Рабочая программа для детей ФФНР
рабочая программа по логопедии (старшая группа) по теме

Жданова Светлана Анатольевна

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность звуков выражается в следующем:

    - искажения звуков;

    - замена звуков более простыми звуками по артикуляции;

    - смешения звуков.

Неправильное произношение звуков в данном случае – лишь вершина айсберга, так как эти отклонения в своей основе имеют недоразвитие фонематического восприятия: затруднения в различении звуков на слух и в произношении, ошибки при определении общего звука в словах, наличия звука в слове в чужой и собственной речи, в различении слов-паронимов. Наряду с низким уровнем развития  фонематического восприятия у такой категории детей слабо сформированы навыки звукового анализа и синтеза: они не могут выделить первый и последний звук в слове, определить место звука в слове, последовательность звуков в слове.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова и др.), а также практический опыт логопедической работы, обучение детей  по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период. Своевременное личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции и систематизированное обучение позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития, обеспечив полноценную интеграцию в среду нормально развивающихся сверстников.

Основная цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучать изменению просодических характеристик высказываний в зависимости от речевых намерений, развивать и совершенствовать лексико-грамматическую систему и связную речь воспитанников.

         Достижение заявленной цели возможно через решение следующих задач:

    - формирование правильного произношения и уточнение  артикуляции уже имеющихся звуков;

    - развитие фонематического восприятия;

    - развитие анализа и синтеза звукового состава речи;

    - подготовка детей к обучению грамоте;

    - расширение и активизация словаря;

    - воспитание  выразительной, связной, грамматически  правильно оформленной речи.

Итак, формирование звуковой стороны речи рассматривается не как самоцель, а как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развития связной речи и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

Для достижения цели программы необходимо выполнение следующих условий:

- достаточная квалификация учителя-логопеда, успешное владение коррекционными методами и приемами логопедической работы;

- углубленное изучение речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей;

- выполнение полного объема коррекционных мероприятий по формированию и развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;

- постоянный мониторинг результативности коррекционного процесса, уточнение индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность звуков выражается в следующем:

    - искажения звуков;

    - замена звуков более простыми звуками по артикуляции;

    - смешения звуков.

Неправильное произношение звуков в данном случае – лишь вершина айсберга, так как эти отклонения в своей основе имеют недоразвитие фонематического восприятия: затруднения в различении звуков на слух и в произношении, ошибки при определении общего звука в словах, наличия звука в слове в чужой и собственной речи, в различении слов-паронимов. Наряду с низким уровнем развития  фонематического восприятия у такой категории детей слабо сформированы навыки звукового анализа и синтеза: они не могут выделить первый и последний звук в слове, определить место звука в слове, последовательность звуков в слове.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова и др.), а также практический опыт логопедической работы, обучение детей  по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период. Своевременное личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции и систематизированное обучение позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития, обеспечив полноценную интеграцию в среду нормально развивающихся сверстников.

Основная цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучать изменению просодических характеристик высказываний в зависимости от речевых намерений, развивать и совершенствовать лексико-грамматическую систему и связную речь воспитанников.

         Достижение заявленной цели возможно через решение следующих задач:

    - формирование правильного произношения и уточнение  артикуляции уже имеющихся звуков;

    - развитие фонематического восприятия;

    - развитие анализа и синтеза звукового состава речи;

    - подготовка детей к обучению грамоте;

    - расширение и активизация словаря;

    - воспитание  выразительной, связной, грамматически  правильно оформленной речи.

Итак, формирование звуковой стороны речи рассматривается не как самоцель, а как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развития связной речи и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

Для достижения цели программы необходимо выполнение следующих условий:

- достаточная квалификация учителя-логопеда, успешное владение коррекционными методами и приемами логопедической работы;

- углубленное изучение речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей;

- выполнение полного объема коррекционных мероприятий по формированию и развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;

- постоянный мониторинг результативности коррекционного процесса, уточнение индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                                                                                                                                                                                                                                    для детей с ФФНР

Программа предназначена для детей 5-6летнего возраста

Срок освоения программы –1 год

Разработана на основе следующих программ и методических пособий:                                        Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.Программа и методические рекомендации(старшая группа).-М.:Школьная Пресса, 2003.-32с.

