План-конспект мастер-класса "Использование информационно - коммуникативных технологий в коррекционно - развивающей работе учителя-логопеда"
план-конспект урока по логопедии по теме

Представлен конспект мастер-класса для логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass2.doc930 КБ

Предварительный просмотр:

Городское методическое объединение учителей-логопедов г.Черногорска

План-конспект  мастер-класса  

Использование информационно - коммуникативных технологий в коррекционно - развивающей работе учителя-логопеда

 

                                                      Учитель-логопед МБДОУ ЦРР – детский сад «Радуга»,

Есютова Валентина Николаевна

Черногорск 2013


Актуальность

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей коррекции. В настоящее время в системе коррекционного дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационно - коммуникационных технологий, в первую очередь компьютерных. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические группы, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично и научно. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Специальные обучающие программы в детские сады доставляются достаточно редко. И выходом из такого положения может стать создание собственных слайд - фильмов и компьютерных презентаций, разработанных педагогом с учётом особенностей развития их воспитанников.


Теоретическое обоснование

Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.). Важность и необходимость внедрения ИКТ - технологий в процесс обучения отмечаются международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс»

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Теоретическую основу моего опыта составили: концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых расстройств (Р.Е.Левина, А.Н. Корнев); деятельностный подход в обучении (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); концепция применения компьютерных учебных средств (В.В.Давыдов, В.В.Рубцов, И.А. Морев и др.); концептуальные основы применения информационных технологий в специальном образовании (О.И.Кукушкина).

Сегодня я хочу поделиться опытом, как ИКТ помогают мне в работе. Я вижу их необходимость для себя и для детей.


Описание демонстрируемой технологии

Данная работа проводилась с детьми на протяжении двух лет 2010-2012г. Занятия с использованием компьютера, проводились при соблюдении определенных условий для сбережения здоровья ребенка (соблюдение СанПиНов):

  1. использование новых моделей компьютера;
  2. занятия с использованием компьютера следует проводить с дошкольниками 5-7 лет не чаще 3 раз в неделю по 10-15 минут не более 1 раза в день.
  3. включать в занятия учителя-логопеда игры, направленные на профилактику нарушений зрения;
  4. во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд;
  5. недопустимо использования одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Следовательно, использовать компьютер на подгрупповых и фронтальных занятиях можно только при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора или достаточно большого телевизора.

На занятиях использовались специальные обучающие компьютерные программы: (фото игр представлено в приложении)

  1. «Игры для Тигры»;
  2.  «Развитие речи. Учимся говорить правильно» (ООО «Новый диск» 2008);
  3.  «Домашний логопед» (практический курс);
  4. «В помощь логопеду «Общее недоразвитие речи»».

Я расскажу и поиграю с Вами в мои любимые игры.

 «Игры для Тигры» - Логопедическая программа. Ее применение делает процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. В программе более 50 упражнений, собранных в четыре больших блока: Фонематика, Просодика, Лексика, Звукопроизношение.

Упражнения блока «Просодика» направлены на коррекцию следующих просодических характеристик речи:

  1. длительность и сила речевого выдоха; («Воздушный змей» «Кораблик»)
  2. громкость и тембр голоса; («Машина», «Дом»)
  3. темпо – ритмичность; эти упражнения я также использую для автоматизации звука (изолированного произношения и в слогах) («Муравей»)
  4. интонационная выразительность; («Пузыри»)
  5. четкость и разборчивость речи. («Облако»)

Работа с упражнениями блока «Звукопроизношение» позволяет развивать эфферентное (развитие моторных свойств органов артикуляции) и афферентное двигательное звено речевой системы.

    Блок «Фонематика» компьютерной логопедической программы «Игры для Тигры» направлен на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей с нарушениями речи. (звуки-«Звук А», анализ-«Составь слово», синтез-«Слова из 3-6 букв»)

«Лексика» данный блок направлен на коррекцию лексико-грамматических нарушений речи у детей. Блок включает в себя три модуля. Упражнения внутри каждого модуля позволяют организовать коррекционную работу по определенному направлению. («Что из чего?», «Действия», «Признаки», «Профессии»)

(проигрывание перечисленных игр с участниками мастер-класса)

«Развитие речи. Учимся говорить правильно», игры направлены на развитие фонематического слуха, разбиты на четыре блока: (проигрывание 1-2 игр из каждого блока, игры указаны напротив каждого блока)

1. Неречевые звуки. (птичий двор)

