Обобщение опыта «Использование здоровье сберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка

Комладзе Светлана Тристановна

Представленные материалы могут быть использованы музыкальными руководителями и воспитателями детских садов для развития певческих навыков детей, через здоровье сберегающие технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx76.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

Обобщение опыта

«Использование здоровье сберегающих технологий при развитии певческих навыков

у детей старшего дошкольного возраста»                                    

                                                 

                                               

                                                                                                                               

                                                      Музыкальный руководитель:  

                                                      Комладзе  Светлана Тристановна

                                                         

Содержание:

 

  

     I. Введение. Актуальность темы …………………………………………..... 3

II. Условия формирования опыта……………………………………………. 5

III.Теоретическая база опыта………………………………………………… 5

     IV. Цели и задачи проводимой работы……………………………………… 6

V. Пути решения проблемы: принципы, методы и приёмы, здоровье сберегающие технологии, используемые в работе с детьми………………..6

VI. Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и родителями в развитии певческих навыков и использование здоровье сберегающих технологий…………………………………............................. 14

VII. Результативность проводимой работы. Творческие достижения…….16

VIII. Адресность……………………………………………………………... 17

 

I. Введение. Актуальность темы.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.

Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим людям, самому себе. А ведь именно в дошкольном возрасте, интенсивно развиваются все органы и системы человека.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар — особого качества музыкальный инструмент — голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно, владеть этим инструментом. Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. В нем заключен большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития. Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится понятным и близким детям. Это развивает у них эмоциональную отзывчивость на музыку-главную составляющую музыкальности. В пении, как ни в каком другом виде музыкальной деятельности, очень успешно и быстро развивается интонационный звуковысотный слух - одна из основных музыкальных способностей, без которой музыкальная деятельность невозможна вообще. Развиваются и все другие музыкальные способности - тембровый и динамический слух, музыкальное мышление, музыкальная память. В пении происходит и общее развитие ребенка - формируются психические функции, развивается речь, происходит накопление знаний об окружающем, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их положительного эмоционального общения,  улучшает самочувствие,  укрепляет здоровье. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Влияние музыки на организм человека установили физиологи В.М.Бехтерёв, И.П. Павлов Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу.

 Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции связанные с изменением и улучшением кровообращения (а значит и улучшение обмена веществ), дыхания (значительно сокращается частота заболеваний дыхательной системы, носоглотки). Процесс пения помогает ребенку приобрести определенные навыки в развитии голоса, способствует формированию личности, развитию музыкального вкуса, содействует укреплению здоровья (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему), помогает устранению дефектов речи. В пении происходит общее развитие ребенка – формируются его высшие психические функции, развивается речь.

 Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.

Опираясь на исследования и опыт ведущих музыкантов–теоретиков и практиков, широко используя новейшие достижения музыкальной педагогики, выстроила систему развития певческих навыков детей дошкольного возраста. В основе работы по развитию певческих навыков  лежат идеи детского музыкального воспитания К. Орфа, Емельянова В.В., а также методические рекомендации Орловой Т.М., Бекиной С.М. и других современных педагогов

На музыкальных занятиях для обучения детей пению используются различные педагогические  технологии: личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, игровые технологии, исследовательской деятельности, развивающего, проблемного обучения, информационно-коммуникативные и др. Это, несомненно, позволяет повысить эффективность и качество обучения, способствует развитию на занятиях творческого мышления, активизирует самостоятельную деятельность обучающихся.   Но самыми востребованными технологиями в развитии певческих навыков являются здоровье сберегающие.

Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Данная задача должна осуществляться не только родителями, но и педагогами образовательных учреждений начиная с дошкольного возраста. Здоровье сберегающие технологии (дыхательная гимнастика, распевки, артикуляционная гимнастика, игровой самомассаж и др.), используемые на занятиях музыкой при подготовке к пению, помогают развивать музыкальные способности детей, укреплять здоровье и являются одним из средств физического развития ребенка.

Новизна данной темы заключается в использовании здоровье сберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях во время певческой деятельности.

  Моя задача, как музыкального руководителя - создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развить интерес к занятиям, включающим здоровье сберегающие технологии. Внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки и умения детей с целью улучшения физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а так же здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.

Данные аспекты и являются актуальностью выбранной темы.