Составитель:                                                                                                                                                                           Жданова С.А.., учитель-логопед                                                                                                                                 первой квалификационной категории,                                                                                                                   МДОУ Детский сад «Одуванчик»

Г. Балашов

2012г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея сохранный слух и полноценный интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении чтением и письмом.  Значительная распространенность данного вида речевого нарушения зависит от  множества наследственных и внешних факторов современной жизни, которые выражаются в виде мелких парциальных нарушений. В первую очередь страдают наиболее молодые в эволюционном отношении функции, в частности, различные звенья порождения речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность звуков выражается в следующем:

    - искажения звуков;

    - замена звуков более простыми звуками по артикуляции;

    - смешения звуков.

Неправильное произношение звуков в данном случае – лишь вершина айсберга, так как эти отклонения в своей основе имеют недоразвитие фонематического восприятия: затруднения в различении звуков на слух и в произношении, ошибки при определении общего звука в словах, наличия звука в слове в чужой и собственной речи, в различении слов-паронимов. Наряду с низким уровнем развития  фонематического восприятия у такой категории детей слабо сформированы навыки звукового анализа и синтеза: они не могут выделить первый и последний звук в слове, определить место звука в слове, последовательность звуков в слове.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова и др.), а также практический опыт логопедической работы, обучение детей  по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период. Своевременное личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции и систематизированное обучение позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития, обеспечив полноценную интеграцию в среду нормально развивающихся сверстников.

Основная цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучать изменению просодических характеристик высказываний в зависимости от речевых намерений, развивать и совершенствовать лексико-грамматическую систему и связную речь воспитанников.

            Достижение заявленной цели возможно через решение следующих задач:

    - формирование правильного произношения и уточнение  артикуляции уже имеющихся звуков;

    - развитие фонематического восприятия;

    - развитие анализа и синтеза звукового состава речи;

    - подготовка детей к обучению грамоте;

    - расширение и активизация словаря;

    - воспитание  выразительной, связной, грамматически  правильно оформленной речи.

Итак, формирование звуковой стороны речи рассматривается не как самоцель, а как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развития связной речи и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

Для достижения цели программы необходимо выполнение следующих условий: 

- достаточная квалификация учителя-логопеда, успешное владение коррекционными методами и приемами логопедической работы;

- углубленное изучение речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей;

- выполнение полного объема коррекционных мероприятий по формированию и развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;

- постоянный мониторинг результативности коррекционного процесса, уточнение индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

Исходной методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной  логопедии Л.С.Выготским, Р.Е.Левиной, В.И.Лубовским и др. Логопедическая работа, предусмотренная программой, строится на основе теоретических положений о роли полноценных фонематических процессов в развитии речи и становления чтения и письма (Н.И.Жинкин, Р.Е.Левина, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия и др.). В связи с этим программа ориентирована на овладение артикуляционными характеристиками звуков и их перцептивными признаками, которые лежат в основе восприятия речевых сообщений и определяют уровень сформированности языковой способности ребенка и готовности к овладению грамотой.

Базисная часть программы направлена на формирование следующих основных линий речевой деятельности:

  1. Развитие артикуляционного и голосового аппарата:
  1. Постановка и первоначальное закрепление звуков речи (усвоение способов образования звуков, особенности их произнесения);
  2. Дифференциация звуков на слух и в произношении;
  3. Формирование звукослоговой структуры слов различной сложности, состоящих из правильно произносимых звуков;
  4. Развитие умения пользоваться интонационными средствами выразительности речи в соответствии с конкретными условиями общения.
  1. Формирование навыков звукового анализа слов; членения предложений на слова; знакомство с буквами русского алфавита, обозначающими сохранные и скорригированные звуки.
  2. Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи:
  1. Развитие качественной характеристики лексических средств;
  2. Выработка умения правильно сочетать слова по смыслу;
  3. Развивать внимание и интерес к слову; выделять и правильно называть существенные признаки; уточнять понимание и употребление видовых, родовых понятий, обобщающих слов;
  4. Обращать внимание на правильное употребление скоррегированных звуков в словах доступной звукослоговой структуры, не ограничивая при этом объем свободных детских высказываний.
  1. Формирование морфологической и синтаксической сторон речи.
  2. Развитие диалогической и монологической форм речи (в соответствии с возрастными и произносительными возможностями детей).

