Статья для учителей-логопедов: "Дидактическая игра как основной метод обучения чтению в группах с ОНР и ФФН"
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Махмудова Гульфия Аббясовна

Используя дидактические игры, можно сделать процесс обучения чтению навыком смыслового чтения не только эффективным и простым, но и интересным для ребенка. Такая система построения процесса обучения помогает предотвратить возможность возникновения дисграфических и дислексических расстройств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение ЦРР – детский сад №173

Методическое объединение учителей-логопедов

Железнодорожного района

Доклад для учителей-логопедов от 04.02.12 г.

Тема: Дидактическая игра как основной

метод обучения чтению в группах для детей

с ОНР и ФФН.

Провела:

Учитель-логопед Махмудова Г.А.

Самара

2012 г.

 

Тема: Дидактическая игра как основной

метод обучения чтению в группах для детей

с ОНР и ФФН.

Дети в старшей и подготовительных группах детского сада с речевыми нарушениями имеют следующие особенности:

•        звукопроизношение нарушено;

•        фонематическое восприятие (различение на слух близких по произношению звуков) не сформировано;

•        слоговая структура слова (сохранение порядка и количества слогов в слове при его произнесении) нарушена;

•        словарь бедный с преобладанием существительных и глаголов;

•        речь фразовая, но с аграмматизмами (нарушением согласования слов предложении);

•        в разговорной речи преобладают простые нераспространенные предложения.

Такой характер нарушений соответствует III уровню ОНР по психолого-педагогической классификации Р.Е. Левиной.

Известно, что даже элементы ОНР могут в той или иной степени оказывать отрицательное влияние на способность ребенка приобретать новые знания, умения и навыки, усваивать школьную программу.

Важным моментом при подготовке к школе такого ребенка становится выбор методов обучения.

Самый эффективный метод – использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника. Таким образом у дидактической игры две цели:

•        обучающая – которую преследует взрослый;

•        игровая, ради которой действует ребенок.

Необходимо, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Поэтому задания, направленные на формирование навыка звукового анализа и синтеза. Обучения чтению, развитие речи должны даваться в игровой форме.

Дидактические игры должны быть построены по следующим принципам:

•        Д/и должна опираться на программный материал;

•        Д/и должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительного и тактильного);

•        назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игры должны быть ясны и понятны детям;

•        пособия, используемые логопедом и воспитателями при проведении Д/и, должны быть внешне привлекательными;

•        условия игры и количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.

Дидактическая игра должна быть основным методом при обучении чтению в группах для детей с ОНР и ФФН.

Процесс обучения чтению – достаточно однообразное и монотонное занятие, связанное с механическим заучиванием графического изображения букв алфавита, так как данная знаковая система для ребенка не имеет никаких зрительных ассоциаций, а также с кропотливым обучением навыкам слияния букв в слоги и слова при чтении. Особенно важен вопрос смыслового чтения, так как часто ребенок механически соединяет буквы в слоги, слоги в слова, слова в предложения, не понимая при этом ничего из прочитанного. Часто из-за этого процесс обучения чтению становится не только тяжелым для обучающего, но и трудным, малопонятным и, следовательно, неинтересным для обучаемого.

Поэтому система обучения чтению должна строится с учетом ведущей деятельности возраста, каковой является игровая деятельность. Используя Д/и можно сделать процесс обучения чтению, навыкам смыслового чтения не только эффективным и простым, но и интересным для ребенка. Такая система построения процесса обучения помогает предотвратить возможность возникновения дисграфических и дислексических расстройств.

Игры, используемые при обучении чтению систематизированы в зависимости от целей обучения. Они разделены на следующие блоки:

I. Игры на подготовительном этапе – при обучении навыкам звукового анализа и синтеза.

В этот блок входят следующие игры:

1.        «Звуковая линейка» - «Киндер-сюрприз» ходит в гости к определенному звуку слова;

2.        «Песенки звуков» - сказки о том, как звуки ходили к друг другу в гости [к]        [о];

3.        «Измени слово» (кот – кит);

4.        «Цепочка изменений» (дачка-пачка-почка-точка и т. д.);

5.        «Строители» - собирать и разбирать слово по звукам кот – [к]-[о]-[т];

6.        «Составь схему»;

7.        «Звуковой мячик» - взрослый кидает мячик с вопросом, а дети возвращают с ответом;

8.        «Ловушка» - характеристика согласного звука;

9.        «Подбери словечко» - по схеме.

II. Д/и на этапе обучения слогоделению

1.        «Сломанный телевизор»;

2.        «Хлопки»;

3.        «Прошагай слово»;

4.        «Посели слово»;

5.        «Строители»;

6.        «Отыщи картинку»;

7.        «Ударный слог».

III. Д/и на этапе обучению чтению.

1.        «Учим буквы в стихах»;

2.        «Техники» - «Ремонтируем» сломанные буквы;

3.        «Одинаковое – разное»;

4.        «Узнай букву»;

5.        «Распутай буквы»;

6.        «Зеркало»;

7.        «Слоговые таблицы»;

8.        «Допиши»;

9.        «Допиши словечко»;

10.        «Восстанови словечко»;

11.        «Лото»;

12.        «Исправь словечко»;

13.        «Придумай словечко»;

14.        «Собери словечко»;

15.        «Допиши предложение»;

16.        «Исправь предложение»;

17.        «Составь предложение».

В результате такой работы дети с нарушениями речи достаточно быстро овладевают навыками смыслового чтения. И только после этого ставится задача улучшения техники чтения, чем и занимается школа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для воспитателей "Игра как основной метод развития личности дошкольника"

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их ...

Статья: Игра, как основная форма обучения специальным двигательным навыкам в водной среде детей дошкольного возраста

Игра способствует повышению эмоциональности купания; совершенствованию плавательных умений и навыков в изменяющихся условиях игры; комплексному совершенствованию физических (сила, ловкость, быстрота, ...

Статья на тему: "Игра как основная форма обучения детей правилам безопасного движения на дорогах"

Правила дороного движения одинаковы для детей и взрослых ,но знания,умния и навыки полученные в детстве запоминаются легче и остаются на всю жизнь.Именно по этой причине обучение детей ПДД целесообраз...

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Одной из важных форм логопедического воздействия при работе с де...

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Одной из важных форм логопедического воздействия при работе с де...

Статья по теме "Игра как основной метод обучения иностранному языку на раннем этапе"

Начиная изучать иностранные языки ещё в дошкольном учреждении, у ребёнка так развивается процесс мышления, что чужой язык еще кажется ему несложным. Усваивая иностранный язык в период, когда происходи...