II. Условия формирования опыта:

На формирование опыта оказало влияние открытие на базе д/с «Березка» экспериментальной площадки: «Использование здоровье сберегающих технологий в воспитательном образовательном процессе в дошкольном учреждении», изучение методической литературы, изучение опыта коллег.

III. Теоретическая база опыта

Теоретической  базой наряду с программой «От рождения до школы» под редакцией  Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева для разработки педагогического опыта использовались следующие методические разработки и технологии:

1. Абелян Л. «Забавное сольфеджио» (учебное пособие для детей  

    дошкольного возраста), С. П., 1992г.

2. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы

   в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009.

3. Ветлугина Н.А. ''Методика музыкального воспитания в детском саду'',  

    М., ''Просвещение'', 1989г.

4. Гаврючина Л.В. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ. – М.:

    Сфера, 2008г.

5. Емельянов В.В. ''Фонопедический метод развития голоса.

    Первый уровень: развивающие голосовые игры. ''СПб, 1999 г.

6. Картушина М.Ю. Лого ритмические занятия в детском саду. - М.:

    Сфера, 2004г.

7. Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6 - 7 лет"

     г. Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2008г.

8. Кисилёва Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного  

    учреждения. – М.: Аркти, 2005г.

9. Кокина Н.А. Реализация образовательной области «Музыка»

    в соответствии с ФГТ.// Справочник музыкального руководителя.

    2012г. №0.С. 18.

10. Метлов Н.А. ''Музыка детям'': Пособие для воспитателя и  

      музыкального руководителя. - М., ''Просвещение'', 1985 г.

11. Михайлова М.А. Развитие способностей детей. Ярославль:

      Академия развития, 1997г.

12. Орлова Т.М., Бекина С.М. ''Учите детей петь. Песни и упражнения для  

      развития голоса у детей 5 – 6 лет'', М., ''Просвещение'', 1987 г.

13. Подольская Е.И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г. Волгоград,  

      изд. "Учитель", 2009г.

14. Стулова Г.П. ''Развитие детского голоса в процессе обучения пению'',  

      М., Издательство ''Прометей'', МГПУ им. В.И.Ленина,1992 г.

15. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика – М.: ООО «Издательство  

      АСТ», 2004г.

IV. Цель, задачи проводимой работы.

Цель: обеспечение положительной динамики в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью здоровье сберегающих технологий

Задачи:

  • Развивать певческие навыки у детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровье сберегающих технологий, исходя из возрастных особенностей детей;
  • Способствовать сотрудничеству с родителями в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни;
  • Развивать певческий голос, укреплять и расширять диапазон певческого голоса с помощью здоровье сберегающих технологий;
  • Обучать детей исполнению песен: на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента;
  • С помощью здоровье сберегающих технологий повысить адаптивные возможности детского организма (активизация защитных свойств, устойчивости к заболеваниям);
  •   Повышать с  помощью здоровье сберегающих технологий адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям);
  • Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей с использованием здоровье сберегающих технологий.

V. Пути решения проблемы: принципы, методы и приёмы, здоровье сберегающие технологии, используемые с детьми.

        В основе обучения детей пению использую следующие общепедагогические принципы: воспитывающего обучения, доступности, постепенности, последовательности и систематичности, наглядности, сознательности, прочности. Все эти принципы выполняются постоянно и одновременно.

        При обучении детей пению развиваю все вокальные навыки: вокальные установки, звукообразование, дикцию, дыхание, чистоту интонации. К тому же пение положительно влияет на здоровье и развитие ребенка: активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление, слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат.

     Работая с детьми, я постоянно слежу за соблюдением правил по охране голоса, за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звуки, не говорили слишком громко.  Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей. Не следует позволять детям  исполнять песни с большим диапазоном.

На музыкальных занятиях перед разучиванием или исполнением песен провожу работу по подготовке голосового аппарата и всего организма к данному виду музыкальной деятельности. На своих занятиях я использую гимнастику, дыхательные упражнения, распевание.

Данные упражнения позволяют полностью подготовить голосовой аппарат и весь организм детей к работе над песней, что предотвращает перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения. Детям становиться проще, разучивать и исполнять песни, так как активизируются все вокальные навыки и музыкальный слух. К тому же в процессе выполнения данных упражнений укрепляется здоровье детей.

   Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровье сберегающих технологий:

1. Валеологические распевки, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, поднимают настроение, подготавливают голос к пению. В практике моей работы песни-распевки имеют здоровье сберегающую направленность. Распевки предупреждают заболевания верхних дыхательных путей, укрепляют хрупкие голосовые связки детей. Например: 

                                       «Доброе утро!»

Доброе утро!
Улыбнись скорее!
И сегодня весь день,
Будет веселее.
Мы погладим лобик,
Носик и щечки.
Будем мы красивыми,
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем,
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!

Поворачиваются друг к другу.
Разводят руки в стороны.
Хлопают в ладоши.
 
Выполняют движения по тексту. 

Постепенно поднимают руки вверх, "фонарики".
Движения по тексту

 

 

 

 

Потирают ушки.

Разводят руки в стороны

 

       В работе над развитием певческих навыков мне большую помощь оказывают методические пособия:

«Учите детей петь» Т.М. Орловой,

''Развитие детского голоса в процессе обучения пению'' Стуловой Г.П., «Развитие музыкальных способностей детей» М.А. Михайловой, ''Методика музыкального воспитания в детском саду'' Ветлугиной Н.А.   и «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения» О.Н. Арсеневской.

2. Дыхательная гимнастика – управление всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы.  На Музыкальных занятиях включаю несложные упражнения дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, которые повышают показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей. Например: 

                        «Насос» («Накачиваем шины»)

По шоссе летят машины -
все торопятся, гудят.
Мы накачиваем шины,
Дышим много раз подряд.

Дети стоят, слегка ссутулившись; голова без напряжения слегка опущена вниз (смотреть себе под ноги); руки находятся перед собой кистями к коленям, слегка согнуты в локтях и абсолютно расслаблены.

На счёт «раз» слегка кланяемся вниз - руки, выпрямляясь, лёгким движением тянутся к полу, голова опущена – вдох (в конечной точке поклона). Опускается вниз верхняя часть туловища, то есть наклон осуществляется за счёт скругленной спины, ноги прямые.

«Два» - выпрямились, но не полностью, то есть спина не ровная и прямая, слегка наклонена, как бы ссутулилась, - выдох ушёл пассивно.

                    «Машина»  (обучение постепенному выдоху воздуха)

И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох через нос («наливают бензин») и выпускают воздух через рот, при этом делая язычком  «тр-р-р», копируя работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании.

                     «Цветок»

 (упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Выдыхаем через рот, губки «трубочкой», медленно выпуская воздух.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Если у ребенка ослабленное дыхание, то оно не дает ему полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще.

Основные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях:

  • Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи).
  • Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох).
  • Тренировать силу вдоха и выдоха.
  • Развивать продолжительный вдох.

       Пение с предшествующей дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающе и даже лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет резвившееся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

3. Артикуляционная гимнастика – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, В. Цвынтарного, Т. Куликовской способствуют тренировки мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память, внимание.

Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели на каждом занятии провожу разминку – артикуляционную гимнастику по системе Емельянова В.В. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

В артикуляционную гимнастику входит:

  • работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
  • с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

       Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.  

Так, «путешествуя» вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:

«Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щеку);

«Язычок, покажись!» (покусать кончик языка);

«Зубов не страшись!» (высовывать язык вперед и убирать назад);

 «Зубы кусаются» (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);

«Губки хохочут» (в улыбке открыть верхние губы);

«Губки обижаются» (вывернуть нижнюю губу);

«Вкусный язычок» (пожевать язык боковыми губами);

«Чистые зубки» (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);

«Улыбка» (улыбнуться).

        Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На моих музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет с хлопками под музыку, а так же в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и продолжаться не более 3-х минут перед пением. Упражнения выполняем с детьми сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого и, если есть возможность, свое лицо в зеркале.

4. Оздоровительные и фонопедические упражнения. Разработки В. Емельянова, М, Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно - глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются упражнения для горла, интонационно – фонетические (корректируют произношения звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

5. Игровой массаж. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела ребенок, воздействует на весь организм в целом, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Использование игрового массажа М. Картушиной, А. Галанова, А. Уманской повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Обучение детей посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, кишечник, воздействия на биологически активные точки тела.

       При проведении массажа важно научить детей не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. (От кистей рук к плечу и т.д.)