Итак, обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает овладение фонетическим строем  языка, подготовку к овладению навыками письма и чтения аналитико-синтетическим методом и предполагает усвоение элементарной грамоты и графомоторных навыков. Программой предусмотрено проведение систематических упражнений, направленных на расширение и уточнение лексики, на воспитание грамматически правильной связной выразительной речи.

Принципы коррекционно-логопедической работы:

Общедидактические: научность, системность и последовательность, доступность, наглядность, прочность, сознательность и активность, индивидуальный подход.

Специфические принципы:

1. Принцип развития. Предполагает в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

2. Онтогенетический принцип. Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а так же видов деятельности ребенка в онтогенезе.

3. Принцип системности. Опирается на представлении о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии.

4. Принцип комплексности. Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервно-психических заболеваний (дизартрия, заикание). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный психолого-медико-педагогический характер.

5. Принцип связи речи с другими психическими сторонами развития ребенка. Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи.

6. Принцип деятельностного подхода. Исследование детей с нарушениями речи, а так же организация логопедической работы с ними осуществляется с учетом ведущей деятельности ребенка.

Специальные условия обучения и воспитания детей с нарушениями речи:

К специальным условия обучения и воспитания детей с нарушениями речи относится создание благоприятного психологического климата в группе. На начало учебного года большинство детей логопедической группы имеют сложные нарушения звукопроизношения. Их речь непонятна для окружающих, маловыразительная, дефекты произношения явно прослушиваются в устной речи. Дети к пяти годам начинают понимать, что их речь не такая, как у их сверстников. Ребенок-логопат стесняется разговаривать, играя, не озвучивает свои действия, становится малоактивным, замыкается в себе.

Цель учителя-логопеда в данной ситуации – устранить дефекты речи, тем самым помочь ребенку социализироваться в группе сверстников. Цель учителя-логопеда, воспитателей – создать благоприятный психологический климат в группе; обстановку доверия в группах ребенок-взрослый, ребенок-ребенок; помочь детям с нарушениями речи раскрыться в различных областях познания.

Оснащение специальным оборудованием и дидактическая оснащенность логопедического кабинета:

Оборудование и дидактические материалы в логопедическом кабинете расположены соответственно следующим центрам:

Центр речевого и креативного развития.

  1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
  2. Индивидуальные зеркала.
  3. 4 стульчика для занятий у зеркала.
  4. Комплект зондов для артикуляционного массажа.
  5. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки, спирт, ватные диски.
  6. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, мыльные пузыри,  «Ромашки», пособие «Веторок», «султанчики» и т. п.).
  7. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги,

слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты).

  1. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.
  2. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.
  3. Предметные картинки по изучаемым лексическим темам.
  4. Сюжетные картинки; серии сюжетных картинок.
  5. Лото, домино, дидактические игры на развитие познавательной сферы.
  6. Серии демонстрационных картин «Круглый год», «Мир природы. Животные».
  7. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков.
  8. Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации, свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах и предложениях.
  9. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
  10. Раздаточный материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
  11. Раздаточный материал для фронтальной работы для анализа и синтеза предложений.
  12. Разрезной и магнитный алфавит.
  13. Магнитная доска.
  14. «Логопедический букварь».
  15. Азбука-мозаика.

       

Центр сенсорного развития.    

  1. Звучащие игрушки (погремушки, свистки, дудочки, бубен, гитара, гармошка, металлофон, музыкальные открытки).
  2. Звучащие игрушки-заместители (маленькие пластиковые коробочки из-под «Киндер – сюрприза»  с различными наполнителями – горохом, фасолью, пшеном, камешками, бусинками и т. п.).
  3. Кассеты с записью «голосов природы» (шум ветра, шум моря, пение птиц и т. п.).
  4. Настольно-печатные дидактические игры для развития зрительного восприятия и профилактики нарушений письменной речи («Узнай по контуру», «Чья тень», «Чего не хватает?»).
  5.  «Волшебный мешочек» с мелкими пластиковыми фигурками животных.  

                                             

Центр моторного и конструктивного развития.  

  1. Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам.
  2. Игра «Составь из частей».
  3. Массажные мячики.  
  4. Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.
  5. Средняя мозаика.
  6. Средний и мелкий конструкторы.
  7. Средние и мелкие бусы разных цветов и леска для их нанизывания.
  8. Разноцветные прищепки.
  9. Раскраски, карандаши.  

