Примерный комплекс упражнений для занятий с детьми по развитию фонематического восприятия
статья по логопедии по теме

Гусева Наталья Юрьевна

Данный материал поможет специалистам и родителям организовать занятия с детьми в саду и дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primernyy_kompleks_uprazhneniy_dlya_zanyatiy_s_detmi.docx40.62 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный комплекс упражнений для занятий с детьми

 по развитию фонематического восприятия

ЗАНЯТИЕ 1

Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Бумажная лодочка, длиною 4 см; тазик с водой.

Ход занятия

Упражнение «Пусти лодочку по воде»

Таз до половины заполнен водой. Каждый ребенок, произнося: «Фу-у-у», дует на лодочку так, чтобы она плыла от одного «берега» до другого.

Упражнение выполняется 2 раза.

Игра «Лодочка и пароход»

Логопед делит детей на две группы: одна группа — это лодочки, другая — пароходы.

Л о г о п е д. Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тшух, тшух» (дети повторяют звукосочетание).

По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух»; по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа.

Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

 

ЗАНЯТИЕ 2

Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Две подставки, между которыми натянута леска с тремя бабочками из гуммированной бумаги (4x4 см) на нитке длиной в 8—10 см (леска натянута на уровне рта ребенка).

Ход занятия

Игра-соревнование «Чья бабочка дальше долетит?»

Вызываются трое детей. Они встают перед бабочками. По сигналу «Бабочка, лети» дети дуют на свою бабочку, произнося: «Фу-у-у» один раз. Чья бабочка выше полетит, тот выиграл.

В игре должны принять участие все дети.

Игра «Конькобежцы и лыжники»

Л о г о п е д. Мы будем конькобежцами — будем кататься на коньках. Когда коньки скользят по льду, то слышно: «Жух, жух, жух» (дети имитируют, что едут на коньках, скользя ногами по полу, и произносят звукосочетание).

— Теперь мы будем лыжниками — будем кататься на лыжах. Когда едут лыжники, снег хрустит: «Ши-их, ши-их, ши-их» (дети имитируют, что едут на лыжах, и произносят звукосочетание).

Затем дети делятся на две группы: конькобежцы и лыжники. По сигналу: «Едут конькобежцы» действия выполняет первая группа; по сигналу: «Едут лыжники» действия выполняет вторая группа. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

 

ЗАНЯТИЕ 3

Программное содержание. Развивать речевое внимание, речевое дыхание и артикуляционный аппарат детей.

Материал. Мишка, зайка (игрушки).

Ход занятия

Игра «Поезд»

Л о г о п е д. Мы поедем в гости к мишке и зайке на поезде. Я буду машинистом, а вы — вагончиками. Колеса стучат: «Тух, тух, тух», поезд гудит: «У-у-у» (дети повторяют звук и звукосочетание). Когда поезд прибывает на станцию (стул, на котором сидит мишка), он останавливается: «Уу-ух». Мишка садится в поезд и вместе с детьми едет к зайчику... Затем зверюшки и дети возвращаются в группу.

Игра с заданиями

Задания детям дает мишка: «Походите по комнате как я»... «Порычите: «Хрп-хр-хр»... «Ешьте мед — слизывайте с лапы... оближите губы... зубы круговым движением» (дети выполняют задания).

Затем задания детям дает зайка: «Я зайка, меня называют трусишка. Когда я испугаюсь, то у меня хвостик из стороны в сторону качается. Покажите язычком, как качается мой хвостик (дети по показу логопеда широко раскрывают рот и, не касаясь губ, проводят языком от угла до угла рта). Я умею скакать, а вы? (Дети скачут, как зайка.) От лисы я прячусь за куст (дети приседают) и дышу так: «У-у-у-ух, у-у-ух, у-у-ух» (дети повторяют).

 

 

ЗАНЯТИЕ 4

Программное содержание. Развивать речевое внимание, речевое дыхание и фонематический слух детей.

Материал. Мяч.

Ход занятия

Игра «Надуем мяч»

Логопед предлагает детям встать в круг. Круг — это мяч.

Л о г о п е д. Мяч плохо надут, давайте его надуем: «Пф-ф, пф-ф-ф» (дети делают большой круг и произносят звукосочетания). Мы так сильно надули мяч, что он лопнул: «Шш-ш-ш» (дети сбегаются в середину круга). Давайте снова его надуем: «Пф-ф»... Опять лопнул...

Игра повторяется и с тем, и с другим звукосочетанием еще раз.

Л о г о п е д. Мы надули мяч, теперь он будет хорошо подскакивать. Будем передавать мяч по кругу. Тот, у кого мяч, ударит об пол, скажет: «Прыг», поймает его и передаст соседу.

