работа над формированием качеств голоса и темпа речи
материал по логопедии по теме

 Кудашева Елена Викторовна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА

НАД

ФОРМИРОВАНИЕМ

КАЧЕСТВ ГОЛОСА

И

ТЕМПА РЕЧИ

      Работа над формированием качества голоса и правильного темпа речи может проводиться легко, если дети растут среди людей с орфоэпическим произношением. В этом случае у них с первых же дней жизни бывает правильно поставленная артикуляционная база. И трудна эта работа, если ребенок слышит из уст взрослых неправильную, просторечную диалектную речь.

      Следует отметить, что непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, которую мы должны закреплять и сохранять.

      Отдельные элементы интонации – такие как сила голоса, высота голоса, темп, ритм, тембр – сами по себе ничего вне языка не обозначают, не отражают действительность, но без них нет речи. Они как «строительный материал» устной речи.

     Мы должны научить детей легко воспринимаемой, приятной на слух речи. Она характеризуется такими качествами: средним темпом, ритмичностью, умеренной силой и средней высотой голоса. Эти качества могут выступать как постоянные, привычные – они и определяют в целом индивидуальность речи. В тоже время должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать определенные состояния и чувства, т.е. нужно уметь говорить и шепотом, и громко; и медленно и быстро и т.д.

       Следует учитывать возрастные особенности речи детей. Например, ребенок младшего возраста склонен к быстрой речи,  делает короткие неуместные паузы. Воспитатель должен учить детей говорить не торопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационно мысль. Приучить детей к речи среднего темпа, без лишних остановок помогут индивидуально направленные приемы: замечания («Я не поняла, что тебе дать, скажи помедленнее!»); сопряженная речь («Давай вместе побаюкаем твою куклу: Баю-баю! Баю-бай! Спи, Танюша, засыпай!»). Лучший прием – проведение хороводов, подвижных игр с напеванием текста, и при этом – сопровождение речи движениями. Например, ребенок читает знакомое стихотворение от лица мишки, который медленно, вперевалку шагает по столу, и эти движения помогают рассказчику соразмерить темп речи. Малышу, который привык говорить торопливо, можно предложить прочитать какое-либо стихотворение, содержание которого связано с действиями, например,  потешку «Расти, коса,  до пояса, не вырони ни волоса…» (чтение сопровождается поглаживанием куклы по голове).  

        Со старшими детьми организуют хоровой счет предметов в заданном темпе, выполнение заданий на смену темпа в знакомой скороговорке. Речь детей страдающих скороговоркой легко нормализуется, если их учить протягивать ударные слоги в словах. Для всех возрастных групп прекрасным средством воспитания темпа речи является хоровое пение, или сольное пение.

       У нормально развивающихся детей не наблюдается резких нарушений в ритме речи. Эти нарушения чаще всего бывают несовершенством дыхания, неумением сразу же подобрать подходящее слово. Подражая выразительному чтению воспитателя, дети учатся чувствовать, различать ритмы художественных произведений; плавный ритм сказки, энергичный ритм марша и т.д.

         Чаще всего темп речи указывает на эмоциональное состояние говорящего: его напряженность, «захваченность», увлеченность излагаемыми событиями (быстрый темп речи или постепенно убыстряющийся), его намерение растолковать что-либо слушающему, сосредоточить его внимание на том, о чем идет речь (замедленный темп). Живая речь непременно должна быть разнообразна по темпу. Ничто так не обесцвечивает речь, как однообразие темпа. Темп в речи выполняет не только самостоятельную функцию, но главным образом служит усилением выразительности остальных элементов интонации – силы голоса, тембра и других качеств голоса.

         Тембр голоса в значении «эмоциональная выразительность» - это выражение голосом радости, горя, досады, гнева, ликования и т.д. Он никак не поддается описанию, воспитатель может только произнести, предложить детям имитировать свое произношение. Например, можно провести дидактическую игру, в которой требуется произносить одно и то же слово (предложение) – «Самолет!» (или «Летит!») в меняющейся ситуации:

  1. с чувством страха: летит вражеский самолет;
  2. с чувством радости: летит самолет, на котором детям везут подарки.

   Способность модулировать свою речь по тембру – благо приобретаемое качество и развитие его путем упражнений очень способствует  совершенствованию качества речи.

      Упражнения в модулировании голоса по тембру проводятся преимущественно в процессе разучивания детьми стихотворений, особенно таких, которые требуют совершенно однозначных интонаций – радости, страха, сочувствия, торжественности и др. Воспитатель читает  эти стихи подчеркнуто выразительно, и дети учатся имитировать соответствующий тембр. Например: А. Барто «Зайка» - с чувством жалости, «Грузовик» - с чувством досады и т.д.

