Использование голосовых игр для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста окажется эффективным при условии, что этому разделу будет уделяться систематически 5-7 минут на занятии музыкальной деятельностью, а также он будет закрепляться в режимных моментах, в самостоятельной деятельности, на праздниках и развлечениях, итоговых мероприятиях.

    С самого раннего детства нужно подводить детей к осознанному восприятию высоких и низких звуков во всех видах музыкальной деятельности. Очень помогают в этом музыкально-дидактические игры по принципу контраста: «высоко – низко», «большой – маленький».

    Формирование у воспитанников певческого дыхания, полноценного звукообразования, вокальной дикции, чистоты интонирования становится предпосылкой пения ансамблем, что является ещё одним направлением в выстраивании линии преемственности между детским садом и школой.


Система упражнений для показаний певческого голосообразования (по методике В. В. Емельянова)

Артикуляционная гимнастика

1. Покусать кончик языка.

2. Покусывая язык, высовывать его вперед и убирать назад, покусывая всю поверхность.

3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.

4. Провести языком между губами и зубами как – бы очищая зубы.

5. Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.

6. Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась (например, игровое задание: разные лошадки по – разному цокают копытами. Большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие – пони цокают быстро и высоко.)

7. Покусать нижнюю губу по всей длине. Так же покусать верхнюю губу.

8. Закусить изнутри щеки боковыми зубами.

9. Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.

10. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки.

11. Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику для лица, поднимая лицевыми мышцами пальцы как гантели. Повторить это движение попеременно правой и левой стороной.

12. Поставить указательные пальцы на переносицу, сильно наморщить её и ощутить пальцами движения мышц.

13. Наморщив переносицу (контроль пальцами), включив мышцы под глазами (контроль пальцами), широко открыть глаза.

14. Поставить пальцы на челюстно – височные суставные сочленения и помассировать их открывая рот.

15. Максимально открыв рот, обнажив зубы, наморщив переносицу, включив мышцы под глазами, широко открыв глаза сделать 4 движения языком вперёд – назад, при неподвижной челюсти и губах.

16. «Вопрос – ответ». Наличие в голосе 2-х режимов работы гортани – толстого и тонкого голоса. Соответственно – грудного и фальцетного. Исходное положение: рот открыт на максимум, пальцы контролируют мягкость щёк, протыкая их:

«У Жирафа есть вопрос, для чего высокий рост,

   Видно с этой высоты, всех, кто прячется в кусты»

17. Вибрант гортани. Стихи читаются рокочущим звуком шумового характера без возникновения фиксированной звуковысотности.

«Крокодилий голосок, он не низок ни высок,

Рокот, шорох, скрип и скрежет, пасть разинет – уши режет»

18. «Бронтозаврик». В этом упражнении выполняется звуковысотная последовательность «Фальцетный режим, грудной режим, с постепенным понижением интонации и увеличением силы тона. Устанавливается связь объёмно – пространственных представлений с высотой и силой тона.

«Кто там бродит по болоту, ноги как у бегемота,

Голова на длинной шее, хвост за ним ещё длиннее».

19.Греть руки дыханием.

20.«От шёпота до крика». Произносить на одном дыхании: раз, два (шёпотом), три, четыре (тихий голос), пять, шесть(средний голос), семь, восемь(громкий голос), девять(очень громко), десять(крикнуть)!!!

21. «Толстый, тонкий голос»

«Толстый голос» (в грудном режиме)

«Эта песенка про смех, мы поём её для всех,

Так смеются медвежата, и тигрята и слонята.

Они басом все хохочут, всё вокруг гремит, грохочет»

«Тонкий голос»

22. «Эта песенка про смех, мы поем её для всех,

Так смеются лягушата, и цыплята и мышата,

Они тоненько хохочут, всё вокруг свистит стрекочет!» 23. Упражнение «Погреемся»:

Мёрзнут на ветру ладошки,

Мы погреем их немножко! Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «А-а-а!» Далее чередуют: на правую – бесшумно, на левую – с голосом, потом наоборот.

24. Упражнение для профилактики горла «Таня плачет»

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

-Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч!

Дети имитируют плач, громко всхлипывают, дыхание «рыдающее».

25. Упражнение на развитие звуковысотности «Про песенку»

Ветер весенний песню донес       в высоком регистре У-У-У

Песню пролаял охотничий пес      р-р-р-АВ

Волк эту песню провыл на опушке У-У(снизу вверх)

Дружно проквакали песню лягушки В высоком регистре

Бык эту песню как мог промычал Му-У переход в фальцетный регистр

Рысь промурлыкала       Мур-высокий регистр

Сом промолчал

Уж прошипел

А соловей эту песню пропел.

26. Песенка про смех.

Все игрушки любят смех ха-ха-ха в среднем регистре

Это хаханьки для всех

Им смешинка в рот попала,

И в животике застряла.

Мишки весело хохочут го-го-го низкий регистр

А мартышки верещат хи-хи-хи высокий регистр

Тонким голосом пищат.

27. Щечки, щечки, колобочки,

Просыпайтесь! (надуть щеки)

Ротик, ротик, не ленись

Открывайся! (открыть рот)

Зубки, зубки, где же вы?

Не зевайте! (покусать язык)

Язычок мой весь, весь, весь

Покусайте!

Покусайте губки, чтобы покраснели! (покусать губы)

Чтобы дуться, обижаться

Они не смели!

Зубки, вы же не грязнули! («почистить» зубки)

Умывайтесь!

Ну, а вы ребята!

Чаще улыбайтесь!

Литература:

В. В. Емельянов «Фонопедический метод развития голоса», «Развивающие голосовые игры», 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Использование современных игровых технологий для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

В статье представлены методы и приемы, используемые в работе по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, на основе современных игровых технологий....

опыт работы по теме: «Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Представляю опыт работы по теме: "Игровое распевание как эффективное средство для развития певчеких навыков у детей старшего дошкольного возраста".Изучив методическую и практическую литерату...

«Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Тема  «Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» СЛАЙД 1.Сегодня я хотела бы уделить внимание такому разде...

Статья на тему "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Пение - основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать свое внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный...

ТЕМА: «Игровое распевание как эффективное средство для развития вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель: Рыженкова Светлана Васильевна 2023 г

ТЕМА: «Игровое распевание как эффективное средство для развития вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста»          Музыкаль...

Статья на тему «Музыкально-театрализованная деятельность – как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Музыкально-театрализованная деятельность – как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»«Ни одно из искусств не обладаеттакой действенной восп...