В игре должны принять участие все дети. Затем играющие, ударяя об пол мячом, произносят: «Скок», ловят мяч и передают его следующему ребенку.

 

ЗАНЯТИЕ 5

Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Ход занятия

Упражнение «Заморозим руки»

Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу, вытянув вперед руки: наклоняются, дуют товарищу на руку и произносят: «Сффф-сффф».

Если ребенок почувствовал холодную струю, он опускает руку, и партнер дует на другую. После этого они меняются местами.

Игра «Падают листья»

Дети встают в круг.

Логопед произносит текст. На первые две строчки дети идут по кругу, на третью и четвертую — переступают с ноги на ногу и произносят: «Шик», на пятую — поднимают руки вверх, медленно их опускают и сначала тихо, затем громче и громче произносят слово «летят».

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят:

«Шик, шик, шик, шик».

И летят... летят... летят.

 

ЗАНЯТИЕ 6

Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух и голосовой аппарат детей.

Материал. На каждого ребенка и логопеда по большому и маленькому кружку; искусственный или живой цветок.

Ход занятия

Игра «Оркестр»

Л о г о п е д. В оркестре много музыкантов, которые играют на разных инструментах. А мы будем играть только на больших и маленьких барабанах.          

Каждому ребенку дают по маленькому и большому кружку; на доске такие же кружки.

Л о г о п е д. Когда ударишь по большому барабану, он стучит: «Там-там-татам»; по маленькому — «Тям-тям-тятям». (Дети повторяют звукосочетания 2—3 раза.)

— Играем на больших барабанах (показывает на большой кружок, дети поднимают такой же кружок и вместе с воспитателем поют соответствующую песенку).

— Играем на маленьких барабанах (показывает на маленький кружок, дети поднимают свои кружки и поют другую песенку). 

Затем логопед (произвольно) показывает на кружки, а дети, поднимая их, поют нужные песенки.

Упражнение «Понюхай цветок»

Л о г о п е д. Всем артистам дарят цветы. Нам тоже подарили цветок. Он очень хорошо пахнет. Посмотрите, как я его нюхаю  (вдох через нос, на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х»).  

Затем логопед подходит к каждому ребенку, и тот повторяет оба действия. Когда все понюхают цветок, логопед предлагает детям произнести следующую фразу сначала тихо, потом громче: «Как хорошо пахнет цветок».

 

ЗАНЯТИЕ 7

Программное содержание. Развивать речевое внимание, речевое дыхание, фонематический слух и голосовой аппарат детей.

Материал. На каждого ребенка и логопеда по белой и черной полоске (1,5x4 см).

Ход занятия

Упражнение «Тренировка»

Л о г о п е д. Сегодня вы опять станете артистами и будете играть на пианино. У всех пианистов очень сильные руки. Давайте подготовимся к выступлению. Встаньте парами друг против друга, протяните руки, сжимайте пальцы в кулачок и говорите: «Ух-ах» (упражнение повторяется 6— 7 раз). Теперь будем перебрасывать мяч друг другу. Один скажет: «Ат» — и перебросит мяч другому ребенку; другой, поймав, скажет: «Ать» — и тоже перебросит мяч. (Дети повторяют звукосочетания.)

В зависимости от количества мячей в группе играют сразу все дети или по очереди: перебрасывают мяч по 4—5 раз.

Игра «Оркестр»

Л о г о п е д. Это пианино (выставляет белую и черную полоски). Когда ударяешь по белой клавише, то слышно: «Дала - лалала» (последние три слога произносятся слитно). Я буду дирижером.

Играющим раздаются полоски. Логопед без системы показывает на полоски, дети дотрагиваются до соответствующей полоски и поют песенки вместе с логопедом: 3 раза — медленно, 3 раза — побыстрее.

Логопед хвалит детей и аплодирует им.

 

ЗАНЯТИЕ 8

Программное содержание. Развивать речевое внимание, речевое дыхание и артикуляционный аппарат детей.

Материал. Игрушки: кукла, мишка.

Ход занятия

Упражнение «Тренировка»

Л о г о п е д. Сегодня вы опять станете артистами и будете играть на дудочке: «Ду-ду-дудуду» (дети повторяют звукосочетание 2—3 раза). Давайте подготовимся к выступлению: сильно надуем щеки, как будто у нас по рту два мячика (показ). Потом подуем и скажем: «Пууу» (повторить 5— 6раз).

Игра «Оркестр»

Л о г о п е д. Нам в игре помогут кукла и мишка. Если я подниму куклу, заиграют девочки; если я подниму мишку, заиграют мальчики; если я подниму куклу и мишку, заиграют все артисты — весь оркестр.