      Правильное использование силы голоса и его высоты также характеризует качество речи. Внимание к этой стороне речи требуется на всех возрастных этапах.

      В младших группах воспитатель в основном воздействует на речь детей в их повседневной жизни: в игровых ситуациях, при чтении художественной литературы и т.д. Он объясняет, почему в данной ситуации нельзя говорить громко, примером подкрепляет свои требования - обращается к детям вполголоса, по необходимости говорит очень тихо.

      Уже в более старшем возрасте нужно научить детей согласовывать силу своего голоса с окружающими условиями, беречь его; это имеет большой педагогический смысл. Воспитатель должен приучить детей в групповой комнате говорить негромко (средняя сила голоса), предупреждая появление излишнего шума, в спальне, в общественных местах (в вагоне, аптеке, в кабинете врача) – вполголоса или шепотом. В тоже время он воспитывает у детей  умение усиливать голос при ответах на занятии перед группой детей, на утреннике перед слушателями – гостями, учит подавать команду или речевой сигнал в игре или во время гимнастики. Для формирования силы и высоты голоса можно использовать подвижные игры, в которых требуется проговаривание вполголоса. Например, в игре «Кот на крыше» дети негромко произносят «Тише, мыши, тише, мыши…»

      В старших группах проводят тренировочные упражнения, развивающие гибкость голоса (проговаривание скороговорок, игры «Перекличка», «Ауканье», «Эхо»). Можно предложить детям дидактическую игру «Как позвали Мишку» (с одной демонстрационной игрушкой, а затем с различными мелкими игрушками). Ведущий (сначала сам воспитатель) неоднократно обращается к Мишке, спрятанному за ширму, с простой фразой: «Мишка, покажись», последовательно меняя голос.

     В зависимости от того, как произнесена эта фраза, Мишка выполняет разные действия: если тихо – он ложится, спит; если громко – пляшет; медленно – бредет вперевалку; быстро – скачет. Затем роль ведущего выполняют дети (по одному или все вместе – хором). Игра развивает слуховое внимание, тренирует силу голоса.

        У детей старшего возраста вызывают интерес задания, выполняя которые они учатся менять высоту голоса. Например, рассматривая игрушки или картинки, изображающие животных и их детенышей, дети произносят звукоподражания с различной высотой голоса.

      Шире нужно использовать и дидактические рассказы со звукоподражанием. Они отражают реальные, знакомые детям события, и смена темпа, силы и высоты голоса является осознанной, понятной ребенку. Некоторые темы рассказов («Гроза в лесу», «Утренние голоса в деревне», «У пруда», «Экскурсия на большую стройку») дают большой простор для подбора звукоподражаний, смены темпа, силы и высоты голоса.

     Работа по формированию темпа речи и качества голоса организуется преимущественно в процессе свободного речевого общения детей с воспитателем в детском саду и другими взрослыми дома: взрослый исправляет ошибки детей тактично, не обижая ребенка; просто показывает образец, как надо говорить в данном случае, и поощряет ребенка, когда тот старается ему подражать.

     Эта работа так же ведется на специальных занятиях или занимает одну из частей занятия, и она имеет конкретные задачи:

1) постановка дыхания (проводятся специальные дыхательные упражнения);

2) усвоение  ритма слова (слогоразделение);

3) приобретение навыка в модулировании отдельных качеств голоса (сила, темп, тембр и т.д.);

4) приобретение навыков в произнесении законченной интонации предложения или интонационных фигур смысловых отрезков речи.

     Следует отметить, что основной метод работы над формированием качеств голоса и правильного темпа речи является метод имитации и поэтому речь окружающих детей взрослых должна служить примером для детского подражания. Воспитатель детского сада обязан быть достаточно натренирован в модулировании своим голосом всех качеств речи: силы голоса, высоты тона и т.д. – для выражения различных человеческих чувств: радости, горя, страха и др. Это дает ему умение легко схватывать стиль произношения связной речи: будь то книжный стиль или разговорный. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в детском воспитательном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ СИЛУ ГОЛОСА И ТЕМП РЕЧИ.

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ СИЛУ ГОЛОСА И ТЕМП РЕЧИ.(Консультация для родителей)Третий год жизни ребенка наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи. Дети способны легко усваивать многие звуки и...

Дидактические игры, развивающие силу голоса и темп речи. Вторая младшая группа.

Картотека. Дидактические игры, развивающие силу голоса и темп речи. Вторая младшая группа....

Игры, развивающие силу голоса и темп речи.

Голосовой аппарат ребёнка до трёх лет ещё недостаточно окреп. Малыш не всегда может правильно им пользоваться, говорит тихо, шёпотом или громко, крикливо....

Игры, развивающие силу голоса и темп речи

Представлены несколько игр,которые можно использовать на занятии, а можно в домашних условиях. Материал может быть интересен воспитателям, логопедам и родителям....