2. Звукоподражание. (музыканты, наш дом)

3. Речевые звуки. (услышь звук [У], помести в ящик звуки [Ц], [С],[Т])

4. Развитие связной речи. (слово-действие, послушай рассказ)

Диски «Домашний логопед», «В помощь логопеду «Общее недоразвитие речи»». (демонстрация)

Также помимо обучающих игр, использовались мультипликационные диски в соответствии с лексической темой. (демонстрация дисков) 

  1. «Чудеса Света с тетушкой Совой и домовёнком Непослухой»;
  2. «Уроки живой природы с тётушкой Совой»;
  3. «Уроки живой природы с тётушкой Совой» (большие и маленькие) и т. д;
  4. «Веселая наука» (истории о зверятах).
  5. «viki.rdf.ru» (детские презентации);

Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе – это доступный и удобный способ быстрого подбора необходимого речевого, литературного материала и его оформление с помощью различных информационных и электронных ресурсов, создание презентаций по автоматизации звуком, лексическим и грамматическим темам. 

Презентация – это:

  1. обучающая электронная звуковая книга с красивыми картинками;
  2. отличное пособие для воспитателей, учителей-логопедов, родителей, позволяющее рассказать ребенку об окружающем мире так, как они сами его видят, не выходя из дома и не летая в дальние страны;
  3. удобный и эффективный способ предоставить малышу информацию об окружающем его мире.

Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.

Мною были разработаны презентации по лексическим и грамматическим темам: слова-антонимы, зимние забавы (стихотворение для заучивания в картинках), именительный падеж, подбор существительных к глаголам, составление простых предложений, употребление местоимений (наш, наша, наши), употребление предлогов (из, под, из-под), составь рассказ по схеме и т.д.. Созданы презентации по автоматизации звуков: Л, Ль, Рь, Сь, Ж, Щ. (выполнение заданий по презентациям с участниками мастер-класса: «слова-антонимы», «относительные прилагательные», «звук [Ль]»)


Описание достижений

Коррекционные логопедические занятия со всей группой проводились в соответствии с программой. На данных занятиях велась работа над развитием фонематического слуха, усвоением лексико-грамматических категорий, расширением и обогащения словарного запаса, формированию связной речи и обучением грамоте. Работа над улучшением звукопроизношения проводилась на индивидуальных занятиях, частота которых определялась тяжестью нарушения. Деятельность в данном направлении за два года позволила добиться отличных результатов. Данные представлены в диаграмме. По результатам ПМПК 100% детей выпушены с чистой речью и нормой речевого развития.

 

В заключение хочется отметить, используя в своей деятельности ИКТ, с целью повышения эффективности процесса коррекционно-логопедического воздействия, я решила следующие задачи:

  1. повысила мотивацию детей к логопедическим занятиям;
  2. сформировала сотрудничество и новые формы общения между ребенком и логопедом;
  3. процесс автоматизации звуков, уточнение и обогащение словарного запаса детей проходил быстрей и интересней;
  4. положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий, как залог успеха.

Говоря о перспективе, я планирую освоить другие компьютерные программы например, «ПервоЛого» - это открытая творческая среда, «компьютерный альбом», разработанный специально для дошкольников и младших школьников. Логопеду «ПервоЛого» позволяет в полном объеме реализовать применение современных информационных и коммуникационных технологий в рамках занятий по обучению грамоте и развитию речи, навыков общения и творческих способностей детей.

Если у вас возникли вопросы, я с радостью на них отвечу.

Рефлексия

Я прошу Вас поделиться со мной вашими впечатлениями от нашей встречи. У вас на столах лежат цветные бумажки, прошу на них написать, ваши пожелания, советы, мнение о проведенном мастер-классе, и опустить их в эту цветную коробочку.

Спасибо за внимание!


Приложение

        

                

        

                

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОНН-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Долженко Д.В. МБДОУ детский сад №12 «Звёздный» г.Тамбова В н...

"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

Рассказывается об актуальности использования ИКТ в работе с детьми, имеющими нарушения речи, варианты использования ИКТ на разных этапах коррекционно-развивающей деятельности. Даётся перечень компьюте...

«Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение зрения».

Стремительное развитие инновационных технологий приводит к их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу образования. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение ...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».

             Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей с...

Использование информационно- коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста

Консультация для воспитателей использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста  информационно- коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возра...

Опыт работы "Здоровьесберегающие образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ"

Опыт работы"Здоровьесберегающие образовательные технологиив коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ"...