Логопед в произвольном порядке поднимает игрушки, а дети выполняют соответствующие действия (9-12 раз). В конце игры кукла и мишка хвалят артистов и хлопают им.

 

ЗАНЯТИЕ 9

Программное содержание. Развивать речевое внимание, речевое дыхание и фонематический слух детей.

Ход занятия

Игра «Поезд и птичка»

Л о г о п е д. Послушайте, что однажды произошло. Ехал поезд через лес, и его колеса стучали сердито: «Т-т-т-ттт». Услыхала его песенку птица и захотела спеть так же, но у нее получилась ласковая песенка: «Ть-ть-ть-тьтьть» (дети повторяют звукосочетания по 2 раза). Итак, мальчики будут поездом, а девочки— птичками. Идет поезд, колеса стучат... Поет птичка... (Дети произносят нужные звукосочетания.)

Упражнения повторяются по 3 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Л о г о п е д. В это время мама с дочкой пришла на речку около леса полоскать белье. Они услышали песенки поезда и птички. Девочка говорит маме: «Какая нежная, ласковая песенка у птички, а у поезда грубая, сердитая». Мама с ней согласилась. Они начали полоскать белье (показ), и стало слышно: «Шух-шух-шух» (дети имитируют полоскание и повторяют звукосочетание б— 7 раз).

 

ЗАНЯТИЕ 10

Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат детей.

Материал. Картинка с изображением индюка. 

Ход занятия

Игра «Высоко—низко»

Л о г о п е д. Мы будем птицами. Птицы летают высоко (поднимает руки вверх) и низко (опускает руки). Когда я подниму руки вверх, будем петь: «Вьют, вьют, вьют»; когда я опущу их, будем петь: «Фьют-фьют-фьют». (Игра повторяется 5—6 раз с разными звукосочетаниями.) Летит большая птица, скорее прячьтесь под мои крылья (разводит руки в стороны, дети бегут к логопеду). Улетела птица (возвращаются на свои места).

Игра повторяется.

Упражнение «Индюк дразнится»

Л о г о п е д. Посмотрите (показывает картинку), это домашняя птица — индюк. Когда он ходит, то высовывает язык: «Бл-бл-бл». Как будто дразнится (дети повторяют звукосочетание 3—4 раза).

— Однажды кот увидел индюка. Подумал, что тот его дразнит, и зашипел на него: «Шш-шш-шш» (дети произносят это звукосочетание все громче и громче 4—5 раз).

Дети делятся на группы — индюки и коты. Они встают друг против друга и выполняют игровые действия 3 раза. Затем меняются ролями, и игра повторяется.

 

ЗАНЯТИЕ 11

Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевой слух детей.

Материал. Картинки с изображением кошки, котенка, собаки, щенка, гуся, гусенка, лягушки, жеребенка, коровы, теленка; танцевальная музыка (в записи).

Ход занятия

Игра «Карнавал»

Л о г о п е д. Сегодня карнавал птиц и животных. Они придут вместе с детенышами. Но сделать это смогут только тогда, когда правильно споют свою песенку (детям раздаются картинки с изображениями птиц и животных, их детенышей).

Я буду объявлять, кто идет: кот с котенком (дети имитируют мяуканье, разное по громкости и тональности). Проходите, пожалуйста! Очень рады вас видеть.

Собака со щенком... (по очереди называются все персонажи).

Карнавал начинается: танцуем (включить запись на 2 минуты). Встали в хоровод (дети исполняют любую хороводную песню).

Кто хочет выступить: спеть свою песенку? (Вызываются 2—3 желающих.)

Карнавал окончен; поклонитесь (показ) и попрощайтесь — спойте каждый свою песенку.

 

ЗАНЯТИЕ 12

Программное содержание. Развивать артикуляционный аппарат и дикцию ребенка.

Материал. Мяч.

Ход занятия

Игра «Назови игрушку» (в кругу с мячом)

Л о г о п е д. Будем передавать мяч по кругу. У кого мяч, тот должен стукнуть им об пол и громко назвать любую игрушку, поймать мяч и передать его соседу.

— Я буду первая: «Буратино» (логопед поизносит слово и одновременно ударяет мячом об пол, ловит его и передает ребенку).

В игре принимают участие все дети.

Упражнение «Болтушка»

Л о г о п е д. Мы бросали мяч об пол, он подскакивал вверх. Теперь давайте дадим задание нашему языку: пусть он опускается вниз за нижнюю губу и поднимается вверх (показ). Язык должен дотрагиваться до губ.

