Игровые методы работы в логопедической практике
статья по логопедии по теме

Сухорукова Татьяна Юрьевна

В данной работе говорится о значимости использования игровых приёмов на логопедических занятиях..Описываются примерные игры в работе логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_metody_raboty_v_logopedicheskoy_praktike.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые методы работы в логопедической практике

Процесс развития речи – явление сложное и многостороннее. Речь не является

врожденной способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. Решающую роль в предупреждении нарушений речевого развития играет максимально ранняя коррекционно- воспитательная работа, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребёнка.  

    Научные исследования и практический опыт доказывают, что устранять дефекты                                        звукопроизношения детей необходимо в дошкольном возрасте, так как именно в это      время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью. Если своевременно не решить эту проблему, то нарушаться условия для дальнейшего  полноценного развития ребёнка. Логопедические дети не усваивают общественный опыт спонтанно, особенно в раннем возрасте. Учёные, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии речи, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности, где особое место принадлежит целенаправленной организации коррекционно- развивающих игр.  Л. С. Выготский, исследуя проблемы обучения, писал:« Если школьник обучается по программе, предложенной ему взрослыми, то дошкольник принимает эту программу в той мере, в какой она станет его собственной. Для того, чтобы ребёнок сделал ту или иную программу своей, необходимо использовать те виды деятельности, которые привлекают его, соответствуют его возрасту ».

   К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка. Игра - один из тех видов детской деятельности, которые исследуются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Игра- это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение.

Игровой метод- это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребёнку получить собственный опыт.

Общая цель коррекционно- развивающей работы- освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.

Коррекционная работа над звукопроизношением у детей состоит из трёх этапов:

  1. развитие моторики речевого аппарата;
  2. отработка правильного произношения звуков ( постановка звуков);
  3. автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.

Известно, что самым трудным и длительным является третий этап. Как правило, гораздо быстрее и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиваться правильного произношения звуков, чем ввести эти « здоровые » звуки в повседневную речь детей, где отсутствует контроль со стороны специалистов. Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер.

Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребёнок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы, не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку.

Преодоление недостатков произношения требует определённой системы  и особых методов коррекционной работы. Методика занятий строится с учётом принципа постепенности перехода от лёгкого к  трудному, от простого к сложному. Большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем (тактильные, зрительные, слуховые, кинестетические анализаторы), что способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций. Так работа над развитием переключаемости органов артикуляционного аппарата, направленная на преодоление трудности в освоении слоговой структуры слов, сочетается с движением пальцев рук, выработкой правильного дыхания и интонационной выразительности голоса. Закрепление поставленного звука в словах сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а так же овладением навыков звукослогового анализа и синтеза. В период работы по автоматизации звуков в предложениях и связной речи большое внимание уделено развитию воображения. Сочинение чистоговорок, небылиц, загадок, самостоятельное придумывание заданий способствует развитию творческой активности ребёнка. В подготовительный период и на этапе постановки звука больше внимания уделяется развитию артикуляционной моторики, речеслухового внимания, формированию речевого дыхания, коррекции голоса, развитию познавательных процессов, тогда как на этапе автоматизации звука главное- развитие речевой активности ребёнка и формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Обязательные условия учитываемые на занятии:

- создание игровой ситуации, в результате которой у ребёнка повышается мотивация;

- установление доброжелательного контакта с ребёнком;

- учёт общего фона настроения и состояния ребёнка;

- создание ситуации успеха;

  На первых этапах занятий игры направлены на:

1. развитие длительного направленного выдоха ( резкого или плавного), например такие                                 игры, как « Сдуй божью коровку с листочка», « Зановесочка», « Ладошки замёрзли »,            « Дымок паровоза», « Погаси свечу»,« Мыльные пузыри», « Забей гол в ворота»,                                        « Лодочка », « Песенка » и т.д.

2. развитие мелкой моторики ( сейчас огромное количество книг с пальчиковыми играми.)

  3. развитие слухового внимания ( развивать умение определять направление звука,      устойчивость  слухового внимания- определить предмет по звучанию, выполнять действия согласно различному звучанию), такие игры, как « Где звенит колокольчик?»,    « Что звучит в коробочке?», « Куда бросили снежок» ( под словесную инструкцию выполнять движения),« Хлопни так же как я », « Найди такую же коробочку» и т.д.

 4.развитие артикуляционной моторики ( развивать подвижность языка; переключать              движения языка; развивать точные движения языка; развивать умение напрягать и расслаблять мышцы  языка и т.д. )- разнообразные сказки о весёлом язычке.

На следующих этапах работы игры на коррекционных занятиях направлены на:

5.развитие лексики и грамматики (обогащать и активизировать словарь; развивать грамматический строй речи; составлять 2х-3хсловные предложения)- богаты материал по этому разделу имеется в книге Скворцовой  « Логопедические игры» и т.д.

6. развитие звукового анализа и синтеза, через такие игры, как « Конструктор слов »,

«Магазин», «Назови первый (последний) звук», « Звук заблудился »,« Место звука в слове», « Какой звук во всех словах » и т.д.

7. развитие фонематического восприятия (развивать умение дифференцировать сходные звуки ), такие игры, как « Твёрдый – мягкий », « Рифмушки», « Волшебный домик »,        

« Сравни слова» и т.д.

  8.игры на профилактику дисграфии, это « На что похоже буква?», « Найди все правильные буквы », « Чего у буквы не хватает?» ,  « Сложи букву» и т.д.

     Работая в этом направлении, я сделала следующие выводы о значении игр в развитии детей с нарушениями речи.

  1. Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
  2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
  3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
  4. Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.
  5. Помогают проводить работу над развитием просодических ( мелодико- интонационных ) компонентов речи.
  6. Игры развивают и нормализуют эмоционально- волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

  Задача логопеда совместно с родителями убедить  ребёнка в том, что речь можно исправить, можно помочь ребёнку стать  таким, как все. Важно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными, как урок, а должны стать интересной игрой.

                                                   Литература

  1. Белобрыкина, О.А. Речь и общение: пособие для педагогов – Ярославль:                 « Академия развития », 1998.- 240с.
  2. Воробьёва, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические игры – СПб.: Санкт- Петербург,  изд. Дом ЛИТЕРА, 2009. – 63с.
  3. Смирнова, Л.Н. Логопедия: пособие для логопедов – М.: « Мозаика – Синтез »,

2004. – 56с.

            4. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В., Коррекция нарушений речи: программа                              дошкольных  образовательных учреждений компенсирующего вида – М.:  

« Просвещение» , 2009. – 272с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Игровые методы работы в логопедической практике"

Вработе описываются игровые методы, которые используются при работе в логопедической группе, подобраны и описаны игры на развитие правильного восприятия речи, на развитие фонематического слуха, игры д...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ «Игровые методы работы в логопедической практике»

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, бол...

Игровые методы работы в логопедической практике с детьми дошкольного возраста

Игровые методы работы в логопедической практике с детьми дошкольного возраста....

“Игровые методы работы в логопедической практике”

“Игровые методы работы в логопедической практике” Содержание:1.Введение.Речь ребенка как средство передачи информации.От чего зависит правильное произношение.Средства развития правильной дикции.2...

Игровые методы работы в логопедической практике

Игровые методы работы в логопедической практике...

Статья "Игровые методы работы в логопедической практике"

Статья "Игровые методы работы в логопедической практике"...