Использование пословиц и поговорок русского народа на занятиях в общеобразовательной школе как одно из средств развития речи детей
статья по логопедии на тему

Лавриненко Ольга Борисовна

Об использовании пословий и поговорок на школьных занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_poslovic.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

Дронова М.В.,

учитель английского языка

МАОУ «СОШ № 16»

Лавриненко О.Б.,

учитель-логопед

МАОУ «СОШ № 16»

Использование пословиц и поговорок русского народа на занятиях в общеобразовательной школе как одно из средств развития речи детей. 

В толковом словаре Ожегова С.И. дается следующее определение понятия "речь": "Речь - 1. Способность говорить, говорение.2. Разновидность или стиль языка.3. Звучащий звук.4. Разговор, беседа.5. Публичное выступление" [1, с.678].

Также, в словаре русского языка Ожегова С.И. дает определение "развитие": "Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему" [1, с.535].

В словаре-справочнике по методике преподавания русского языка Львов М.Р. дает понятие "развитие речи учащихся": "Развитие речи учащихся - процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи - ее восприятия и выражения своих мыслей. Процесс речевого развития протекает в дошкольном и школьном возрасте и у взрослого" [2, с. 190].

Речь - это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства.

Ознакомление школьников с пословицами и поговорками родного языка признано одним из эффективных приемов обучения. Пословицы и поговорки помогают учащимся познакомиться с жизнью и культурой родного народа, убеждают их в том, что различным народам бывают свойственны одни и те же мысли и стремления, служат их нравственному воспитанию.

В словаре С.И. Ожегова дается определение "поговорка": "Поговорка - выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, цельного предложения" [1, с.483].

Пословицы - меткое образное изречение, которое обобщает и типизирует различные явления жизни. Для пословицы характерно полное выражение мысли и наличие вывода ... Пословицы бытуют в языках всех народов мира . В пословицах ярко отражаются национальное своеобразие, особенности быта народа, его язык .

Использование пословиц и поговорок на занятиях способствует решению практических задач изучения родного языка. Многие из них построены на созвучиях и рифмах. Благодаря образности и присущему пословицам ритмическому рисунку они легко запоминаются и могут привлекаться в качестве иллюстрации различных языковых явлений.

Пословицы можно привлекать при изучении самых различных аспектов языка и в самых разнообразных целях

 Учащиеся любят эти короткие образные предложения, содержащие глубокую мысль, выраженную в немногих словах;  в предложениях, которые сами по себе содержат абсолютно законченную мысль, легче запоминаются слова. Глубокое содержание этих коротких высказываний не только развивает мышление учащегося, но и имеет большое воспитательное значение;  огромное разнообразие пословиц и поговорок дает возможность применять их в работе с учащимися любого возраста и любого уровня развития.

Не следует думать, что знатоками, хранителями фольклора являются только пожилые люди, бабушки и дедушки. Есть такие виды жанры народного творчества, которые известны  и школьникам. Детский фольклор так же имеет свою долгую историю [2, с.107].

В словаре русского языка  дается определение "пословица": "Пословица - краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющая обычно назидательный смысл" [3, с.417].

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: "Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию" [4, с.5].

Пословицы широко используются в обучении - как воспитательной целью, так и для развития речи. В речи самих учащихся пословицы сравнительно редки и имеют тенденцию убывания к старшим классам [5, с.165].

Работа с пословицей развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики [5, с.58].

Поговорки имеют более узкий, конкретный смысл, пословица - шире. Они близки друг к другу, их всегда печатают и изучают вместе.

Много пословиц и поговорок сохранили наши летописи, а также произведения древнерусской литературы.

Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках русского языка [4, с.3].

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение творчески описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Список литературы:

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок.53000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф.Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО Издательство "Мир и образование", 2005.1200с.

2. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2000, - 464с.

3. Словарь русского языка в 4-х томах / Академия наук СССР. Институт русского языка / т.3 (п-р), Государственное издательство иностранных и национальных словарей М.: 1959, - 991с.

4. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богусловская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Просвещение", 1991. - 240с.

5. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия"; Высшая школа, 2000. - 472с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пескотерапия,как одно из средств развития речи детей.

             Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто ...

Консультация для родителей. Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...

Консультация для родителей «Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств развития речи детей.

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств развития речи детей.           Задача дошкольного воспитания состоит в создании каждому дошко...

Консультация для родителей на тему: «Театрализованная деятельность – как одно из средств развития речи детей»

В ведущем виде деятельности – игре важное место занимают театрализованные игры. Здесь дети учатся активно расширять свой словарный запас, овладевать умением выполнять определённые роли. В старше...

Консультация для родителей на тему «Теневой театр как одно из средств развития речи детей»

Практический материал для родителей для создания домашнего теневого театра....