После восьми движений детям дается короткий отдых, и упражнение повторяется.

 

ЗАНЯТИЕ 13

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и дикцию детей.

Материал. Большой и маленький желтые круги; мяч.

Ход занятия

Игра «Назови животное» (в кругу с мячом)

Л о г о п е д. Будем передавать мяч по кругу. У кого мяч, тот стукнет им об пол, назовет взрослое животное или его детеныша, поймает мяч и передаст соседу. Я начну: «Бегемот» (одновременно ударяет мячом об пол и произносит слово, ловит и передает мяч ребенку). В игре должны принять участие все дети.

Игра «Разговор синичек»

Л о г о п е д. Послушайте, что однажды произошло. Сидели две синички на ветке дерева и разговаривали — пели свои песенки. Большая синичка (показ большого круга) пела: «Зинь-зинь-зинь», а маленькая (показ маленького кружка) пела: «Синь-синь-синь» (дети повторяют звукосочетания по 2 раза).

Вызывает двух детей, одному дает большой, другому — маленький кружок (большая и маленькая синичка). Дети встают друг против друга и по очереди поют соответствующие песенки (по 2 раза), затем меняются ролями и снова поют песенки.

В игре должны участвовать все дети.

 

ЗАНЯТИЕ 14

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Материал. По одной бумажной салфетке на каждого ребенка.

Ход занятия

Игра «Ветер и волны» (в кругу)

Л о г о п е д. Когда дует сильный ветер: «Шш-шш-шш» (дети вместе с логопедом повторяют звуки и раскачивают поднятыми руками из стороны в сторону), то волны на речке большие: «Шшш-шшш-шшш» (дети вместе с логопедом произносят звуки, резко раскачивая одной рукой перед собой от плеча до плеча — полукруглым движением).

Когда дует слабый ветерок: «Ш-ш-ш» (дети вместе с логопедом тихо произносят звуки и медленно раскачивают руками из стороны в сторону), волны на реке маленькие: «Сь-сь-сь» (дети и логопед произносят звуки и покачивают перед собой одной рукой).

Оба упражнения дети выполняют по 2 раза,

 

Упражнение «Большие и маленькие волны»

Л о г о п е д. Наш язычок тоже умеет делать волны. Вот маленькая волна (медленно проводит языком от угла до угла по нижней губе и обратно; дети проводят по нижней губе 5—6раз). Вот большая волна (достаточно быстро проводит языком по верхней губе, и дети делают то же 5—6 раз).

Упражнения повторяют после короткого отдыха. При выполнении упражнений детям дают бумажные салфетки для губ.

 

ЗАНЯТИЕ 15

Программное содержание. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Ход занятия

Упражнение «Послушный язычок»

Л о г о п е д. Мы умеем давать задания языку, и он стал послушным. Умеет быть широким (высовывает язык, кладет его на нижнюю губу; дети повторяют упражнение). Он может стать узким: уколите пальчик (показ), умеет облизывать губы, зубы (дети выполняют соответствующие действия). Наш язычок может стать маятником и до губ не дотрагиваться (дети выполняют соответствующее действие). Мы научили его дразнить котенка (упражнение «Индюк дразнится»).

Все действия выполняются не в быстром темпе; нужно добиваться путем неоднократного показа четкости выполнения. Повторяются 2-3 раза, по ходу рассказа.

Л о г о п е д. Вот какой язык у нас послушный. Давайте его погладим. Покажите мне большой язык, прикусите его тихонько зубами и проведите ими до самого кончика (показ).

Это упражнение повторяется 3—4 раза.

Игра «Пляшут наши ножки» (в кругу)

Л о г о п е д. Будем прыгать на одной ножке: подпрыгнем 3 раза и скажем: «Та-та-та»; потом прыгнем на другой ножке и скажем: «Да-да-да» (прыжок должен синхронно совпадать с произнесением слога).

Дети выполняют упражнение 6 раз, чередуя ноги. После короткого отдыха дети прыгают попеременно на одной ноге и произносят слоги: «Ту-ту-ту» и «Ду-ду-ду».

 

ЗАНЯТИЕ 16

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание и артикуляционный аппарат детей.

Материал. Круг с широкой полосой по диаметру; фланелеграф и к нему картинки: собака, слон, бусы, лист, автобус, троллейбус.

Ход занятия

Упражнение «Заморозим руки»

Логопед предлагает детям подставить ладонь ко рту, произнести: «Тесс», не высовывая языка и с сомкнутыми зубами (показ). Некоторым детям предлагает подуть и на свою руку.

Упражнение повторяется 6 раз с переменой руки.