Уголок игр для мальчиков.    

  1. Модели транспорта разных размеров.
  2. Фигурки  животных.
  3. Пазлы с изображениями машин.
  4. Книги для мальчиков.

Уголок игр и игрушек для девочек.

  1. 2-3 куклы и комплекты одежды для них.
  2. Пазлы с изображениями кукол.

Плоскостные изображения кукол и комплектов одежды для них.

Кадровые ресурсы:

Воспитатели, учитель-логопед, работающие в логопедической группе имеют высшее педагогическое образование.

Каждые пять лет педагоги проходят курсы повышения квалификации, аттестуются или подтверждают квалификационную категорию.

Методы, приемы  развития детей с речевыми нарушениями:

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами: практическими, наглядными, словесными. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка.

К практическим методам логопедического воздействия относятся:

1. Упражнения – многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Упражнения делятся на подражательно-исполнительские (выполнение согласно заданному образцу), конструктивные (конструирование букв, создание из одной буквы другой), упражнения творческого характера (использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале).

2. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами.

3. Моделирование – процесс создания моделей и  их использование в целях формирования представлений о структуре объектах, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

Наглядные методы представляют собой те способы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность логопедической работы.

К наглядным методам относятся: наблюдение, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр профиля органов артикуляции, кинофильмов, прослушивание CD-записей, а так же показ образца задания, способа действия.

Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

Кроме традиционных методов используются и нетрадиционные:

Данные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющих нарушения речи.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

К нетрадиционным методам относятся: музыка-педагог, психогимнастика, релаксационные упражнения. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса ( который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшения психоэмоционального состояния детей.

Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ.

Система психолого-медико-педагогического сопровождения включает диагностико-прогностический и коррекционно-развивающий этапы, в рамках которых определены направления деятельности каждой службы.

На первом этапе осуществляется комплексное изучение детей и составляется психолого-педагогический профиль каждого ребенка. На втором этапе - коррекционно-развивающем осуществляется непосредственная реализация представленной программы.

На основе результатов обследования составляется индивидуальный коррекционно-развивающий план, который предусматривает мероприятия лечебно-оздоровительного и психолого-педагогического характера и включает основные направления деятельности всех специалистов службы сопровождения. Индивидуальный план состоит из следующих разделов: 
Логопедическая коррекция коммуникативно-речевого развития ребенка. 
Художественно–эстетическое развитие
Оздоровительная и лечебно-профилактическая  работа. 
Физическое развитие
Коррекционно-развивающая работа воспитателей. 
Музыкально-коррекционная работа. 
Коррекционно-развивающая деятельность родителей.

Вышеизложенная модель позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, прослеживать динамику коррекционной работы, координировать деятельность всех специалистов дошкольного учреждения.

Логопедическое обследование детей. 

В первой половине сентября проводится  первичное логопедическое обследование детей, посещающих общеобразовательные группы МДОУ. Целью обследования является выявление уровня развития речи детей.

Диагностика проходит в два этапа: обследование детей среднего, старшего и раннего, младшего дошкольного возраста.

Для дошкольников среднего и старшего дошкольного возраста использовались задания на выявления уровня развития неречевых (знание и называние геометрических фигур, основных цветов и оттенков, владение прямым и обратным счетом в пределах 10, классификация предметов, выделение четвертого лишнего) и речевых функций. В диагностику речевой функции входит:

  1. исследование лексико-грамматических представлений: употребление родительного падежа множественного числа, употребление уменьшительно-ласкательных форм, согласование существительных с числительными, объяснение значений слов, употребление предлогов, называние частей предмета, уровень обобщений, подбор антонимов, образование прилагательных от существительных, образование притяжательных прилагательных;
  2. исследование звукопроизношения и уровня развития фонематического слуха, произношение слов сложной слоговой структуры, анализ звукового состава слова;
  3. исследование уровня развития связной речи: рассказ по картине, по серии картин, пересказ.

Исходя из результатов первичной диагностики речи, дети с низким уровнем речевого развития ставятся на учет ПМПк, дети среднего дошкольного возраста становятся претендентами на зачисление в логопедическую группу в новом учебном году.

В январе проводится промежуточная диагностика речи детей, с целью выявления динамики в развитии.

