Главные вкладки

    Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
    статья (логопедия) по теме

    Кочетова Елена Сергеевна

        Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, осложнение речевых проблем требует поиска новых организационных форм помощи и приёмов обучения для них. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_na_temu.docx17.47 КБ

    Предварительный просмотр:

       

                 

                     Статья на тему:

    «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда»

                                                                             Подготовила учитель – логопед:

                                                                             Кочетова Е.С.

        Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, осложнение речевых проблем требует поиска новых организационных форм помощи и приёмов обучения для них. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

    Насущными проблемами современной коррекционной педагогики являются:

    - сохранение физического и психического здоровья  детей с нарушениями речи;

     - нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии;

     - коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи;

     - успешная социализация детей с дефектами речи.

      Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

    - Технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний (динамические паузы, физминутки, гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз).

    - Коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия).

    - Технологии обучения здоровому образу жизни (проблемно игровые методики, игротерапия, разные виды массажа и самомассажа).

       В здоровьесберегающих технологиях используются группы приемов:

    - защитно-профилактические;

    - компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная гимнастика; массаж, самомассаж; психогимнастика);

    -стимулирующие (приемы психотерапии, фитотерапии, цветотерапии, песочной терапии);

    - информационно-обучающие.

                            Стимулирующие приемы здоровьесбережения.

         На фоне комплексной логопедической помощи эти приемы не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. К стимулирующим приёмам относятся:

    - приемы психотерапии: вся логопедическая работа пронизана психотерапевтической направленностью. Психотерапевтическое воздействие ведется с учетом особенностей личности ребенка, обусловленных речевыми нарушениями и ситуацией стойкой неуспеваемости. Основным средством психотерапевтического воздействия является слово. В процессе коррекционной работы проводятся беседы, даются  разъяснения, внушается уверенность в собственные силы, желание и стремление работать над своей речью, возможность преодоления дефекта, что в конечном итоге положительно влияет на результат логопедического воздействия.

    - элементы песочной терапии: в песочном мире ребенок чувствует себя защищенным, ему комфортно. Посредством песочной терапии происходит не только гармонизация психоэмоционального состояния, но и решаются непосредственно логопедические задачи: мощно развивается тактильно - кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, более гармонично и интенсивно развиваются речь, мышление, восприятие, память, совершенствуются коммуникативные навыки ребенка. Используя песочную терапию, дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

    - элементы сказкотерапии:

    - облачение занятия сказочным сюжетом

    - использование отрывков из сказок

    - введение в занятие сказочного героя

    - сочинение сказок.

        Во время коррекционной работы, использование элементов сказкотерапии способствует обогащению словаря, автоматизации поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Во время работы над текстами сказок ребенок учится правильно придумывать, пересказывать, искать ответы на вопросы в тексте, что влияет на развитие связной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра  голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера.

    - элементы цветотерапии: включая в логопедическую практику методику выбора цвета, позволило быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние ребенка и преобладающие в данный момент поведенческие тенденции.

       Широко используются в логопедической работе рисунки, т. к. рисование - один из главных способов познания и отражения окружающего мира. Рисование вызывает у детей интерес и радость, снимает психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, и позволяет быстрее и легче усвоить предлагаемый логопедом материал, преодолеть речевое нарушение.

    - элементы музыкотерапии: целью использования музыкотерапии на коррекционных занятиях, является снятие напряжения, тревожности; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), сенсорных способностей, растормаживание речевой функции. Наиболее важным для детей - логопатов является развитие чувства ритма, темпа, мыслительных способностей и фантазии; вербальных и невербальных коммуникативных навыков, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики посредством музыкально-ритмических упражнений.

       Для занятий с использованием технологий здоровьесбережения характерны следующие  моменты:

    - в организационный момент включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика;

    - в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения;

    - в каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;

     - динамические паузы и физминутки, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия, даются задания на словотворчество детей;

    - предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций;

       Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно отметить, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда

    В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда, также становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения ...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

    В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем применение здоровьесберегающих тех...

    Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда

    Я применяю в работе здоровьесберегающие технологии, которые позволяют развивать речевое дыхание, крупную моторику, формировать произношение, фонематический слух....

    Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ.

      Так как здоровьесберегающие образовательные технологии - это воспитание культуры здоровья детей, то цель этих технологий, становление  осознанного отношения ребенка к здоровью и раз...

    Здоровьесберегающие технологии в работе учителя - логопеда

    Материал для учителей-логопедов, работающих с детьми имеющими нарушения речи. В материале представлены, какие задачи преследуют здоровьесбереающие технологии, на каких принципах строятся и классификац...

    Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ

    Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы. В своей работе мною активно используются как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционная гимнаст...

    Материалы из опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР»

    Материалы из опыта работы:«Здоровьесберегающие  технологии  в  работе  учителя-логопеда с детьми с ЗПР»...