Игра «Вода— водичка»

Л о г о п е д. Когда из крана течет сильная струя воды, то слышно: «С-с-с-с» (дети долго и громко тянут звук); когда из крана капают отдельные капли, то слышно: «С-с-с» (дети произносят звуки отрывисто и тихо).

— Вот кран (показ кружка с полоской). Если я поверну кран сильно (логопед держит круг перед собой и поворачивает его слева направо), вы будете громко петь: «С-с-с-с»; если немножко поверну (показ), вы будете громка петь: «С-с-с-с». (Логопед поворачивает круг по-разному 6— 8 раз, дети поют соответствующие песенки.)

— Мы пели песенки водички. Эти песенки есть в названии этих предметов — в словах (показ на картинки). Послушайте: сссобака, ссслон, буссы, лисссток, автобуссс, трол-лейбуссс (каждое слово дети повторяют вместе с логопедом).

Логопед вызывает ребенка, тот называет предмет и вместе с логопедом и самостоятельно произносит слова, выделяя звук «с» (тянет его):

 

ЗАНЯТИЕ 17

Программное содержание. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Материал. Круг, разделенный по диагонали на несколько частей.

Ход занятия

Упражнение «Маятник»

Л о г о п е д. У некоторых часов есть маятник, и наш язык тоже захотел быть маятником. Он качается из стороны в сторону, но не дотрагивается до губ, а то часы остановятся (показ).

Дети выполняют упражнение 5—6 раз; после короткого отдыха повторяют его.

Игра «Часы»

Л о г о п е д. У меня волшебные часы (показывает круг, разделенный на части). Они могут говорить (раскачивает руками из стороны в сторону, держа круг перед детьми): «Ут-ро. Ут-ро» (дети повторяют). Что вы делаете утром? (Ответы детей.) Умывайтесь (имитируют умывание).

Часы говорят: «День-день» (раскачивает руками на каждое слово). Что они вам сказали? Что вы делаете днем? (Ответы детей.) Ешьте (имитируют).

Слушайте, что скажут часы: «Ве-чер, ве-чер» (дети произносят слово целиком). Что вы делаете вечером? Мы смотрим телевизор (обводит рукой комнату, дети следят за рукой).

Часы говорят: «Ночь-ночь» (дети повторяют слово). Что вы делаете ночью? (Ответы детей.) Спите (дети имитируют сон).

Часы говорят: «До-сви-да-ния». (Дети прощаются с часами.)

 

ЗАНЯТИЕ 18

Программное содержание. Развивать речевое внимание, речевое дыхание и артикуляционный аппарат детей.

Материал. Бумажный двухтрубный кораблик.

Ход занятия

Игра «Веселый мяч» (в кругу)

Л о г о п е д. У меня веселый мяч. Он умеет смеяться. Когда с ним играет девочка, он смеется: «Ха-ха-ха» (дети повторяют), когда в него играет мальчик, он смеется: «Хи-хи-хи» (дети повторяют); когда падает, то говорит: «Ах-ох».

— Я буду бросать вам мяч, вы должны поймать его, посмеяться и перебросить мне. Если мяч упадет, все скажут: «Ах-ох».

Игра проводится в достаточно быстром темпе. В ней должны принять участие все дети.

Затем девочки и мальчики меняются ролями, и игра повторяется.

Упражнение «Пусти лодочку по воде»

Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 1.

 

ЗАНЯТИЕ 19

Программное содержание. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Материал. Картинки с изображением иглы, пилы, щетки

Ход занятия

Игра «Делай правильно» (в кругу)

Л о г о п е д. Когда шьют иголкой (показ картинки), слышится: «Шик-шик-шик». Когда пилят дрова пилой (показ картинки), слышно: «Жик-жик-жик», а когда чистят одежду щеткой, слышно: «Щик-щик-щик» (дети повторяют все звукосочетания вместе с логопедом по 2—3 раза).

— Давайте шить... пилить дрова... чистить одежду... (дети имитируют движения и произносят соответствующие звукосочетания).

Логопед в произвольном порядке произносит звукосочетания, а дети выполняют действия. Затем показывает картинки, дети произносят звукосочетания и выполняют действия.

 

Упражнение «Болтушка»

Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 12.

 

ЗАНЯТИЕ 20

Программное содержание. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Материал. Кукла, желобок (из достаточно плотной бумаги сделать трубочку, склеить ее, затем разрезать вдоль и использовать одну часть).

Ход занятия

Игра «Песенки чайника»

Л о г о п е д. Однажды чайник решил петь песенки вместе с ребятами. Но из чайника выходил пар, и все песенки начинались с «Сс-с-с» — песенки водички. Дети пели: «Ли-ли-ли», а чайник: «Ссссли-сссли-сссли».