Во второй половине мая проводится итоговая диагностика. Целью которой является выявление динамики в развитии речи воспитанников. Дети среднего возраста с нарушениями речи направляются на  ПМПК для зачисления в логопедическую группу, дети младшего возраста снимаются с учета ПМПк (если уровень речевого развития соответствует возрастной норме) или остаются на учете до следующей логопедической диагностики.

Обследование речи детей, посещающих логопедическую группу, так же проводится 3 раза за учебный год с целью прослеживания улучшений в развитии речи. По результатам обследования заполняются речевые карты и диагностические таблицы.

Планирование коррекционно-развивающих мероприятий.

      Обучение в процессе непосредственной образовательной деятельности — основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. У дошкольников с речевыми нарушениями проявляются особенности в психической деятельности: неустойчивость внимания, пониженная познавательная активность, недостаточная сформированность игровой деятельности.

      Специфика нарушения речи у детей с ФФН состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В связи с этим предусмотрены три типа непосредственной образовательной деятельности: индивидуальная, подгрупповая и фронтальная.

      Основная цель индивидуальной непосредственной образовательной деятельности состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии — дислалии, ринолалии, дизартрии и др.

      Основная цель подгрупповой непосредственной образовательной деятельности  — воспитание навыков коллективной работы. Дети учатся адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения. Большую часть свободного времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с их интересами.

      Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальной и подгрупповой непосредственной образовательной деятельности является то, что они носят опережающий характер и готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях.

      Фронтальная непосредственная образовательная деятельность предусматривает усвоение произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Одновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики детей в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения.

      Во время фронтальной непосредственной образовательной деятельности организуются совместные игры дошкольников, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.

Индивидуальная работа по постановке и автоматизации звуков с детьми проводится от 1 до 5 раз в неделю в зависимости от степени дефекта речи и индивидуальных особенностей детей.

Подгрупповая работа проводится по мере необходимости.

Фронтальная непосредственная образовательная деятельность осуществляется 2 раза в неделю.

Организация режима пребывания детей с речевыми нарушениями  в образовательном учреждении: 

Режим дня в детском саду на холодный период года

Режимные моменты

Старшая группа

Утренний приём и осмотр, игры. Утренняя гимнастика

7.30-8.25

Подготовка к завтраку, завтрак

8.25-8.50

Подготовка к НОД

8.50.-9.00

Непосредственная образовательная деятельность

9.00.-10.00

10.10-10.35

Второй завтрак

10.00 – 10.10

Подготовка к прогулке, прогулка

10.35-12.25

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду

12.25-12.30

Обед

12.30-12.50

Подготовка ко сну

12.50-13.00

Дневной сон

13.00-15.00

Подъём, воздушные и водные процедуры, игры

15.00-15.15

Подготовка к полднику, полдник

15.15-15.30

Индивидуальные логопедические заняия

15.30 – 16.00

Игры, самостоятельная деятельность, кружковая работа

16.00-16.25

Подготовка к прогулке, прогулка

16.25-16.50

Возвращение с прогулки, подготовка к ужину

16.50-17.00

Ужин

17.00-17.30

Игры, самостоятельная  деятельность детей

17.10-18.55

 Уход домой

18.55-19.00

Режимные моменты

Старший дошкольный возраст

Утренний прием, игры на воздухе

7.30 – 8.50

Завтрак

8.50 – 9.00

Игры, чтение художественной литературы

9.00 – 10.00

Второй завтрак

10.00 – 10.10

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки (игры, тематические прогулки, развлечения)

10.10 – 12.50

Подготовка к обеду, вводные процедуры, обед

12.50 – 13.20

Дневной сон

13.20 – 15.00

Постепенный подъем, водные процедуры, игры

15.00 – 15.35

Полдник

15.35 – 15.45

Прогулка

15.45 – 18.00

Ужин Игры, досуги, кружки, развлечения

18.05-18.40

Прогулка

18.40 – 19.00

Уход домой

до 19.00

Режим дня в детском саду на летний оздоровительный период


Взаимодействие специалистов ДОУ, реализующих программу коррекционной работы.

Актуальная потребность и задача дошкольного образования на современном этапе – всесторонняя проработка организационно-содержательных аспектов логопедической и профилактической помощи.