1. Проводя массаж определенных частей тела, используются поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания .

2. Пальцы рук можно вытягивать, разминая, или выполнять круговые растирания. Большой палец руки связан с легкими и печенью; указательный – с пищеварительным трактом, печенью, толстой кишкой; средний – с сердцем, кровообращением; безымянный – с нервной системой и здоровьем в целом; мизинец – с сердцем, тонким кишечником. В центре ладони находится точка повышения активности.

3. Массаж головы улучшает кровообращение, снимает головную боль. Массируя голову, дети могут «бегать» по ней пальцами, взъерошивать или приглаживать волосы, «рисовать» спиральки от висков к затылку. Данные упражнения нельзя выполнят детям с повышенным внутричерепным, глазным, артериальным давлением, с заболеваниями нервной системы и головного мозга.

4. Самомассаж ушей выполняется разогретыми трением ладонями и пальчиками – потереть, подергать в разные стороны мочки ушей, погладить ушки, гладить завитки ушей и т.п. Например: 

                                     Весёлые потешки для массажа

«Две тетери»

На лугу, на лугу,
Стоит миска творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.

Дети гладят животик
по часовой стрелке.
«Бегают» пальчиками по телу.
Щиплют двумя пальцами.
Машут руками.

Игровой массаж тела «Зайка»

Зайка белый прибежал,
И по снегу прыгать стал.
Прыг – скок, прыг – скок!
Непоседа наш дружок.

Зайка прыгнул на пенёк,
В барабан он громко бьёт:
Бум-бум-тра-та-та!
Зимой погода – красота!

А в лесу такой мороз!
зайка наш совсем замёрз.
Лапками – хлоп-хлоп!
Ножками – топ-топ!

Носик – трёт-трёт-трёт,
Ушки – мнёт-мнёт-мнёт.
Прыгай выше, зайка,
Зайка - попрыгайка.

 

Дети легко постукивают пальцами по ступням ног.

 

 

Дети шлёпают ладошками по коленям.

 

 

Дети хлопают ладошками по плечам.

Хлопают в ладоши.
Топают.

Поглаживают крылья носа.
Пощипывают ушки.

Лёгкие прыжки.

6. Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно – ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.  На музыкальных занятиях пальчиковые игры Е.Железновой,
В. Коноваленко, О.Узоровой проводятся чаще всего под музыку
(как попевки). Они развивают двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Например:

                                                «Кошка»

Задача: Развивать координацию речи и движения.

Посмотрели мы в окошко-

пальцами обеих рук делают «окошко»

По дорожке ходит кошка.

«бегают»  указательным и средним пальцами правой руки по левой руке

С такими усами!

показывают «длинные усы»

С такими глазами!

показывают «большие глаза»

Кошка песенку поет,

хлопки в ладоши

Нас гулять скорей зовёт!

«зовут» правой рукой

 

7. Речевые игры позволяют овладеть всеми выразительными средствами музыки. Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, жесты, движения и колористические средства. Речевые игры влияют на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Например:

                                 «Лиса по лесу ходила»
Задача: Развитие ритмичности, координации, внимания.

Лиса по лесу ходила,

Дробный шаг по кругу

Звонки песни заводила.

На последний слог- разворот лицом в круг

Лиса лычки драла,

Хлопки-тарелки

Себе лапотки сплела.

Поочерёдное выставление ног на пятку

 

8. Музыкотерапия. Это создание музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизиологического статуса детей в процессе их двигательно – игровой деятельности. Правильно подобранная музыка повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Использование технологий здоровье сбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоении детьми определенного содержания и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержания и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности педагога – музыканта и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное  музицирование детей.

   

        

        

VI. Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и родителями в развитии певческих навыков.

  Важнейшим этапом в развитии певческих навыков является дошкольное детство. Однако успех в формировании певческого голоса зависит не только от плодотворной работы педагогического коллектива ДОУ по музыкальному воспитанию, но и от отношения к музыке в семье.

Для успешного освоения детьми певческих навыков необходима совместная работа музыкального руководителя воспитателей и родителей.

Музыкальное воспитание в семье может проходить в различных формах – совместное посещение концертов и детских музыкальных конкурсов, домашнее пение, разучивание  детских песен, прослушивание произведений современной и классической музыки (желательно по рекомендации музыкального руководителя), подготовка музыкальных номеров к утренникам детского сада.

Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.

Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.     

Воспитатели  организовали предметно-развивающую среду для развития музыкальных способностей. В группах есть музыкальный центр, диски с  музыкой для детей, в том числе музыкой для режимных моментов: колыбельные песни, музыкой разного характера.

Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Для родителей выставляются папки-передвижки с материалами о музыкальном воспитании в семье, а также о развитии певческих навыков.

Работая с родителями, оформлялись родительские уголки со следующими  темами по развитию певческих навыков: «Пальчиковые игры с детьми»; «Игровой самомассаж»; «Игры с использованием музыкальной терапии», «Охрана детского голоса».

 На консультациях с родителями я объясняю вред крикливого пения, громкого разговора, особенно на улице в сырую холодную погоду, а так же предупреждаю, чтобы они не позволяли детям пить холодную воду, есть мороженое в разгоряченном состоянии во избежание простуды, заболеваний голосового аппарата.

Работа с родителями.

1.Оформление альбомов, папок – передвижек

2. Индивидуальная консультация.

3. Информационные стенды.

4. Анкетирование «Что я знаю о здоровье сберегающих технологиях?»

5. Родительские собрания.

6. Открытые показы воспитательно - образовательного процесса

7. Проведение совместных праздников.

VII. Результативность проводимой работы. Творческие достижения.

Описанные выше здоровье сберегающие технологии я постоянно использую на своих музыкальных занятиях перед началом работы над песенным репертуаром. В результате дети стали лучше, качественнее осваивать музыкальный материал, наблюдается тенденция к уменьшению количества заболеваний верхних дыхательных путей и ОРЗ, повысились показатели их общего физического развития. Ребята стали более раскрепощенными. Воспитанники нашего детского сада поют теперь не только на занятиях, но и в неформальной обстановке самостоятельно, принимают активное участие в районных конкурсах.

Диагностика формирования певческих навыков дошкольника с использованием здоровьесберегающих технологий

                

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровье сбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы.

Работая систематически в течение года по «формированию певческих навыков  детей старшего дошкольного возраста», я добилась существенных результатов. По результатам диагностики, я сделала вывод:

  • Дети стали эмоциональны и раскованы на занятиях, праздниках и развлечениях.
  • У детей сформировались певческие навыки: они умеют владеть интонацией, петь выразительно в различной динамике.
  • В сопровождении фортепиано дети чисто интонируют, развита дикция, артикуляция.
  • Умеют понимать содержание текста и эмоционально передавать свое отношение к песне.
  • Научились петь различно, начинать и заканчивать музыкальную фразу одновременно, мягко попевать окончания слов, легко определяют звуковысотное положение мелодии.
  • Голоса детей приобрели естественно звучание, появилась певучесть, звонкость, высокое, светлое звучание, появилась заинтересованность к индивидуальному исполнению.

         Воспитанники ДОУ активно участвовали в открытых занятиях, концертной деятельности, фестивалях, смотрах – конкурсах,  городского  и республиканского уровнях, что свидетельствует о качественной работе над развитием певческих навыков детей.

Участие воспитанников, их достижения и результаты отмечены дипломами различных степеней, благодарственными письмами.

 

Вывод: Здоровье сберегающие технологии: валеологические распевки, комплексы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, пальчиковые игры, речевые упражнения, релаксации, их систематическое использование, формируют устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала. Перечисленные виды упражнений играют важную роль  в охране детского голоса, профилактике заболеваний, связанных с дыханием.

  

VIII. Адресность

Представленные материалы могут быть использованы музыкальными руководителями и воспитателями детских садов для развития певческих навыков детей, через здоровье сберегающие технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок"

Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста  в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок".  В работе описаны этапы педагогической...

Здоровьесберегающие технологи в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста.

Методический материал в помощь музыкальным руководителям по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Презентация на тему: "Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Вашему вниманию предоставляется презентация кружковой работы по развитию певческих навыков детей подготовительной группы с ОНР....

Методическая разработка Использование средств музыкально-художественной деятельности для развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста в студийной работе.

Вашему вниманию представляется собственная методическая разработка на тему "Использование средств музыкально-художественной деятельности для развития певческих навыков детей старшего дошкольного ...