— Кукла будет петь свою песенку, а вы — песенки чайника (кукла: «Ло-ло-ло»; дети: «Сссло-сссло-сссло»; логопед помогает).

В игре используются следующие слоги: «ла», «ля», «ле», «лё», «лю», «лу», «лы».

Упражнение «Сделай желобок»

Логопед показывает бумажный желобок: «Это желобок. По нему течет вода. Мы научим свой язык изображать желобок. Покажите мне язык, теперь дайте ему задание сделать желобок (показ несколько раз всей группе и индивидуально тем детям, у которых не получается).

Упражнение повторить 5-6 раз.

 

ЗАНЯТИЕ 21

Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух детей.

Материал. Картинка с изображением улья.

Ход занятия

Игра «Пчелы»

Л о г о п е д. Пчелы живут в ульях — домиках, которые для них сделали люди (показ картинки). Когда пчел много, они гудят: «Зззз-зззз-зззз» (дети повторяют). Одна пчела поет ласково: «Зь-зь-зь».

Вы будете пчелами. Встаньте сюда (с одной стороны комнаты). А там (показ на противоположную сторону комнаты) — поляна с цветами. Утром проснулись пчелы и загудели: «Ззз-ззз» (дети произносят звуки). Вот одна пчела (дотрагивается до какого-нибудь ребенка) полетела за медом, крылышками машет и поет: «Зь-зь-зь» (ребенок имитирует полет пчелы, произносит звуки, присаживается на другой стороне комнаты).

Вот еще пчела полетела (дотрагивается до следующего ребенка; игровые действия выполняют все дети).

Набрали они много меда и полетели в улей: «Зь-зь-зь»; прилетели домой и громко загудели: «Зззз-ззз-ззз» (дети имитируют полет и произносят звуки).

 

ЗАНЯТИЕ 22

Программное содержание. Развивать речевое внимание и голосовой аппарат детей.

Ход занятия

Игра «Ветер-ветерок»

Л о г о п е д. Сильный ветер раскачивает деревья и громко шумит: «Ши-ши-ши» (дети вместе с воспитателем поднимают руки вверх, сильно ими раскачивают и произносят звуки).

— Ветерок раскачивает травку и тихо поет: «Ш-ш-ш» (дети присаживаются, раскачивают руками и тихо произносят звуки).

Логопед в произвольном порядке 6—8 раз говорит: «Ветер», «Ветерок», а дети выполняют соответствующие действия.

Игра «Лыжники»

Дети стоят у одной стены.

Л о г о п е д. Мы — лыжники. Забрались мы на высокую гору (встают по одну сторону комнаты) и съезжаем с нее. Снег хрустит под лыжами: «Шух-шух-шух» (дети повторяют звукосочетания). Если лыжник упадет, то все скажут: «Бух».

Едет первый лыжник (ребенок имитирует езду и произносит звукосочетания).

Упал (все дети произносят: «Бух», ребенок присаживается у другой стены комнаты).

Такая работа проводится со всеми детьми в быстром темпе.

 

ЗАНЯТИЕ 23

Программное содержание. Развивать речевое внимание и фонематический слух детей.

Материал. Большой и маленький кружки любого цвета.

Ход занятия 

Игра «Волшебные колокольчики»

Л о г о п ед. Колокольчики умеют петь разные песенки. Маленькие колокольчики (показ маленького кружка) звенят: «Диль-диль-диль» (дети повторяют звукосочетания), большие (показ большого» круга) звенят: «Дил-дил-дил» (дети повторяют).                                                                     

Логопед делит детей на две группы — большие и маленькие колокольчики. Они встают друг против друга.

Л о г о п е д. Я— дирижер. На какие колокольчики я покажу, те зазвенят.

Логопед показывает 4 раза то на одну, то на другую команду, и дети выполняют игровые действия. Затем меняются ролями, и игра повторяется.

Теперь большие колокольчики будут петь: «Тин-тин-тин», а маленькие: «Тинь-тинь-тинь» (команды выполняют упражнение по 2 раза, меняются ролями, и игра повторяется).

 

ЗАНЯТИЕ 24

Программное содержание. Развивать речевое внимание детей.

Материал. Фланелеграф и картинки: помидор, пароход, тарелка, виноград, корова, шарик, лягушка, петушок, медвежонок, ежик, яблоко, белочка, цыпленок, колесо; кукла.

Ход занятия

Игра «Жуки»

Л о г о п е д. Мы будем жуками. Жуки жужжат: «Жж-ж-ж» (дети повторяют звуки).