Взаимодействие всех специалистов и педагогов на основе единого интегративного плана,  обогащенная речевая среда, психолого-педагогическое сопровождение детей обеспечивают качественную подготовку к школе в речевом, социальном, интеллектуальном и психологическом аспектах.

Алгоритм коррекционно-воспитательной деятельности основывается на интегративном плане взаимодействия всех специалистов ДОУ. Работа ведется по двум направлениям: тематическому и фонематическому.

Тематическое направление предполагает изучение  в течение недели одной лексической темы специалистами  (учителем-логопедом, воспитателями логопедической группы, воспитателем по ИЗО и физической культуре, музыкальным руководителем), что способствует целостному восприятию и прочному усвоению материала.

Фонематическое направление необходимо для того, чтобы звуки/буквы, изучаемые с учителем логопедом, закреплялись другими специалистами специфическими методами: одно-два упражнения на развитие дыхания, просодических компонентов речи, мимических способностей, двигательно-ритмических.

Формы взаимодействия специалистов:

  1. Совместное обследование детей.
  2. Планирование и проведение занятий различными специалистами в соответствии с единым интегративным календарно-тематическим планом.
  3. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ.
  4. Консультации для специалистов.
  5. Проведение интегрированных занятий и совместных праздников.
  6. Взаимопосещение  занятий.

Задачи организации деятельности специалистов, работающих с детьми с речевыми нарушениями.

Задачи субъектов коррекционно-воспитательной работы.

Учитель-логопед:

  1. Постановка диафрагмально-речевого дыхания.
  2. Формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков.
  3. Коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация.
  4. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  5. Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.
  6. Обучение умению связно выражать свои мысли.
  7. Развитие психологической базы речи.
  8. Совершенствование мелкой моторики.
  9. Логопедизация непосредственной образовательной деятельности и режимных моментов.

Музыкальный руководитель.

Развитие и формирование:

  1. Слухового внимания и памяти.
  2. Оптико-пространственных представлений.
  3. Зрительной ориентировки на собеседника.
  4. Координации движений.
  5. Умения передавать несложный музыкальный  ритмический рисунок.

Воспитание:

  1. Темпа и ритма дыхания и речи.
  2. Орального праксиса.
  3. Просодии.
  4. Фонематического слуха.

Закрепление правильно произносимых звуков. Активизация словарного запаса.

Воспитатель по физической культуре.

Развитие:

  1. Оптико-пространственных представлений и навыков.
  2. Зрительной ориентировки на говорящего.
  3. Координации движений.
  4. Мелкой моторики пальцев рук.

Использование психогимнастики с целью коррекции психических процессов детей с нарушениями речи. Формирование психофизической основы речи путем развития процессов восприятия, внимания, мышления. Закрепление правильно произносимых звуков с помощью подвижных игр и самомассажа с речевым сопровождением.

Воспитатель по ИЗО:

  1. Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания.
  2. Развитие сенсорных представлений.
  3. Развитие мелкой моторики рук.
  4. Формирование графических способностей.
  5. Закрепление умения строить фразы и связано излагать свои мысли в зависимости от периода обучения.

Воспитатели логопедической группы:

  1. Формирование пассивного и активного словаря, расширение кругозора.
  2. Развитие связной речи.
  3. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков по заданию логопеда.
  4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
  5. Развитие графических навыков.
  6. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
  7. Развитие познавательных способностей.

Планируемые результаты освоения детьми программы:       

В итоге логопедической работы дети должны:

      • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

      • четко дифференцировать все изученные звуки;

      • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

      • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

      • различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

      • овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.


                                               

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная рабочая программа для детей с ФФНР

Примерная рабочая коррекционно-образовательная программа  для детей с ФФНР по Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В....

Рабочая программа для детей старшей группы №5 составлена на основе Примерной основной общеобразовательной программы "Развитие +" под редакцией А.И. Булычевой

Рабочая программа  для детей старшей группы №5 составлена на основе Примерной основной общеобразовательной программы  "Развитие +" под редакцией  А.И. Булычевой...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа для детей с ФНР и ФФНР

Рабочая программа для детей с ФНР и ФФНР...

Рабочая программа для детей 1-2 лет (I младшая группа «Агушеньки») по Основной образовательной программе дошкольного образования на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе,

Рабочая программа для второй группы раннего (далее – Программа) определяет содержание и организацию образовательной деятельности с детьми от 1 до 2 лет. Программа разработана в соответствии с Ос...