Статья для учителей-логопедов: "Дидактическая игра как основной метод обучения чтению в группах с ОНР и ФФН"
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Махмудова Гульфия Аббясовна

Используя дидактические игры, можно сделать процесс обучения чтению навыком смыслового чтения не только эффективным и простым, но и интересным для ребенка. Такая система построения процесса обучения помогает предотвратить возможность возникновения дисграфических и дислексических расстройств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение ЦРР – детский сад №173

Методическое объединение учителей-логопедов

Железнодорожного района

Доклад для учителей-логопедов от 04.02.12 г.

Тема: Дидактическая игра как основной

метод обучения чтению в группах для детей

с ОНР и ФФН.

Провела:

Учитель-логопед Махмудова Г.А.

Самара

2012 г.

 

Тема: Дидактическая игра как основной

метод обучения чтению в группах для детей

с ОНР и ФФН.

Дети в старшей и подготовительных группах детского сада с речевыми нарушениями имеют следующие особенности:

•        звукопроизношение нарушено;

•        фонематическое восприятие (различение на слух близких по произношению звуков) не сформировано;

•        слоговая структура слова (сохранение порядка и количества слогов в слове при его произнесении) нарушена;

•        словарь бедный с преобладанием существительных и глаголов;

•        речь фразовая, но с аграмматизмами (нарушением согласования слов предложении);

•        в разговорной речи преобладают простые нераспространенные предложения.

Такой характер нарушений соответствует III уровню ОНР по психолого-педагогической классификации Р.Е. Левиной.

Известно, что даже элементы ОНР могут в той или иной степени оказывать отрицательное влияние на способность ребенка приобретать новые знания, умения и навыки, усваивать школьную программу.

Важным моментом при подготовке к школе такого ребенка становится выбор методов обучения.

Самый эффективный метод – использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника. Таким образом у дидактической игры две цели:

•        обучающая – которую преследует взрослый;

•        игровая, ради которой действует ребенок.

Необходимо, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Поэтому задания, направленные на формирование навыка звукового анализа и синтеза. Обучения чтению, развитие речи должны даваться в игровой форме.

Дидактические игры должны быть построены по следующим принципам:

•        Д/и должна опираться на программный материал;

•        Д/и должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительного и тактильного);

•        назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игры должны быть ясны и понятны детям;

•        пособия, используемые логопедом и воспитателями при проведении Д/и, должны быть внешне привлекательными;

•        условия игры и количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.

Дидактическая игра должна быть основным методом при обучении чтению в группах для детей с ОНР и ФФН.

Процесс обучения чтению – достаточно однообразное и монотонное занятие, связанное с механическим заучиванием графического изображения букв алфавита, так как данная знаковая система для ребенка не имеет никаких зрительных ассоциаций, а также с кропотливым обучением навыкам слияния букв в слоги и слова при чтении. Особенно важен вопрос смыслового чтения, так как часто ребенок механически соединяет буквы в слоги, слоги в слова, слова в предложения, не понимая при этом ничего из прочитанного. Часто из-за этого процесс обучения чтению становится не только тяжелым для обучающего, но и трудным, малопонятным и, следовательно, неинтересным для обучаемого.

Поэтому система обучения чтению должна строится с учетом ведущей деятельности возраста, каковой является игровая деятельность. Используя Д/и можно сделать процесс обучения чтению, навыкам смыслового чтения не только эффективным и простым, но и интересным для ребенка. Такая система построения процесса обучения помогает предотвратить возможность возникновения дисграфических и дислексических расстройств.

Игры, используемые при обучении чтению систематизированы в зависимости от целей обучения. Они разделены на следующие блоки:

I. Игры на подготовительном этапе – при обучении навыкам звукового анализа и синтеза.

В этот блок входят следующие игры:

1.        «Звуковая линейка» - «Киндер-сюрприз» ходит в гости к определенному звуку слова;

2.        «Песенки звуков» - сказки о том, как звуки ходили к друг другу в гости [к]        [о];

3.        «Измени слово» (кот – кит);

4.        «Цепочка изменений» (дачка-пачка-почка-точка и т. д.);

5.        «Строители» - собирать и разбирать слово по звукам кот – [к]-[о]-[т];

6.        «Составь схему»;

7.        «Звуковой мячик» - взрослый кидает мячик с вопросом, а дети возвращают с ответом;

8.        «Ловушка» - характеристика согласного звука;

9.        «Подбери словечко» - по схеме.

II. Д/и на этапе обучения слогоделению

1.        «Сломанный телевизор»;

2.        «Хлопки»;

3.        «Прошагай слово»;

4.        «Посели слово»;

5.        «Строители»;

6.        «Отыщи картинку»;

7.        «Ударный слог».

III. Д/и на этапе обучению чтению.

1.        «Учим буквы в стихах»;

2.        «Техники» - «Ремонтируем» сломанные буквы;

3.        «Одинаковое – разное»;

4.        «Узнай букву»;

5.        «Распутай буквы»;

6.        «Зеркало»;

7.        «Слоговые таблицы»;

8.        «Допиши»;

9.        «Допиши словечко»;

10.        «Восстанови словечко»;

11.        «Лото»;

12.        «Исправь словечко»;

13.        «Придумай словечко»;

14.        «Собери словечко»;

15.        «Допиши предложение»;

16.        «Исправь предложение»;

17.        «Составь предложение».

В результате такой работы дети с нарушениями речи достаточно быстро овладевают навыками смыслового чтения. И только после этого ставится задача улучшения техники чтения, чем и занимается школа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для воспитателей "Игра как основной метод развития личности дошкольника"

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их ...

Статья: Игра, как основная форма обучения специальным двигательным навыкам в водной среде детей дошкольного возраста

Игра способствует повышению эмоциональности купания; совершенствованию плавательных умений и навыков в изменяющихся условиях игры; комплексному совершенствованию физических (сила, ловкость, быстрота, ...

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Одной из важных форм логопедического воздействия при работе с де...

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Одной из важных форм логопедического воздействия при работе с де...

«Игра как основной метод коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения»( из опыта работы учителя-дефектолога)

У детей с нарушением зрения наблюдается нарушение умственного развития, речи, двигательной сферы. Однако, значительное снижение  зрения отрицательно сказывается, прежде всего, на процессе во...

Статья по теме "Игра как основной метод обучения иностранному языку на раннем этапе"

Начиная изучать иностранные языки ещё в дошкольном учреждении, у ребёнка так развивается процесс мышления, что чужой язык еще кажется ему несложным. Усваивая иностранный язык в период, когда происходи...