— Полетели жуки, зажужжали (дети жужжат), сели на! «листочки» (присаживаются).

— До кого я дотронусь, тот полетит (можно дотрагиваться до 2—3 детей) и потом сядет на «листок».

В игре должны принять участие все дети.

Упражнение «Будь внимательным»

Л о г о п е д. У меня на фланелеграфе картинки. Вы с куклой будете их называть: кукла начнет слово, а вы его закончите. Например, кукла скажет: «Поми» (показ на помидор), а вы скажете «дор», получится «помидор».

Слова для работы: па-роход, та-релка, вино-град, ко-рова, ша-рик, ля-гушка, пету-шок, медве-жонок, е-жик, яб-локо, бе-лочка, цып-ленок, ко-лесо (после того, как дети дополнят слово, логопед произносит его целиком).

 

ЗАНЯТИЕ 25

Программное содержание. Развивать речевое внимание, речевое дыхание и артикуляционный аппарат детей.

Материал. Фланелеграф и картинки с изображением куклы, кубика, машины, телефона, мячика, пирамидки; пособие для игры-соревнования «Чья бабочка дальше полетит?»

Ход занятия

Игра-соревнование «Чья бабочка дальше полетит?»

(См. конспект занятия 2).

Словесная игра «Мишка ленится»

Л о г о п е д. Мишка ленится и плохо произносит слова. Давайте научим его говорить их по частям. Мишка, скажи: «Кук-ла» (мишка произносит быстро, неотчетливо). Нет, мишка, ты сказал плохо. Сейчас дети тебя научат говорить слова по частям. Давайте хлопать на каждую часть слова: «Кук-ла» (2 хлопка).

Подобным образом дети называют другие предметы: кубик, ма-ши-на, те-ле-фон, мя-чик, пи-ра-мид-ка (мишка повторяет каждое слово).

М и ш к а (предлагая детям поиграть с ним). Я умею ходить вот так (показ), походите так же... Я люблю есть мед. Его я ем вот так (широким языком проводит около ладони — «слизывает» мед). Оближите губы... зубы... (с открытым и закрытым ртом) Я рычу: «Гр-гр-гр». Порычите так же. (Дети выполняют названные действия.)

Мишка прощается с детьми.

 

ЗАНЯТИЕ 26

Программное содержание. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Материал. Фланелеграф и картинки с изображением гриба, паровоза, Буратино, мишки, барабана, матрешки.

Ход занятия

Игра «Падают листья» (см. конспект занятия 5).

Игра «Заводные игрушки»

Л о г о п е д (показывая картинки на фланелеграфе). Это заводные игрушки, говорящие. Они заводятся ключом так: «Гри-гри-грибок» (дети и логопед имитируют, что заводят игрушки ключом, дважды повторяют первый слог и все слово). 

Такая работа проводится со всеми словами-названиями: па-па-паровоз, Бу-Бу-Буратино, ми-ми-мишка, ба-ба-бара-бан, мат-мат-матрешка.

 

ЗАНЯТИЕ 27

Программное содержание. Развивать фонематический слух и речевое внимание детей.

Материал. Фланелеграф и картинки с изображением зебры, зайца, козы, зеркала, розы, корзины; синий и зеленый кружки одного и того же диаметра.

Ход занятия

Игра «Пчелы и мухи»

Логопед делит детей на две группы: пчел и мух.

Л о г о п е д. Вспомните, как гудят пчелы («З-з-з-з»). А мухи гудят: «Зь-зь-зь-зь» (дети повторяют). Полетели пчелы и загудели... сели на цветы и собирают нектар — сладкий сок из цветов, потом будет из него мед (дети присаживаются). Полетели мухи и загудели... сели на травку...

Дети меняются ролями, и игра повторяется.

Упражнение «Где живут песенки?»

Л о г о п е д (вывешивая на фланелеграфе картинки). Я буду называть предметы и в словах буду петь песенки пчел или мух (произносить все слова с выделением звуков «з» и «зь»). Вы слышали песенки пчел (называет слова со звуком «з»), потому что в словах есть звук «з». В других словах (называет слова со звуком «зь») есть звук «зь». «3» произносится твердо (дети повторяют звук), а «зь» произносится мягко (дети произносят звук). «3» и «зь» — братцы: «з» — большой братец, «зь» — маленький братец. Картинки со звуком «з» будем ставить возле синего кружка, со звуком «зь» — возле зеленого.

Логопед вызывает ребенка, он называет предмет, затем вместе с воспитателем повторяет слово с выделением звука «з» или «зь», ставит картинку возле соответствующего кружка.

Такая работа проводится со всеми словами-названиями.

 

ЗАНЯТИЕ 28

Программное содержание. Развивать фонематический слух и артикуляционный аппарат детей.

Ход занятия

Игра «Балалайки»

Логопед делит детей на две группы — большие и маленькие балалайки.

Л о г о п е д. Маленькие балалайки поют: «Лю-лю-лю» (показ действий при игре), большие балалайки поют: «Лу-лу-лу». Я — дирижер.

Логопед показывает, какие балалайки (большие или маленькие) должны играть. Дети имитируют игру и произносят звукосочетания (2—3 раза). Затем меняются ролями, и игра повторяется.

Упражнение «Послушный язычок»

Л о г о п е д. Давайте вспомним, чему мы научили наш язык. Он умеет быть широким (язык опускается за нижнюю губу); может стать узеньким — уколите пальчик... может облизывать зубы (с открытым и закрытым ртом), губы (с приоткрытым ртом, с широко раскрытым). Он умеет делать желобок, дразнить кошку (дети выполняют соответствующие упражнения, знакомые им по предыдущим занятиям). Язык стал послушным, погладьте его зубами.

Все упражнения повторяются по 2 раза.

 

ЗАНЯТИЕ 29

Программное содержание. Развивать фонематический слух и речевое внимание детей.

Ход занятия

Игра «Самолеты»

Л о г о п е д. Перед полетом мотор самолета проверяют — его заводят. У больших самолетов мотор поет: «Др-др-др-ррр» (дети повторяют), у маленьких — «Дрь-дрь-рьрьрь» (дети повторяют).

Дети делятся на две группы: большие и маленькие самолеты.

По сигналу: «Летят большие самолеты» первая группа «заводит» мотор и «отправляется в полет», затем садится на аэродром. Эти же задания после сигнала выполняет вторая команда.

Игра проводится 2 раза, дети меняются ролями, и игра повторяется.                                                  

Игра «Будь внимательным» (в кругу с мячом)

Л о г о п е д. Большой мотор пел: «Рррр», маленький — «Рьрьрь». Эти песенки живут в разных словах. Эти звуки — братцы. «Р» — большой братец, «рь» — маленький братец. Я буду называть разные слова. На каждое слово передавайте мяч по кругу. Если услышите песенку большого самолета «Рррр», перебросьте мяч мне (дети выполняют задание). А теперь перебрасывать мяч будете, когда услышите в слове звук «рь» (выполняют).

 

 ЗАНЯТИЕ 30

Программное содержание. Развивать речевое внимание детей;

Материал. Фланелеграф и картинки с изображением санок, синицы, поросенка, листа; зеленый и синий круги; три сюжетные картинки.

Ход занятия

Игра «Телефон»

На столе три картинки. Примерные сюжеты: мальчик пылесосит пол, девочка поливает цветы, мальчик кормит птицу. Трое детей встают в ряд. Логопед говорит предложение (по сюжету одной из картинок) последнему ребенку в ряду (на ухо), тот — соседу и т.д. Последний ребенок идет к столу, громко произносит предложение и показывает картинку.

Игра повторяется 3 раза.

Игра «Насос» (в кругу)

Л о г о п е д. Мы будем надувать насосом шину от колеса машины. Если она плохо надута, машине трудно ехать.

— Надуем шину от большой машины: «С-с-с-с» (дети имитируют движения насоса и произносят звуки). Надуем шину от игрушечной машины: «Сь-сь-сь-сь» (дети выполняют действия).

Игра повторяется 2 раза.

Л о г о п е д (выставляет на фланелеграф картинки). Когда мы надували большую шину, то насос пел: «С-с-с»; когда игрушечную шину — «Сь-сь-сь». Эти песенки есть в словах-названиях этих предметов (называет слова с выделением звуков). Я долго тянула звуки «с» и «сь». «С» — большой братец, «сь» — маленький братец.

Вызывает ребенка, который называет предмет, долго тянет в слове звук «с» или «сь», ставит картинку после соответствующего кружка (например, зеленый круг — «с», синий — «сь»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики с детьми 5-6 лет"

В течении недели используется по два комплекса, а весь комплекс упражнений рассчитан на месяц....

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

На современном этапе идет активный поиск межпредметных связей и использованию их в дифференцированном коррекционном обучении. Поэтому встал вопрос об использовании интегрированного подхода в проведени...

Примерный комплекс упражнений для физических занятий и утреней гимнастики.

Примерный комплекс упражнений для физических занятий и утреней гимнастики....

Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики с детьми 5-6 лет

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.Цель артикуляционной гимнастики  - выработка полноценных движений и определенн...